НИТИ ЛЮБВИ – 1.
НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ О РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
Июль 2018
Я отношусь к тем людям, которые считают, что ребёнок уже приходит в мир с зачатками разнообразных качеств. Но и после рождения чудеса не прекращаются. На Руси чудо и чадо (ребёнок) – однокоренные слова.
Чудесна физиология ребёнка – огромный прирост нейронов мозга в первый год жизни. Объём новых умений и знаний просто феноменален.
Но если ребёнок (в приюте, например) в первый год просто лежит в кроватке, без общения и внимания, - происходит РАСПАД личности, невосполнимый потом НИКОГДА, эмоциональное отупление, деградация.
Почему так? Ведь ребёнок-то ещё мал, и кажется, рано говорить о воспитании. Однако же родительская, материнская любовь, изливаемая на человеческого детёныша, - это некий, не исследованный до сих пор химический элемент, который влияет на всё: на воздух, на тонкий план сознания. Именно он пронизывает всё, что окружает ребёнка, питает и создаёт ЧУДО!
Вдумайтесь в звучание слова ВОСПИТАТЬ. В основе его простой глагол ПИТАТЬ, т.е. кормить, поддерживать физический уровень.
Приставка ВОС – меняет ВСЁ. Сравните: парить и воспарить, соединить и воссоединить, стать и восстать. Действие приобретает масштаб, значимость и даже сакральность.
Смею утверждать, что первые недели и месяцы мать и дитя составляют единое существо, как сиамские близнецы.
ШКОЛА – РОДИТЕЛИ
На мой взгляд, как бы странно это ни звучало, они - несовместимые вещи!
Родители для ребёнка – это время, проведённое дома, прививка от тягот и мерзостей мира, получение определённого культурного кода. Недаром раньше детей отдавали в школы и лицеи лет в 11.
Родители, как Эльза в сказке Андерсена про диких лебедей, прядут жгучую крапиву, шьют незримые рубашки, чтобы защитить, оградить, расколдовать души детей, чтобы они навсегда запомнили: «Добро должно победить и побеждает!»
Голос рода, голос безусловной любви выведет из подземного царства, засияет путеводной звездой в тёмный час. И, конечно же, роль родителей ВАЖНЕЕ роли школы!
Психика ребёнка должна быть к ней (школе) готова. Школа, в свою очередь, даёт условный, базовый набор знаний. Система тестирует характер ребёнка. Кто-то сможет комфортно встроить себя в систему, поддаться ей и не страдать (или страдать). Может попробовать ей противостоять.
Кроме того, школа помогает примерить разные социальные роли
Ботаник, физик, лидер... Роли можно менять. Можно усвоить кое-какие законы жизни, встретить первую любовь и первую дружбу. Это уж как повезёт. В элитной школе можно стать изгоем, а в привокзальной найти друзей на всю жизнь.
В школе, на мой взгляд, самое главное – это ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Неважно, какой он ведёт предмет. Если встретился хоть один неравнодушный учитель - считай, что школьные годы не пропали даром. Начинаешь понимать: вот есть же что-то, выходящее за рамки системы.
А родители в это время продолжают свою работу. Эгрегор школьного коллектива очень мощный, именно поэтому начинается некое противостояние детей и родителей. Тут для родителей важно не пытаться вылепить из ребёнка своё подобие, заставить его осуществить то, что у самих не получилось..
Им надо помнить, что ребёнок – не их вечная собственность. Пуповина уже перерезана. Кое-какие нити потихоньку тоже отрезаются – кроме НИТЕЙ ЛЮБВИ!
Надо дать им возможность попробовать себя в разных ролях: спортсмена, художника, музыканта и пр.
Несколько мыслей о семьях алкашей. Могу сказать одно: тут уж как ребёнку повезёт… Работала в детском доме. Там были близнецы, милые и добрые очкарики. Круглые отличники. Родителей лишили родительских прав за пьянство. Они иногда приходили под окна детдома, приносили гнилые апельсины, найденные на рынке. Дети их стеснялись, но любили и плакали, расставаясь.
Видела детей-побирушек на вокзале. Грязных и вшивых, их подбирала матушка из церкви, мыла, пристраивала в приют. А они убегали домой, к маме, хотя пьяная мама их жестоко била, если приносили мало денег. Что тут сказать? Из семей алкашей бывают и благополучные дети, но всё-таки редко. Как правило, это искалеченные судьбы.
Продолжение на http://www.proza.ru/2019/05/03/1199