Письма нашей юности ч. 4

Татьяна Ригсельга
Как быстро летит время… я здесь уже семь месяцев. А сегодня началась весна… Уже несколько дней чувствовалось ее дыхание, уже несколько дней  в какой-то счастливой тревоге сжималось сердце, а сегодня… Она смеялась, земля. Как будто понимая, что мы все в ее власти, беспомощные дети ее, она решила ошеломить нас своей щедростью.
Огромное небо, и солнце, солнце, горячее и ослепительное, этот пьянящий запах первой оттепели и тоненькая музыка первой капели. Это весна…
Страшное время, Сашка. Она щедра, она заполняет всю какой-то светлой пьянящей радостью, а взамен берет голову…Я сегодня ходила счастливая и подавленная. Неужели меня затянет эта карусель,  и у меня не хватит сил сопротивляться? Да есть ли смысл сопротивляться? Может, для того и существует весна, чтобы раз в год можно было забыть о смыслах?!.
Но мы люди взрослые, знаем уже, что это счастливый угар, что нам, глупым детям своим, великодушно дарит природа, чтобы мы забылись от своих вечных проблем. А проблемы остаются…
И она, наша общая, кажется, проблема: мы и люди, что нас окружают, с кем нам, хотим мы или не хотим, приходится общаться, наш прекрасный, «свой мир» и этот «серый», прозаический… Может она у тебя выглядит немного иначе, эта проблема, но от нее у тебя твои неприятности, хандра, депрессия. Где эта гармония между «мной и ими»? И выход ли – уходить «в себя», когда нас не понимают?
Сашка, я давно хотела поговорить  с тобой обо всем этом. Наверное, сейчас я не смогу ничего путного написать. Два часа ночи, я после работы, но, Сашка, мне кажется, что просто человек, живущий для себя или отдающий людям просто плоды своих рук, еще может прожить «в себе», но тот, кто хочет писать, отдавать свою душу – не может.
Ты – «дитя природы», она тебе ближе, чем люди, не  все, конечно, -«заурядные»,
«неинтересные». А окружают чаще всего такие. Нет, они, конечно, интересны, но по-своему, «не по-нашему». Пытался ли ты когда-нибудь понять, что у них «самое-самое»? Может, это тебя совсем не устраивает, может, это совсем противоположно «твоему», но это очень интересно - посмотреть на себя, на мир другими глазами.
Вообще,  мне кажется, хороший способ уменьшить свои трагедии – уметь смотреть на себя «в масштабе». В масштабе истории, например, или планеты… Может, это не совсем всерьез, но когда умеешь сравнивать, «сопоставлять величины», легче разобраться в себе, найти главное. В общем, я за то, чтобы «познавать себя,  познавая мир».
О нет, Саш, я не считаю, что сделала для тебя открытие, может даже, просто невольно, я подошла к тому, что в данный момент меня занимает.  Да, кстати, я совсем не претендую на верность определения твоих отношений с окружающими, просто у меня к этому   моменту сложилось такое мнение… Ну я расфилософствовалась, допусти только.
Сашка, твои фантазии в стихах и в прозе мне очень нравятся, и если я иногда умалчиваю о них, то просто «не нахожу слов». А у тебя с каждым разом все интересней получается.
Ну, Саш, все-таки, неужели у тебя там нет ни одного более-менее близкого человека?...
Да, Саш, тебя удивляет, почему это мы так понимаем друг друга? Наверное, потому что я тоже, выражаясь твоими словами, человек  «не с очень оригинальными странностями».
Да будем такими…


23.04.71.
Не удивляйся набору этих книжек. Просто мне кажется, что каждая из них должна быть тебе интересна в какой-то мере. А что именно тебе понравится – напиши.
Сама я сейчас под впечатлением «Былых и дум» Герцена. Правда, я уже долго читаю ее. Может, даже не сколько уже читаю, сколько живу ей. Поэтому и  не спешу – не хочется расставаться. Если встретится – возьми, она стоит того.
Пришло в голову: есть книги, о которых можно думать – насколько мы стоим их?
Встретилось как-то стихотворение, которое тождественно моему сегодняшнему настроению, точнее, наверное, - мироощущению.

Прости мне, Век, бездарные часы,
Когда я жил и мыслил непредельно.
Я жизнь свою бросаю на весы
Как в час атаки, яростно и цельно.
Бессмертна жизнь,
И явно смертен я.
Так пронесем как вскинутые шпаги
Смертельные секунды бытия,
 Высокий час тревоги и отваги.
                М. Львов.

Всего тебе доброго.
Таня.



«Один ноль в твою пользу! Знай, я злопамятный и обязательно отомщу, хотя не знаю когда и чем. А вообще то огромнейшее спасибо за бандероль, и не только как за отличный подарок, но и за отличную, на первый взгляд, подборку вещей. Почему на первый взгляд? Да потому что я успел прочитать лишь Вознесенского и Шкляревского. Отличные вещи!!!!!!!! Чем они понравились? Сейчас я попробую ответить, хотя и не мастак свои чувства впихивать в слова, но все же попробую: авось и влезут.
Ну, что же, трепещи и читай (ведь отчасти ты и сама напросилась). Начнем с «Теней звука» Андрея Вознесенского. Чтобы выразить мое отношение к сему поэту не хватит и сотни восклицательных знаков. Это просто здорово: впихнуть себя, свои мысли и чувства в стихи, притом впихнуть так, чтобы и до других они дошли, не изломавшись в дебрях типографских знаков и артистических приемов, дошли так же, как доходит (вернее даже, не дошли, а переместились, переместилась кровь донора к жаждущему жизни, как студеная вода из ключа жизни передает силу земли путнику). Это то общее ощущение, которое осталось после чтения этих стихов. А как поражает каждое стихотворение и баллада при чтении, и уже вместе с Вознесенским радуешься найденному слову, метафоре, радуешься и не замечаешь, что это произведение уже частица тебя, хотя при так называемом «трезвом» рассуждении читать их трудно и попахивает не нашим и пишет часто белыми стихами. Не знаю, как другим, а мне понравился, точнее, я поражен им…
А теперь о другом поэте, об авторе «Фортуны» (в тексте нарисован цветок, вокруг которого снизу и сверху название книги) Игоре Шкляревском. Это уже совсем другой поэт, и быть может при одновременном чтении В-го и Ш-го, он, то есть, Игорь,быть может и проиграет. Ведь он не взрывает мещанскую толпу злой метафорой. И он не пытается оригинальничать (хотя и Андрей не оригинальничает, а остается самим собой). Игорь протягивает к миру свои трудовые ладони, берет его в горсть и протягивает людям: смотрите, любуйтесь, это – ваше, можете даже потрогать, но только не хватайте сальными «грязными» лапами, и берегите его. Шкляревский более понятен тем, у кого на руках мозоли, он слову учился у труда и будней, а потом брал его и превращал в праздник:
Никогда не забывайте детства
Потому что детство никогда
Не простит вам сытого блаженства
После равнодушного труда
и еще:
нас думать учат города
но чувство времени живое
нам дарит звездная вода
и одиночество лесное.
По-моему, добавлять больше ничего не надо, так подходит это к моим мыслям (которые я, быть может, не сумел изложить). Вот мои впечатления о первых двух сборниках, которые я успел прочесть. Об остальных, если захочешь, то напишу. Ну а сейчас… стремительна жизнь и лишь перо может зафиксировать ее оттенок, точнее, отпечаток, а у меня в руках не гусиное перо, а обычная современная шариковая авторучка...
С чего начинать распутывать этот клубок жизни, логичнее всего начать, вероятно, с конца, то есть с сегодня. Почему логичнее? Да потому что любой клубок начинают разматывать с конца, ведь начало где-то в середине. Я опять на праздничной вахте (так сказать, облечен доверием и охраняю мирный сон страны). Вот я и начну с рассказа о вахте, а там посмотрим.
 Сегодня праздник 1 Мая. Настроение отличное, в этом есть и твоя вина (не знаешь?) – и стихов, ведь я их читал сегодня и вчера.
Жарит весеннее солнышко и относительно тепло. На сопках все же лежит снег (и не местами, а покрыто все). Правда, в городе на дорогах уже снега нет, а там где нет тропинок, он лежит, лишь чуть потемнел. Но настроение все равно весеннее. Несмотря на то, что ночью и мерз, ежась от южного (ну и шутки природы) ветра, согреваясь лишь думами о юге и средней полосе и стихами Вознесенского. Потом выдавался сон и лишь затем начались первомайские торжества.
Сначала праздничный завтрак, затем торжественный подъем флага ВМФ, гюйса СССР и флагов расцвечивания. После подъема флага к нам на лодку пришел командир п/л поздравить нас с праздником (нас – это вахту).
А затем стихи на уме Игоря Шкляревского и снова вахта, снова ветер и солнце. Ветер постепенно затих и море, лениво колыхаясь у ног и играя солнечной дорожкой (перебрасывая через нее зайчиков), создавало впечатление теплого и звало искупаться (но я не завидую тем, кто поверит этому лжецу). Кончилась и вахта (вернее, я стал подвахтенным), я пошел на ПКЗ (плавказарма), а там изо всех вентиляционных люков неслись мелодии и реплики из фильмов. Это было странно, я бы даже сказал, необычно для непосвященного, ведь фильмы самые разные: от «Бриллиантовой руки» до «Аршин мал алан». Это все только усиливало праздничное настроение, и я, чтобы не расплескать это настроение, решил сразу же сесть и написать тебе (что и сделал). Сейчас пишу и вспоминаю, как прошла последняя неделя. 22 апреля первый раз на флоте я встал на лыжи, а 23-го сразу после вахты, проспав всего 3 часа, пошел на соревнования попытать счастья, тем более, что дистанция всего 5 км. Итак, 23 апреля с утра подморозило чуть-чуть и мы пошли. Сначала скользили лыжи отлично, и мы более или менее резво рванули вперед. Дальше, км 2,5, скольжения нет, жарко, но мы пытаемся бежать, на лыжах липнет снег, они стали тяжелыми. Трасса уходит вперед, не заворачивая. 3.5 км. Трасса идет вперед, слегка сворачивая, но не назад, а все вперед, удлиняя путь. 5 км. Уже ясно, что вышли не на ту лыжню, но еще надеялись на то, что это всего лишь 10-километровая дистанция. Идти все трудней, а дистанция еще не поворачивает назад. 7,5 км. Уже ясно, что это  не десятка, а, наверное, 15-километровый круг. Пропало настроение, зато подул ветерок и появилось скольжение, иду легко. Но неохотно. 8 км. Уф, добрался до старта 15-километровой дистанции, а теперь, вероятно, скоро и поворот. Помнишь последние лыжные соревнования Союза в Долине уюта? Впоследствии я понял, что попал именно на эту трассу.
12 км. Все удаляюсь от старта, идти тяжелей и прохладно, уже не думаю о скорости, только бы дойти.
15 км. Прошел полкруга новой дистанции, чувствую, кончается пот, ем снег, не хватает воды, холодно… Лыжня заворачивает назад. 20-километровый финиш вижу, до него около 10 км, чувствую, что сильно устал. Хочется лечь, чувствую, что хмелею или пьянею от усталости, но пока иду.
24.5 (примерно). До финиша около пяти километров, непрерывно ем снег, становится веселей и какое-то безразличие. Я не выспался, сейчас лягу, вздремну (и это на снегу в мороз). Лег. Мимо идут лыжники. Усилием какой-то капли сознания поднялся: «Дойду хоть до отметки 25 км». Дошел, отдохнул, выпил стакан чаю, стало легче, пошел напрямую.
Финиш… дошел… уфф. Теперь в команду и – спать. И все-таки я доволен, что пошел на трассу, проверил себя (еще слаб, потерял форму), но приключение есть. А без них неинтересно жить. А 26-28, 29-го шел снег, заряд за зарядом и все – сильные, скорее зимние, крупные, чем весенние. Север есть Север! Нет, нет, я не сошел с ума. Снег здесь шел, хотя у вас давно светит солнце, и начала зеленеть трава.


Ночь. Очередная. Сколько их еще? »Тысяча и одна»? Или больше? Но сколько бы ни было еще, наверное, каждая будет такой же противной, как предыдущая, как эта. Правда, у нас сегодня транзистор – уже за хоккей «поболели», и я уже подремала чуток – немного посвежела.
Знаешь, Сашка (конечно, сначала о самом главном), мне кажется, что будь мы рядом, мы бы выработали какую-то «стратегию и тактику» твоих взаимоотношений с окружающими. Мне кажется, что у меня есть какой-то опыт в этом деле. Дело в том, что большинство не переносит одной вещи –чувства превосходства над ними (хотя и заслуженного) и больше всего ценит тоже одну вещь – простоту. И только учитывая это, можно установить более-менее сносные отношения с окружающими. Тут, конечно, не обойтись сначала без компромиссов (но выбор ясен). Может, придется подавлять что-то естественное для тебя, но что не принимается остальными. Но тут – «или-или», «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Конечно, на бумаге все получается проще и односложнее. Но я еще хочу сказать о том, что когда попытаешься сойтись с людьми на основе их требований, то неизбежно становится ясно, что то, чего не принимает общество, оно не принимает вполне обоснованно. Почти все гораздо интереснее и сложнее, чем нам кажется «со своей высоты». Может, несколько по-другому, чем нужно нам.
Сашка, я, конечно, понимаю, что не отвечаю ни на один вопрос, что тебя мучает, а скорее лишь рассказываю то, как я справляюсь с тем, что мучает меня. Ведь хотя мы переживаем похожее, мы совсем не одинаковые люди…
Конечно, даже если ты и придумаешь что-то, подходящее тебе, то трудно будет изменить что-то среди людей, которые уже составили о тебе мнение. Мне лично «свои теории» удавалось применять лишь на новом месте, в новом кругу. Да, ты говоришь, что, принимая все это, ты теряешь веру в себя. Я даже не знаю, что тебе сказать на это. Пожалуй, только то, что я верю в тебя, верю, что ты интересная личность, и если тебе прибавить еще немного трезвости, то ты можешь сделать кое-что путевое в этом мире (скажешь: подумаешь, ее мнение, тоже авторитет!).
Да, как  я поняла, одним из слагаемых твоих несчастий ты считаешь свою внешность. Вот уж для меня новости. Ты что, на комплименты напрашиваешься? Я тебя знала как симпатичного парня, вроде бы ни на что не имеющего оснований жаловаться. Ну если и правда сейчас произошли какие-то изменения не в лучшую сторону, то, мне кажется, нет никаких оснований для трагедии, ведь ты сам считаешь, что все исправимо. В общем, мне кажется, что не стоит это ставить в один ряд с более существенным.
Да, прошу прощения за внешний вид моего послания – листочки были сначала вполне приличными, но мне помогли здесь уделать.
Хотела еще кое-что написать, но обстановка…
Таня.

На фото: во время учебы в ВХ-ТТ, 18 лет


продолжение http://www.proza.ru/2019/03/22/1125