Моя коллега Шабурова Галина Платоновна

Александр Щербаков 5
Галю, тогда еще не Шабурову, я знал со студенческой скамьи. Она была старше меня на 4 года, но училась на 3 года младше курсом.  До поступления в институт окончила Хабаровское медицинское училище, работала несколько лет операционной медсестрой в больнице. Потом поступила в Хабаровский медицинский институт, где мы и познакомились на спортивной площадке. Мы оба играли за команды своих курсов в волейбол на первенство института.  Моя спортивная карьера к этому времени заканчивалась, а её продолжалась.

Потом мы долгое время не виделись.  За это время я успел окончить медицинский институт, отслужить доктором на подводной лодке во Владивостоке, вернуться в Хабаровск и стать врачом-рентгенологом. А Галю после окончания института направили работать участковым врачом-терапевтом в одну со мной больницу. Но в ней было 2,5 тысячи сотрудников,  три поликлиники, расположенных далек друг от друга и от стационара, и нам не доводилось с ней встречаться.  Но однажды мы случайно встретились.  И как нельзя вовремя. У нас в рентгеновском кабинете как раз уволился Миша Моисеенко, уехал за большими деньгами в Магадан, и было вакантное место.  Я в то время еще не был заведующим отделением, но уже был парторгом больницы.  И мне моя заведующая отделением Лазаркевич Людмила Станиславовна  дала поручение – подобрать кандидатуру для обучение рентгенологии, причем такую, чтобы устраивала в первую очередь меня, ибо через полгода она собиралась уходить с заведования, и её сменить на этой должности должен был я, как наиболее подходящая кандидатура.

И тут встречается мне Галина. Она стала уже Шабуровой, вышла замуж за своего сокурсника, Александра Шабурова. Он был большой шалопай в институте, дважды брал академический отпуск за  прогулы занятий и не сдачу экзаменов. Другого уже бы давно отчислили, но у Сашки была мать какой-то начальницей, и ему вместо отчисления давали академический отпуск.  Но потом он попал в «ежовые рукавицы» Гали, которая женила его на себе, и буквально силой заставила взяться за ум,  окончить вместе с ней институт, и пойти работать врачом на скорую помощь. Скажу сразу, чтобы не возвращаться к Шабурову, что со временем он стал начмедом краевого онкологического диспансера, а позже вернулся в Хабаровскую скорую помощь заместителем главного врача.

Мы встретились, поговорили с Галей, и я предложил ей пройти учебу, и стать врачом-рентгенологом. Ей уже порядком надоела работа участкового врача с огромными приемами больных в поликлинике и мотанием по участку, и она сразу согласилась. Я как можно лучше охарактеризовал её перед Лазаркевич, потом сводил к главному врачу Яковлевой Людмиле Николаевне, и вопрос о переводе Шабуровой в наше отделение был решен положительно.  И мой выбор оказался очень удачный.

Галина Платоновна прошла обучение на курсах первичной специализации на базе краевой больницы, и стала работать в стационаре. Лазаркевич к этому времени дорабатывала последние дни в качестве заведующей, и поэтому поручила опекать новую сотрудницу мне, как опекала меня она 4 года назад.  Ученица оказалась очень способной. Она как губка впитывала все, что до этого не знала, и не стеснялась спрашивать  и у нас с Людмилой Станиславовной, и даже у рентгенлаборантов, т.е. проходила тот же путь, что и я.  А когда меня назначили заведующим отделением, и совмещать работу врачом-эндоскопистом мне стало труднее, я предложил Шабуровой заменить меня в качестве врача-эндоскописта, проводить гастроскопию, а я оставил за собой только бронхоскопию.  Галина Платоновна с радостью согласилась, и,  пройдя небольшую подготовку на рабочем месте, стала проводить гастроскопии гибким эндоскопом фирмы «Олимпус».

Через полгода работы заведующим отделением я поехал на курсы повышения квалификации в Москву.  В это время один из двух имеющихся в больнице гастроскопов вышел из строя, требовался ремонт, для этого аппарат надо было сдать в Москве по адресу, который мы узнали.  Я захватил аппарат с собой в Москву и сдал там в ремонт.  Учеба у меня была 2 месяца, я регулярно поддерживал связь с больницей. И вдруг пришло сообщение, что Лазаркевич, которая оставалась за меня в качестве заведующей, уволилась,  и перешла работать в городскую психиатрическую больницу, где у рентгенолога намного меньше объем работы.  И не имеющая почти никакого опыта работы, меньше года, Шабурова осталась единственным рентгенологом в стационаре на 480 коек, где три кафедры медицинского института. Естественно, она захлебнулась от огромного объема работы, растерялась и просила совета, что ей делать.

Я позвонил главному врачу Яковлевой, поговорил с ней, та своей властью заставила совмещать в стационаре врачей из поликлиник нашей же больницы, и нагрузка на Шабурову уменьшилась. Почему пришлось подключать главного врача для решения вопроса внутри рентгеновского отделения, спросите вы? Да потому что моя власть на врачей-рентгенологов  трех поликлиник больницы не распространялась, они находились в штате этих поликлиник и подчинялись своим заведующим.  Так или иначе, кризис в отделении был разрешен, к большому моему удовольствию и радости.  А вскоре я вернулся с учебы, полный новых знаний, в том числе и по организации работы отделения.  С этой новой организацией я познакомился в МОНИКИ у профессора Портнова. Он создал в своем учреждение рентгено-эндоскопическое отделение, и намного проще стали решаться все организационные вопросы.

Долго уговаривать главного врача провести реорганизацию моего отделения не пришлось. Больше я уговаривал заведующих поликлиниками, у которых отбирали врачей-рентгенологов, рентгенлаборантов и санитарок рентгенкабинетов. Но и они поняли преимущества новой организации работы.  И после введения в эксплуатацию новой поликлиники в Южном микрорайоне города с включением её в состав нашей больницы общая численность ставок сотрудников в нашей больнице возросла до 42 единиц. Это стало самым большим рентгеновским отделением в крае. А через год было признано победителем социалистического соревнования среди рентгеновских отделений края.

Нагрузка на меня как на заведующего отделением возросла намного. Но у меня уже появился надежный тыл – Галина Платоновна Шабурова, с которой мы обсуждали все важные организационные вопросы. Но не только с ней. Вернулась работать в отделение Лазаркевич, которой стало скучно работать в городской психбольнице. Но место в стационаре уже было занято, и она пошла работать в новую поликлинику.

А состав нашего отделения пополнился еще двумя врачами, Полуротовой Ларисой Алексеевной, и Морозовой Валентиной Ивановной. Первая была подругой Шабуровой, а вторая вместе с ними играла в волейбол за сборную института. С тех пор костяк сборной больницы на соревнования среди медиков края был из рентгеновского  отделения, а временами вообще из одних моих подчиненных. И я никогда не разочаровался в этих сотрудницах, которые волею случая оказались в нашем рентгеновском отделении, перейдя на работу из других больниц города.

Но с Морозовой и Полуротовой я общался не так тесно, как с Галиной Платоновной.  Через какое-то время Полуротова тоже стала иметь совмещение по гастроскопии, и принимала больных из поликлиники в рентгенкабинете стационара, т.е. всегда была у меня на виду, но Шабурова как врач-рентгенолог была на голову выше своей давней подруги. Та это понимала, и старалась чаще советоваться с ней.  Иногда даже по пустякам, что вызывала неудовольствие подруги.

Вообще Галина Платоновна повторила мой путь в рентгенологию. Когда я пришел в отделение, то стал смотреть больных из хирургических отделений, ходить на планерки и разборы на операции. Со временем завоевал авторитет у хирургов, но главное, у профессора Александровича. И когда тот узнавал, что больного смотрел я, уже не сомневался в правильности диагноза.  Постепенно такой авторитет появился и у Шабуровой, которая смотрела больных, направляемых хирургами на диагностику. И не только на рентгене, но и при гастроскопии.

Когда прошло какое-то время после начала работы новых врачей, а также рентгенолаборантов,  в отделении был проведен конкурс на лучшего по профессии среди них.  В условия конкурса входили вопросы по специальности, по смежным разделам медицины, учитывалось участие в общественной жизни больницы. Среди врачей победила Галина Платоновна Шабурова, и на фото запечатлен момент вручения  наград победителям конкурса. Делает это председатель жюри Лазаркевич, а Шабурова стоит рядом, она самая высокая на снимке.  Не зря в волейбол играла, там такие высокие девушки в цене.

Не помню, когда это произошло, но я узурпировал еще одно общественное подразделение в больнице – кассу взаимопомощи. Она существовала давно, но играла совсем небольшую роль. Но когда председателем кассы взаимопомощи стала Шабурова, а казначеем старший рентгенлаборант Агапитова Полина Ивановна, оборот средств в кассе вырос минимум в 4-5 раз, и многие желающие получить финансовую поддержку удовлетворялись в короткие сроки. Пользовался кассой взаимопомощи и я, когда ездил всей семьей к морю.

По моей инициативе Шабурова активно выступала с сообщениями на заседаниях краевого научного общества рентгенологов. В больнице было много интересных случаев,  с которыми было полезно познакомить врачей из других больниц.  Её все лучше узнавали коллеги, сотрудники кафедры рентгенологии, заведующий которой Анатолий Иосифович Чайка был председателем нашего общества.  Именно он писал рецензии на аттестационные работы Шабуровой, когда она сдавала на первую, а потом и высшую категорию врача-рентгенолога, а затем долгие годы подтверждала свое высокое профессиональное мастерство.

С моими сотрудницами Шабуровой, Полуротовой и Морозовой мы встречались не только в рентгеновских кабинетах, на всевозможных собраниях и конференциях в больнице, на заседаниях краевого научного общества, но и два раза в неделю на волейбольных площадках. Один раз, по средам, в спортзале Первого микрорайона, где наша больница арендовала  зал ДЮСШ. Туда собирались желающие поиграть в волейбол сотрудники других больниц города. А второй раз, по пятницам, в спортзале завода мостовых железобетонных конструкций (МЖБК), где наша волейбольная команда больницы в составе трех мужчин и трех женщин играла против команды завода из шести мужиков, и иногда даже выигрывала. А потом заводчане играли еще в футбол, а мы в это время парились в сауне спорткомплекса завода.

Галина Платоновна не только хорошо играла в волейбол, где она была классной пасующей, но и великолепно писала стихи.  Причем делала это мгновенно, достаточно было назвать некоторые черты характера лица, которому посвящалось стихотворение, и оно через пять минут было готово. Я знаю трех таких людей, которые встречались в моей жизни, обладающими такими способностями. Конечно, не у всех получалось одинаково, да и люди были разные. Но всех их звали одинаково – Галина. А вот фамилии разные -  Шарубова, Пастернак, Коршунова.  Со стихами  двух последних я познакомился относительно недавно, а вот Шабурова показала свои таланты во всей красе уже давно. Обычно мы оформляли стенгазету отделения к трем праздникам – к Новому году, к 8 марта и ко Дню медработника.  Я что-то рисовал на ватмане, Шабурова писала стихи,  рядом с которыми вклеивались фотографии тех, кому посвящались эти четверостишья.  Всем очень нравились такие газеты. Позже, когда я стал работать в отделе здравоохранения крайисполкома, решил сделать там такую газету к 8 марта. Попросил Галину Платоновну написать стихи, соответствующим образом оформил,  и эта газета произвела фурор во время чаепития перед женским праздником.

Когда я уходил в отпуск, обязанности заведующего отделением исполняла только Шабурова. Но когда меня пригласили на должность главного рентгенолога края в краевую больницу, встал вопрос, кто меня заменит.  К этому времени в больнице сменился главный врач, им стал человек из другой больницы города, не очень вникавший в традиции нашего коллектива.  У него возникли сомнения насчет кандидатуры Шабуровой в качестве будущей заведующей. Нет, он не сомневался в её квалификации как врача-рентгенолога, об этом не было сомнений ни у кого. Смущал её возраст – 43 года. Через два года она станет пенсионеркой,  может работать только на 0,5 ставки, чтобы получать максимальные 300 рублей вместе с пенсией.  И что за заведующий на 0,5 ставки?  Именно поэтому ушла и Лазаркевич в своё время. Поэтому я  назвал кандидатуру Непрокина Михаила Петровича, который работал у нас в поликлинике, а до этого был заведующим рентгеновским отделением областной больницы в Биробиджане.

Мне было жаль расставаться с отделением, с коллективом которого я успел сродниться за 12 лет работы в нем. На прощанье сотрудники подарили мне большой альбом, в котором сделали аппликации всех сотрудников. К фотографиям голов приклеили вырезанные из журналов фигуры узнаваемых персонажей, а Галина Платоновна написала стихи. Но было еще два человека, фотографии которых есть у меня в этом альбоме – профессора Александровича Григория Леонтьевича, и доцента Верника Вениамина Семеновича, с которым я долгие годы очень плотно сотрудничал. Но об этих моих коллегах есть два отдельных произведения. http://www.proza.ru/2017/09/22/1356, http://www.proza.ru/2019/03/03/422

В этом альбоме мою голову приклеили к фигуре Владимира Ильича Ленина, когда он идет в распахнутом пальто. И стихи Галина Платоновна написала соответствующие.  Классный альбом получился, все мои сотрудники для памяти на долгие годы.

Я после ухода из больницы много раз бывал в ней. И как главный рентгенолог края, а потом как заместитель заведующего отделом здравоохранения крайисполкома. Особенно часто, когда болел губернатор края Ишаев,  и мне поручили контролировать его лечение в больнице. Обязательно заходил в рентгеновский кабинет. Там уже поменялись некоторые сотрудники, но костяк, который пришел со мной, сохранялся.  Уехала с мужем в Чумикан Полуротова, перешла работать в больницу УВД Морозова. Но Галина Платоновна оставалась на своем месте.  И когда я уже собрался уезжать из Хабаровска, побывал  в больнице, в которой проработал 12 лет. Простился с некоторыми сотрудниками, которые еще меня помнили. Побывал  в рентгенкабинете. Простился и с Галиной Платоновной, она оставалась единственная из того состава рентгеновского отделения, когда его возглавлял я.  А полтора года назад мне сообщили коллеги из Хабаровска, что Галина Платоновна умерла от рака печени. Вечная ей память.

Мне захотелось написать этот небольшой материал о своей коллеге, с которой я работал в одном кабинете десять лет, и был в какой-то мере её наставником. Очень незаурядный человек, прочитать о ней будет приятно некоторым мои землякам и коллегам, которые знали Галину Платоновну Шабурову.