Нагарджуна. Двенадцать Врат. Глава 10

Лариса Баграмова
Глава 1. Причинные условия: http://www.proza.ru/2016/02/07/283
Глава 2. Существование и несуществование следствия: http://www.proza.ru/2016/05/16/2256
Глава 3. Условия: http://www.proza.ru/2016/06/05/1263
Глава 4. Признаки: http://www.proza.ru/2016/06/12/1512
Глава 5. Характеризуемое и нехарактеризуемое: http://www.proza.ru/2016/11/03/207
Глава 6. Тождество и различие: http://www.proza.ru/2017/01/28/1273
Глава 7. Бытие или небытие: http://www.proza.ru/2017/04/01/186
Глава 8. Природа (Самосущее): http://www.proza.ru/2017/04/08/2286
Глава 9. Причина и следствие: http://www.proza.ru/2017/04/09/78

Глава 10. Творец

переложение с санскрита

И снова: вещи пусты. Почему?
Поскольку невозможно для предмета
Собой быть сотворенным самому,
Другим, никем иль совместить всё это.

Как сказано: не может быть того,
Чтобы страданье самосотворилось,
Не может быть причины у него,
И без причины тоже не явилось

Оно б на свет. Страданью потому
Быть невозможно. Невозможно также
Ему произведённым самому
Собой же [оказаться хоть однажды],

Ты спросишь, почему? Всё оттого,
Что если создаёт оно себя же,
Субстанцию свою из ничего
Ему творить придётся. [Тут мы скажем],

Что вещь не может из себя – себя
Творить. Себя сознанью не придётся
Осознавать, и палец, шевеля
Самим собой, к себе не прикоснётся.

И значит, ни о чём нельзя сказать,
Что создаёт оно само себя же.
И что иным творится, полагать
[Ни на мгновенье] мы не можем даже.

– Условья суть иное. Создают
Они страданья. Это-то и значит
«Быть созданным иным». Как можно тут
Об этом говорить совсем иначе?

– Когда назвать условия иным
И полагать, что ими создаётся
Страданье, [рассуждением простым
Такой нам вывод сделать удаётся]:

Страданье из условий состоит –
А значит, их субстанцией имеет,
Но если так, [то противостоит
Их суть названью], ведь оно не смеет

Иным считаться. Мы не назовём
Иным кувшину глиняному – глину,
Иным к браслету злато не сочтём.
И то же рассужденье применимо

К страданью и условиям. Они
К страданию не могут быть иными,
Поскольку из себя произвели
Его. [Покончим рассужденья с ними].

Не могут самосущего иметь
Условья также: их не существует
Самих в себе. Нельзя изречь, [заметь],
Поэтому [интенцию такую],

Что происходит следствие из них.
Гласит Трактат [без лишних многословий]:
Последствия условий хоть каких
Не существуют, если нет условий.

Страданью не дано произойти
Ни из себя, ни из чего иного,
И ни одновременно изойти
Из этих двух причин. [Мы видим снова],

Что эти два условия влекут
Иллюзии двойного сотворенья:
Себя самих страданья создают
И из чужого следуют веленья.

Поэтому никак не допустить,
Что существуют разные причины. 
И без причин страданию не быть,
Поскольку время станет уязвимо.

В писании написано про то,
Как тиртхья голый Будду вопрошает:
«Страдание собою создано?» –
Хранит молчанье тот, не отвечает.

«Почтенный!» – продолжает вопрошать
[Нагой философ], – «Может быть, иное
Могло тогда его причиной стать?» –
И снова лишь молчанье гробовое.

«Почтенный!» – [снова молвит сей мудрец], –
«Быть может, оно создано двояко:
«Собою и иным? [Дай, наконец,
Ответ на то мне без утайки всякой»]. –

И вновь молчок. [Чтоб истину добыть
Вопрос четвёртый тиртхья произносит]:
«Так может, нет причин ему, чтоб быть?» –
И снова [ветер] тишину [приносит].

Итак, поскольку Будда промолчал
Четыре раза и не дал ответа,
Выходит, как пустотность означал
Своим мышленьем он страданье это. 

– Но может быть, учение его
Не в том, что пусто из себя страданье?
И так учил он просто для того,
Чтоб совершить спасения деянье?

–  Пусть тиртхьи, [ошибаясь], говорят,
Что человек – причина всех страданий,
И самость тем [почти боготворят]:
Незамутнёна самость, нет желаний,

Забот, страданий, [как и счастья], здесь,
Добро и зло имеют в ней причину,
Кто понимает это – тот и есть
Познанья самость, и её личину 

Использует, чтоб сам творить добро,
И зло, [и боль], и создавать страданье,
И счастье в разных формах, – [как старо
Об этой власти вечное мечтанье…].

Воззренья их [не помогают им],
И потому до Будды их дорога:
«Страданье создано собой самим?» –
Но Будда всё молчит [и смотрит строго].

Не самостью страданье рождено.
Ведь если самость есть его причина,
То ей благодаря жило б оно,
Но самость та была бы [как резина] –

Непостоянна. Если вещи суть
Причинны и из этого исходят,
Они непостоянны. [Этот путь,
Мы доказали, свойствен их природе].

Последствия добра и зла тогда
По сей причине просто б исчезали.
И с брахманских деяний никогда
Мы воздаянья бы не получали.

Не быть освобожденью посему,
Поскольку раз страданье самосуще,
Без самости немыслимо ему
Существовать – но кто тогда отпущен

Окажется из-под страданий тех?
И если и без самости страданье
Образоваться может без помех –
Не быть освобождению деянья.

На деле же освобожденье есть.
[Мы доказали длинной чередою
Из слов, и фраз, и рассуждений здесь]:
Страдание не создано собою.

Страдание не создано иным.
Как может породить другая самость
Его и передать затем другим,
[Чтобы вся суть его им доставалась]?

Положим, оно создано иным,
Что означает «создано Ишварой».
Вопрос об этом Будде зададим,
Хоть неортодоксальный он [и старый].

Но Будда не ответит на него,
[Что означает, что вопрос бессмыслен].
Бог не создал страданье для всего,
[Не следует касаться ложных истин].

Страданье Богу противолежит,
Оно ему инако по природе.
В рождённом от коровы надлежит
Искать лишь то, что есть в коровьем плоде.

Ведь если твари им сотворены,
Они ему должны быть и подобны,
Так как отцу тождественны сыны.
К тому же Богу вовсе не угодно

Давать страданье собственным сынам,
Которых он же произвёл для жизни.
Поэтому [усвоить нужно нам]:
В творении страданья нету истин.

– Однако Богом всё сотворено,
И счастье, как страданье, Богом дано,
Но скрыто от сознания оно,
[Страданьем затуманена нирвана].

– Но если всё живое [на земле] –
Созданья Бога, [то зачем ему же
От них скрывать что-либо, как во зле?
Зачем ему лукавство это нужно]?

Не должен он страдания давать,
Не должен сокрывать страданья счастьем.
[Нет смысла нас возможности лишать
Всё испытать, как есть и в одночасье].

И те, кто поклоняется ему,
Уж тем должны испытывать блаженство.
В действительности видно по всему:
[Нет в этом мире всё же совершенства].

Ведомые не Богом, но людьми,
Испытывают люди боль и счастье,
И получают по делам они,
И Бог не принимает в том участья.

Бог самосущ, а значит, нет нужды
Ни в чём у Бога. Если б он нуждался,
Его бы Богом не назвали мы.
Зачем же он твореньем [развлекался],

Как маленький ребёнок, сотворив
Себе игрушки из существ живущих?
И как он сам вдруг оказался жив?
Кем сотворён [владыка] всемогущий?

Создать себя не в силах даже Бог:
Ничто не может самосотворяться.
А если б кто создать его и смог,
Не мог бы самосущим он считаться.

И если бы творец и, правда, был
Бог всемогущий, то для сотворенья
Препятствий никаких он не чинил:
Всё сотворилось бы в одно мгновенье.

Писание, однако, говорит:
Бог захотел создать живущих многих –
И вот аскезы разные творит –
И вот создал теперь [членистоногих].

И снова практикуется в делах –
И вот создал летающих [пернатых].
И снова в аскетических трудах –
И сотворил людей и дэвов [всяких].

И если в результате тех трудов
[Процесс творенья вышел вместо акта]:
Сперва ползущих видим мы [сынов],
Затем – летучих, а затем [внезапно] –

Людей и дэвов, – мы должны признать,
Что не от Бога было их творенье,
И карма – их отец, [она же мать] –
Причинное их было появленье.

И если Бог – творец всех тварей, – где
Он сотворил их? Было ль это место
Сотворено [по божеской нужде]
Иль кем иным? [Нам это неизвестно].

Быть может, место сам он сотворил,
Быть может, оно создано другими,
А он всего лишь очевидцем был –
Но где он был, пока они творили?

Так рассуждая, в бесконечность мы
Уйдём от изначальных положений:
Два Бога, два творения… [Должны
Признать мы ложность этих рассуждений].

Не Бог создал то, что открыто нам.
Зачем ему аскеза, путь терзаний,
Как будто просит он кого-то сам
Об исполнении своих желаний? 

Ведь если он нуждается в других –
Просить о благосклонности творенья
И жизнь свою аскезе посвятить,
То он не самосущее явленье.

И если изначально сотворил
Он вещи, то они должны остаться
Такими же, как он им быть решил,
И не должны они потом меняться.

Кто лошадью был создан Богом, тот 
Так лошадью и станется навеки,
А человек обязан, в свой черёд,
Остаться неизменно человеком.

Однако измененью подлежит
Всё в этом мире, карма всем владеет,
Поэтому признать нам надлежит:
Не Бог создал всё то, что суть имеет.

Ведь если Бог – создатель бытия,
То в мире не должно быть прегрешенья,
И потому расценивать нельзя
Как святость никакого проявленья:

Все проявленья и добра, и зла, 
И красоты с уродством – божьи дети.
Однако есть греховные дела,
И есть дела святые [в этом свете].

Не Бог создал [такой круговорот],
Ведь если б он создал его, [наверно],
Его любил бы каждый, [наперёд],
Как любят сыновья отца безмерно,

И уважал бы и ценил, любя,
Но мы должны признать, что так не будет:
Есть те, кто гонит бога от себя
И ненавидит – ну а есть, кто любит.
 
Всё это также Бог не создавал.
Ведь если б мира он создал картину,
То человеку или счастье дал,
Или несчастье – но не половину.

И потому должны признать мы то,
Что Бог – [вне рамок нормы и морали]:
Он вне любви, вне ненависти – но
Быть самосущим может он едва ли.

Мир, очевидно, он не создавал.
Поскольку если б он создал всё это,
Никто бы сам создателем не стал,
Но сами существа творят предметы

Своим уменьем. Бог не сотворил
Добра и зла, они б иначе были
Вне человека, но они внутри –
Себя они страданьем проявили

И счастьем. Если Богом рождены
Они, то принцип мира был нарушен:
И практики аскезы не нужны,
И брахмана не стал бы подвиг нужен.

Но это всё не так, и потому
Мы признаём, что Богом мир не создан.
Согласно [назначенью] своему
Творец велик [поболее, чем звёзды],

В сравненье с существами [под Луной],
И все, кто практикует карму счастья,
Обязаны бы по причине той
Великими являться ежечасно.

Однако величается лишь Бог.
И всё же если б был он самосущим,
То быть великим каждый тоже мог,
Любой – из всех им созданных живущих.

Но это всё не так. Признать должны
Мы вновь, что вещи созданы не Богом.
Да и никем другим не рождены.
Иначе бесконечная дорога

Нас уведёт в не-истину опять.
Поэтому [служа природе истин],
Ты снова должен полностью признать:
[Из сказанного вывод лишь единствен]:

Различные причины создают
Весь мир вещей, [что нами осязаем],
А Бога нет. Не он создатель тут
Всего, что есть [и что ещё не знаем].

Однажды еретик задал вопрос,
Является ль страдание инаким –
Но Будда ничего не произнёс:
[Нет смысла отвечать тут тиртхьям всяким].

Не может полагаться верным то,
Что нечто две причины производят –
Сужденье то иллюзиям равно,
[К иллюзиям оно же и приводит].

[Тот снова вопрошал]: причины, мол,
В переплетеньях порождают вещи,
[Из них весь мир-то и произошёл], –
Но и на то ответ не был обещан.

– Вот потому писанье говорит,
Что ложны все причинные условья,
Но полагать пустотным не велит
Само страданье – [это пустословье].

– Страданье происходит оттого,
Что все четыре повода явились,
[Их сочетанье породило зло,
И в нём они совместно отразились].

Их отрицать тождественно словам,
Что, мол, страданье пусто. Почему же?
Да потому, что кто причинен сам –
Природой самосутью не нагружен.

А всё, в чём самосути нет, – пусто.
Страданье пусто, пусты все предметы,
И существа, [и Бога естество,
И всё, о чём мы говорили где-то].

Глава 11. Три времени: http://www.proza.ru/2018/07/26/1818

Перевод – Валентин Ирхин
Рифмовка – Лариса Баграмова