из сборника «Мемории»
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=2#2
*
начало - http://www.proza.ru/2019/06/19/888
*
Изящный вензель «L» на крышке 
оказался первой буквой слова Ledoyen
о чём было клеймо снизу –
Restaurant Ledoyen, Champs-Еlysеes, Paris.
*
Начну с конца –
Paris…
*
О, Париж, как восклицают романтики, 
кому за любой границей лучше, чем в России.
И у кого есть деньги.
Ибо без них человек узнает Париж, 
о котором может и не воскликнуть.
*
Champs-Еlysеes –
О, Елисейские поля! 
Как говорят, кому чужой рай желанней отечественного. 
И сразу вспоминается обаятельнейший и уже сорок лет не стареющий Джо Дассен:
- Aux Champs-Еlysеes…  Всё, чего бы вы не захотели, есть на Елисейских полях… Aux Champs-Еlysеes… Все птицы рассвета воспевают любовь.
*
Здесь французские короли охотились на уток.
Потом французская Революция 
назвала эти луга в честь греко–райского Элисиума, 
где вечная весна и беспечальны души загробных героев –
что для революции весьма романтично. 
Одно слово – французы.
У нас - так революция норовила всё в Клару Цеткин переименовать.
*
А всё вместе переводится –
Париж, Шанз-Элизе (Елисейские поля), ресторан Лёдуайен. 
*
Ба! Так эта маслёнка из ресторана.
А как она оказалась в России?
Неужели…
*
Видать – руссо туристо во все века было одинаково –
посидеLо, поеLо и маслёнку с собой  спиLёдуайениLLо. 
Даже в XIX  веке – 
веке дворян, 
веке обострённых понятий о чести, достоинстве 
и веке манифик манер,
когда на дуэль тащили по любому поводу 
и без повода.
*
Когда в советские времена 
командировочный народ пёр из гаштетов ГДР 
одноразовые картонные подставки под пивные кружки,
это ещё понятно –
нежирно жили, серый быт и дефицит. 
а тут –  красивые кружочки и квадратики с зарубежной писаниной
очень украшали на революционные праздники столы в хрущовках.
*
А уж грошовая пластмассовая треугольная пепельница 
с белыми буквами  по чёрному полю «Martini» перед красным кружком,
спёрнутая из дешёвых портовых пивнух
была символом близкого знакомства владельца 
с дальними капиталистическими мирами.
*
Но то был гомо-советикус,
с партбилетом в кармане, делающий вид, 
что освоил уму непостижимую науку под названием «научный коммунизм»,
но тайно мечтающий о вискаре, «Marlboro» и иных прелестях загнивающего империализма.
*
Но неужели и хвалёное русское дворянство 
со своими усадёбками с колоннами, прудиками, крепостными крестьянами 
и благородными дуэлями
было так же падко на плохо лежащее западное барахло?
Впрочем, по-французски наше дворянство говорило лучше, чем по-русски
и за барахлом оно за границу и ездило.
*
Но меньше всего, 
хотелось мне думать, 
что кто-то из пра-пра-предков моих,
хоть и в Париже,
но попросту свистнул эту маслёнку в кабаке.
(если, конечно, мама не ошиблась и вещь, действительно, фамильная –
в дальнейшем рассматриваем только этот вариант)
*
Ledoyen порознь Le doyen – переводится:  
а. декан.
б. настоятель.
в. старшина.
А ещё – глава дипломатического корпуса.
*
И я подумал – 
может и учился пра-пра-предок мой в Париже,
но явно не из студенческой пивнухи эта маслёнка.
И не из солдатской казармы.
Настоятель и глава дипкорпуса – как-то ближе по стилю,
вещь явно не крестьянская, бомондная.
*
Через знакомых знакомых знакомых
созвонился 
и с фирменными питерскими пирожными и неплохим вином
заехал к одному коллекционеру –
старый одинокий человек, в огромной квартире двухсотлетнего питерского дома 
убил меня сразу фразой у дверей:
- Милости прошу. Проходите. Хорошие люди за вас ручаются…
*
... «ручаются» –
то есть гарантируют –
не обману, не обворую, не убью –
за антиквариат…
*
И вам охота такой жизни?
*
- Видел, видел ваших «Рутбергов» по «Культуре». Тёплый фильм, – 
сказал он, ведя меня в войлочных бахилах на резинке по мозаичному коридору в резных панелях тёмного дуба, 
- Это фильм о везунчике.  Мужчине, которому крепко повезло. 
*
- Это фильм о любви, - возразил я, удивившись странной формулировке, – О мужчине и женщине, который пронесли свою любовь через всю жизнь. 
*
https://www.youtube.com/watch?v=ub96lwht1K4
*
- Вы неискренни, – 
вдруг остановился он, 
- Это фильм о мужчине, которому повезло встретить в жизни свою, единственную женщину. Признайтесь – немного завидно? У самого-то – ситуация несколько иная, - 
и игриво погрозил мне пальцем,
- Сколько жён было?...Только честно...
*
… и поди тут поспорь.
- Да, - согласился я, но жён считать вслух не стал.
И понял – этот человек, наверное, отдал бы всё,
а ему было много чего отдавать,
чтобы вместо своего антикварного барахла 
иметь такую жену, как у Ильи Григорьевича Рутберга
и такую дочь, как Юля Рутберг.
Но он не отдал. 
*
- А вот когда смотрел вашего «Неприкасаемого» – чуть не заплакал, - 
опять остановился и снова удивил меня он.
*
Это был фильм о Кайдановском 
и плакать там я причин никаких не видел.
*
- Я знал Сашу. И я у него на Поварской был, и он тут, у меня бывал – но когда он показывает в фильме эту ужасную, всю коричневую и грязную ванну в этой своей коммуналке и говорит, – «Я раз приготовил себе ванну…» – вот тут я чуть не заплакал… гениальный актёр – в этой вонище… Господи, что за страна!... думаю, вы меня понимаете.
*
https://www.youtube.com/watch?v=ybZijOGtJWk
к сожалению сейчас фильм стараниями UMG - Universal Music Group —
«заблокирован во всех странах»
но надеюсь, этот вопрос всё же решится.
*
… в завешенном от пола до потолка 
рамами, рамками и рамочками с картинами и гравюрами кабинете, 
набитом скульптурками, скульптурочками, канделябрами и прочими штучками, 
он вызывал невольное уважение 
и тайные подозрения в мшелоимстве –
а проще – барахлизме. 
Хоть и очень изысканном и дорогостоящем…
*
И вам охота такой жизни?
И таких страхов, чтоб вас не убили?
*
…. у белого мраморного камина с кариатидами, 
усадил в кресло за резной столик с инкрустацией по столешнице,
сел во второе и удовлетворённо выдохнул:
- Пушкинская эпоха…
*
… круто сидеть в кресле пушкинской поры 
попивать очень и очень хороший коньячок
и рассуждать, к примеру, о Чаадаеве,
но меня  больше заинтересовала 
очень странная около тридцатисантиметровая деревянная египетская фигурка на каминной полке –
мужичок, стоящий вверх ногами на лопатках 
и изогнувшийся так, 
что сильно преувеличенных пропорций эрегированный окоянный отросток
оказался у него во рту.
Игриво блестели полировкой  шарики тестикул, 
а взгляд голубых подведённых глаз  
был какой-то истуканский и потусторонний,
то ли от напряжения, то ли от удовольствия…
*
- Почти три с половиной тысячи лет, 18-19-тая династия… - 
увидев мой взгляд, сказал он, 
- … люблю путешествовать во времени. Тысячи лет туда, тысячи лет обратно...
*
… а я подумал:
- Но это же подделка коварных арабских феллахов, века этак 18-го, 19-го, 
только нашей эры, 
когда туда ломанули за саркофагами да мумиями богатенькое графьё-дурачьё из Европы  –
рукастый, с выдумкой, но явный фальшак –
ну, не  хранится дерево три тысячи лет,
рассыпется в прах,
даже в сухом Египте.
Но возражать не стал, 
ответил:
- Я тоже люблю путешествовать во времени, -
и чуть не добавил,
- Даже в фальшивом.
*
- Думаю, это жреческая штучка… - 
сказал он, глядя на мужичка-акробата с полным ртом самого себя, 
- … и к самоудовлетворению отношения, вряд ли имеет. И правильно её толковать, как упражнение по закольцовыванию кундалини – этакая змея, закусившая хвост – египетская йога.
*
… мне тут же представился луксорский храм, 
ряды массивых колонн в иероглифах, чадящие факелы
и жрецы в подобных позах, кверху голыми задницами…
А гимны Пта как петь – рты-то заняты –
полный рот кундалини.
Мычание какое-то получается, а не гимн богам.
*
Слегка поговорили о кундалини…
*
Я пришёл к нему с ещё одной вещью, 
которую собирался продать –
грубоватой работы расколотой скульптурой Афродиты с остатками раскраски,
которая всего на тысячу лет была моложе того египетского мужичка,
но его предложение так унизительно не совпало с моими ожиданиями,
что…
Но это отдельная история. 
*
… покрутил мою маслёнку на ладони 
и сказал сразу:
- Франция, серебро, середина 19-го века. Кобальтовое стекло. Считалось полезным для здоровья.
*
… потом, как часовщик, вставив в глаз монокль, 
изучил каждый квадратный миллиметр маслёнки:
- Масленица из парижского ресторана. Владельческих знаков нет. 
*
… немного и научно–популярно рассказал о Луне и серебре,
что кино и серебро  родственны через Луну
(соли серебра в  плёночной эмульсии),
о том, что серебро, как и золото,
первый металл, известный человечеству,
потому что в природе,
оба встречаются в виде самородков,
в отличие от других металлов, 
которые нужно ещё выплавить из руды –
и правильно говорить не о бронзовом и железном веках человечества,
а о золотом и серебряном,
как более ранних.
Я соглашался...
*
… наверное, от одиночества стал рассказывать о стекле,
о том, как падали метеориты в пустыню 
и плавили песок 
и люди считали это сошествием инопланетных духов.
О духе Кобольде, который красил стёкла в синий цвет 
и наличие которого считалось целительным.
И, как в воду глядя, спросил:
- Но вас, наверное, больше интересует, какими путями эта маслёнка из парижского ресторана оказалась в России?
*
- Да, - сказал я, скрыв версию фамильного происхождения вещи.
*
- Пути – неисповедимы, – 
пожал он плечами 
и начал как бы размышлять, 
- От банального умыкания из ресторана на память о посещении Парижа – что сомнительно: 19 век - люди разные, но всё-таки – это были люди чести. До ремонта, смены интерьера и распродажи посуды. Последнее – вероятнее всего. Но купить задёшево – одно, а привезти через пол Европы в Россию – это: за морем телушка – полушка, да перевозка пятак. Да и не комильфо это было – в хорошем доме иметь ресторанную посуду, -
показал на маслёнку и сам удивился,
- Но как-то она оказалась тут… 
*
… и странно – 
мне вдруг показалось, 
что он знает, ещё какой-то вариант, 
как эта маслёнка могла оказаться в России,
но не спешит говорить… 
*
- … а у нас уже - революция... революция разметала всё по толкучкам, - 
вздохнув он, 
- Буржуазия выживала. Вещи перетекали к новому коммунистическому бомонду. Который тоже любил красивую жизнь. Потом война – и всё пошло по чёрным рынкам. Голод – люди выживали. Кому нужна пустая серебряная маслёнка, если  масла и в помине нет, а человек завтра умрёт от голода.
*
… и я крепко задумался 
о родословной всех его картин, картиночек, канделябров и скульптурок…
Ну, да не моё это было дело…
*
… он поднял и опять покрутил маслёнку на ладони и вздохнул:
- В блокадном Ленинграде за неё не дали бы и горбушку хлеба.  Ценилось золото и даже не в изделиях – монеты – меньше места занимают. И картины – можно вынуть из рамы и свернуть в рулон. Я знал человека, который Ватто взял на три банки тушёнки.
*
… и неожиданно предложил продать маслёнку
за вполне негаданную для меня сумму, 
хоть договаривались только о лёгкой консультации…
*
… продавать я её не собирался,
но что-то заставило меня подумать,
что он всё же чего-то недоговаривает.
Может быть – и мнительность.
На том и нежно распрощались.
*
А сам – дай, думаю, гляну в инете –
что такое  restaurant Ledoyen… 
*
… мааа-ать честная!
Что ж я сразу-то не догадался…
*
Restaurant Ledoyen!…
Да это ж один из наипафоснейших ресторанов Парижа!
А то и Европы.
И один из самых старых во Франции!...
          продолжение - http://www.proza.ru/2019/06/24/296