Край предков Суворова

Галина Остякова
Хотя она не любила автобусные поездки, но согласилась поехать в соседнюю страну – Финляндию из желания увидеть крепость в Лаппееранте, вспоминая давнюю поездку в так называемую финскую деревню, которая оказалась «русской». Видимо, как только в ней появились русские, финны исчезли. Бросалась в глаза не ухоженность деревни, груды прошлогодних листьев. Хотелось взять в руки метлу и вымести всю эту порядком пожухлую листву. Но было не до этого. Встал вопрос: как размещаться.
К Алине подошла коллега и спросила:
- Вы не откажетесь от поселения в коттедже? Дадим Танечке возможность оказаться в одном доме с нашим новым преподавателем.
- Делайте, как считаете нужным, - сухо ответила Алина и направилась к дому, над которым развевался полинявший от осадков и ветров флаг. Каково же было ее удивление, когда она оказалась в бывшем кафе, с залом для застольев, двух комнат по бокам и маленькой кухней, где днем ей приходилось готовить  обед на четверых, а вечером разжигался костер и все готовили вместе.
Танечке не удалось завлечь «кавалера», поэтому целыми днями она сидела с книгой в руках в кресле на поляне перед двухэтажным коттеджем с сауной, на первом этаже которого, у окна, неустанно работал молодой преподаватель, сочиняя очередную статью. Кандидатская у него была, что называется в «кармане», а вот  над докторской ему еще предстояло корпеть и корпеть. Днем он пропадал, уходя в магазин в соседнюю деревню, куда зимой ходили напрямки по льду, а летом приходилось давать большой круг. Вернувшись из деревни, он угощал всех конфетами.
Наступил день отъезда. Машина пришла вовремя. Это был шикарный, черный, отливающий на солнце густой синевой автомобиль. Все погрузили свои нехитрые пожитки, радуясь скорейшему возвращению домой. Границы, как и при въезде пересекли быстро.
    Все эти воспоминания в голове Алины пронеслись быстро. Многое было приятно в той жизни, в частности, и этот подарок от университета – поездка на природу.
       На сей раз, оказавшись в автобусе, как оказалось, предназначенным для шоппинга, она немного взгрустнула, а потом заснула. Проснувшись, увидела свет бакенов на реке, лучами отражавшийся  на глади воды.
      Гид молчала до рассвета. Потом начала рассказывать о магазинах и раздавать  листочки  с перечнем продуктов и ценами.
Алина равнодушно прочитала содержание. Ей ничего не надо было. У нее через дорогу был финский магазин. И цель ее поездки-посещение крепости, о которой гид не сказала ни слова. Впрочем, как и о стране в которую они въехали. И ринулись в чрево громадного супермаркета.
Попав в магазин, она с приятельницей пошла в кафе, соблазнившись поесть ухи со сливками. Подкрепившись, они в хорошем настроении покинули всех и пошли в крепость.
По дороге навстречу им попалась пожилая женщина с авоськой на колесиках.
- Вы что-то ищите?
- Крепость.
- Крепость? Какая крепость? Двенадцать лет сюда езжу и не знаю никакой крепости. Церковь знаю, а крепость… Я из церкви иду.
Как потом выяснилось, церковь находилась на территории крепости.
Пройдя метров сто, они увидели молодую девушку  и спросили у нее по-русски. Вынув наушники, она вздернула бровь в знак непонимания.
На вопрос по-английски, широко улыбнулась и махнула рукой в направлении, куда они и шли.
Минут через пять увидели щит с планом, согласно которого крепость должна была находиться в обратном направлении.
- Ерунда какая-то, план на арабский манер, справа налево, - заметила Алина.  Пойдем как идем. О, смотри улица Суворова. Финская крепость, а русское имя.
- Суворов был финн по происхождению.
- Но это не значит, что только по этому улица носит его имя. Он укрепил и построил десяток фортификационных сооружений.
- Что ты хочешь сказать, он еще и строительством занимался?
 - И не только. Еще и  разведчиком был.
- Как это?
- Переоделся в крестьянскую одежду, проник в тал врага, все узнал.
- Что узнал?
- Я что, военный историк? Детали мне не известны. Но знаю,  что после этой «вылазки» он спокойно отправился в Турцию и взял крепость Измаил.
- А вот почему проспект, на котором ты живешь, называется Измайловским.
- Перед тем, как ее взять, он отправил депешу Екатерине, где сообщал, что крепость взята.  Представляешь, он и Париж был намерен взять.
- Что же не взял?
- Получил приказ возвращаться на Родину. Кстати, помнишь картину Сурикова в Русском музее?
- Конечно, кто ее не помнит.
- Тебе не показалось странным, что полководец при спуске с Альп на коне?
- Ну и что?
- Это была задумка художника Сурикова, который этим самым хотел показать героизм. Невозможно быть на коне при переходе через Альпы. Вот ты по дороге восторгалась  гранитными глыбами. В Альпах, выражаясь современным языком все «круче». Посмотришь вниз и жутко становится.
- И такой военный деятель должен был заниматься строительством.
- Наверное, все из-за Потемкина было. Конфликт между ними состоялся.  Вот императрица и сослала его, а сама устроила пир на весь мир в Таврическом без него, человека, у которого были только одни победы.
- Для меня слово победа, звучит как обед.
- Ну, где победа, там и обед. А вот, кстати, кафе в бывшем доме майорши.
- Вероятно, майор был комендантом этой крепости. В Петербурге-  генерал.
- Так то в Петербурге.
- Зайдем, взглянем.
В кафе было несколько залов, в которых стояла антикварная мебель, на стенах висели картинки. Все создавало домашний уют, включая ковер на стене, похожий на тот, что можно видеть на картине Сурикова «Взятие зимнего городка». Видимо, он  был не равнодушен к военной тематике.