Румынские Королевские ВВС к войне готовы

Олег Каминский
     Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/29/898

     Рассмотрим  группировку  немецко-румынской  авиации  более  подробно. 

     Начнем  с  румын.  Итак,  всего  по  состоянию  на  22  июня  1941  года  Румынские  Королевские  ВВС  (Aeronautica  Regala  Romana,  сокращенно  ARR)  имели  в  своем  распоряжении  572  боевых  самолета.

     Однако  использовать  в  боевых  действиях  на  Восточном  фронте  было  решено  лишь  половину  из  имеющихся  самолетов.  Специально  для  этого  была  сформирована  авиационная  боевая  группировка  (Gruparea  Aeriana   de  Lupta,  сокращенно  GAL),  под командованием генерала  де  эскадра  (генерал-майора)  Константина  Келыреану. 

     В  состав  группировки  входили:  1-я  бомбардировочная  флотилия  (Flotila 1 Bombardament),  2-я  бомбардировочная  флотилия  (Flotila 2  Bombardament),  1-я  истребительная  флотилия  (Flotila 1 Vаnаtoare),  2-я  разведывательная  флотилия  (Flotila  2  Avia;ie  de  Gardа)  и  1-я  разведывательно-бомбардировочная  эскадрилья  (Escadrila  1  Observatie/Bombardament).   

     Обычно  каждая  флотилия  состояла  из  двух-трех  групп,  каждая  из  которых,  в  свою  очередь,  состояла  из  двух-трех  эскадрилий.  Определенный  интерес  представляют  сведения  о  командном  составе  авиационных  частей  и  подразделений,  а  также  сведения  об  их  самолетном  парке:

     1-й  бомбардировочной  флотилией  командовал  генерал  командант  (генерал-лейтенант)  Александру  Сахини,  флотилия  состояла  из  4-й  и  5-й бомбардировочных  групп  (Grupul  4  Bombardament  и  Grupul  5  Bombardament).
     4-я  бомбардировочная  группа  была  вооружена  24  самолетами  польского  производства  PZL P-37B «Los».  Командовал  группой  локотенент-командор  (майор)  Иоан  Славеску,  а  капитаны  Стефанеску  и  Владимир  Данилеску  -  76-й  и  77-й  бомбардировочными  эскадрильями  (Escadrila 76  Bombardament  и  Escadrila 77  Bombardament),  входившими  в  состав  группы.
     5-я  бомбардировочная  группа,  под  командованием  локотенента-командора  Пауля  Ландмана,  насчитывала  36  самолетов  немецкого  производства  He-111 H3.  В  группу  входили  78-я,  79-я  и  80-я  бомбардировочные  эскадрильи  (Escadrila 78  Bombardament,  Escadrila 79  Bombardament  и  Escadrila  80  Bombardament),  которыми  командовали  капитаны  Ник  Нану,  Михаил  Косимбеску  и  Григориу  Стоенеску. 

     2-я  бомбардировочная  флотилия  под  командованием  командора  (полковника)  Георгэ  Кезу  включала  в  свой  состав  1-ю  и  2-ю  бомбардировочные  группы  (Grupul  1  Bombardament  и  Grupul  2  Bombardament),  а  также  82-ю  и  18-ю  бомбардировочные  эскадрильи  (Escadrila  82  Bombardament  и  Escadrila  18  Bombardament).
     1-я  бомбардировочная  группа  имела  на  вооружении  24  самолета  итальянского  производства  Savoia-Marchetti SM-79B,  командиром  был  локотенент-командор  Ливиу  Комша.  Входившими  в  её  состав  71-й  и  72-й  бомбардировочными  эскадрильями  (Escadrila  71  Bombardament  и  Escadrila  72  Bombardament)  командовали  соответственно  капитаны  Константин  Стоенеску-Грасу  и  Константин  Переу.
     2-й  бомбардировочной  группой  командовал  капитан-командор  (подполковник)  Ион  Кристеску,  в  состав  группы  входили  74-я  и  75-я  бомбардировочные  эскадрильи  (Escadrila  74  Bombardament  и  Escadrila  75  Bombardament),  оснащенными  самолетами  французского  производства  Potez-633B.  Командирами  эскадрилий  были  капитаны  Георгэ  Попеску  и  Николаэ  Бальс.
     82-я  бомбардировочная  эскадрилья  капитана  Георгэ  Попеску  тоже  была  вооружена  французскими  самолетами,  но  другого  типа  -  Bloch MB-210. 
     18-я  бомбардировочная  эскадрилья  имела  на  вооружении  самолеты  румынского  производства  IAR-37,  командиром  был  локотенент-командор  Петре  Захареску.

     1-й  истребительной  флотилией  командовал  капитан-командор  Михаил  Романеску.  В  составе  флотилии  находились  5-я,  7-я  и  8-я  истребительные  группы  (Grupul  5  Vanatoare,  Grupul  7  Vanatoare  и  Grupul  8  Vanatoare).
     5-я  истребительная  группа  насчитывала  от  24  до  29  самолетов  немецкого  производства  Heinkel He-112B.  Командовал  группой  локотенент-командор  Георгэ  Миклеску,  а  капитаны  Вирджил  Трандафиреску  и  Марин  Гхика  -  51-й  и  52-й истребительными  эскадрильями  (Escadrila  51  Vanatoare  и  Escadrila  52    Vanatoare).
     7-я  истребительная  группа  под  командованием  локотенент-командора  Александру  «Попику»  Попиштяну  имела  на  вооружении  от  36  до  39  самолетов  Messerschmitt  Me-109E3  немецкого  производства.  В  состав  группы  входили  56-я,  57-я  и  58-я  истребительные  эскадрильи  (Escadrila  56  Vanatoare,  Escadrila  57  Vanatoare  и  Escadrila  58  Vanatoare),  командирами  которых  были  соответственно  капитаны  Георгиан,  Александру  «Алекс»  Манолиу  и  Георгэ  Василиу.  Группе  также  была  придана  116-я   курьерская   эскадрилья  (Escadrila  116  Legatura)  капитана  Думитру  Орбана  с  самолетами  Fleet F-10G  румынского  производства.
     8-й  истребительной  группой  командовал  локотенент-командор  Георге  Бордеану.  На  вооружении  группы  находились  румынские  самолеты  IAR-80А,  а  входившими  в  её  состав  41-й,  59-й  и  60-й  истребительными  эскадрильями  (Escadrila  41  Vanatoare,  Escadrila  59  Vanatoare  и  Escadrila  60  Vanatoare)  командовали  капитаны  Иоан  Прислопеану,  Валериу  Маразан  и  Октав  Станеску.

     2-я  разведывательная  флотилия  под  командованием  командора  Иоана  Нитулеску  включала  в  себя  11-ю,  12-ю,  13-ю  и  14-ю  разведывательные  эскадрильи  (Escadrila  11  Observatie,  Escadrila  13  Observatie  и  Escadrila  14  Observatie),  имевших  на  вооружении  самолеты  румынского  производства  IAR-38,  IAR-39  и  Fleet F-10G.  Командирами  эскадрилий  были  соответственно  капитан  Темистокле  Настасе,  локотенент-командор  Никодим  Раду,  капитаны  Ромео  Анка  и  Петре  Рапеану. 

     1-я  разведывательно-бомбардировочная  эскадрилья  располагала  самолетами  английского  производства  Bristol Blenheim I,  а  командовал  ею  капитан  Корнель  Бэтэкуи,  которому,  кстати,  суждено  было  погибнуть  уже  в  первые  часы  войны  22  июня  1941  года!

     Всего  румынская  ударная  авиационная  группировка,  насчитывала  более  250  самолетов  и  предназначалась  для  операций  в  Северной  Бессарабии  с  выходом  к  реке  Днепр,  а  также  в  Южной  Бессарабии  с  направлением  на  Одессу.  В  оперативном  отношении  она  была  подчинена  командующему  4-м  немецким  воздушным  флотом  генерал-полковнику  Александру  Лёру.      

     Дополнительно  несколько  эскадрилий  были  включены  в  состав  3-й  и  4-й  румынских  полевых  армий.  Однако  силы  авиации  3-й  армии  перечислять  нет  смысла,  так  как  эта  армия  должна  была  действовать  в  Северной  Бессарабии  и  к  боям  за  Одессу  не  имеет  никакого  отношения.  А  вот  состав  авиации  4-й  румынской  армии,  имевшей  конкретную  задачу  захвата  Одессы,  представляют  несомненный  интерес.  Всего  в  авиацию  4-й  армии  входило  четыре  эскадрильи: 
     3-я  разведывательно-бомбардировочная  эскадрилья  (Escadrila  3  Observatie/Bombardament)  локотенент-командора  Фиреску  имела  на  вооружении  английские  самолеты  Bristol  Blenheim  I.
     17-й  разведывательной  эскадрильей  (Escadrila  17  Observatie)  командовал  капитан  Георгэ  Лан,  эскадрилья  была  вооружена  самолетами  IAR-39  румынского  производства. 
     22-я  разведывательная  эскадрилья  (Escadrila  22  Observatie)  тоже  имела  румынские  самолеты  IAR-39,  командиром  эскадрильи  был  локотенент-командор  Ионеску.
     114-я  курьерская  эскадрилья  (Escadrila  114  Legatura)  под  командованием  капитана  Иона  Трандафиреску  использовала  румынские  самолеты  Fleet F-10G.

     Ещё  одна,  15-я  разведывательная  эскадрилья  (Escadrila  15  Observatie),  имевшая  на  вооружении  румынские  самолеты  IAR-39,  была  оперативно  подчинена  командиру  1-й  румынской  танковой  дивизии,  которая  тоже  должна  была  действовать  на  Одесском  направлении.

     Кроме  того,  довольно  крупные  силы  авиации  дислоцировались  на  территории  Румынии  во  2-м  и  3-м  воздушных  округах,  а  также  находились  в  распоряжении  штаба  авиационного  командования  ВВС  Румынии  и  в  составе  авиационного  командования  «Добруджа»  («Dobrogea»).  Эти  силы  тоже  представляют  интерес,  так  как  почти  все  они  принимали  участие  в  борьбе  с  советской  авиацией,  производившей  налеты  на  Румынию  с  аэродромов  Одессы  и  Крыма,  а  позже  были  отправлены  на  поддержку  4-й  армии,  осаждавшей  Одессу.   

     Так,  во  2-м  авиационном  округе  находилась  3-я  истребительная  флотилия  (Flotila  3  Vаnаtoare),  включавшая  в  себя  3-ю  и  4-ю  истребительные  группы  (Grupul  3  Vanatoare  и  Grupul  4  Vanatoare). 
     3-й  истребительной  группой  командовал  локотенент-командор  Теодор  Мунтеану.  На  вооружении  группы  находились  польские  самолеты  PZL P-11f,  а  командирами  входивших  в  её  состав  43-й,  44-й  и  45-й  истребительными  эскадрильями  (Escadrila  43  Vanatoare,  Escadrila  44  Vanatoare  и  Escadrila  45  Vanatoare)  были  капитаны  Дан  Валентин  Византи,  Беку  и  Георгеску.
     4-я  истребительная  группа  под  командованием  локотенент-командора  Думитру  Никулеску    тоже  имела  на  вооружении  самолеты  PZL P-11f   польского  производства.  В  состав  группы  входили  46-я,  49-я  и  50-я  истребительные  эскадрильи  (Escadrila  46  Vanatoare,  Escadrila  49  Vanatoare  и  Escadrila  50  Vanatoare),  командирами  которых  были  соответственно  капитаны  Думитру  Рата  Раковеану,  Николае  Чиру  и  Георгэ  Тифеску.
     Довершала  группировку  округа  112-я  курьерская  эскадрилья  (Escadrila  112  Legatura)  капитана  Иоана  Дикеану,  использовавшая  самолеты  Fleet F-10G.

     В  распоряжении  3-го  округа  была  2-я  истребительная  флотилия  (Flotila  2  Vаnаtoare),  включавшая  в  себя  всего  одну  6-ю  истребительную  группу  (Grupul  6  Vanatoare).  На  вооружении  группы  находились  польские  самолеты  PZL P-24E,  группой  командовал  локотенент-командор  Николае  Радулеску,  а  входившими  в  её  состав  61-й,  и  62-й  истребительными  эскадрильями  (Escadrila  61  Vanatoare  и  Escadrila  62  Vanatoare)  командовали  капитаны  Иона  Кара  и  Иоан  Иванченко.
     Обслуживала  округ  113-я  курьерская  эскадрилья  (Escadrila  113  Legatura)  капитана  Труя,  имевшая  самолеты  Fleet F-10G.

     При   штабе  авиационного  командования  ВВС  Румынии  находились  три  эскадрильи:  транспортная  эскадрилья  (Escadrila  Transport)  под  командованием  локотенент-командора  Думитреску,  111-я  курьерская  эскадрилья  (Escadrila  111  Legatura)  капитана  Сербу  и санитарная эскадрилья  (Escadrila  Sanitara)  капитана  Иона  Панаитеску.

     И  наконец,  в  составе  авиационного  командования  «Добруджа»  на  побережье  Черного  моря  и  на  аэродромах  в  юго-восточной  Румынии  находились  следующие  подразделения:
     53-я  истребительная  эскадрилья  (Escadrila  53  Vanatoare)  капитана  Эмиля  Георгреску,  вооруженная  13  английскими  самолетами  Hawker Hurricane Mk.I;
     101-я  эскадрилья  гидросамолетов  (Escadrila  101  Hidroavioane)  капитана  Думитру  Теодореску,  имевшая  на  вооружении  10  самолетов  Cant Z.501  итальянского  производства;
     102-я  эскадрилья  гидросамолетов  (Escadrila  102  Hidroavioane)  капитана  Мирче  Чириак,  также  использовавшая  итальянские    самолеты:  5  самолетов  -  Savoia-Marchetti S-55  и  5  самолетов  -  Savoia-Marchetti S-62bis;
     16-я  разведывательная  эскадрилья  (Escadrila  16  Observatie)  была  вооружена  румынскими  самолетами  IAR-39,  командиром  был  локотенент-командор  Кристеску.

     Из  вышеприведенного  списка  видно,  что  румынская  авиация  была  довольно  неоднородной  по  своему  составу.  К  тому  же,  из  всех  типов  самолетов  английского,  германского,  итальянского,  польского,  французского  и  собственного  производства,  современных   самолетов  было  явно  недостаточно.  Уровень  подготовки  румынских  летчиков  был  достаточно  высокий,  но  зато  абсолютно  никто  из  них  не  обладал  боевым  опытом.  Исходя  из  этого,  румынской  авиации  ставились  большей  частью  тактические  задачи  по  непосредственной  поддержке  сухопутных  войск. 

     Продолжение  следует…