Троицкое школьное лесничество

Алпатов Валерий Лешничий
Отрывок из "Воспоминания о Троицком лесничестве, часть 8".

Взлёты и падения настроения, постоянный дамоклов меч ответственности, висящий над моей головой, изматывающий ритм работы подтачивали здоровье. Особенно беспокоили боли в сердце. А тут ещё и дочки подросли, стало проблемно заниматься их воспитанием. Были бы пацаны, было бы вроде как понятнее. А как мужику воспитывать девочек?

Решил охотиться сразу за двумя зайцами и организовал школьное лесничество. Хочешь, не хочешь, а раз в неделю собираешь половину школы — и в лес! И воспитываешь, и отдыхаешь.

Чтобы не просто болтаться по лесу, определил небольшие задания, дававшие маленькую возможность заниматься полезными делами, а лесничеству закрывать отдельные позиции лесохозяйственного плана типа сбора семян, изготовления скворечников и тому подобного. На первом же собрании, на которое пригласили всех желающих, но пришла примерно половина школьников средних и старших классов нашей маленькой сельской школы, задал вопрос.

– Какие будут пожелания?
– Поход в лес с ночёвкой! — огласили ребята общую мечту.

Туристических кружков в школе не было. На том и порешили.

В отдалении, километрах в десяти от нашей деревни был заброшенный Петрухин пруд, про который Александр Андреевич (старейший работник лесничества) рассказывал много интересного. В былые времена туда отдыхать наезжали «тузы» из Москвы. Теперь он был заброшен, изрядно заилился, берега заросли орешником. Решив немного облагородить этот пруд, объявил школьникам:

– Очищаем берега, благоустраиваем вокруг, это будет наше место, — чем вызвал изрядный восторг.

До этого мы уходили пешком от деревни не далее, чем на пару километров.

Несколько раз приезжали туда на «головастике», вырубая орешник, раскряжёвывая на дрова сухостой и валежник. Приходилось не сводить глаз с пацанов, когда те работали топорами и лёгкой импортной бензопилой. Для работы с последней даже устанавливали очерёдность. Дома у некоторых были тяжёлые отечественные Уралы и Дружбы, а эта бензопила в сравнении с ними казалась игрушкой. Валил деревья сам, а раскряжёвывали они и носили в кучи.

Установили на берегу большой стол и скамейки. Для обеспечения питьевой водой попробовали выкопать колодец, устроили в нём изготовленный тут же сруб, но вода не появилась, потому впоследствии привозили воду во фляге, дополнительно кипятили и использовали воду из пруда.

В первый год «поход» состоялся в конце сентября. Тащиться туда с рюкзаками, которых почти ни у кого не было, не стали. Просто загрузили всё таборное имущество на машину и поехали. Приехали, выгрузились, машину отправили домой. Это придавало некоторый риск всему мероприятию, но создавало необходимый драйв нахождения далеко от дома. Дети были с третьего по шестой класс, человек восемь.

Школа нам выделила две палатки, в которых школьники ночевали. Я предпочёл спать у костра, уложившись спиной к куче наваленных дров, согреваясь теплом от костра. Для самоуспокоения замаскировал на расстоянии вытянутой руки топор. мало ли что. До деревни далеко, вокруг лес.

Утром местность покрылась инеем, но метров на тридцать от костра инея не было. Когда продрогшие ребята вылезали из палаток, на костре уже кипел чай.

– Чайку горячего, согреетесь, — предлагал воспользоваться проверенным по экспедиции средством.

Поначалу дети мотали отрицательно головами и жались к костру. К обеду солнышко поднялось и согрело всё вокруг. После обеда пришла машина и первый поход завершился. Никто не заболел, всё прошло без происшествий.

Во второе лето дети запросили ночёвку на две ночи, иначе, дескать, не интересно. Ну, две ночи, так две ночи. В этот раз выразили желание поехать человек пятнадцать. Учитывая прохладные, хотя и июльские ночи, набрали с собой одеял.

Прибыли на место, стали оборудовать лагерь. Сразу объявил, чтобы все продукты отдали девочкам, которые должны были готовить. Предупредил о недопустимости «хомячить» в одиночку». Наказание за это и другие проступки определил, как запрет на следующую поездку, вплоть до исключения из членов школьного лесничества. Так что дисциплину все соблюдали.

Пруд по берегам нами был расчищен полностью, в верховьях пруда он оставался сильно заросшим непроходимым на первый взгляд кустарником.

– А тут звери есть? — любознательно интересовались школяры.

Показал свежие утренние следы прошедших метрах в пятидесяти от нас кабанов. К ночи ребятам захотелось усилить драйв.

– А можно, как стемнеет, обойдём пруд с факелами? — выдали они ещё одну идею.

Моё замечание о трудно проходимом пути тут же отклонили, сказав, что всё разведали.

Как стемнело, зажгли сделанные из бересты факелы, и процессия отправилась в путь. Пришлось идти замыкающим, чтобы никто не потерялся в темноте. Сделав круг, пересчитали состав. Потерь избежать удалось. От крика и визга звери, которые если и были, разбежались далеко от этого шумного места.

Ночевать в этот раз решил с удобством, соорудив навес возле костра, а дети залезли в палатки. Утром уже охотнее, в сравнении с прошлым годом, черпали кружками чай, часам к пяти утра выселив меня из-под навеса. Тепло от костра тут было реально согревающее в отличие от необогреваемых палаток.

Продукты в поход брали какие кто мог. Я дополнительно брал ведро картошки, подкупал крупы, макароны, консервы и сладкое. В этот раз схитрил, не взяв с собой заварку. И провёл небольшую экскурсию, рассказывая, какие травы в лесу можно собирать и заваривать как чай. Восторга лесной чай большого не вызвал, но других вариантов не было. В следующий раз отношение к травяным чаям выразилось в том, что у каждого обнаружилась в сумке пачка чая.

Ещё два лета мы делали такие «походы» с ночёвкой по три ночи. Родители, «загружая» в машину детей, на удивление не выражали никакого беспокойства. Высказывалось только одно пожелание молодыми мамками:

– Ты бы как-нибудь для нас поход сделал, а то живём тут всю жизнь, а на Петрухином пруду ни разу не были!

Во время третьего похода ребята попросили разрешения захватить «гостей», школьников, не заработавших в школьном лесничестве право на поход. Пришлось разрешить под их ответственность за соблюдение гостями общей дисциплины. Помню, сижу и слышу краем уха разговор:

– Да ладно, чего вы дядю Валеру так боитесь, он добрый!.
– Ага, добрый! Но знаешь каким тоном он разговаривает, когда недоволен!

Это они вспомнили, как во втором походе я собрал всех у большого стола и объявил, что при таком нарушении дисциплины, которое в этот момент имело место, все лишатся права и никаких походов больше не будет. Все отвечают за каждого. И проблем больше не было!

В этот раз как никогда, двое из родителей обеспокоились и приехали на большой машине с армейским фургоном, проведя с нами одну ночь. Это один из пап сильно запереживал за своего сына, впервые присоединившегося к общей команде.

Мужики по дороге подстрелили ястреба и куропатку, которых тут же впотьмах засунули в общий котёл, получив необыкновенно жирный бульон.

В будку ночевать никто из детей не полез, найдя себе место под одним из навесов, устроенных с трёх сторон вокруг костра, да ещё и покрытые полиэтиленовой плёнкой от дождя. С наступлением темноты все тут же укладывались спать. Устраивать факельное шествие или ещё что-нибудь бывалым участникам явно стало лень.

На третье утро пришлось оставить одного из пацанов за старшего и бежать на работу, исполнять обязанности лесничего. В обед приехал и забрал всю братию.

В четвёртом походе оставил с ребятами молодого помощника лесничего, недавно приступившего к работе после окончания техникума, но спустя несколько недель пожалел, что оставил его там одного с детьми. Оказалось, что он взял с собой самогонку и попытался там их спаивать. Вот, обнаружилось, какой это засранец!

В школе выделили под школьное лесничество кабинет без мебели. Взяв из своих личных запасов сухие толстые сосновые доски, притащив в контору лесничества домашний инструмент, на несколько дней превратил контору в столярную мастерскую. Сделав первую скамейку и первый стол вместе с ними, дал возможность остальное делать самим. Пусть и со щелями, но без единого гвоздя они сделали столы и скамейки с закругленными краями. Довольны были как удавы!

Мебель перевезли в школьный кабинет, позднее украсив его ещё и фотостендами по результатам всех наших занятий и поездок.

***

Поездки за пределы

В Тульской области существует музей при лесхоз-техникуме, рядом с которым расположен шикарный для этих мест дендропарк. Мне доводилось там бывать, и я задумал разнообразить жизнь ребят поездкой в техникум. Дело оказалось несложное. Договорился там, договорился с автобусом из колхоза «Родина», и поехали.

В этой поездке ребята несколько удивили, попросив остановку у Кургана Славы, который мы проезжали по пути. Учили как видно их патриотизму в нашей школе!

Занимаясь со школьниками, я совершенно не преследовал цель сделать из них профессиональных лесников. Но знать, что в нашей области не только сельское, но и лесное хозяйство — это знание хотел им дать. Хотел показать какие бывают деревья, как их называют.

Впечатлений от поездки получили немало, посетив ещё и небольшой музей, посидев в компьютерном классе. В дендросаду они набрали и привезли с собой хвою разных сосен, включая длиной под двадцать сантиметров, листья разных деревьев, которые не растут у нас повсеместно. А тут много чего росло. И здорово было всё это увидеть и пощупать!

Позднее приняли участие в слёте школьных лесничеств, проходивших тут же. Повёз нас на директорской машине Евгений Ефимович, которого я звал просто Женя. Остался он с нами вместо полагающегося по условиям слёта школьного учителя. Всё равно никто из учителей с ребятами не занимался.

Мои дети жили школьным лесничеством, а приехавшие из других школ явно были набраны и натасканы только на это мероприятие. В столовой сопровождающие детей взрослые суетились, обслуживая здоровых лбов, которые расселись за столами. И только мы с Женей сидели спокойно, а наша дружная команда быстро обслужила нас и себя.

На вечерних танцах мои парни заверили нас с Евгением, что беспокоиться не надо, они всё соблюдут сами и даже немного напряглись, когда мы с Женей пришли посмотреть, как танцует молодёжь.

После этой поездки Евгений часто вспоминал, какие у нас «хорошие, воспитанные, самостоятельные детишки». А то, что мы не очень блистали на конкурсе, мне совсем не было важно. Каждому своё.

Когда однажды в школу привезли спонсоры старые компьютеры, то я попросил разрешения ими заняться. Директор школы, Татьяна Николаевна, легко на это пошла. И теперь, осваивая эти монстры вечерами, никогда до этого не имея с ними дела, взялся вести ещё и кружок по компьютерам.

То, что нам привезли откровенное старьё, обнаружилось в процессе освоения. Съездил к одному дальнему земляку за советом. Он мне показал, как вставлять дискеты в дисковод, что такое CD-Rom, да подсказал, какую книгу купить.

Русифицировав с его помощью Norton Commander, осваивая компьютер «методом научного тыка» стал по субботам делиться полученными знаниями с детьми. За два года многие из детей освоили компьютер на приличном уровне, изучая уже более современный Windows 95. Это, в частности, помогло моей младшей дочери позднее закончить техникум с красным дипломом, а затем получить диплом о высшем образовании.

Пользуясь компьютерными возможностями, изготовил детям цветные удостоверения с фотографиями, закатал их в ламинат, записал в них право общественных контролёров лесного хозяйства.

Все четыре года, пока занимался с детьми, ежегодно отмечали юбилей создания нашего школьного лесничества. Дети приносили кто что может, а я от себя покупал торты. По торту за каждый год. Последний раз праздновали с четырьмя тортами.

Мои активисты были активистами во всём. И в школьном лесничестве, и в клубной самодеятельности, и во всех остальных школьных мероприятиях.

РОНО почти никак не реагировало на эти занятия. Но хотя бы не запрещало, даже однажды грамоту дали. Неожиданно «Благодарностью» отметил мою работу с детьми районный Центр занятости населения. Оказывается, мы им сильно улучшили показатели по работе с несовершеннолетними. И даже доплачивали раз в год детям на каждый рубль, заработанный по нарядам в лесничестве.

Другие районные структуры нашей деятельностью по-тихому отчитывались, включая её в свои отчеты, но нам ни разу не выделили на развитие ни копейки, хотя такую возможность имели. С моей стороны это был голый энтузиазм. Две свои основные цели: воспитывать и отдыхать, мной были достигнуты.


Следующее:
http://www.proza.ru/2019/03/22/2080

Читать о Троицком лесничестве полностью:
http://www.proza.ru/2015/11/01/774