Ч. 14. Афон. Монастырь Симонопетра

Ирина Христюк
              Ч. 14. АФОН.
         
           МОНАСТЫРЬ СИМОНОПЕТРА

            Можно прочесть великое множество книг, посмотреть и прослушать уйму аудио- и видиозаписей об Афоне и узнать немало нового. Но когда с благоговейным трепетом и участившимся сердцебиением ступаешь на святую землю, понимаешь, что всё тут – по-другому. Вроде, то же – и не то. Как будто раньше слышал пересказ фантастического небесного видения на нашем обыденном, земном языке. А тут, наконец, всё увидел воочию. 

            В 17,5 км от Кареи на юго-западном склоне Святой Горы, на высоте 330 метров над уровнем моря, гордо стоит на отвесной скале один из самых известных монастырей Святой горы, самых впечатляющих и самых сложных для своего времени зданий по всему миру – монастырь Симонопетра, занимающий 13 место в иерархии обителей Афона. Говорят, что он был первым "блоком" (многоэтажное здание) в мире, так как монастырь – семиэтажное здание, которое поднимается в небо с возвышающимся великолепием.

            Симонопетру можно с полным основанием назвать самым ошеломляющим из всех монастырей Афона: его монументальная конструкция высится на вершине скалистого холма над морем. Отвесные крепостные стены переходят в жилые ярусы, поднимающиеся на 7-9 этажей, каждый из которых располагает крытой деревянной галереей, протянувшейся по всей длине здания. Ограниченная площадь холма обусловила особую застройку монастырских территорий: отдельных зданий, за исключением главного храма, здесь нет. Кажется, что величественная укреплённая структура храма, перенеслась сюда прямиком со съёмочной площадки фантастического фильма: мощные каменные стены, покрытые ярусами ровных галерей, придают монастырю сходство с гигантским ульем.

            Монастырь Симонопетра основан преподобным Симоном в 1257 году по чудесному предзнаменованию и получил название в честь крепчайшей веры создателя: Симонопетра означает «камень Симеона». Преподобный Симон подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте, в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. После многих лет уединённых монашеских подвигов, в одну из рождественских ночей, он получил указание Господа основать обитель на скале, метрах в двухстах от места его тайных монашеских подвигов. Живя отшельником в этих местах, на протяжении двух лет он видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы. Звезда то сияла, то исчезала, и он чувствовал, что таким образом Господь повелевает ему построить именно на этом месте монастырь.

            Так началось строительство монастыря в честь Рождества Христова, «Нового Вифлеема», как его называл сам Святой в память о звезде, указавшей ему на место новой обители. Приглашённые преподобным мастера вскоре заявили о прекращении строительства зданий монастыря на столь высокой и отвесной скале. Святой Симон пробовал уговорить их побороть свой страх, но в ответ на его просьбы они лишь ещё больше ожесточались.
Перед отъездом мастеров он решил угостить их, тут-то и случилось удивительное происшествие. Один из послушников по имени Исайа, поднося вино строителям, поскользнулся и упал в бездну. Каково же было изумление мастеров, когда они увидели этого послушника, целого и невредимого, нёсшего поднос с неповреждёнными угощениями в руках! После этого, все они согласились на дальнейшее строительство, а некоторые из них, приняв монашеский постриг, пополнили число монастырской братии. В житии святого сообщается, что обитель была возведена высшими силами почти без человеческого участия, и особое покровительство монастырю оказала Мария Магдалина. Братия Симонопетры считает Марию Магдалину соосновательницей обители. В настоящее время от первоначального сооружения осталось немногое – лишь элементы фундамента, чему виной несколько разрушительных пожаров, охвативших монастырь в 16, 17 и 19 веках. Современная конструкция была сооружена в конце 19 века.
В августе 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетрой и нанёс ущерб девяти кельям, но сама обитель чудом осталась нетронутой.
 
           Когда заходишь в храм, особенно поражают воображение богато украшенный иконостас храма, старинные иконы и серебряные сосуды для святых даров. Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку. Это образ Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также изображения Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Особо почитается всеми верующими здесь чудотворная икона Божьей Матери – «Елеовритисса», то есть, Елеоточивая.

           Главная реликвия монастыря – нетленная кисть левой руки святой Марии Магдалины, поклониться которой приходит множество паломников. Хранятся тут и фрагмент Животворящего Креста и частицы мощей мучениц Варвары и Евдокии.

           В монастыре пребывают мощи многих святых: стопы мученика Кирика, честные главы святителей Павла и Сергия, патриархов Константинопольских, святого Модеста, патриарха Иерусалимского, часть главы святого Павла Исповедника, частицы мощей Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, великомученика Пантелеимона, мучеников Кирика, Трифона и Феодора Александрийского, священомученика Харалампия, святых мучеников Космы и Дамиана, мученицы Параскевы, преподобного Симеона Столпника, а также кровь великомученика и Победоносца Георгия.

           В сокровищнице Симонопетры хранятся церковные одеяния и головные уборы, печати и гравюры, а в костнице – многочисленные черепа и кости монахов.

           Еще одна гордость монастыря – обширная библиотека. В числе манускриптов на греческом, турецком и румынских языках есть и старинные ноты церковных песнопений.

           Монастырю принадлежат 5 келий на территории Кареи, из которых келья Всех Святых является его представительством, а также другие здания в Карее и Дафни. Кроме того, за пределами Афона монастырь располагает подворьями – Вознесенским в Афинах, Святого Харлампия в Салониках, Преображенским в Ормилии на Халкидике, Святого Артемия и Святого Антипа на Сифносе и Богородицы Триги на Лемносе. 

           Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся около 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов.

           В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много  иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах, отец Плакида Дезей, основавший во Франции три православных монастыря: мужской – Антония Великого и два женских – Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.

           Жизнь в монастыре кипит: монахи с одинаковым рвением молятся Всевышнему и возделывают монастырские угодья, совмещая свои обязанности с прекрасным: хор монастыря Симонопетры заслуженно считается одним из лучших на планете и регулярно радует меломанов новыми альбомами.

            Неподалёку от Симонопетры находится место подвигов преподобного Афанасия – основателя знаменитых метеорских монастырей. Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор. Это яркий пример того, как в православном мире происходит передача традиции.

            Весь жизненный путь монаха, его безмолвная жизнь – это тайна за семью печатями для всех тех, кто не причастен его духу. Совершенного покаяния монах достигает посредством бдения, непрестанной молитвы, отсеканием собственной воли и беспрекословного послушания по отношению к старцам. Любовь свою к нам, мирским братьям, монахи выражают душевным успокоением и духовной поддержкой. А мы, уставшие от привычной, обыденной и однообразной мирской суеты, приходим в монастыри, особенно на Святую гору, чтобы остановить бег суеты, осознать её тщету, чтобы вдали от неё насладиться покоем и тишиной, предаваясь неустанным молитвам, чтобы душа наша не выветрилась, а постепенно, по капле, обретала покой рядом со старцами и духовными отцами, способными видеть и слышать высочайшее.

       16. 01. 2019.

Начало:
http://www.proza.ru/2018/06/21/33