Вопросы и ответы. Интервью 8

Ольга Шельпякова
начало: http://www.proza.ru/2018/09/15/1490

"У них даже династиями служат. Отец помогает сыну осваивать свой боевой пост, и с детства готовит к службе на своей же лодке, на которой служил. А у нас в Союзе призывали с Севера на Юг, с Востока на Запад - глупость несусветная, страна огромная." В.В.Проскурин - капитан 2 ранга, командир ПЛ «С-37» http://u.to/--gmEg

***
Вопрос:
- Виктор, речь идёт о династии болгарских подводников?
Почему у нас не прижилась такая практика несения службы?

Ответ:
- О династиях. В русском Флоте, конечно, были династии офицеров и адмиралов.
Пример - мой Комфлота Касатонов Игорь Владимирович. Но это не то, о чем я писал про болгар. Я бы очень хотел чтобы мой сын стал офицером, но с детства ему от мамы досталось плохое зрение, да и авиацией грезил.
Мы с ним модели самолетов и вертолетов клеили, так весь потолок был в боевых машинах на леске.

Как-то тётя Ася спросила его, кем он хочет стать, когда вырастет. «Лётчиком!», - ответил он.
«А почему, Саш?», - удивилась Ася. «А им квартиры быстро дают», - ответил он.
Мы тогда жили вчетвером в однокомнатной квартире в Балаклаве, а ему было всего четыре года.

Вопрос:
- Улыбаюсь. Какие детки наши сейчас продуманные не по годам.
Забегая вперёд, скажу что знаю о твоей попытке возродить династию подводников на примере собственного сына.
Но этому предшествовало печальное событие, связанное с С-37.

Ответ:
- Мою «тридцать седьмую» после выполнения боевой задачи в начале июня 1992 года списали из боевого состава Флота. Кстати, последней боевой задачи Черноморского флота.
Ельцин выступал тогда, оправдываясь перед США и Европой по ТВ, мол, это не наша лодка была.
А списали задним числом в июле. Решил сделать действующий музей «С-37» и меня поддержали Касатонов И.В. и Главком ВМФ Чернавин. Лодку отдали по цене «Жигулёнка» экипажу, но нам зарплаты задерживали.
Это тяжёлая и другая история.

Вопрос:
- Это был конец твоей службы?

Ответ:
- Я свой последний выход в море сделал в Феодосии с сыном в конце апреля – начале мая 1994 года. Командовал тогда «СС-49». Это возможно был единственный случай в мировом подводном плавании.
Мне было уже всё безразлично, вот-вот приказ об увольнении в запас подпишут в Москве.

Вопрос:
- Да, случай беспрецедентный - ребёнок на подлодке! Как же всё происходило?

Ответ:
- Вышли ночью на стрельбы ракето-торпедами, по-моему, на двое суток.
Сашка обошел всю лодку, побывал на всех боевых постах, выстрелил с помощью минного офицера одну ракето-торпеду.
Ему было тогда почти тринадцать лет. Спал в выгородке четвёртого отсека, как истинный подводник, укрытый ватниками, а вместо подушки надутый спасательный жилет. Питался в кают-компании мичманов.

Вопрос:
- Сурово ты с ним. Неужели, ничем не поощрил сына после таких испытаний? Что ему запомнилось?

Ответ:
- Пришли уже затемно, как обычно. Я ждал его на мостике. При выходе по вертикальному трапу у него из кармана шоколадки высыпались, и боец при мне подобрал их, обратно засунул. Я устроил нагоняй, и именно это сын запомнил на сегодня.

Вопрос:
- И всё? Так прозаично и буднично закончился последний выход в море...

Ответ:
- Я уже по телефону при докладе о возвращении получил от Оперативного дежурного весточку - «уволен».
Снял комбинезон, положил его и рукавицы на причале, попрощался с экипажем и пошёл с сыном домой пешком.
Всю дорогу домой под свет шоссейных фонарей он расспрашивал о всех боевых постах, где что-то не понял.
Особенно понравились вопросы, например, как моторы аккумуляторы заряжают, и под водой разряжают, работая на винты.
Я уже подумывать начал, может механиком-подводником станет, там со зрением скидка возможна. Но...
Подходя к дому, он задал вопрос: «Пап. А подводная лодка может сделать «петлю Нестерова?».
«Летун конченный», - подумал я. Так что, династия не получилась.

***
- Ну, что же, история интересная с ноткой грусти. Пусть летает во сне, если наяву не вышло.
Впереди у нас с тобой "разбор полётов" на серьёзные темы.
Про то, как вы почти два года ходили под флагом СССР, после его распада.
О том, какие изобретения ты внедрил на флоте. Про современное состояние Флота и Вооружённых Сил.

*продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/02/1273
*иллюстрация интернет