Мои сокурсники, ставшие руководителями

Александр Щербаков 5
В одной из своих лекций известный российский историк Андрей Фурсов сказал, что говорить о всесилии нашего президента Путина может только человек, который не руководил даже самым маленьким коллективом.  Недаром есть пословица, что короля делает свита. Так оно и есть. Но, тем не менее, кто-то должен быть руководителем, и если в настоящее время его выбирают по принципу личной преданности более высокому начальству, то в советское время, в котором мне довелось жить и работать, большинство руководителей назначались по их заслугам на предыдущем месте работы.  Так что надо было это заслужить своей работой, а не красивыми глазками.  Именно такими были те мои сокурсники, о которых пойдет речь в этом материале. Хорошими врачами, специалистами своего дела, с организаторскими способностями.

Наш курс 1965 года набора все время, пока мы учились в институте, считался самым сильным.  Он был первым курсом, когда в институт поступало больше выпускников школ, только что получивших среднее образование, чем имевших стаж работы. Это соотношение, если мне не изменяет память, было 70% на 30%. В предыдущие года это соотношение было обратным.  Помню и то, что перед началом экзаменов на лечебный факультет конкурс был 8 человек на 1 место, а после сдачи экзаменов медалистами, которые сразу зачислялись в институт, он подскочил до 11 человек на 1 место. В те годы сдавали два профилирующих предмета – физику и химию, а также писали сочинение, которое учитывалось в последнюю очередь при подсчете баллов. Для полной гарантии поступления вчерашнего школьника в институт надо было получить две пятерки по физике и химии, и не написать сочинение на «двойку».  Хотя были и такие случаи.

После экзаменов и зачисления все первокурсники ездили в Еврейскую автономную область убирать картошку, а после возвращения из колхоза мы узнали, кто в какой группе учится. Деканат при этом старался  формировать группы в зависимости от сдачи экзаменов и школьных аттестатов, от возраста.  В моей 7 группе, о которой я уже писал в своих воспоминаниях, было на 1 курсе 12 человек, 4 юноши и 8 девушек.  И хотя к нам в процессе учебы то вливались, то уходили студенты, но этот костяк сохранился до окончания института.

Но целью моего рассказа-воспоминания является не то, как мы учились, а то, кто из моих сокурсников сделал  карьеру, и стал впоследствии занимать  административные должности заведующих отделениями,  главных врачей или их заместителей.  Очень многие наши выпускники стали хорошими специалистами, получили высшие квалификационные категории по специальности, некоторые защитили кандидатские и докторские диссертации. К сожалению, я не знаю судьбу многих моих сокурсников, особенно тех, кто уехал в другие регионы Дальнего Востока или в Сибирь, куда нас тоже распределяли.  Так что речь пойдет в основном о тех, кто остался работать в Хабаровском крае, и со временем занял административные должности.

Как известно, в те годы выпускников ВУЗов направляли туда, где они больше всего были нужны. Если врач-лечебник, то должен был лечить взрослых, и направляли терапевтами в стационары и поликлиники, выпускников педиатрического факультета - детскими врачами. И лишь после отработки 3-х лет по распределению врач мог уволиться, переехать на новое место работы и пройти курсы первичной специализации по той специальности, которая ему больше всего нравилась.

Два слова о  должностях врачей в отечественном здравоохранении советского периода.  Первичная должность работы врача в стационаре – ординатор какого-то отделения. Иногда неофициально были старшие ординаторы, т.е.  врачи, который являлись главными на период отсутствия заведующего отделением (отпуск, болезнь, командировка). Но далеко не во всех отделениях были старшие ординаторы. 

Следующей ступенькой по служебной лестнице  была должность заведующего отделением. Ему подчинялся весь персонал – врачи, средний и младший медицинский персонал.  Причем заведующие отделениями были не только в стационарах, но и в поликлиниках.  Обязанностей у заведующих было много, и одной из самых важных была организация оказания качественной медицинской помощи в отделении. Для этого делались обходы отделения, анализ историй болезни, ежедневные планерки с передачей дежурство от одной смены другой.  Первым помощником заведующего отделением была старшая медицинская сестра, которая была начальницей над всеми медсестрами и санитарками отделения, именно на ней лежали все хозяйственные обязанности – обеспечением  медикаментами, твердым и мягким инвентарем, соблюдение санитарного режима в отделении.

И вершиной служебной лестницы в учреждении здравоохранения была должность главного врача. Чуть ниже стояли заместители по различным направлениям деятельности больницы.  В больших больнично-поликлинических объединениях были заместители по лечебной работе (начмеды), по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию,  по врачебно-трудовой экспертизе, по административно-хозяйственной части. В больницах первой категории вводили должности заместителей по хирургии, терапии, акушерству-гинекологии, по детству, вместо зама по АХЧ появилась в последние годы должность директора больницы.  Но о главных врачах у меня есть отдельное произведение. http://www.proza.ru/2017/12/14/672.

Я по распределению после института  три года отслужил на Тихоокеанском флоте, был начальником медицинской службы подводной лодки. Вроде  у меня, как начальника, должны быть подчиненные, но, увы, был только один, и то  наполовину. Его должность называлась химик-санинструктор, и как химик он подчинялся старшему помощнику командира, а как санинструктор – мне.  Так что получить какой-то опыт организаторской работы мне было сложно.  Но комсомольцы экипажа избрали меня своим комсоргом, и появился опыт общественной работы в коллективе.

После окончания службы я ушел в запас,  устроился работать в городскую больницу № 11 города Хабаровска врачом-рентгенологом.  И тогда, в первый год работы, я увидел свою сокурсницу, Галину Автономовну Левицкую, которая незадолго до моего появления в больнице заняла должность заместителя главного врача больницы по поликлиническому разделу работы.  Представляете, три года стажа и уже заместитель главного врача большого объединения, где был стационар (в то время на 300 коек) и три поликлиники. Но Левицкая еще до поступления в институт долгие годы работала фельдшером, и какое-то время возглавляла фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), т.е. имела опыт организаторской работы.  И поэтому недавно назначенный главный врач больницы Людмила Николаевна Яковлева сочла возможным через три года работы назначить Левицкую своим замом вместо опытнейшей Любови Никитичны Трипелец, которая ушла на пенсию.  Причем Левицкая была еще  заведующей поликлиникой № 1, и одновременно  заместителем главного врача по поликлиническому разделу работы. Кстати, это в те годы было распространенным явлением.  Например, заместитель главного врача  больницы по акушерству и гинекологии Владимир Иванович Корнев был одновременно и заведующим абортным отделением.

Потом мы часто общались с Галиной Автономовной. Вначале,  когда я приходил в поликлинику, замещая уходящих в отпуск врачей-рентгенологов, но особенно часто, когда стал парторгом больницы. Левицкая не была членом партии, хотя ей предлагали вступить в КПСС.  Но она каждый раз отказывалась. Правда, это делал мой предшественник на общественной должности парторга  Иосиф Самуилович Гриншпун.  Я лично с Левицкой по поводу вступления в партию не разговаривал.

В начале 80-х годов сдали новое, типовое здание поликлиники в Южном микрорайоне. В него переехал коллектив нашей поликлиники № 2 и часть коллектива поликлиники № 9.  Казалось бы, Левицкую надо сделать заведующей этой большой поликлиникой, сохранив за ней должность заместителя главного врача. Но  Левицкая отказалась перейти, видимо, её устраивала эта работа, привычная и отлаженная. Возраст  у неё уже был под 50 лет, когда думать о карьере не хочется.  Так она и проработала в прежней должности до ухода на пенсию.

Вторым моим сокурсником, который стал главным врачом, был мой друг Сережа Куракин. Но я о нем написал целый рассказ, поэтому не буду повторяться. http://www.proza.ru/2017/07/14/345

Сам я рос в профессиональном отношении, появился  опыт партийной работы в коллективе как у парторга, поэтому после ухода на пенсию бывшей заведующей я занял эту должность. Через полгода я  поехал на курсы повышения квалификации, и вернулся не только с новыми знаниями  своей профессии, но и с идеей объединить доселе разрозненные рентгеновские кабинеты поликлиник и стационара в одно большое отделение, где будут проще решаться многие организационные вопросы, учеба персонала и т.д.  Это я подсмотрел во время учебы в МОНИКИ у профессора Портнова.  Своей идеей я поделился с главным врачом, та меня поддержала, и вскоре в больнице появилось отдельное рентгено-эндоскопическое отделение с общим числом сотрудников 42 человека.  Я не ошибся в своих расчетах, скоро наше отделение было признано лучшим в крае, о чем свидетельствует грамота отдела здравоохранения крайисполкома и крайкома профсоюза медицинских работников.

Года через три после создания такого отделения меня назначили главным нештатным рентгенологом города Хабаровска. Вот тогда я впервые покинул свою больницу,  стал знакомиться с рентгеновскими отделениями и их персоналом всех больниц и поликлиник города.  И в 16-й поликлинике, той, что в Первом микрорайоне Хабаровска, увидел свою сокурсницу, Таисию Чайка, которая в институте дружила с моей одногруппницей Ларисой Гуськовой (Коротковой). Она стала заместителем заведующей этой поликлиникой.  По отзывам сотрудниц поликлиники и моего старого знакомого, врача-рентгенолога Станислава Богдановича Янишевского, с которым мы одно время вместе работали в 11-й больнице, вполне справлялась со своими обязанностями. Янишевскому можно было верить, он всегда отличался принципиальностью, будучи членом партии.

Как главному рентгенологу города мне довелось побывать в старом, деревянном здании поликлиники № 7, и я был очень рад, когда  было завершено строительство типовой поликлиники, аналогичной построенной в Южном микрорайоне.  Мой опыт организации в таком здании флюорографического кабинета, не предусмотренного по проекту, но крайне нужного, помог недавно назначенной  заведующей этой поликлиникой  Валентине Платоновой организовать этот кабинет.  Это оказалась еще одна моя сокурсница, которая стала начальницей.  Правда, в институте она носила фамилию Можаровская. Мы с ней в этот период организации флюорографического кабинета часто встречались для обсуждения различных проблем организации рентгеновской службы в поликлинике.

Затем судьба привела меня в кресло главного рентгено-радиолога края, и я стал намного чаще бывать в рентгеновских кабинетах и края, и города Хабаровска, часто встречаться со своими сокурсниками, которых судьба разбросала по всему краю.  А через полтора года судьба сделала кульбит, и я стал чиновником краевого уровня – заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома. Тогда я стал ездить не по рентгеновским кабинетам, где моими коллегами были сокурсники Боря Абрамсон в 10-й больнице, Татьяна Пахомова в поликлинике № 6, Валентина Вилкова в краевой больнице,  Валентина Попова в больнице водников, но и встречаться с другими выпускниками  ХГМИ 1971 года.

Среди них были Ольга Романенко (Васильева), заместитель главного врача краевого противотуберкулезного диспансера, Валера Кенигфест, заместитель главного врача дорожной больницы, Маргарита Скворцова, заместитель главного врача поликлиники хозпартактива (ныне поликлиника «Вивея»), Валентина Озаренко (Тропникова), главный врач краевого дома санитарного просвещения.  Отвечая одно время за оказание помощи взрослому населению края, я весьма часто встречался со своими коллегами, которые стали начальниками на уровне учреждений здравоохранения.

В 1991 году была организована встреча выпускников Хабаровского медицинского института через 20 лет после окончания. Об этом у меня есть тоже отдельный рассказ. http://www.proza.ru/2018/06/19/259.  Сейчас, когда я смотрю на фотографию, сделанную на ступенях нашей альма-матер, вижу знакомые лица моих сокурсников, еще такие молодые, у меня сердце сжимается. Увы, не все из 400 выпускников с лечебного и педиатрического факультетов того года выпуска приехали, а потом встречи в 1991 и 2001 годах были не такие многочисленные по разным причинам. А в 2003 году я уехал из Хабаровска.

В 1992 году началась чехарда в стране в связи с распадом СССР, появлением «суверенной» России, внедрением обязательного медицинского страхования.  Стали появляться ранее отсутствующие органы и учреждения  здравоохранения – краевая лицензионная комиссия, краевой центр СПИДА.  Туда были направлены работать мои сокурсницы Валентина  Тропникова и Антонина Жердева. О Тропниковой как главном враче дома санитарного просвещения я упоминал, а вот Жердева впервые стала начальником учреждения здравоохранения. И той, и другой пришлось немало попотеть, ведь до этого таких организаций не было, и как работать, на что обращать внимание, надо было самим выдумывать, внедрять и отслеживать, правильно ли придумали.

Со временем Валентина Тропникова стала первым заместителем министра здравоохранения края, но через некоторое время вместе с министром Савковой была уволена, и об этом узнала вся Россия из-за публикации в «Медицинской газете», которую моя сокурсница Валя как-то обозвала «газетенкой».  Ох и обозлился на неё собкорр газеты по Дальнему Востоку Клышников,  немало едких слов выпустил в адрес Тропниковой.  К сожалению, Валя вскоре после увольнения умерла.

Добавлю, что она после распределения успела поработать в Магадане, там вышла замуж за Тропникова,  и вернулась в Хабаровск. Помню её студенткой, худенькой девчонкой, которая играла за сборную курса в баскетбол.  После замужества значительно увеличилась в размерах, и так же росли её служебные амбиции. Начав работать врачом на скорой помощи, она вскоре стала старшей смены, а потом заместителем главного врача подстанции скорой помощи. Потом ей  предложили должность главного врача краевого дома санитарного просвещения, где она очень неплохо себя проявила. Поэтому ничего удивительного не было в том, что она была назначена на должность председателя краевой лицензионной комиссии, и там сумела наладить работу как положено.

Вершиной карьеры Валентины Евгеньевны стала должность первого заместителя министра здравоохранения Хабаровского края. При министре Савковой, провизоре по образованию, именно Тропникова руководила здравоохранением края.  Савкова шагу без неё не смела ступить.  Но вектор развития здравоохранения, который задала Савкова, по мнению многих, был ошибочным. Она начала сокращать учреждения, менять главных врачей, конфликтовать с медицинским институтом. И все это делалось руками Тропниковой. Не мудрено, что когда губернатору края Ишаеву надоели дрязги в здравоохранении, он снял с должности и Савкову, и Тропникову, и еще одного заместителя министра Писареву.

Еще один бывший баскетболист Валера Кенигфест тоже упоминался в этом повествовании.  Как мы все говорили, он был «блатной». Его папа был главным врачом стоматологической поликлиники в центре города, на улице Калинина. Это был хлебная должность. Была известной в Хабаровске и мама Валеры, она пела в кинотеатре «Гигант» в перерывах между вечерними киносеансами.  В советские времена лучше всех жили три категории врачей – стоматологи, гинекологи и дермато-венерологи.  Поэтому после окончания института Валера попал в железнодорожную больницу работать врачом-урологом. Но после скандала, инициированного нашим выпускником Борисом Абрамсоном, всех выпускников 1971 года, пристроившихся на теплых местах, отправили в районы, и Валера оказался в дорожной больнице в городе Комсомольске. После возвращения из ссылки Валера одно время работал урологом, потом стал эндоскопистом, а потом и заместителем главного врача больницы по оргметодработе.  С этой должности он на короткое время уходил в министерство здравоохранения края на должность заведующего отделом, но вскоре вернулся работать в дорожную больницу. Сейчас живет в Израиле, но не поддерживает контакты со своими однокурсниками.
 
Я довольно много написал о работе ставших руководителями высшего звена, но хотел бы сказать, что и должность заведующего в любой больнице очень важна. Особенно если речь идет об организации новых направлений в здравоохранении.  И здесь я должен упомянуть еще о двух моих сокурсниках – Борисе Шевцове и Юрии Варенцове. Оба они организовали еще в городской больнице № 13 (сейчас это Хабаровская краевая больница № 2) инфарктное отделение и отделение микрохирургии. Но если о Шевцове у меня есть целый рассказ http://www.proza.ru/2018/08/21/411, то о Варенцове хочу добавить еще то, что на Дальнем Востоке это было первое подобное отделение. Со всего края туда направляли больных с отрезанными пальцами, руками, и микрохирурги восстанавливали целостность, сшивая кровеносные сосуды, нервы, мышцы под микроскопом. Сейчас Юра живет в Анапе, принимает больных, которые нуждаются в его помощи. А вот Борис по-прежнему заведует отделением, является главный кардиологом Дальневосточного Федерального округа. Кстати, Борис и Юрий учились в одной группе, № 8.

Коль я заговорил о группах, то скажу, что Маша Лифшиц из группы № 6 работала заведующей отделения переливания крови в Ногинской центральной районной больнице в Подмосковье.  Мы с ней совершенно случайно встретились в этом подмосковном городе, куда приехали во время обучения на курсах повышения квалификации. Главный врач ЦРБ по фамилии Лифшиц одним из первых в стране организовал работу коллектива больницы по так называемому новому хозяйственному механизму, с организацией работы отделений по бригадному подряду.  Мне лицо главного врача показалось знакомым, и когда я спросил, какой институт он окончил,  ответил – Хабаровский. И тогда я вспомнил, что мы однажды с ним в нашем студенческом общежитии играли в преферанс с еще одним моим сокурсником Борей Шапиро.  В разговоре выяснилось, что младшая сестра главного врача работает в ЦРБ, и мы с Машей успели пообщаться до нашего отъезда в Москву.

А теперь перечислю моих  коллег из нашей группы № 7, ставших руководителями коллективов. Наш староста Володя Мотора был заведующим пульмонологическим отделением Хабаровской краевой больницы, Сережа Куракин – главным врачом санатория «Уссури» по Хабаровском,  Алла Подберезко – заведующей женской консультацией в Красноярске,  Ольга Романенко (Васильевна) – заместителем главного врача краевого противотуберкулезного диспансера в Хабаровске, ныне  продолжает работать физиотерапевтом в санатории г. Анапа на Черноморском побережье. Лариса Гуськова (Короткова) была заведующей отделением в городской больнице г. Монино в Подмосковье, а затем долгие годы заведовала отделением реабилитации в гастроэнтерологическом  санатории под  Монино.  Людмила Левшина (Лупачева) заведовала кардиологическим отделением в городской больнице г. Лобня в Подмосковье.  Людмила Комарова (Шукюрова) до сих пор доцент в родном институте, к.м.н. А ваш покорный слуга был первым заместителем начальника краевого управления здравоохранения в Хабаровске. И кто теперь может поспорить, что группа № 7 была лучшей в нашем выпуске?  Я лично в этом нисколько не сомневаюсь.  Жаль, что потерялись следы еще нескольких человек -  Валентины Поповой (Вороницкой), которая уехала после окончания ВУЗа с мужем в Москву, а Толя Езергин уехал на Камчатку. Только вот Лена Лукаш, которую распределили в глухую провинцию, стала просто хорошим терапевтом. Конечно, все это в прошлом, большинство из нас уже на заслуженном отдыхе.

Уверен, что еще немало моих сокурсников были заведующими отделениями, теми врачами, кто организует лечебный процесс. Но я о многих не знаю, а гадать на кофейной гуще не в моих правилах. Так что если кто прочитает это повествование и не найдет своей фамилии, не держите на меня зла, дорогие мои сокурсники.

В последнее время, когда у меня появилась своя страница на сайте «Одноклассники», я вышел или со мной вышли на связь многие мои сокурсники. Из общения с ними я узнал, что Борис Хватов, с которым мы после 5-го курса вместе ездили на военно-морскую практику в поселок Заветы Ильича, давно живет в Москве, и уже немало лет возглавляет частный медицинский центр, и,  несмотря на свои 70 с гаком лет, не собирается уходить на покой, и выглядит никак не старше 50 лет. Из переписки с ним я узнал, что Борис одно время работал в моем родном районе имени Полины Осипенко, что в Хабаровском крае.  И ему доводилось бывать даже на моей малой родине, в поселке Херпучи.

А еще одна моя сокурсница, Любовь Никифорова (Бондарева) много лет проработала на Сахалине в очень высоких должностях тамошнего здравоохранения. Мы с ней встречались в начале 90-х годов на региональном совещании в Хабаровске, но не смогли пообщаться из-за насыщенной программы того совещания.  Сейчас она живет в Сочи, и приглашает в гости к морю.  Но, боюсь, как и 90-е годы, наша встреча в Сочи не состоится.

Так что наш выпуск Хабаровского государственного медицинского института оставил о себе память. Не столько высокими начальствующими должностями, но в первую очередь квалифицированными врачами, среди которых доктора медицинских наук Михаил Рицнер, Константин Левченко, кандидаты наук  Людмила Комарова (Шукюрова), Борис Шевцов, и еще много-много достойных людей, к сожалению, о которых я не знаю, но уверен, что они есть. Я прошу прощения у некоторых своих сокурсников, моих сверстников, которых называю только по имени, несмотря на их начальственные или научные регалии, просто я не знаю их отчества. 

Меня радует еще одно обстоятельство. Многие из выпускников  ХГМИ (сейчас это ДВГМУ – Дальневосточный государственный медицинский университет) поддерживают связь между собой и с теми работниками института, кто еще жив.  Но и те, кто ушел в мир иной, остаются в нашей благодарной памяти.