Красный перец

Владимир Балашов
Уже на первом курсе, после нового 1968 года, когда был введен в эксплуатацию 14 этажный корпус общежития МАрхИ на ул. Орджоникидзе 13/2, нас, всех студентов, из разных общаг Москвы (Мамонтовка, Алексеевка, Стромынка) переселили в него. Я был в числе первых и попал в комнату на 5 этаже. Общежитие было более современное, чем наша "Стромынка", там мы жили 11 студентов в одной комнате, а общий на десятки комнат туалет был где-то вдали по коридору, а тут двое студентов в одной, трое - в другой комнате и общие на эти две комнаты туалет и  ванная. Обедали мы, если не в МАрхИ, то в столовой "Коммунки" - общежитии института "Стали и сплавов" в 3-х минутах ходьбы от нашей общаги, экспериментальном доме-коммуне, памятнике архитектуры Советского конструктивизма, построенном по проекту архитектора Ивана Сергеевича Николаева в 1929—1930 годах, который до 1970 г. был ректором нашего института. А вот завтрак или ужин мы часто находили в булочной рядом с выходом из метро "Ленинский проспект" и/или магазине "Диета" в доме 37 на Ленинском проспекте рядом с остановкой нашего придворного 111 автобуса,  в котором наперевес с подрамниками 1х1 метр, мы ездили в институт по Ленинскому проспекту, прорубленной сквозь старую застройку ул. Димитрова, через Б.Каменный мост, мимо стен Кремля и Александровского сада до конечной на пл. Революции. Магазин "Диета" давал нам не только докторскую колбасу за 2.20, несколько сортов диетического хлеба, кефир или простоквашу, но иногда вносил ноту аристократизма в нашу жизнь, предоставляя возможность дегустировать такие вкусности как: венгерский или болгарский "лечо", маринованный горький перец, фруктовый конфитюр, плесневелый сыр "Камамбер", кубинский банановый ликер и т.д. и т.п. В общежитии среди моих друзей были такие герои, которые за один присест съедали целую банку горького перца стручок за стручком.

И вот купив дом в деревне я первым делом стал выращивать чеснок, потом - саженцы плодовых деревьев (груши, яблони, сливы), а через два года моих периодических наездов в деревню к этому набору был добавлен горький перец, как следствие ностальгических воспоминаний. Кстати во Владикавказе в моей семье тоже был один любитель горького перца. Отец погружал конец стручка красного перца на краю тарелки в борщ, и пилил его ложкой там, под ватерлинией, всего несколько движений туда-сюда. Я тоже так пробовал и действительно борщ мгновенно насыщался перечной горечью, видимо перец отца, как сейчас я понимаю, был очень крут.
Я долго не мог найти сорта перца, заточенного для еды после маринования, и поэтому в конце концов купил семена первого приглянувшегося красного перца и высадил на участке несколько десятков корней. Получив в первый же год посадки хороший урожай, созревшие стручки нанизал на нить, как грибы и повесил для просушки, поскольку ничего другого не пришло на ум.  Так получилось десятка полтора нитей, а когда стало непонятно, что дальше с ними делать, неожиданно пришла идея, перемолоть высохшие стручки в кофемолке. Оказалось, что это адски неприятное мероприятие. Теперь после нескольких лет тренировок знаю, что процедура длительная и что сняв палец с кнопки пуска кофемолки, нельзя ее открывать несколько минут, что бы внутри улеглось облако едкого перечного газа.
В первый год объем молотого красного перца составил примерно четыре майонезных баночки. Естественно перец я раздал, но одну банку в течении года съел сам, и вот уже несколько лет круглый год эта приправа - молотый красный перец, у меня на кухне собственного изготовления из сырья собственного огорода. Очень часто я жарю на медленном огне курицу или рыбу приправляя ее (посыпаю с одной стороны) исключительно только красным перцем.
Но был еще один продукт из перца первого урожая - в порядке эксперимента я законсервировал (замариновал) спелые и не совсем стручки в трех банках, предполагая, что смогу их есть живьем, как мы это делали в студенческие годы с маринованным перцем из Венгрии. Одну банку оставил себе, вторую отдал другу Сереге, третью - соседу Толику. Друг Серега слопал ее за месяц с удовольствием, а вот у меня так не получилось - мой перец, как впрочем и следовало предполагать, оказался для меня слишком горьким. А вот Толик использовал свою банку совсем по другому - он, в течении нескольких месяцев,  добавлял по стручку или половине перца в первые и вторые горячие блюда. Этот (третий) вариант использования маринованного перца, мне показался очень интересным, с того момента я его систематически практикую, и в течении года на моей кухне для горячих блюд используется две-три 0,8-1,0 л. банки маринованного перца.
Рецепт маринования - элементарный (на одну литровую банку набитую перцем): соли 0,5 ст. л., сахара 1 ст. л., уксуса 9% 30 мл. (2 ст. ложки). Залить кипящей водой на 15-20 минут перец в банках, в слитую воду добавить соль и сахар и прокипятить. В банку вылить уксус и залить горячим маринадом.

Еще манило сделать аджику, для чего пришлось долго изучать представленные в интернете варианты и выбирать нужный. Аджику за семь лет делал только дважды, последний раз четыре года назад, что-то с тех пор не удается вырастить хороший урожай перца. Ингредиенты  наглядно представлены на фото перед рассказом (слева направо): болгарский перец 1 кг, помидоры 1 кг, морковь 1 кг, красный перец (на фото не совсем дозревший) 0,5 кг и чеснок 0,5 кг. Все это пропускается через мясорубку (использую электрическую) и варится.
Ну и, наверное, под занавес сообщу, хотя это видимо хорошо известно, что добавив стручок красного перца в бутылку с самогоном, можно получить экземпляр фирменной деревенской перцовки.

Таким образом, у меня сложилось четыре способа приготовления и использования в пищу горького красного перца, который я ежегодно выращиваю в своей деревне:
- молотый красный перец
- маринованный красный перец
- аджика
- перцовка

И, наконец, полагаю нужно все-таки описать еще один неожиданный побочный продукт, полученный в результате маринования. Как-то в исследовательских целях попробовал на вкус маринад из банки с горьким перцем. Прямо скажу это оказалось круче, чем самогонка или коньяк. С тех пор после того, как все ягодки из банки с маринадом использованы в моей домашней кулинарии, сам маринад, если нужно с процеживанием для осветления, переливаю в бутылку и подаю себе на стол в качестве аперитива.

P.S.
- Дом-коммуна на улице Орджоникидзе - http://ru.wikipedia.org/wiki/
- На фото ингредиенты аджики на пианино "FUCHS & M;HR" одной из самых известных фабрик ГДР - "Айзенберг" (ныне "WILH.STEINBERG"), куплено в Москве в 2007 году, привезено в деревню из Домодедово в 2013, занесено на мансарду с помощью альпинистского снаряжения и системы блоков вдвоем с Владимиром Лисиным (http://www.proza.ru/2014/05/01/364) в конце 2014 г.
- классная статья о перцах "Слово об острых перцах" - http://mysku.ru/blog/diy/66769.html