Мой друг Сергей Куракин

Александр Щербаков 5
Я благодарен судьбе, что в моей жизни есть такой надежный и верный друг, как он. Сергей Михайлович Куракин, мой однокурсник, даже одногруппник и коллега.   Познакомившись с ним в  1965 году,  когда встретились в аудитории нашего родного Хабаровского медицинского института, вот уже 52 года мы поддерживаем связь и знаем друг о друге практически все.  Своими воспоминаниями об этих годах я хочу поделиться и со своими друзьями и коллегами, и с моими читателями, которым, я думаю, он тоже понравится.

Итак,  наше знакомство состоялось в октябре 1965 года, когда мы, первокурсники, студенты 7 группы,  стали знакомиться друг с другом.  В тот год нас в группе было 12 человек – 8 девочек и 4 юноши. Практически все одного года рождения, поступившие в институт сразу после окончания средней школы. Лишь одна девочка, Алла Подберезко, была на 2 года старше и поступила, уже имея стаж работы.   О своей группе я написал в воспоминаниях, в главе о студенческой жизни, позволю себе процитировать  ранее написанное.

«Я попал в 7 группу, в которой было 12 человек, 4 парня и 8 девочек. Все после школы.  Попытаюсь рассказать о каждом из моих одногруппников.  Староста группы Володя Мотора,  который был из поселка Дуки Солнечного района. Хороший парень, штангист.  Весьма основательный и неторопливый. Самым близким для меня человеком в группе стал Сережа Куракин, с которым мы поддерживаем дружеские отношения до сих пор.  Из семьи офицера, его отец был полковником в Сергеевке под Хабаровском. Стройный, подтянутый, хорошо воспитанный юноша.  Такими же были и его родители,  и старшая сестра Лена. Третьим парнем  был Толя Изергин, какой-то мутноватый  парень, так и не ставший своим в группе за 6 лет.  Был он с Камчатки, туда же и уехал по распределению после окончания института.

Девчонки были неплохие, никто из них не выпендривался.  У меня появилась симпатия – блондинка Люда Комарова, девчонка, если мне не изменяет память, из Магадана. С ней мы несколько раз вместе гуляли, но это было уже весной.  Показалось, что мне симпатизирует  Алла Подберезко, типичная сельская девушка с крепкой  фигурой. Очень упорная,  и всегда добивающаяся своего. По крайней мере, в учебе.  Две девочки, Люба Антонюк и Оля Романенко, были высокие и спортивные. Как и я, занимались волейболом, но с разным успехом. Антонюк заняла свое место в сборной команде института на все годы учебы в нем, а вот Романенко не имела таких успехов в спорте. Но вот в учебе у неё были более хорошие оценки, чем у Любы. Все девчонки жили в общежитии вместе, но это стало возможным только после сдачи в эксплуатацию нового общения на улице Пушкина, рядом с институтом.

Следующие две девочки в группе были хабаровчанками – Люда Левшина и Лариса Гуськова.  Первая была яркой блондинкой с очень миловидным лицом и точеной фигурой.  Хоть в кино снимайся. Довольно веселая и весьма охотно поддерживающая всякие шуточки парней, чаще всего мои. А вот Лариса была довольно степенной девушкой,  с высокой прической и не  очень охотно  реагирующей на шуточки. Была еще одна красивая девочка Таня Жигалова, но если мне не изменяет память, за ней с первого курса стал ухаживать студент с фармацевтического факультета Володя Пахомов, за которого она  впоследствии и вышла замуж.  И последней была Лена Лукаш, одна из  тех близняшек, на которых я обратил внимание на экзамене.

Все мы не так давно окончили школы и у нас были примерно одинаковые интересы.  Поэтому сразу между нами установились дружеские отношения.   Наши группа как-то сразу вошла в число лучших по учебе,  и по участию в общественной жизни института.  И трое наших парней – Мотора, Куракин и я – и одна девочка – Антонюк,  стали хорошими спортсменами и успешно защищали честь курса на  институтских соревнования и в составе сборной института на соревнования на первенство ДСО «Буревестник».  Скоро традицией стало ходить болеть на наших спортсменов на соревнования».

Вот это я писал в своих мемуарах несколько лет назад, и за это время не изменил своего мнения. Разве что узнал, что Подберезко оказалась старше, чем я думал, и уже успела поработать. Но не о нем, своем закадычном друге Сереже Куракине. Первое впечатления о нем, как об интеллигентном и очень выдержанном человеке, не изменилось за 50 лет нашей дружбы.  Я ни разу в  жизни не  слышал, чтобы он на кого-то повысил голос и проявил раздражение, хотя бы внешне. Я бы на его месте уже бы взорвался, наговорил бы всякого, а он – нет. Все также спокойно продолжал разговор и вел себя очень тактично.

Если бы я стал писать обо  всех своих  воспоминаниях, у меня получился бы целый роман. Поэтому остановлюсь лишь на самых запомнившихся мне событиях или поступках, которые случались между нами и в нашей жизни.  Сразу хотел бы поблагодарить Сергея за те многочисленные фотографии периода студенчества, которые у меня есть. Их сделал Сергей.  Он еще в школе увлекся фотографией, и поэтому на первом курсе этот его навык был использован во благо учебного заведения. Он стал практически штатным институтским фотографом,  и у него рядом  с деканатом на втором этаже института появилась фотолаборатория.  Позже ему составил компанию в качестве фотографа еще один мой друг, Борис Шевцов из 8 группы, вместе с которым мы играли в волейбол.

Сережа жил в Хабаровске с родителями, которые имели квартиру на улице Пушкина, чуть ниже здания Хабаровского телеграфа. Я часто бывал в их квартире, хорошо был знаком с его родителями.  С отцом, полковником в отставке, чем-то похожим на сына. Вернее, сын был похож на отца. Такой же худощавый, стройный, выдержанный и интеллигентный.  А мама Сережи была очень красивой статной женщиной. Позже я узнал, что сестра его мамы Панна Петровна Домнина была главным акушер-гинекологом Хабаровского городского отдела здравоохранения, очень грамотным и уважаемым человеком. А дядя Сережи, муж Панны Петровны, был председателем горисполкома, или, как сейчас бы назвали, мэром Хабаровска.  Была у Сережи и старшая сестра, Лена, очень похожая на свою маму красивая девушка.

Сережа был хорошим спортсменом, хорошо бегал короткие дистанции. Когда на втором курсе в институт пришел новый преподаватель физкультуры Слава Власов, сам бегавший дистанцию 400 метров с барьерами, он уговорил Сережу перейти на эту дистанцию. Она труднее, чем бег на сто или двести метров, но Слава нашел слова, чтобы уговорить Сергея попробовать. И мы часто вместе с Сережей потом тренировались на стадионе «Динамо», правда, я в прыжках, а он в беге. А однажды мы с ним стали чемпионами ДСО «Динамо» среди пожарников. Правда, грамот за победу не получили. Как это произошло, сейчас расскажу. Наш староста группы Володя Мотора в то время подрабатывал пожарником. Проводились соревнования между пожарными командами Хабаровска, Комсомольска и других городов по легкой атлетике.  Володя как штангист неплохо толкал ядро и метал диск. В этот день у нас с Сережей была тренировка на том же стадионе «Динамо», где проводились соревнования.  Володя подошел в нам,  и предложил выступить за их команду в  эстафете 4 по сто метров, и бежать те этапы, которые дальше всех от судейского столика – второй и третий этапы. А на первом и четвертом, завершающем, будут бежать настоящие пожарники. Мы так и сделали. Но мы с Сергеем знали, как правильно передавать эстафетную палочку,  на бегу, и поэтому, хотя настоящие пожарники не очень быстро и бежали, но за счет правильной передачи эстафеты и нашего достаточно быстрого бега команда Володи Моторы победила в этом виде легкой атлетике.

В 1967 году мы вместе с Сережей в составе сборной команды ДСО «Буревестник» края ездили на соревнования в Волгоград.  Запоминающая поездка, тем более что она прекрасно документирована фотографиями, которые сделал Сережа. Мы были и на Мамаевом кургане, у дома Павлова, возле мельницы на берегу Волги, которая сохранилась в том виде, какой была при освобождении Сталинграда. Кстати, мы видели название этого города именно таким – Сталинград , – на канализационных люках в городе.  Поплавали мы в Волге, переплыв на пароме на другой, левый берег Волги, на песчаные пляжи. Вода в реке была такая же мутная, как и в нашем Амуре, но в конце августа месяца еще теплой. В Волгоград мы летели на самолете через Москву. Помню, это был мой первый полет на самолете Ту-114, и мы с Сережей сидели в том салоне, где были установлены столы, а кресла были обращены друг к другу. И можно было удобно играть в карты и не менее удобно принимать пищу.  В Волгограде мы жили в общежитии местного медицинского института для иностранных студентов. Там были негры, арабы, немцы из ГДР. И недалеко от общежития был колхозный рынок с изобилием фруктов и ягод, куда мы почти каждый день ходили купить что-то вкусненькое.

Соревнования приходили на очень удобном стадионе «Волна» недалеко от Волги. Выступили мы там не очень удачно, все же это было первенство РСФСР среди студентов.  А среди них были студенты институтов физкультуры, факультетов физвоспитания педагогических институтов, т.е. люди, профессионально занимающиеся спортом. Нам, любителям, с ними было трудно соревноваться на равных.  Обратно мы ехали на поезде сначала до Москвы, а потом через всю матушку-Россию до Хабаровска, питаясь в основном пирожками, которые покупали на станциях у бабушек. И во всех интересных местах, где мы были, Сережа фотографировал, и у меня из той поездки остались на память фотографии.  Фотографировал он нас, а вот его очень мало снимали. Но он не обижался, был такой – в начале для общества, потом для себя.  И таким оставался всю жизнь.

На первом курсе Сережа влюбился в студентку из другой группы – Наташу Ксенофонтову. Они была тоже хабаровчанка. Как часто они встречались и куда ходили на свидания, не знаю. Но помню, что к нам в гости на улицу Волочаевскую, где я жил с женой и старшим сыном, на какой-то праздник Сережа пришел с Наташей. Свадьбу они сыграли намного позже, уже когда мы учились на  6 курсе, если я не ошибаюсь. Но то, что свадьба была в ресторане «Центральный», и что в соседнем зале была свадьба еще одного нашего знакомого Павла Пиотровича, я помню точно.

В нашей группе все учились хорошо, двоечников среди нас не было. Хорошо учился и Сергей. Он очень вдумчиво подходил к учебе, знал, чего добивается. Самым несерьезным в группе был я – пропускал лекции и семинары, не писал конспекты лекций. Но иногда меня покрывал Володя Мотора, не отмечая мои пропуски лекций, иногда просто везло. Сережа был намного серьезнее в учебе.  Но,  тем не менее, все мы успешно закончили институт в 1971 году.  И оба получили распределение на военную службу. Только я на Тихоокеанский флот, а Сережа – на Черноморский.  Служил он в Севастополе, и за эти три года мы практически с ним не виделись.

В 1974 году мы оба демобилизовались и встретились в Хабаровске. Он пошел работать в 13-ю больницу города врачом-анестезиологом, я в 11-ю врачом-рентгенологом. Большая нагрузка по работе, дежурства и прочие дела не давали возможности чаще встречаться.  Эти встречи были вообще эпизодические, хотя мы и перезванивались и знали, что у кого твориться в семье.  Потом Сереже предложили должность главного врача 6–й больницы в Железнодорожном районе. Больница небольшая, но проблемная. Примерно в это же время меня стали сватать в главные врачи 10-й больнице города, но я, в отличие от Сергея, на предложение стать главным врачом отказался.  А Сергей несколько лет бы в этой должности, пока не получил приглашение стать главным врачом санатория «Уссури» под Хабаровском. Там ему дали квартиру и он с семьей переехал на Бычиху.  Теперь нас разделило намного больше километров, чем в Хабаровске, но встречаться мы с ним не стали реже.  Было это уже в 80-е годы. То во время приезда в санаторий академика Чазова на открытие в санатории «Уссури» отделения для реабилитации больных после инфаркта, то во время, когда Сергей решил открыть в санатории радоновые ванны.  При Сергее началось красивое оформление интерьеров корпусов, появилась лепнина на стенах коридоров и залов, что придавало санаторию совершенно другой, не такой казенный, похожий на больницы, вид.

После моего перехода в отдел здравоохранения крайисполкома мы продолжались встречаться по разным поводам. В 1991 году мы организовали встречу выпускников нашего института 1971 года выпуска. До этого ни разу за все 20 лет не встречались. После переклички в зале института и банкета в ресторане гостиницы «Интурист», мы с Сережей организовали продолжение банкета в столовой санатория «Уссури». Это всем так понравилось, что через год выпускники 1972 года выпуска пошли по нашим стопам и второй день отмечали у Сережи в санатории. 

Мне запомнилось, как я давал наставления трем своим коллегам и друзьям – Сереже, Олегу Карпенко (главному врачу краевого тубдиспансера) и Саше Миронцеву (директору «Медтехники»,  перед их поездкой в Японию по приглашению фирмы «Искра Индастри ЛТД». За год или два до этого я ездил в Японию во главе делегации края и поэтому поделился с ними своим опытом посещения этой страны. Помню, что они по моему совету купили ящик «Аралиевой», очень популярной среди некоторых японцев нашей дальневосточной настойки.  А после поездки мы все снова встретились и вспоминали свои поездки в Японию. В это время Сергей начал строительства своего коттеджа на Бычихе, и я был поражен, как хорошо он стал разбираться во всех строительных проблемах.

Сергей был хороший руководитель, который умело вписался в рыночные механизмы, которые широко стали внедряться в 90-е годы. Он охотно принимал у себя различные семинары и совещания. Имея неплохой зал в клубе и отдельно стоящее знание пищеблока,  хороших поваров, он на высоком уровне проводил эти мероприятия. Я помню такие с участием польской фармацевтической фирмы POLFA и немецкой фирмы SCHERING.  Для расширения услуг Сергей организовал хорошую сауну, которую охотно посещали отдыхающие в санатории люди. Это позволяло санаторию, потерявшему  профсоюзные деньги, существовать в эти непростые годы.

Мы с женой на день рождения Сергея 21  июля приезжали к нему в коттедж. Обычно были еще его родственники и Боря Шевцов с женой. Жена Сергея Наталья готовила богатый стол, с обилием овощей, ягод и фруктов, собираемых со своего участка, на котором стоял коттедж. Этот коттедж был хорошо продуман и построен, все очень функционально и рационально. Такой же ухоженный был и его участок, где стояли теплицы,  всякие сараи для хранение инвентаря и дров.  Сергей установил котлы для разных видов топлива, а также электро-котел, который он запускал ночью, когда вдвое меньше тариф на электроэнергию.

В 2003 году я уезжал в Сибирь на постоянное место жительства. Узнал  об этом Сергей и пригласил меня приехать к нему в санаторий, чтобы попрощаться.  Это произошло в один из дней июня. К этому времени жена, сын и внук уехали в Сибирь и дома я оставался один.  Мы с Сережей классно посидели в его сауне, пообщались, повспоминали о житье-бытье. Потом он отвел меня в номер-люкс, который он снял для меня специально в этот день.  Там я прекрасно выспался, чтобы на следующее утро, попрощавшись с Сергеем, начать движение на запад, коренным образом поменяв образ жизни.

С тех пор мы с Сергеем регулярно переписываемся и ставим в известность, что произошло в наших семьях.  Он в курсе, что у меня появилось два младших внука Евгений и Арсений, а я знаю, что  у его у старшего сына Дениса родилась дочь Юля. Младший сын Миша живет с родителями, а Денис занял квартиру, которую много лет назад получил его отец, став главным врачом  санатория «Уссури».  Жена Сергея Наталья много лет была заведующая отделением реабилитации после инфаркта миокарда.  Сейчас они оба на пенсии, но врачи бывшими не бывают. Наталья Куракина дала мне очень дельный совет по приему лекарств, что позволило мне иметь почти нормальное давление, несмотря на культю моего сердца. 

Мне хочется пожелать Сергею накануне его 70-летия приемлемого здоровья (о хорошем нам остается только мечтать), удачи во всех его делах и начинаниях, семейного благополучия,  всего самого  хорошего в жизни. К этим моим пожеланиям присоединяются наши сокурсницы, которые живут в Москве и Подмосковье – Лариса Короткова (Гуськова), Людмила Лупачева (Левшина),  Валентина Ткачук, живущая в Анапе Ольга Васильева (Романенко) и многие другие, кто помнит и уважает Сергея Михайловича Куракина. Будем жить, Сергей!!!