Русская щепная икона из коллекции Старочеркасского

Одним из малоизвестных образцов бытовавших на Руси народных форм православного искусства, является щепная икона. Это чисто народное русское изобретение. Для народной иконы характерны условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и техники письма, ограниченное количество красок. Данный вид икон просуществовал совсем мало – период ее изготовления ограничивается тридцатью годами, взлет применения техники «икона на щепе» выпал примерно с 1880 по 1910 годы. Этот тонкий пласт в истории иконописи практически утерян, из-за своей хрупкости до наших дней дошли лишь считанные единицы некогда популярного и разошедшегося по всей России иконного типа. Свое название «икона на щепе» берет от техники исполнения. Иконописный мастер чаще всего от липового или осинового чурбака топором откалывал щепу толщиной от 0,5 мм. до 1 см. высушивал, затем наносил тонкий грунт левкаса (иногда и без грунта). После просушки писалось изображение святого. При этом прописывались только лики и кисти рук, остальное скрывалось под окладом. Икона, которая  представлена на фото «Спас Вседержитель»,икона подокладная.
Деревянная доска (щепа), тонкая, крепкая, без жучка. Доска не стругана, имеет значительный вертикальный изгиб, характерный для щепных икон. В иконе сохранились гвозди, крепившие икону к заднику киота. Это классический образец подокладной щепной иконы конца XIX века. Эти самые дешевые иконы в среде иконописцев ещё назывались «краснушками» .Название их обусловлено тем, что доски не левкасили в обычном понятии этого слова, а покрывали очень тонким слоем красно-коричневого грунта. По грунту делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем прописывали головы, руки, как в нашем варианте.
Иконы на щепе возникли, вовсе не от хорошей жизни. В конце XIX столетия резко обозначается нависающая над классической иконописью, угроза: печатные иконы выпускаются фабричным способом в огромных количествах, они ярки, красивы и привлекательны, но самое главное – чрезвычайно дешевы. Ни церковные запреты, ни старания защитников живописных икон не помогали – печатные иконы вытесняли живопись, но и иконописцы не хотели сдаваться, не хотели терять веками существовавший кустарный промысел. В этой борьбе классической иконе пришлось вырабатывать новые решения, искать технологические приемы. Известно, что основа любой иконы – деревянная доска. Она ценилась весьма высоко, составляла существенную часть в стоимости любой иконы, поэтому во второй половине XIX века появляется этот совершенно уникальный тип икон. Покупателям предлагались иконы в окладе из тонкой фольги, убранные в глухой застекленный киот. Такая конструкция с одной стороны, отличалась внешней привлекательностью, законченностью в оформлении, дешевой ценой, но в то же время она практически начисто лишала потребителей возможности хоть как-то оценить качество самой иконы, иконной доски, ведь все это было скрыто и недоступно взору. За сто с лишним лет киот приходил в негодность, поэтому хозяева принимали решение вытащить икону из застекленного ящика, дабы пользоваться ею уже просто так. И вот тут таилась главная опасность. Дело в том, что большинство щепных икон погибло именно в этот момент, ведь хрупкая тонкая дощечка была крепко прибита гвоздями к заднику киота и при попытке оторвать ее - просто лопалась пополам, осыпалось изображение или, через какое-то время темнела и приходила в полную негодность. Именно два фактора – малый период существования щепных икон, а, соответственно – их малое общее количество, и их гибель вследствие хрупкости привели к тому, что на сегодня их можно встретить крайне редко.Осваивать искусство написания икон было проще на случайных деревянных щепках, поскольку иконная доска готовилась долго и тщательно. Предположительно, подобные иконы,  писались учениками, подмастерьями, работающими в иконописных мастерских. Каждый создавал свой особый образ.
 Щепная икона очень скромна, иконография щепной иконы упрощена. В таких иконах заказчику вполне достаточно было "узнать святого". Иконопись, на протяжении веков развивающаяся в пределах канона, выработала определенный набор схем, приемов, форм, то есть определенный изобразительный язык. И мастер, даже не очень искусный, имея в распоряжении нужное количество таких форм, мог свободно распоряжаться ими, рисовать любую фигуру. Помимо упрощения иконографии, упрощается и прорисовка фигур. Но при этом каноническая схема, принятая за основу, сохраняется, что позволяет узнать святого. Чаще всего на щепной иконе изображали Спаса, Николая Чудотворца и Богоматерь с младенцем, реже другие сюжеты. Когда-то массовая и дешевая икона сейчас стала редкостью. В конце XIX веке такие иконы изготавливались тысячами, а сегодня многие государственные и частные музеи специально ищут старинные щепные иконы.
В Старочеркасском музее-заповеднике хранится около десятка таких икон. Совсем недавно в музей принесли часть такой иконки, её обнаружили в земле при рытье траншеи под водопровод. Это чудо, что на иконе сохранился образ Богородицы. Иконография этого образа относится к типу Богоматери без Младенца.  Богоматерь изображена поясно, в красной тунике и синем мафории. Лик юной Девы Марии скорбен, голова склонена, глаза подняты вверх. Руки молитвенно сложены перед грудью в жесте (ладонь к ладони). Щепочка, маленький кусочек православной Руси. Сколько десятилетий она служила своим хозяевам помощницей в молитвах? Щепная икона – удивительное и мимолетное явление в истории русской иконописи, поэтому каждая такая икона раритет в музейном собрании.
Т. А. Бузнякова – старший научный сотрудник
 научно-фондового отдела
Старочеркасского музея-заповедника


Рецензии