Шаг первый - Знамение

Архив Конкурсов Копирайта К2
Не буду долго запрягать, начну сразу по существу.

Рассказ называется «Знамение» http://www.proza.ru/2016/07/19/748 , значит он – о толковании некой высшей воли прежде всего, ведь знамение – это явление материальной природы, предвещающее некое божественное вмешательство и в виде материальных знаков передающее волю высших сил тем, кто способен эти знаки верно истолковать.

Центральный конфликт рассказа – противостояние двух братьев, скрытая борьба за близость к Богу и за обладание сестрой. Решается конфликт именно толкованием Божьей воли, причём Авель толкует знамение так, как его научили, то есть послушным, наученным умом, а Каин просто в порыве гнева убивает брата и, творчески подойдя к решению, заключает, что, раз уж всё получилось, значит Божья воля была такова.

По ходу развития сюжета можно прийти к выводу, что Авель – человек духовный, а Каин – грубый, низкий материалист. На это многое символически указывает. Но мне хотелось бы этот момент исследовать подробно.

В моём понимании материя – среда существования логических систем. Не знаю, как это сообразуется с общепринятыми теориями, но логической единице для взаимодействия с другими логическими единицами необходим материальный носитель. И я не могу воспринимать материю как нечто противостоящее духу, потому что дух без материи – одинокое бесформенное нечто, ему нечего делать с собой и не в чем выразить себя.

В рассказе и Каин воспринимает материю как-то так же. Она для него – полна знаков, и сама по себе, в общем и целом – тоже знак. Он любуется пейзажем и говорит: «Нет, всё-таки мой Бог хорош!» Бог одушевляет вселенную, вселенная овеществляет Бога. Или осуществляет… Мне мировоззрение Каина кажется гармоничным и глубоким. Чем живёт Авель, я, читатель, не знаю. Но для Каина Бог Авеля – другой.

И тут я не понимаю. То есть как? Он уверовал в существование двух разных богов?

Мне кажется, все ереси двоебожия можно свести к следующему: человек ощутил неподатливость материи, её сопротивление любому влиянию, и решил, что за этим стоит некая разумная злая воля, враждебная всякому творцу, включая и Бога. И даже именно Бога в первую очередь. Но материя и должна быть неподатливой, иначе вселенная получилась бы нестабильной и почти иллюзорной. Но человек решил, что все жизненные трудности исходят от некоего одушевлённого существа, наделённого властью сопротивляться Божьей воле. Возможно, Каин тут именно подозревает двоевластие над миром и в душе своей разделяет мир на свой и Авелев? Как на духовный и материальный?

Не понимаю я самого этого противопоставления. Быть может, не понимаю потому, что для меня рациональное – всегда созидательное, божественное и хорошее, а иррационально – разрушительное, звериное, плохое. Но разве для других не так?

Да и Авель довольно рационален. Вряд ли его можно назвать мистиком. Авель понимает, что хлеб – это не просто еда, это уже культура, а его изготовление из зерна – искусство. Удивительное понимание окружающего мира! Какого не встретишь у мистиков. И, кстати, получается, у Авеля и внешняя, и внутренняя жизнь богаче, чем у Каина. Он умнее, коммуникабельнее, красивее и успешнее во всех отношениях. Что совсем уже несправедливо. Тут Каина можно понять. Один человек оказывается устроен ловко и выгодно, а другой изначально неуклюж душой и нескладен телом.

В чём можно обнаружить наиболее значимую разницу в характерах братьев? У Каина не сформировались связи с родными, он такой какой-то созерцатель, весь в себе. Люди занимают в его жизни не так много места, как должны бы. Нет ничего удивительного в том, что  он начинает половую жизнь не с женщиной, а с козой – ему просто в голову не приходит, что с женщиной это тоже можно делать. Тогда как у  Авеля и с матерью отношения более проникновенные, чем у брата, и с сёстрами. Мать ему объясняет, что к чему. И Бог оказывается к нему более благосклонным. Но всё же допускает его убийство.

Мне тут по ходу размышлений вспомнилось, как Ива под одним моим произведением употребила слово «экстраверсия» в качестве синонима к слову «добродетель». Мне это показалось тогда обидным, потому что я-то этой добродетели начисто лишён :) Но получается, что духовность Авеля представляет собой именно экстраверсию, способность строить отношения с окружающими, формировать глубокие связи. Наверняка такой человек стал бы великим патриархом. Но Каин под влиянием первобытной могучей силы – эмоций! – просто взял и убил его. И свёл все преимущества брата на нет. В результате удачной трактовки Божьей воли убийство не оставляет в его душе ни вины, ни раскаяния. О наказании же и вовсе речи нет. Кому наказывать Каина? Весь мир – пока ещё семья, и закона ещё нет как такового – закон принесёт через две с половиной тысячи лет Моисей. И вот в связи с этим мне интересно мнение людей: кто как считает, существует ли вообще в душе нравственный закон? Или он формируется внешними силами? И возможно ли поставить какой-то эксперимент, который доказал бы наличие или отсутствие такого независимого закона?

Вот нравственный закон Каина, как мне кажется, таков: соответствие реальности моим ожиданием – это и есть единственная возможная справедливость, а кто не хочет быть справедливым ко мне – сам виноват.

Как-то так он истолковал Божий закон и Его волю. А я – идею рассказа Виктора.




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2018
Свидетельство о публикации №218041201616


Рецензии: http://www.proza.ru/comments.html?2018/04/12/1616