к книге Тимура Горяева Шпаргалки для боссов

Владимир Минский
Комментарии к книге Тимура Горяева, бывшего гендиректора и владельца концерна «Калина» , «Шпаргалки для боссов».

В целом, книга интересная, многие рекомендации в области организации бизнеса и менеджмента верные, однако совершенное странно то, что этот успешный бизнесмен буквально по каждому пункту  регулярно переводит  параллель  на политику, исключительно с критикой российской власти, президента, не говоря уже про тотальную критику российского менеджмента, менталитета сотрудников, культурных ценностей общества.
По-правде, я сам не однократно выступал с критикой, как «директорского корпуса РБ», так и государственного «бизнес менталитета»  в Республике Беларусь, где я проживаю. 
( Речь в Клубе директоров: http://www.proza.ru/2014/07/18/1659
Об иностранных инвестициях в РБ: http://www.proza.ru/2014/07/13/20)

Однако, моя критика не тотальная, а направлена на конкретные действия и чередуется с поддержкой позитивных действий, когда они имеются,  а они, безусловно, имеются. Моя критика вызвана любовью к своей Родине, а не боготворением  «западных ценностей» и «западного образа жизни», но желанием сделать Наш мир лучше Западного.
Автор безоговорочно боготворит Западную капиталистическую формацию, не желая замечать её недостатков и негативных проявлений.
А вот моя оценка формаций : http://www.proza.ru/2017/12/10/2077

Типаж автора хорошо вкладывается в феномен, описанный западным психологом профессором М. Беннетом в «Intercultural sensitivity”  так называемой «реверсивной личности». (См. http://www.proza.ru/2018/07/16/1498  http://www.proza.ru/2018/07/16/1501) когда человек переходит как бы в противоположный лагерь в этноцентрическую стадию «defence”, т е «защиты», такие личности крайне негативны к своей родной «этнокультуре», чем характеризуется и Тимур Горяев. Часто случается с иммигрантами, кем и стал сейчас г-н Горяев, переехав в Англию. Мне лично данная «детская болезнь» знакома так же, но я ей переболел давно, когда в 90-е  стал впервые сотрудником западной компании.   Но эйфория давно прошла и пришла стадия «этнорелативизма» в области принятия и интеграции. Везде есть свои плюсы и минусы... но моя Родина и мое гражданство это не «Западный мир»! 
( мое понимание Родины : http://www.proza.ru/2016/10/14/1987)

Так же автор преподносит, что он едва ли не единственный здравомыслящий , честный и правильнодействующий бизнесмен в РФ. Однако это непросто слишком самонадеянно но но даже совершенное эгоистично. Мне так же верится с трудом то, что г-н Горяев совершенно «честно» в 90-е на «алкогольном бизнесе» поднялся что и позволило ему стать владельцем бывших «Уральских самоцветов», создать собственную бизнес империю...
Я старше Горяева лишь на несколько месяцев и прекрасно помню 90-е годы и тот самый 96-й  , когда Горяев стал владельцем «Калины», я стал представителем западной компании в РБ... Олигархами честно и чисто в те годы не становились.
Бывшие партийные и комсомольские работники , потом- бандиты... захватывали власть и бизнес в стране, приватизировали советское имущество.

Однако, очень многие рекомендации автора мне понравились и нашли во мне полную солидарность. А некоторые советы я даже выписал для себя:
Например:
- Цену товара на рынке определяет не столько себестоимость (стоимость вложенного труда- расходов), сколько его  воспринимаемая потребителем ценность  реклама добавляет продукту воспринимаемую ценность!
- Меньше братьев- больше на брата (Иными словами: меньше народа- больше кислорода) то есть чем меньшим количеством людей мы достигаем ; цели, тем больше доход каждого.
- Прошло время Конкуренции товар Против товара ! Наступило время конкуренции между одной сетью сбыта против другой. One supply chain competes against other.
Таким образом, мало предлагать Хороший продукт на рынок нужно предлагать удобную сбытовую коммерческо-Логистическую сеть, Качественный сервис и финансовые условия. И не просто хорошую и удобную, а  много Лучше чем это может предложить конкурент.

Теперь по пунктикам, которые мне не понравились:

Горяев слишком часто упоминает выражение «совок», видимо сам имеет совковый комплекс и постоянно отстраивается, типа, я не такой, я западный...
Корпоративы. Он сильно идеализирует то, как проводятся корпоративы на Западе. Там, дескать, люди знают, как их культурно проводить, а с нашими одни проблемы. Проблемы есть и там и там. Разные проблемы, согласен. Есть свои особенности и отличия в наших культурах. Но нет плохих и хороших культур, просто они разные и из нужно уметь понимать изнутри. Как говорится, что для русского хорошо- для немца смерть... да, нужно нам работать над культурой , но не стоит уничижать нашу культуру настолько, словно во всех других народах нет и вовсе «темных сторон». Вот с чем бы я согласился, так с тем, что нашим людям стоит завязывать со своей «водочной бравадой», в особенности перед «импортными ребятами»...
Примеры с описанным поведением сотрудников Горяева на корпоративах и критикуемые им действия его личной охраны свидетельствуют о том, что он сам не смог донести своим подчиненным систему ценностей компании и правила поведения, ведь люди не могут догадаться что от них хотят , они лишь хотят понравиться и самовыразиться, так, как они предполагают, исходя из поданных им извне сигналов... Значит он сам так поставил предмет  в глазах людей.  Возможно, в своих глазах он иной, но в глазах подчиненных именно такой и есть упрямый категоричный и беззаппеляционный , своевольный и жесткий. Да и людей , судя всему , он сам подбирал , не отдел кадров. Это напоминает когда девушка хочет надежного, верного, а выбирает разбитного и беспринципного...
У нас больное общество... ? А покажите мне здоровое общество! (О современном обществе: http://www.proza.ru/2017/11/06/599)
Горяев, рассуждая про профессионализм и качество, приводит японский пример  с суши, где уже не молодой мастер допускается к «крутке» суши только после долгих лет тренировок в варке риса. Любопытно, но мне знаком этот психо трюк и именно так же на примере с суши, когда сотрудникам создается мнимая система ценностей, когда карьерная лестница умышленно усложняется, позволяя повышать её стоимость. Другой подобный пример- лондонские таксисты, приравненные едва ли не к профессорам...  а Горяев, как бизнесмен,  просто дешево купился. Нет особо значимой разницы, сколько повар варит рис, год или десять лет, потребитель никогда не почувствует разницы в приготовленных ими блюдах... . Все разницы лишь в головах и восприяти правым полушарием, загруженным красивой сказкой ...
Он пишет, что не берет на работу бывших Гэбэшников, т к у них «пленочка в глазах» и они всегда и всему дают политическую оценку...., и вообще, вокруг окружают его в РФ одни недалекие и странные люди,  выходит он один такой умный среди сплошных идиотов, и сам все параллелит  через политическое русло, как пресловутый кагэбэшник, критикуемый им. Выходит, в своем глазу бревно не видит..
Приводит Пример с израильским вином , когда , как он утверждает, высокая его стоимость предопределена исключительно безукоризненным качеством оного... мне странно, когда такое  пишет бизнесмен, который сам же ниде описывает в разделе про маркетинг о создании добавленной стоимости, о позиционировании, из чего следует, что помимо качества, высокая стоимость чего угодно - лишь трюк с «воспринимаемой ценностью», и «преумизацией» все о чем он сам же пишет ниже.
На западе все практически без исключения, умнички у нас все без исключения - идиоты... кроме него, разумеется, и который учит даже норманов со столетними традициями производить и продавать кальвадос. Самородок прям!
«Сначала был продукт, потом- брэндинг», - пишет Горяев. На самом деле, сперва был спрос, пусть и скрытый. Автор пытается убедить, что важнее важного произвести хороший продукт, с этим не поспоришь, но в условиях перепроизводства и конкурентной борьбы, ты можешь выпускать «хороший продукт». Но это тебе не поможет, т к понятие хороший совершенно размазан. Для любого хорошего продукта есть продукт лучше. А часто продукт, оставаясь хорошим и качественным, просто оказывается между спросом, никому не нужен, устаревает и т д
Автор пишет: «У нас люди как рассуждают, я делаю то, что ненавижу, но мне за это хорошо платят. А вот на Западе все иначе...» Это утверждение за рамками здравого смысла. Более 20 лет я работаю в топ менеджменте западной компании, выстраиваю «мосты сотрудничества» с нашими компаниями, я не могу нечто подобное утверждать. Бывает по разному и там и там. Это утверждение не дееспособно. 
Шойгу «отдыхает со своими ребятами», по мнению Горяева, в сравнении с его , Горяева, личным замом по общим вопросам и безопасности. Вообще не адекватное заявление.
Кстати в европейских компаниях нет таких служб безопасности и охранников, которых описывает он. В своей компании я ничего подобного, что описывает как пример своей деятельности  Горяев , я не видел...
«Совещания не должны длиться более часа»,- здравая мысль, но тут же,- «...мне не понятно почему наш президент делает многочасовые обращения и прессконференции с прессой ...». Господин Горяев вы вообще считаете, что это адекватное сравнение : краткого производственного совещания и прессконференции главы государства?
«Вы должны держать в голове идеальную модель западного бизнеса, нет никакой русской специфики...»- автор совершенно не понимает, что нет никакой идеальной модели, все модели как и этнокультуры разные... это не означает, как раз, что нужно зациклиться лишь на одной,причем  именно на Западной. Автор сам похож в этих категоричных заявлениях на своих тоталитарных оппонентов. Т е он такой же тоталитарный. Хотя, безусловно, на Западе есть в этой области, чему поучиться. И все же особенности имеются... и не только у нас, а и в иных от европы, странах.
«Общество не должна поддерживать иждивенцев, каждый должен зарабатывать на жизнь сам»- а здесь уже появились клыки дикого капитализма, которые я так опасался еще в начале 90-х. ( http://www.proza.ru/2014/07/15/734)
«Цель государства изъятие материальных благ». Далее автор высказывает чисто анархическую идеологию  или идеи анархического капитализма, причем исключительно в адрес критики российской государственности, как таковой, правда, тут же делает оговорку, дескать, «я не анархист», но эта оговорка остается лишь ничем не подкрепленной оговоркой...
«Чем меньше государство вмешивается , тем лучше люди в состоянии сами распоряжаться своей жизни». В целом, я согласен, пусть бы государство меньше лезло в дела, в которых ничего не смыслит. Но и нам не стоит лезть в в государственные дела, в которых мы так же маловато смыслим, с высоты государственных дел, цель которого не просто в «извлечении прибыли». Что ж, владельцу бизнеса всегда хочется больше свободы от государства, ведь в этом случае он становится  беспредельным хозяином. Ведь именно бизнесмен может быть и вправе распоряжаться полностью всем, а вот сотрудники предприятий, сами люди даже на таком продвинутом предприятии как «Калина», вряд ли имеют такую возможность. Бизнес правит Миром и Бизнес бесит, если где-то Миром правит Государство, оттого мир и потрясают бесконечные революции, объявляя государства, менее зависимые от международного бизнеса, «тоталитарными».
Что нашло во мне позитивный отклик, так это предложение Горяева выбирать президента только после его продолжительной успешной «практики» в области, например, губернатора. Я и сам считал всегда, что высшие посты государста должны занимать исключительно те, кто соответственно образован и имеет опыт.
Автор пишет, что армия это воспитание хамства, наркомании и прочих гадостей. Но сам приводит примеры того, чему научился в Армии сам, именно Армия слелала будущего Горяева, как успешного бизнесмена, а не наркомана. Армия болеет теми же болезнями, что и общество, конечно. Но не из ее среды произрастают эти негативы. Как бывший кадровый военный, я хорошо знаю ситуацию, царившую в советской армии, в которой служил срочную и Горяев. ( про реформу в СА http://www.proza.ru/2014/07/10/74) но Армию я считал и считаю настоящей школой мужества.
Можно было бы долго и много продолжать , но на этом ставлю точку.

6 Марта 2019 г


Мои рассуждения о сущности «коммерческого бытия»: http://www.proza.ru/2017/12/10/2077


Азбука Би2Би : http://www.proza.ru/2016/07/01/849