По речке Выя. Пышега

Николай Валентинов
Начало повествования: http://www.proza.ru/2018/05/30/1817

Через час за плавным поворотом плёса проглядывает просвет. Вековые елки отступают от реки, сменяются невысокими ивовыми кустами. Похоже там впадает в Выю какой то крупный ручей или речка. Судя по карте, кроме речки Пышега другого притока тут быть не должно.
 
Вот и Пышега. Изба напротив устья речки. Лодка с мотором под избой. Тишина. Спят еще наверное.
Выбираюсь на берег. Избу на Пышеге я давно хочу посмотреть. Одна из немногих изб, где сохранилась русская печь, топящаяся "по черному". Впрочем почему "сохранилась"? Избу строил совхоз для сенокосных бригад, которые ставили сено на близлежащих наволоках. В 80-х годах поставлена. И русскую печь "по черному" поставили изначально. Вроде бы анахронизм, дошедший до нас чуть не из каменного века. Закопченые стены и сажа на потолке. Пожароопасна. Едкий дым, медленно уползающий в "дымник" – дырку в стене, комфорта не прибавляет. На практике же избушка для временного житья, отапливаемая "по черному", имеет несомненное преимущество перед избой "белой". Только одно преимущество, но перевешивающее все достоинства "белой", чистой избы. Чёрная быстро прогревается. Приходилось ли ночевать в избушке хотя бы при двадцатиградусном морозе? Или сорокаградусном? Да хотя бы при небольшой минусовой температуре? Уставший, вспотевший… Холодная изба. Сколько времени нужно, что бы затопить печку и прогреть избу до комфортной температуры?  Имею в виду печку нормальную, с трубой. Часа четыре, не меньше. Сначала прогреется сама печка, только потом будет нагревать избушку. А при сорокаградусном морозе и вовсе кочегарить придется до полночи. Проверено лично. Замерзать же в холодной избушке начинаешь уже минут через двадцать.

Черная печка или каменка топится прямо в избу. Не совсем камин, но что то похожее. Сел перед челом, тебя греет, как от костра. Можно и руки погреть у огня. Чайник и котелок поставить на жар. Минут через 30 уже тепло. Снять шапку и куртку, повесить их не просушку. Жизнь продолжается… Сажи и копоти не так много. Дрова использовать не смоливые – только ёлку, да и то среднюю и вершинную часть. Смолистая только комлевая часть. Ну и конечно же не топить сосновыми, жирными, дровами. Дым стоит только под потолком, выше верхней части чела. Голову пригибать приходится, но это терпимо.

Стучу в дверь. Внутри сонное шевеление. Точно спят. Наверняка вчера продолжили пирование в избе и спать легли поздно. Выяна любят отдохнуть и попировать. Впрочем почему только Выяна? Наши пируют на рыбалке не хуже.
Сегодня они менее разговорчивы. Скромнеюшки. Зато я бодр, свеж и разговорчив. Недолго поговорили. Я им свои новости рассказал, они – свои. Друг к другу вопросы удовлетворили. Далеко ли до Херьковы? Четыре километра. Изба там уже не пригодна для житья. Села и дверь на закрывается.

Коля Малеев рассказывает, как тонул тут в прошлом году:
- Мотор утопил и лодку. Сам чуть не утонул. Едва выбрался из реки. Когда тонул, так все свои грехи вспомнил, побожился больше не грешить. Наверное потому и жив остался. Кое-как добрался до избы тиневцев, где вы ночевали. Замок у них сорвал. Что мне, на улице замерзать, если у них изба заперта? Мотор потом достали. Уже летом. Воду из цилиндров вылил и просушил – работает. Хороший мотор. Я его по акции  купил лет пять назад. Он уж себя оправдал. На рыбалку и на охоту, везде попал. В прошлом году на Василёво мать возил. Она родом оттуда. В 18 лет замуж вышла и больше в родной деревне не бывала. Попросила свозить. Свозил. Днем и рано обернулись. Мать походила по деревне, посмотрела. Говорит: " – Жизнь прошла, а тут ничего не изменилось". И место сразу нашла, где их дом стоял.

Мария Николаевна осталась в лодке и надо торопиться. На сегодня большие планы. Пройдем  вверх по Вые сколько хватит времени и бензину. До Чуровой, или до Василева. В идеале дойти бы до Малой Серовой. Как только останется бензину только на обратный путь, до Пинеги, так и повернем назад. Ну и десять литров неприкосновенного запаса.

На фото: изба Пышега

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/04/1102