Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/01/29/898
Рассмотрим группировку немецко-румынской авиации более подробно.
Начнем с румын. Итак, всего по состоянию на 22 июня 1941 года Румынские Королевские ВВС (Aeronautica Regala Romana, сокращенно ARR) имели в своем распоряжении 572 боевых самолета.
Однако использовать в боевых действиях на Восточном фронте было решено лишь половину из имеющихся самолетов. Специально для этого была сформирована авиационная боевая группировка (Gruparea Aeriana de Lupta, сокращенно GAL), под командованием генерала де эскадра (генерал-майора) Константина Келыреану.
В состав группировки входили: 1-я бомбардировочная флотилия (Flotila 1 Bombardament), 2-я бомбардировочная флотилия (Flotila 2 Bombardament), 1-я истребительная флотилия (Flotila 1 Vаnаtoare), 2-я разведывательная флотилия (Flotila 2 Avia;ie de Gardа) и 1-я разведывательно-бомбардировочная эскадрилья (Escadrila 1 Observatie/Bombardament).
Обычно каждая флотилия состояла из двух-трех групп, каждая из которых, в свою очередь, состояла из двух-трех эскадрилий. Определенный интерес представляют сведения о командном составе авиационных частей и подразделений, а также сведения об их самолетном парке:
1-й бомбардировочной флотилией командовал генерал командант (генерал-лейтенант) Александру Сахини, флотилия состояла из 4-й и 5-й бомбардировочных групп (Grupul 4 Bombardament и Grupul 5 Bombardament).
4-я бомбардировочная группа была вооружена 24 самолетами польского производства PZL P-37B «Los». Командовал группой локотенент-командор (майор) Иоан Славеску, а капитаны Стефанеску и Владимир Данилеску - 76-й и 77-й бомбардировочными эскадрильями (Escadrila 76 Bombardament и Escadrila 77 Bombardament), входившими в состав группы.
5-я бомбардировочная группа, под командованием локотенента-командора Пауля Ландмана, насчитывала 36 самолетов немецкого производства He-111 H3. В группу входили 78-я, 79-я и 80-я бомбардировочные эскадрильи (Escadrila 78 Bombardament, Escadrila 79 Bombardament и Escadrila 80 Bombardament), которыми командовали капитаны Ник Нану, Михаил Косимбеску и Григориу Стоенеску.
2-я бомбардировочная флотилия под командованием командора (полковника) Георгэ Кезу включала в свой состав 1-ю и 2-ю бомбардировочные группы (Grupul 1 Bombardament и Grupul 2 Bombardament), а также 82-ю и 18-ю бомбардировочные эскадрильи (Escadrila 82 Bombardament и Escadrila 18 Bombardament).
1-я бомбардировочная группа имела на вооружении 24 самолета итальянского производства Savoia-Marchetti SM-79B, командиром был локотенент-командор Ливиу Комша. Входившими в её состав 71-й и 72-й бомбардировочными эскадрильями (Escadrila 71 Bombardament и Escadrila 72 Bombardament) командовали соответственно капитаны Константин Стоенеску-Грасу и Константин Переу.
2-й бомбардировочной группой командовал капитан-командор (подполковник) Ион Кристеску, в состав группы входили 74-я и 75-я бомбардировочные эскадрильи (Escadrila 74 Bombardament и Escadrila 75 Bombardament), оснащенными самолетами французского производства Potez-633B. Командирами эскадрилий были капитаны Георгэ Попеску и Николаэ Бальс.
82-я бомбардировочная эскадрилья капитана Георгэ Попеску тоже была вооружена французскими самолетами, но другого типа - Bloch MB-210.
18-я бомбардировочная эскадрилья имела на вооружении самолеты румынского производства IAR-37, командиром был локотенент-командор Петре Захареску.
1-й истребительной флотилией командовал капитан-командор Михаил Романеску. В составе флотилии находились 5-я, 7-я и 8-я истребительные группы (Grupul 5 Vanatoare, Grupul 7 Vanatoare и Grupul 8 Vanatoare).
5-я истребительная группа насчитывала от 24 до 29 самолетов немецкого производства Heinkel He-112B. Командовал группой локотенент-командор Георгэ Миклеску, а капитаны Вирджил Трандафиреску и Марин Гхика - 51-й и 52-й истребительными эскадрильями (Escadrila 51 Vanatoare и Escadrila 52 Vanatoare).
7-я истребительная группа под командованием локотенент-командора Александру «Попику» Попиштяну имела на вооружении от 36 до 39 самолетов Messerschmitt Me-109E3 немецкого производства. В состав группы входили 56-я, 57-я и 58-я истребительные эскадрильи (Escadrila 56 Vanatoare, Escadrila 57 Vanatoare и Escadrila 58 Vanatoare), командирами которых были соответственно капитаны Георгиан, Александру «Алекс» Манолиу и Георгэ Василиу. Группе также была придана 116-я курьерская эскадрилья (Escadrila 116 Legatura) капитана Думитру Орбана с самолетами Fleet F-10G румынского производства.
8-й истребительной группой командовал локотенент-командор Георге Бордеану. На вооружении группы находились румынские самолеты IAR-80А, а входившими в её состав 41-й, 59-й и 60-й истребительными эскадрильями (Escadrila 41 Vanatoare, Escadrila 59 Vanatoare и Escadrila 60 Vanatoare) командовали капитаны Иоан Прислопеану, Валериу Маразан и Октав Станеску.
2-я разведывательная флотилия под командованием командора Иоана Нитулеску включала в себя 11-ю, 12-ю, 13-ю и 14-ю разведывательные эскадрильи (Escadrila 11 Observatie, Escadrila 13 Observatie и Escadrila 14 Observatie), имевших на вооружении самолеты румынского производства IAR-38, IAR-39 и Fleet F-10G. Командирами эскадрилий были соответственно капитан Темистокле Настасе, локотенент-командор Никодим Раду, капитаны Ромео Анка и Петре Рапеану.
1-я разведывательно-бомбардировочная эскадрилья располагала самолетами английского производства Bristol Blenheim I, а командовал ею капитан Корнель Бэтэкуи, которому, кстати, суждено было погибнуть уже в первые часы войны 22 июня 1941 года!
Всего румынская ударная авиационная группировка, насчитывала более 250 самолетов и предназначалась для операций в Северной Бессарабии с выходом к реке Днепр, а также в Южной Бессарабии с направлением на Одессу. В оперативном отношении она была подчинена командующему 4-м немецким воздушным флотом генерал-полковнику Александру Лёру.
Дополнительно несколько эскадрилий были включены в состав 3-й и 4-й румынских полевых армий. Однако силы авиации 3-й армии перечислять нет смысла, так как эта армия должна была действовать в Северной Бессарабии и к боям за Одессу не имеет никакого отношения. А вот состав авиации 4-й румынской армии, имевшей конкретную задачу захвата Одессы, представляют несомненный интерес. Всего в авиацию 4-й армии входило четыре эскадрильи:
3-я разведывательно-бомбардировочная эскадрилья (Escadrila 3 Observatie/Bombardament) локотенент-командора Фиреску имела на вооружении английские самолеты Bristol Blenheim I.
17-й разведывательной эскадрильей (Escadrila 17 Observatie) командовал капитан Георгэ Лан, эскадрилья была вооружена самолетами IAR-39 румынского производства.
22-я разведывательная эскадрилья (Escadrila 22 Observatie) тоже имела румынские самолеты IAR-39, командиром эскадрильи был локотенент-командор Ионеску.
114-я курьерская эскадрилья (Escadrila 114 Legatura) под командованием капитана Иона Трандафиреску использовала румынские самолеты Fleet F-10G.
Ещё одна, 15-я разведывательная эскадрилья (Escadrila 15 Observatie), имевшая на вооружении румынские самолеты IAR-39, была оперативно подчинена командиру 1-й румынской танковой дивизии, которая тоже должна была действовать на Одесском направлении.
Кроме того, довольно крупные силы авиации дислоцировались на территории Румынии во 2-м и 3-м воздушных округах, а также находились в распоряжении штаба авиационного командования ВВС Румынии и в составе авиационного командования «Добруджа» («Dobrogea»). Эти силы тоже представляют интерес, так как почти все они принимали участие в борьбе с советской авиацией, производившей налеты на Румынию с аэродромов Одессы и Крыма, а позже были отправлены на поддержку 4-й армии, осаждавшей Одессу.
Так, во 2-м авиационном округе находилась 3-я истребительная флотилия (Flotila 3 Vаnаtoare), включавшая в себя 3-ю и 4-ю истребительные группы (Grupul 3 Vanatoare и Grupul 4 Vanatoare).
3-й истребительной группой командовал локотенент-командор Теодор Мунтеану. На вооружении группы находились польские самолеты PZL P-11f, а командирами входивших в её состав 43-й, 44-й и 45-й истребительными эскадрильями (Escadrila 43 Vanatoare, Escadrila 44 Vanatoare и Escadrila 45 Vanatoare) были капитаны Дан Валентин Византи, Беку и Георгеску.
4-я истребительная группа под командованием локотенент-командора Думитру Никулеску тоже имела на вооружении самолеты PZL P-11f польского производства. В состав группы входили 46-я, 49-я и 50-я истребительные эскадрильи (Escadrila 46 Vanatoare, Escadrila 49 Vanatoare и Escadrila 50 Vanatoare), командирами которых были соответственно капитаны Думитру Рата Раковеану, Николае Чиру и Георгэ Тифеску.
Довершала группировку округа 112-я курьерская эскадрилья (Escadrila 112 Legatura) капитана Иоана Дикеану, использовавшая самолеты Fleet F-10G.
В распоряжении 3-го округа была 2-я истребительная флотилия (Flotila 2 Vаnаtoare), включавшая в себя всего одну 6-ю истребительную группу (Grupul 6 Vanatoare). На вооружении группы находились польские самолеты PZL P-24E, группой командовал локотенент-командор Николае Радулеску, а входившими в её состав 61-й, и 62-й истребительными эскадрильями (Escadrila 61 Vanatoare и Escadrila 62 Vanatoare) командовали капитаны Иона Кара и Иоан Иванченко.
Обслуживала округ 113-я курьерская эскадрилья (Escadrila 113 Legatura) капитана Труя, имевшая самолеты Fleet F-10G.
При штабе авиационного командования ВВС Румынии находились три эскадрильи: транспортная эскадрилья (Escadrila Transport) под командованием локотенент-командора Думитреску, 111-я курьерская эскадрилья (Escadrila 111 Legatura) капитана Сербу и санитарная эскадрилья (Escadrila Sanitara) капитана Иона Панаитеску.
И наконец, в составе авиационного командования «Добруджа» на побережье Черного моря и на аэродромах в юго-восточной Румынии находились следующие подразделения:
53-я истребительная эскадрилья (Escadrila 53 Vanatoare) капитана Эмиля Георгреску, вооруженная 13 английскими самолетами Hawker Hurricane Mk.I;
101-я эскадрилья гидросамолетов (Escadrila 101 Hidroavioane) капитана Думитру Теодореску, имевшая на вооружении 10 самолетов Cant Z.501 итальянского производства;
102-я эскадрилья гидросамолетов (Escadrila 102 Hidroavioane) капитана Мирче Чириак, также использовавшая итальянские самолеты: 5 самолетов - Savoia-Marchetti S-55 и 5 самолетов - Savoia-Marchetti S-62bis;
16-я разведывательная эскадрилья (Escadrila 16 Observatie) была вооружена румынскими самолетами IAR-39, командиром был локотенент-командор Кристеску.
Из вышеприведенного списка видно, что румынская авиация была довольно неоднородной по своему составу. К тому же, из всех типов самолетов английского, германского, итальянского, польского, французского и собственного производства, современных самолетов было явно недостаточно. Уровень подготовки румынских летчиков был достаточно высокий, но зато абсолютно никто из них не обладал боевым опытом. Исходя из этого, румынской авиации ставились большей частью тактические задачи по непосредственной поддержке сухопутных войск.
Продолжение следует…