Немецко-фашистское командование придавало большое значение быстрейшему захвату Одессы, - одной из крупных военно-морских баз и крупнейшему порту на Черном море.
Одесский порт уже тогда справедливо считался одним из наиболее мощных и благоустроенных в СССР. Общая площадь его территории составляла свыше 900 тыс. кв. метров, а внутренняя акватория (водное пространство) – более 1.900 тыс. кв. метров. В порту имелись хорошие оградительные сооружения, широкие молы, свыше 50 причалов массивной кладки общей длиной в 5 километров. Глубоководные бухты порта со стороны моря прикрывала система гидротехнических сооружений. Порт располагал мощной технической базой, разветвленной сетью внутрипортовых железнодорожных путей, обширным автогужевым транспортом, технически оснащенными многочисленными службами – морских лоцманов, связи, медико-санитарной, механическими мастерскими и др. В 1938 году грузооборот Одесского порта составлял 5.258,3 тысяч тонн, к тому же он обслуживал ежегодно свыше 500 тысяч пассажиров.
Сама Одесса являлась одним из самых крупных городов и промышленных центров Советского Союза, а по численности населения занимала седьмое место среди всех городов страны и третье место в Украине. Так, по данным на 17 января 1939 года в городе проживало 604.223 человека.
С выводом из строя Одессы, противник значительно укрепил бы свои позиции в северо-западном районе Черного моря и облегчил себе задачу по овладению Крымом. «Без Одессы мы не сможем захватить Крым», - прямо заявлял начальник Генерального штаба сухопутных сил Германии генерал Франц Гальдер. Хорошо понимая стратегическое значение Одессы, Гальдер также опасался, что «…следует ожидать попытки русских удержать район Одессы и прилегающее к ней побережье. Одесса может стать русским Тобруком».
Исходя из всего вышесказанного, для захвата Одессы были сосредоточены большие силы, включая всю 4-ю румынскую армию.
Для поддержки сухопутных войск, которым предстояло атаковать южную часть Украины, была выделена значительная часть румынской авиации и самолеты 4-го германского авиационного корпуса.
Продолжение следует…
В качестве иллюстрации использована картина «Одесский порт. 1940-е.» художника Нюренберга А. М.