Мебель в казачьем интерьере

  Фонды нашего музея-заповедника насчитывают небольшую по численности коллекцию «Мебель», насчитывающую всего 312 единиц основного фонда и 13 – НВФ. Не смотря на малочисленность, коллекция представлена всеми типичными видами мебели, к которым относятся столы, стулья, диваны, зеркала, сундуки, комоды, шкафы, для хранения одежды, посуды, книг, типичные для казачьего интерьера.  Хронологически коллекция охватывает период со 2-й пол. XIX в. по 2-ю пол. ХХ столетия. Большая часть мебели изготовлена из дешевой древесины и покрыта фанеровочными листами.
  Коллекция формировалась и комплектовалась по принципу сбора экспонатов, бытовавших на территории донского края и отражающих быт и культуру местного населения. Пополнялась в результате дарителей, местных жителей, в ходе научных экспедиций сотрудников музея-заповедника в районы РО. Отдельные экземпляры дорогой мебели, датируемые XIX- нач. ХХ вв., приобретались у коллекционеров Ростова и Новочеркасска.
 Самые уникальные, интересные экспонаты коллекции представлены на обзор нашим посетителям, в выставочных залах дворца атаманов Ефремовых, атаманской кухни, Дома Булавина и вызывают неподдельный интерес. Представление об интерьере как целостном ансамбле, зародилась в конце XVIII в. Мебель, представленная на выставках, в большей степени относится к европейскому стилю – «бидермейер», для которого характерны естественные формы, плавно изогнутые линии спинок и подлокотников кресел, стульев, диванов, гнутые, точеные ножки, дорогая тканевая обивка. В мебели этого стиля широко применялась техника фанерования. Это когда на мебель, изготовленную из дешевой древесины, например, сосны, липы, березы, ольхи или клена, наносились тонкие листы древесины ценных пород. Такая фанерованная мебель очень качественной, доступной по цене и широко распространенной. Фанерованная мебель была востребована как у горожан, так и у сельских жителей. Сохранилась она до наших дней.
  У современного человека, интересующегося свей истории, возникает естественное желание узнать: а что было в прошлом, в каком мире жили наши предки, какие вещи их окружали, в чем они их хранили, на чем сидели и спали, какая мебель и какой формы была в доме, и каково было ее разнообразие? Все в совокупности это характеризует уровень культуры и жизненный уклад общества. Ответить на эти вопросы помогает изучение специальной справочной литературы, документальные источники, а также старые фотографии, картины, и, конечно же, общение с местными жителями. 
 В XVIII в. земли донских казаков вошли во внутренние границы Российской империи. Но их хозяйственно-бытовой уклад заметно отличался от русского. В энциклопедии «Русская изба» отмечается, что из всего многообразия типов русских жилищ, большим своеобразием отличались курени донских казаков. Они не похожи ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Это дома городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением: высокие, двухэтажные, квадратные в плане, здания, под четырехскатной крышей и галдареей. В зависимости от состоятельности семьи, в казачьем доме насчитывалось от трех до пяти комнат. Казаки были верующими, набожными людьми, и в каждой комнате дома, в кухне, спальне, зале, висели иконы. Как правило, святой угол располагался в левом углу по диагонали, от входа в жилище.
   Первой комнатой при входе в курень была кухня и столовая одновременно. Комната условно делилась на две половины: чистую и грязную. В низовых станицах эту комнату называли «комнаткой», в верховых – «стряпная» В комнате была печь, получившая название «голанка» Здесь хозяйка готовила, стирала, гладила, чистила посуду.
Вдоль стен, из мебели стояли лавки, на которых сидели и спали, табуреты, самой простой формы – широкая доска, с четырьмя ножками. К стене подвешивали посудную полку, с кухонной повседневной посудой. В углу стояла горка или грубо сколоченный поставец, со столовой, чайной и кофейной посудой. В центре комнаты был установлен большой обеденный стол, где вся семья собиралась завтракать, обедать, вечереть. Неподалеку от обеденного стола, на «чистой» половине стоял деревянный диван, рядом висела люлька – «колышка»
 В передней комнате был еще один стол, располагался он ближе к печи, получивший название на Дону – стол - «конторка» Стол был закрытым, с двумя дверцами впереди. Внутри стола пространство было разделено широкой поперечной полкой. В этих двух отсеках, хозяйка хранила кастрюли, миски, тазы, сковороды. Столовые приборы, вилки, ложки, ножи, кусачки для сахара, хранились в выдвижном верхнем ящике, расположенном под столешницей.
 Простую мебель: табуреты, лавки, скамьи, а также некоторую деревянную посуду, мог изготовить и сам мастеровой хозяин, с помощью ножа, пилы, топора. 
 Простой набор мебели, который мы видим в интерьере казачьей кухни, бытовал в жилище еще древних египтян.
Мебель – это продукт человеческой деятельности. Развитее стилей мебели прошло все этапы, начиная от самых примитивных, заканчивая самыми современными формами. В любую эпоху, большая часть домашней обстановки, состояла из простых предметов обихода и во все времена несла в себе две главные функции – утилитарную и эстетическую.
  В кухне, в спальне, зале, стоял сундук и везде занимал особое место. Количеством сундуков исчислялся достаток хозяев.   
В зависимости от комнаты, в которой он стоял, имел свое назначение. Обязательно сундук давали в приданое невесте. В жилых комнатах куреня, сундуки покрывали яркими лоскутными одеялами, домотканой дорожкой – «дерюжкой», на нем спали и использовали для хранения одежды, постельных принадлежностей, и даже посуды. Если снаружи сундук был полностью обит металлическими листами, его использовали для хранения зерна и корма для животных. Кроме массивных деревянных сундуков, в казачьем быту встречались и плетеные из лозы, «дорожные»
 В России сундуки появились в XVI в. и получили широкое распространение. Сундуки изготавливали на всей территории, но большее всего, сундучный промысел был развит в пяти губерниях: Курской, Воронежской, Пермской, Вятской и Нижегородской. Производство сундуков всегда носило кустарный характер. Чтобы изготовить сундук мастер должен был обладать навыками плотника, столяра, маляра и даже, живописца, т.к. поверхность окрашивали синим или зеленым цветом и расписывали цветами или птицами. Поверхность сундуков обивали металлическими лентами, нанося своеобразный узор, из ровных или косых ромбов или квадратов. Именно такие сундуки изготавливались до революции в Нижегородской губернии. Этот промысел был возрожден и в советское время. Именно такие сундуки, голубые и зеленые, обитые металлическими полосами, мы видели в домах наших бабушек. Сундуки были двух типов: с ровной, плоской крышкой и округло-выпуклой.
 В год мастер делал 150-200 сундуков. В зависимости от места производства, использовались различные породы дерева: сосна, ель, осина, дуб, липа. Реализовывались сундуки на двух крупнейших российских ярмарках – Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской. Общее число привозимых туда сундуков достигало 200 тысяч.
 Смежной комнатой с передней, в казачьем курене была спальня. Комната была небольшая, но очень уютная. Здесь спали глава семейства с супругой. У стены стояла деревянная кровать, называвшаяся «полуторка» В казачий быт, деревянная кровать входит со 2-й пол. XIX в. У изголовья кровати, к потолку подвешивалась люлька – «колышка»
Детям категорически запрещалось заходить в родительскую спальню и залу, садиться, ложиться на кровать, и тем более, играть там.
 На стене у кровати, висел с рисунком или узорчатый ковер. В казачьем интерьере бытовали и русские, и восточные ковры. На коврах, казаки развешивали трофейное оружие.
 Ковры были шерстяные и полушерстяные, с ворсом и без, квадратной и прямоугольной формы. В России ковры изготавливали в фабричных и кустарных условиях. Центром ковроделия дореволюционной России были Курская, Воронежская и Рязанская губернии.
 В спальне висело небольшое настенное зеркало, под ним стоял пристенный столик. Напротив кровати, у стены стоял сундук.
 Главной комнатой в казачьем курене была – зала, другое название - горница. Главное место в интерьере залы принадлежало горке. Она была неотъемлемой частью казачьего интерьера. Как вид мебели горка появилась в конце XVIII в. благодаря голландским мастерам – мебельщикам. Представляла собой шкаф, состоящий из двух съемных частей. Низ горки был закрытым, как у стола – «конторки»  или комода. Верхняя часть, застекленная с трех сторон, с одной или двумя дверцами впереди. В верхней части горки была выставлена красивая, очень дорогая, «гостевая посуда» Здесь стояла фарфоровая столовая, чайная, кофейная посуда, блюда, соусники, стеклянные стопки и рюмки. Только по великим праздникам, в особых случаях, дорогим гостям, хозяйка подавала на ней угощение.
 В центре залы стоял круглый, прямоугольный или овальный складной стол, покрытый белой скатертью. Вокруг стола расставляли стулья. Для зажиточных казаков характерны и венские стулья и деревянные с кожаными вставками или мягкой обивкой, точеными спинками. В зальных интерьерах казаков – середняков, в основном, венские. Вообще  для Дона характерно большое разнообразие форм стульев. Венская мебель была представлена кроме стульев креслами, диванами, столами. Она изготавливалась по специальной гнутой технологии, автором которой был немец Михаэль Тонет. К слову сказать, метод гнутой древесины был известен в древней  Индии. В Европе изготовление мебели по этому методу возродилось лишь вначале XIX в. Название «венской» мебель получила после того, как этот мастер выполнил специальный заказ, изготовил стулья для венского кафе. Знаменитый стул № 14 впоследствии стал самым популярным. За 80 лет существования фирмы Тонет было изготовлено и продано 50 млн. таких стульев. В России в Москве и в Петербурге работали филиалы фирмы по изготовлению венской мебели. 
 Для гнутой древесины использовалась древесина лиственных пород. Вообще венскую мебель можно отнести к отдельной мебельной эпохи и посвятить полноценный доклад, тем более, что она широко представлена в нашей коллекции. В фондах насчитывается 33 венских стула, пять из них, это новые поступления от дарителя Болдырева М.М.
 В казачьем зале главной из мебели была и «парадная» деревянная кровать, застеленная пуховой периной, несколькими одеялами и покрытая покрывалом с подзором. С двух сторон, рядом со спинками, горкой устанавливали друг на друга, 3-4 подушки разной величины. И вся эта красота покрывалась прозрачными накидками. В 30-х гг. ХХ в. деревянная кровать была вытеснена металлической. Но принцип убранства «парадной зальной» кровати сохранялся у наших бабушек до 1980-х гг.
 Невозможно представит казачий интерьер без еще одного важного гостя – комода, появившегося под влиянием городской культуры в к. XIX – н. ХХ вв. Этот вид крупногабаритной мебели в XVIII в. был изобретен мастерами мебельщиками в Италии и Франции, чуть позже, в Англии. Все же мода на комоды по миру пошла от Франции.
 По длине комоды всегда больше, чем по высоте. Конструкция включала вверху двух небольших, ниже трех больших выдвижных горизонтальных ящика. Каждый ящик имел фурнитуру: внутренние замки и фигурные ручки. Кстати, такая фурнитура характерна и для другой крупногабаритной мебели: горки, сундука, шкафа, буфета.
 В комодах хозяйки хранили одежду, пастельные принадлежности и другие предметы. Верхняя крышка покрывалась обычно белой кружевной вязаной скатертью. Там ставились семейные фотографии, мелкие декоративные украшения, небольшое зеркало. Здесь же, на комоде могла стоять керосиновая лампа с абажуром.
 Поскольку комод был тяжелым, громоздким, и занимал довольно много места, его при обустройстве комнаты ставили вплотную к стене, где он и занимал свое постоянное почетное место.
 Кроме небольшого накомодного зеркала, в простенке залы, висело зеркало большое, в деревянной раме, с резным навершием. Внизу стоял небольшой пристенный туалетный столик. В казачьих интерьерах зеркала стали появляться со 2-й пол. XIX в. Такое сочетание привело, к появлению разновидностей данного вида мебели. Как, например, зеркало – «шепси»: зеркало, установленное на комоде, столе или двух тумбах. С начала ХХ в. в быт широко проникает зеркало – трюмо.
 Перед революцией, в домах зажиточных казаков появляется мебель фабричного производства, пользующаяся массовым спросом: буфеты, комоды, шифоньеры, столы и стулья, диваны, кресла, гарнитуры, зеркала и этажерка. В коллекции «Мебель» есть разновидности столов, востребованные при оформлении интерьеров выставок. Часто эти столики оформляются как чайные. Так вот, правильное их название – геридон.  Еще одна интересная информация встретилась при изучении справочного материала по данной теме. Столик для рукоделия, представленный в настоящий момент на выставке «Быт и культура донских казаков», называется стол – «бобик» Такое название стол получил оттого, что форма столешницы полностью или частично была выпуклой, как фасолина, боб.
Казачки очень любили свои дома и содержали их в идеальной чистоте. Дополнительный уют создавало большое количество комнатных растений: чернокрайки, калачики, розовая травка, плющи, декабристы, стояли на подоконниках и специальных круглых столиках, на одной или трех точеных ножках. Эти подставки для цветов называются жардиньерки. Фикуса и олеандры стояли на полу, в больших кадках, в простенках дома.
  Мебель относится к движимому имуществу, являясь частью интерьера. Мир вещей, окружающий человека, является ценным носителем информации об эпохи их создания, жизненном укладе людей, создающих эти предметы и пользующиеся ими. Интерьер стал играть важную роль, указывая на социальный статус и материальное положение его владельца. В зависимости от времени и тенденции моды, мы видим, формы мебели видоизменялись, то упрощались, то усложнялись.
В городе Новочеркасске до революции работали мебельные мастерские, где изготавливали красивую качественную мебель. В ст. Старочеркасской работало три магазина, Куралимова, Жученковых и Грушковых, в которых продавалась мебель. Кроме того, в станице проживал местный житель, Вьюнников Илья Григорьевич, 1881г. рождения. Он был мастером – краснодеревщиком. Самостоятельно изготавливал и продавал комоды, стулья, столы, чинил мебель. Для артели, работавшей в станице, придумал и изготовил станок – раму. В артели работали женщины. Они самостоятельно заготавливали лозу, чистили, заваривали в кипятке и плели из лозы корзины, кошелки, сумочки – ридикюли.
 


Рецензии