Русская щепная икона из коллекции Старочеркасского

Одним из малоизвестных образцов бытовавших на Руси народных форм православного искусства, является щепная икона. Это чисто народное русское изобретение. Для народной иконы характерны условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и техники письма, ограниченное количество красок. Это так называемый изобразительный фольклор, основанный на народных представлениях о Христе, Богоматери, апостолах, библейских героях и местных святых: легендах, преданиях, бывальщинах... [1] Данный вид икон просуществовал совсем мало – период ее изготовления ограничивается тридцатью годами, взлет применения техники «икона на щепе» выпал примерно с 1880 по 1910 годы. Этот тонкий пласт в истории иконописи практически утерян, из-за своей хрупкости до наших дней дошли лишь немногие единицы некогда популярного и разошедшегося по всей России иконного типа. Свое название «икона на щепе» берет от техники исполнения. Иконописный мастер для основы "щепной" иконы брал тонкую дощечку. Часто это кусок луба, отчего существует другое их название - лубочные. В этом случае форма икон, выгнутая (по объему ствола дерева), основа обрабатывалась только с лицевой стороны. На легком грунте выполнялось чаще всего только личное письмо. Есть предположение, что подобные работы писались учениками, подмастерьями, работающими в иконописных мастерских. Осваивать искусство написания икон было проще на случайных деревянных щепках, поскольку традиционная основа готовилась долго и тщательно и стоила дорого.[2]. Доска высушивалась, затем наносился тонкий грунт левкаса (иногда и без грунта). После просушки писалось изображение святого. При этом прописывались только лики и кисти рук, остальное скрывалось под окладом. Икона, которая  представлена на фото «Богородица без младенца»,икона прописана полностью.
Деревянная доска (щепа),средней толщины, поражена жучком. Доска не стругана, имеет незначительный вертикальный изгиб,торцовые стороны не обработаны -  это признаки характерные для щепных икон. В иконе сохранились гвозди, крепившие икону к заднику киота. Это классический образец подокладной щепной иконы конца XIX века.  Самые дешевые щепные иконы в среде иконописцев ещё назывались и «краснушками» .Название их обусловлено тем, что доски не левкасили в обычном понятии этого слова, а покрывали очень тонким слоем красно-коричневого грунта. По грунту делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем прописывали головы, руки. Образцы таких икон хранятся в коллекции Старочеркасского музея.
Иконы на щепе возникли, вовсе не от хорошей жизни. В конце XIX столетия резко обозначается нависающая над классической иконописью, угроза: печатные иконы выпускаются фабричным способом в огромных количествах, они ярки, красивы и привлекательны, но самое главное – чрезвычайно дешевы. Ни церковные запреты, ни старания защитников живописных икон не помогали – печатные иконы вытесняли живопись, но и иконописцы не хотели сдаваться, не хотели терять веками существовавший кустарный промысел. В этой борьбе классической иконе пришлось вырабатывать новые решения, искать технологические приемы. Известно, что основа любой иконы – деревянная доска. Она ценилась весьма высоко, составляла существенную часть в стоимости любой иконы, поэтому во второй половине XIX века появляется этот совершенно уникальный тип икон. Покупателям предлагались иконы в окладе из тонкой фольги, убранные в глухой застекленный киот. Такая конструкция с одной стороны, отличалась внешней привлекательностью, законченностью в оформлении, дешевой ценой, но в то же время она практически начисто лишала потребителей возможности хоть как-то оценить качество самой иконы, иконной доски, ведь все это было скрыто и недоступно взору. За сто с лишним лет киот приходил в негодность, поэтому хозяева принимали решение вытащить икону из застекленного ящика, дабы пользоваться ею уже просто так. И вот тут таилась главная опасность. Дело в том, что большинство щепных икон погибло именно в этот момент, ведь хрупкая тонкая дощечка была крепко прибита гвоздями к заднику киота и при попытке оторвать ее - просто лопалась пополам, осыпалось изображение или, через какое-то время темнела и приходила в полную негодность. Именно два фактора – малый период существования щепных икон, а, соответственно – их малое общее количество, и их гибель вследствие хрупкости привели к тому, что на сегодня их можно встретить крайне редко.
 Щепная икона очень скромна, иконография щепной иконы упрощена. В таких иконах заказчику вполне достаточно было "узнать святого". Каждый иконописец создавал свой особый образ.  Иконопись, на протяжении веков развивающаяся в пределах канона, выработала определенный набор схем, приемов, форм, то есть определенный изобразительный язык. И мастер, даже не очень искусный, имея в распоряжении нужное количество таких форм, мог свободно распоряжаться ими, рисовать любую фигуру. Помимо упрощения иконографии, упрощается и прорисовка фигур. Но при этом каноническая схема, принятая за основу, сохраняется, что позволяет узнать святого. Чаще всего на щепной иконе изображали Спаса, Николая Чудотворца и Богоматерь с младенцем, реже другие сюжеты. Щепная икона когда-то дешевая,массово расходившаяся по всей территории России, сейчас стала редкостью. В конце XIX веке такие иконы изготавливались тысячами, а сегодня многие государственные и частные музеи специально ищут старинные щепные иконы.
В Старочеркасском музее-заповеднике хранится около десятка таких икон. Совсем недавно в музей принесли часть такой иконки, её обнаружили в земле при рытье траншеи под водопровод. Это чудо, что на иконе сохранился образ Богородицы. Иконография этого образа относится к типу Богоматерь без Младенца.«Скорбящая Божия Матерь», композиционно икона представляет собой поясное изображение Богоматери. Пречистая Дева сложила руки в молитве, жест (ладонь к ладони). Ее большие открытые глаза наполняет печаль, скорбь. На лице – нежный румянец. Живопись иконы достаточно проста, безыскусна. При этом изображение вызывает умиление, оно проникновенно, трогательно.  Богоматерь изображена, в красной тунике и синем мафории.  Щепочка, маленький кусочек православной Руси. Сколько десятилетий она служила своим хозяевам помощницей в молитвах? Щепная икона – удивительное и мимолетное явление в истории русской иконописи, поэтому каждая такая икона раритет в музейном собрании.
Использованные ресурсы:
1.Мануйлова И. А., А. Ярков Сибирской иконе — 380 лет, 2004// «Топос», литературно-философский интернет-журнал. [Электронный ресурс] URL: http:// new.topos.ru›article/2266 / (дата обращения 20.03.2018).
2. Якунина Наталья Васильевна Щепная икона: опыт коллекционирования. Цикл «Искусствовед рассказывает». [Электронный ресурс] URL: http:// radmuseumart.ru / (дата обращения 26.03.2018).
Т. А. Бузнякова – старший научный сотрудник
 научно-фондового отдела
Старочеркасского музея-заповедника


Рецензии