vеcu-еtait graisseur

Владислав Мирзоян
из сборника «Мемории»
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=2#2
*

Французского я не знаю,
поэтому Google мне перевёл –
                vеcu-еtait graisseur
А по-русски это будет:
                жила-была маслёнка
*
А почему название на французском? 
Потому что маслёнка для сливочного масла,
пока не получила российского гражданства
была француженкой –
см. фото.
*
Серебряная оплётка, серебряная же крышка,
внутри стакан толстого синего стекла –
впрочем, вы сами можете увидеть –
вещь довольно старая
и я датировал её навскидку серединой XIX века.
*
Мама моя доставала её только на праздничный стол
и использовала, как икорницу,
раньше с чёрной икрой,
слегка хитря –
заполняя стакан снизу на пару сантиметров мягким сливочным маслом,
чтобы поменьше класть икры,
точнее, чтобы её казалось побольше. 
*
Толщина слоя масла с годами всё росла, росла
и сейчас уже чёрную икру
икорница эта позволить себе не может.
*
Но мама не сдавалась –
на смену чёрной
пришла красная.
*
Оранжеватые шарики на синем фоне стакана  –
как-то не комильфо,
не самое удачное сочетание.
*
Содержание,
то есть икра,
мне всегда казалась гораздо интереснее,
чем сама  икорница
и поэтому я никогда её и не разглядывал.
*
И тут мама моя решила подарить её внуку –
как некий образ,
чтоб дом был, как полная чаша –
положив внутрь золотою монетку на счастье.
*
Сперва мы никак не могли её идентифицировать –
что это всё же:
икорница,
или сахарница?
*
Рассудили так:
для сахарницы – в крышке нет прорези для щипцов, или для ложечки.
И все будут лазить туда за песком своими мокрыми ложками,
а то ещё и облизанными.
Для икорницы – тоже.
И решили, что икорница наша,
скорее всего, была задумана, как маслёнка –
рядом на блюдечке лежал нож
и им и доставали оттуда масло.
Так икорница стала маслёнкой.
*
Происхождение и родословную этой маслёнки
мы тоже вспомнили по–разному.
Отец уверял, что её подарил нам его покойный друг-коллекционер.
Мне почему-то казалось,
что я её давным-давно купил маме в подарок в антикварке,
и почему-то за 150 рублей, именно за 150 –
я всегда старался подарить маме на день рождения
какой-нибудь старый серебряный молочник,
или кузнецовскую чашку.
*
Мама же моя, заявила, что это её фамильное серебро.
На что отец сказал:
- Что-то я у тебя в обшаге такой штуки не помню.
В ответ она ему припомнила,
что девичья фамилия её бабушки – Трубецкая.
О чём она вспомнила только после перестройки.
*
- Ну-ка посмотри, сынок – нет ли там фамильного герба твоей матери? – сказал мне отец.
Я стал смотреть.
Никакого родового герба, конечно, на маслёнке не было.
Но была на крышке красивая вензельная латинская буква «L».
*
- Понятное дело - Тлубецкие, - подтрунивая, предположил отец, - А  букву «Т» наверное – кухонные мочалки смыли.
*
- Анна Николаевна Трубецкая, – настойчиво повторила мама
и достала старый кружевной носовой платок с вышитым вензелем А.Т. в углу,
который мы уже тысячу раз видели.
- Буду теперь подписываться – «Мирзоян, кн. Трубецкой», - сказал отец и сдался.
Ну и я тоже – фамильная, так фамильная,
так даже и солиднее.
*
А и вправду, что за буковка «L» красивая такая? – подумал я
и стал разглядывать со всех сторон эту маслёнку…
*
Так как у меня категорически не получилось
разместить наверху два фото –
второе почему-то слетает –
остановлюсь здесь,
потому что дальше – нужна следующая фотография…
*
    продолжение - http://www.proza.ru/2019/06/23/39