Староста нашей группы

Александр Щербаков 5
Все студенты различных институтов наверняка помнят старост своих групп.  Не забыл и я своего старосту, с которым, правда, не поддерживаю постоянной связи. Но вот две девушки из нашей группы с ним периодически перезваниваются, так что кое-какие сведения о своем старосте с очень известным сочетанием имени и отчества я знаю.  Итак, староста 7-й группы Хабаровского государственного медицинского института 1965 года набора, Мотора Владимир Ильич.

С ним я познакомился на первом занятии после месячного пребывания в колхозе.  В тот год нашему институту пришлось пробыть на уборке урожая картофеля немного больше месяца,  занятия начались числа 10 октября.  Не могу точно вспомнить, знали  мы, в какую группу  попали, до отъезда в колхоз, или нет, мне кажется, это стало известно, когда мы вернулись, и приступили к занятиям.  Вначале нас собрали в лекционном зале, прочитали какую-то вводную лекцию, и потом мы разошлись по аудиториям.

В группе нас было 12 человек, 8 девушек и 4 юноши.  Самый представительный юноша оказался и нашим старостой. Володя был примерно одного роста со мной, очень спортивный, с развитой мускулатурой, на котором белый халат чуть не трещал по швам, такой крепкий он был от природы.  Еще об одном сокурснике и одногруппнике, с которым мы подружились,  и до сих пор дружим, Сергее Куракине, у меня есть отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2017/07/14/345 Третьим юношей был Толя Изергин, а четвертым, естественно, я.  О девушках в группе я уже писал в своих воспоминаниях. Вот ссылка на этот материал. http://www.proza.ru/2019/03/16/35

Володя окончил школу в небольшом поселке Дуки, тогда еще Комсомольского района. Позже этот поселок стал относиться к Солнечному району после выделения его из Комсомольского.  Небольшой поселок, я был в нем много позже, и жизнь в нем была такая же, как и у меня, тоже поселкового парня.  Физическую закалку нам давала домашняя работа – напилить и наколоть дрова, натопить печи, наносить воды, вынести помои, разгрести снег зимой, помочь родителям управиться с огородом. Все это было знакомо и мне, так что, познакомившись, мы стали испытывать друг к другу симпатию, и хотя до настоящей дружбы у нас дело не дошло, но взаимное уважение было все годы учебы. Есть такой термин – основательный мужик, он очень подходил для характеристики Володи Моторы.

Итак, начались занятия в институте. Сразу скажу, что образцом студента я никогда не был. Экзамены и зачеты сдавал в основном на 4, редко на 5, не написал ни одной лекции за все шесть лет учебы в институте, частенько прогуливал лекции.  В начальный период у нас не было тех строгостей за пропуск лекций, какие появились в последующие годы. И тут Володя частенько меня выручал, ставил плюсик, даже если меня в этот день не было на лекции.

Но вот что касалась общественной и спортивной жизни, тут я был на высоте.  Участвовал в КВН, защищал честь курса на соревнованиях по легкой атлетике, по волейболу и баскетболу, и даже по тяжелой атлетике.  Именно тяжелой атлетикой и занимался староста нашей группы. Он выступал в среднем, а потом в полутяжелом весе, и не раз становился чемпионом института.  Наш институт неплохо смотрелся  на соревнованиях по тяжелой атлетике на первенство краевого общества «Буревестник», и Володя бывал призером этих соревнований.

Пока не появился институт физической культуры,  все сильнейшие молодые штангисты стремились попасть в СКА, спортивный клуб армии. Там тренировались три самых известных штангиста в Хабаровском крае – Владимир Голованов, Виктор Куренцов и Владимир Каплунов.  Два первых были олимпийскими чемпионами, а вот Каплунов только чемпионом мира, но первым из хабаровчан, кто выиграл чемпионский титул в тяжелой атлетике.

Естественно, до появления института физкультуры сильнейшие студенческие штангисты были в педагогическим институте. А вот второй считалась  сборная мединститута. И наш староста в этой сборной был один из сильнейших.  Я еще в старших классах школы стал поднимать штангу, чтобы накачать силу, которая мне была нужна для более высокого прыжка, который был нужен и в волейболе, и в легкой атлетике.  Поэтому частенько захаживал в зал штанги, чтобы покачать ноги, руки, спину. И видел, как ворочал штангу Володя Мотора. У него были немного слабоваты ноги для его веса, но вот жать штангу с груди у него получалось великолепно. Обычно он и побеждал в жиме, но более слабые результаты в рывке не давали ему подниматься на высшую  ступеньку пьедестала почета на первенстве «Буревестника». Несколько раз за годы учебы я присутствовал на этих соревнованиях, ходил и на первенство края по тяжелой атлетике.  На этих соревнованиях Володя познакомил меня с Разумовским, одним из сильнейших штангистов в полутяжелом весе не только в крае, но и республике.

Наш курс был первым, когда количество мест для выпускников школ было больше, чем для отработавших два годы после школы. Причем соотношение было примерно 70 на 30 процентов, а ранее наоборот.  Молодежь принесла в институт свой еще нерастраченный задор, с нас получила новый импульс художественная самодеятельность, игры в клубе веселых и находчивых, другие формы общественной жизни студентов.  Я на первом курсе занимался в секции волейбола, стал членом сборной команды курса и института.  Выступал на первенство института за сборную своего курса.  Моими товарищами по команде были Боря Шевцов, Саша Стаханов, Боря Павлов, Бойченко, другие парни.  Выступали мы с переменным успехом, были и чемпионами института.

Вообще соревнования на первенство института были по многим видам спорта – по баскетболу и волейболу, по шахматам, тяжелой и легкой атлетике, по лыжам и по другим видам спорта.  Я  не собирался выступать ни в одном виде спорта, кроме волейбола.  Но когда приближалось первенство института по тяжелой атлетике, мой староста предложил выступить и мне, не хватало человека  закрыть вакансию в полусреднем весе.  Это в пределах 75 кг, именно такой вес и был  у меня.

Я не помню, кто еще выступал за курс, кроме меня, Володи Мотора и Сергея Колпакова. Последний поступил в институт, приехав с Сахалина. Был невысокий, но с  очень красивой накаченной  фигурой, выступал в весе до 67 кг.  Он, как и Володя, очень серьезно занимался штангой, имел  первый  разряд.  Сергей учился в 8-й группе, и на многих семинарских  занятиях мы пересекались с ним. Вот два штангиста и уговорили меня выступить, зная, что я обладаю неплохой для любителя техникой подъема штанги.  Я выступил для зачета,  и неожиданно для себя, стал чемпионом института в своем весе, подняв в жиме 80 кг, в рывке 75 кг, и в толчке 100 кг.  Стала чемпионом и сборная нашего курса.

А весной проходило первенство института по легкой атлетике, я выиграл звание чемпиона по прыжкам в длину и  тройным, был в финале бега на сто метров, и по окончанию первого курса, в составе сборной команды института  поехал на соревнования среди медицинских ВУЗов РСФСР в город Ленинград.  Там мы победили в эстафете 4 по сто метров благодаря великолепному бегу моего сокурсника Бориса Тимоненко, лучшего спринтера края.   Поэтому с началом нового учебного года я стал заниматься легкой атлетикой, а в волейбол играл для души, в том числе и на первенство института за курс.

Как известно, на одну стипендию студенту прожить невозможно.  Поэтому многие студенты подрабатывали. Это делал и я, работая сторожем и дворником в детском саду.  А вот Володя Мотора устроился работать в пожарное депо, созданное при Хабаровском нефтезаводе имени Орджоникидзе.  Не так часто, но  возгорания были и на этом пожароопасном производстве.  Работа была ответственная,  и в физическом плане тяжелая. Один только костюм пожарника весил немало, да еще каска, рукавицы, сапоги, тяжелые длинные шланги.  Так что эта работа как раз по физическим данным Володи.  Однажды, когда ему пришлось уехать, он попросил меня заменить его в «пожарке». Переговорил с начальником караула, и мне одно дежурство пришлось поработать вместо Моторы. Как назло, в это дежурство возникло возгорание на ректификационной  колонне. Она является одним из центральных аппаратов технологической установки по первичной переработке нефти или нефтепродуктов. Применение данного аппарата вызвано необходимостью реализации простого способа разделения нефти или ее продуктов на фракции в зависимости от их температур кипения. Такой способ получил название ректификации, а аппарат для проведения данного процесса — ректификационной колонной.

С тех пор я знаю, что такое пожар на нефтеперерабатывающем заводе. Это очень страшное  явление, для кого-то зрелище, а  для пожарников очень опасное. Меня поставили на какой-то последний номер, чтобы я не болтался под ногами.  Процесс пожаротушения занял очень продолжительное время, но все же огонь был побежден.

А много позже мы с Сережей Куракиным стали чемпионами общества «Динамо» среди пожарников. Случилось это весной 1967 года. Я и Сережа занимались легкой атлетикой, только у разных тренеров. Я – у Поддубного, тренера сильнейших прыгунов края в длину и тройным, а Сергей – у Власова, он бегал 400 метров с барьерами.  Тренировались мы на стадионе «Динамо», там очень многие студенты занимались, ведь своего стадиона в обществе «Буревестник» не было ни тогда, нет и сейчас. 

В этот день проводились соревнования среди пожарников.  У них есть несколько отдельных видов, на которых они соревнуются, типа полоса с препятствиями, когда надо пробежать, раскатать пожарный рукав, преодолеть  специальную вышку, которая в те годы стояла на этом стадионе. Но есть и обычные виды королевы спорта – легкой атлетикеи  Вот именно там мы и стали чемпионами «Динамо» в эстафете  4 по сто метров.  Бежать надо было в обычной форме, майке и трусах. Трусы у всех членов команд были разные, о майки у каждой из команд одинаковые. К нам подошел Володя Мотора, который выиграл толкание ядра, и попросил пробежать за команду его пожарного депо.  Мы с Сергеем согласились, нам дали майки, и мы вышли на старт.  Я – на второй этап, Сергей на третий, оба этапа самые дальние от судейской коллегии. А на первом этапе и заключительном, бежали настоящие пожарники. Мы познакомились, и дали кое-какие советы по передачи эстафеты.

В эстафете самое важное не быстро бежать, хотя и это играет значение, но главное – хорошо передать эстафетную палочку, чтобы тот, кто её  получает, был уже на ходу, не стоял на месте.  Обычные пожарники были так далеки от этой премудрости, и мы показали, как надо это делать.  Когда на первом этапе настоящий пожарник подбегал ко мне, я уже начал разгоняться. Взяв палочку, набрал скорость, и сразу оторвался от соперников, которые ждали палочку, стоя как вкопанные.  Когда наберет скорость, я уже половину этапа пробежал. Сережа в беге на вираже еще больше увеличил наше преимущество. Когда на четвертом этапе тоже настоящий пожарник финишировал, вторая команда отставала на 50-60 метров.  Вот так мы с Куракиным выручили нашего старосту, подрабатывающего пожарником.

Володя был очень порядочным человеком, никогда не предавал и не подставлял кого-нибудь из группы, брал на себя ответственность. За это мы все его уважали. Учился он неплохо, звезд с неба не хватал, но все в нашей группе так учились. Только некоторые девчонки, которые зубрили все учебники, учились чуть лучше, но закоренелых отстающих в нашей группе не было.  Все, кто поступил в тот год, и учился в 7-й группе, закончили институт. Бывали у нас и другие студенты, которые добавлялись, а потом выбывали, но костяк группы был неизменным.

Все мои студенческие фотографии были сделаны Сережей Куракиным, он был официальным фотографом в институте.  Так что в моем архиве есть немало таких, где мы изображены с Володей Мотора. И на первомайской демонстрации, и на занятиях по лечебной физкультуре, и во время операции собачке, где я был оперирующим хирургом, а Володя – ассистентом. Куракин давал наркоз бедной собачке, для которой это была не первая операция студентов.  Так получилось после окончания института, что Володя Мотора стал работать хирургом,  Сергей Куракин анестезиологом, а я врачом-рентгенологом. Но навыки хирургии пригодились и мне во время дежурств в травматологическом пункте.

На шестом курсе Володя один из последних в нашей группе женился. Его избранница  не была из системы здравоохранения, наша группа познакомилась с ней во время свадьбы. Не пойти на свадьбу к своему старосте было бы кощунством., так что пришли все.  Свадьба была обычной, без каких-то изысков, в кафе. После свадьбы Володя переехал из общежития на квартиру к жене.

Володя по распределению после окончания института отработал врачом урологом на периферии, а мы с Сережей три года служили на флоте. Он – в Севастополе, я на Тихоокеанском флоте во Владивостоке.  После демобилизации стали работать в городских больницах Хабаровска, а Володя в хирургическом отделении краевой больницы. Там мы ним встретились, когда мой отец с непонятным диагнозом попал в отделение. Подозревали аппендицит,  уже была назначена операция,  и я пришел проведать отца. Володя в это  день дежурил. Как положено, он сделал вечерний обход, уделяя особое внимание тем больным, которых на следующий день должны были оперировать.  Увидев меня, он позвал в ординаторскую, и там сказал, что, по его мнению, у отца нет аппендицита, а есть небольшой конкремент, т.е. камешек,  в правом мочеточнике, и показал мне рентгенограмму брюшной полости отца, сделанную накануне.

К этому времени у меня уже было три года работы врачом-рентгенологом, и я согласился, что это не флеболит в  тазу справа, как расценили врачи краевой больницы, а небольшой камешек в устье правого мочеточника, который и дает болевые приступы.  На утро Мотора высказал наше общее с ним мнение, отца не стали оперировать, и через несколько дней небольшой камешек вышел после консервативного лечения.  Не ошибся Володя, проявил себя как настоящий уролог.

Через несколько лет краевая больница переехала в новые корпуса, и я стал работать в ней  заведующим рентгено-радиологическим отделением,  главным рентгенологом края. Мы  встречались с Володей на общебольничных планерках. Мотора к этому времени уже работал в отделении легочной хирургии, был врачом высшей квалификационной категории.  Когда я уезжал из Хабаровска в Сибирь, Володя так и работал в этом отделении. Но я нисколько не удивился, когда узнал, что Володя стал заведующим отделением легочной хирургии. Эту должность  он уже давно заслужил и своими знаниями, и авторитетом.

Сейчас Володе, как и мне, 72 года. Но если я уже несколько лет на пенсии и на инвалидности, то Володя еще трудится в том же отделении, правда, уже не заведующим.  Два года назад была встреча в Хабаровске моих сокурсников из 7-й группы – Люды Комаровой (Шукюровой), Люда Левшиной (Лупачевой), Лены Лукаш, и Володи Моторы. К сожалению, не смог быть на встрече Сережа Куракин. Два человека из группы – Таня Жигалова (Пахомова) и Люба Антонюк уже ушли в мир иной, в остальные живут далеко и не очень здоровы.  Это ваш покорный слуга, Лариса Гуськова (Короткова), Оля Романенко (Васильева),  Алла Подберезко.  Потерялись следы лишь двух  человек из нашей  7-й группы – Вали Поповой (Вороницкой), и Толи Езергина.

Я решил написать свой небольшой рассказ об очень хорошем человеке из мира здравоохранения, области  человеческой деятельности, которой посвятили всю свою жизнь. Не счесть, сколько вылеченных больных с патологией легких, которые продолжали жизнь, и этим они обязаны Владимиру Ильичу Моторе, и уверен,  если они прочитают этой рассказ, вспомнят своего спасителя. Будь и ты здоров, Володя, староста нашей 7-й группы 1971 года выпуска Хабаровского государственного медицинского института.