Отпуск в детство Глава 1 Вместо предисловия

Борис Колпаков
      В нашем роду несколько необычные отношения со временем. Начать можно хотя бы с того, что моя бабушка по маминой линии родила последнего ребёнка в пятидесятилетнем возрасте. Прожив девяносто четыре года, она умерла в 1944 году. Таким образом, можно вычислить, что бабушка (не пра-пра, а просто бабушка) родилась в 1850 году, когда были живы Гоголь, Герцен и Добролюбов,  а с момента смерти Пушкина прошло всего 13 лет. Бабушке было уже 11 лет, когда отменили крепостное право, и я до сих пор не знаю, была ли она крепостной крестьянкой или вольной мещанкой. Владимир Ильич Ленин, родившийся в 1870 году, мог бы быть её сыном.
      Последним ребёнком бабушки была моя мама. Она родила меня тоже в приличном - сорокалетнем возрасте. Таким образом, всего лишь три поколения нашего рода перекрыли временное пространство размером более чем в 150 лет. Когда осознаёшь эту цифру, то начинаешь думать, что история – не такая уж древняя старушка. Крымская война, Александр 11, народовольцы, Александр 111, русско-японская война, первая революция – всё это совсем близко, почти рядом.Мало кто из ныне живущих может похвастаться тем, что его дед участвовал в Первой мировой войне. Но в этой бойне был мой отец, который попал на германский фронт в начале 1917 года. А потом было две революции – Февральская и Октябрьская. А ещё позже была Гражданская война, в которой отцу тоже пришлось участвовать.
      В моей судьбе со временем тоже были необычности. В школу я пошёл шестилеткой сразу после Отечественной войны, и рядом со мной учились те, кому было вдвое больше. Я оказался самым молодым выпускником Новосибирского института инженеров водного транспорта и, вероятно, самым молодым механиком-наставником в системе речного флота -  когда  получил это назначение в Колымо-Индигирском пароходстве, мне было двадцать три года. А в армию я пошёл тоже в необычном возрасте – почти тридцатилетним. Предельный солдатский возраст – двадцать семь лет, но когда мне исполнилось уже двадцать девять, вышел закон о призыве в армию офицеров-резервистов в возрасте до тридцати лет. Все мои институтские товарищи-лейтенанты к тому моменту благополучно перевалили предельный возрастной рубеж, а я не успел.
       Завершу прогулку по времени  числом пятьдесят - столько лет  я учил премудростям корабельной энергетики студентов, и на многих судах и заводах России работают мои ученики.

       Продолжение следует  http://www.proza.ru/2018/08/01/1311