Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт

Михаил Гольдентул
 
      
Рецензия на картину «Гранд Жатт» 

Здесь люди, деревья, животные и предметы похожи на песок в тот миг, когда он уже пересыпался, но часы еще не перевернули. Время, застывшее в зной, когда колышется воздух.

Таня Синь   06.06.2018 





             


             ЦЕНЫ  - ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ВСТУПЛЕНИЕ


      Жорж  Сера  умер неожиданно в 1891 году, проболев два дня  дифтеритом,
 в возрасте 31 года.   За такую короткую, или точнее сказать, нормальную для многих гениев жизнь, Сера  создал не так уж много, и широко известен   только одной картиной, называемой коротко «Гранд Жатт».

   За 9 лет  7 больших картин, 40 маленьких и несколько сотен рисунков.
Прожил совершенно  лишенную всяких приключений,  типа Гогена или Ван Гога, или Леонардо, жизнь.

     Многие гении  умерли в 37 лет. В книге "Пушкин и Моцарт" (здесь на Прозеру  я даю объяснение этому странному феномену.)

http://www.proza.ru/2014/09/21/221

     Дело в том, что миллионы лет наши предки  жили не долго, совсем не в соответствии с Библией. Как раз, где-то 35-40 лет, и это отложилось в наших генах, и проявляется как кризис середины жизни. Интроверты  драматически меняют в 40 лет образ жизни, а экстраверты часто  не могут проскочить этот порог и умирают:
Рафаэль (37), Шопен (39), Бизе (37), Шуберт (31), Ван Гог (37), Эдгар По (40), Гершвин (37), Модильяни (37), Мендельсон (37), Байрон (36), Караваджо(39), Шелли (30),Велимир Хлебников (37), Маяковский (37), Есенин (30), Мусоргский (42),  Жакелин дю Пре (42), Эварист Галуа (21), Александр Блок (41), Александр Македонский (33) , Левитан (39) – несколько наиболее выдающихся имен.

    Поинтересуйтесь также жизнью долгожителей интровертов, посмотрите, как у них резко изменилась жизнь приблизительно после 37. У Льва Толстого начался   кризис со всеми религиозными вытекающими последствиями  в 42 года, Микельанджело создал все свои шедевры (Пьета, Давид и фрески Сикстинской капеллы в первые 30 лет, а потом занимался архитектурными проектами, Россини  написал все свои оперы до 37 лет и больше не писал, хотя прожил 76 лет, Альберт Швейцер, органист и автор книги о Бахе, в 40 лет все бросил, пошел учиться на доктора и затем уехал в Африку лечить африканцев...  и так далее.

    Рафаэль прожил 37 лет,  создал очень много знаменитых картин и фресок, Ван Гог нарисовал около 900 картин  за всего  10 последних  лет жизни, Шуберт– уникум, тоже прожил  31 год и написал 8 (!) симфоний, 600 песен и много замечательной музыки, включая и знаменитый Квинтет «Форель», который можно было бы приравнять к «Гранд Жатту». Модильяни за 37 лет cоздал 374 картины и скульптуры.
   В 2015  его «Обнаженная» была продана за  170  миллионов долларов, третье место после  Леонаррдо «Спаситель мира»  -  450 миллионов, и  Пикассо 179 миллионов - «Женщины Алжира». Какие умопомрачительные цены!!! 

    Я мог бы продолжить этот список, но у меня другая цель.

    «Гранд Жатт» мирно висит в Художественном Институте ( Art Institute)   в Чикаго, и продавать его никто не собирается. Также как, скажем, «Боярыню Морозову» Сурикова, или «Крестный ход в Курской губернии»  Репина, или «Грачи прилетели»  Саврасова,  или «Красавицу»   Кустодиева  из Третьяковки, или «Даму с горностаем» из Краковского музея, или «Весну» и «Рождение Венеры» Боттичелли из Уффици.. Этот список бесконечен.

   "Дама с горностаем" - единственное полотно работы да Винчи, которое находится в Польше. Оно - часть коллекции Чарторийских, которая собиралась на протяжении 200 лет, куплена государством и застрахована на полтора миллиарда долларов.
   Так неужели никто не даст подобную сумму за любую из перечисленных выше картин?
   Вопрос  так даже  не стоит.

   Никто, пока земля вертится, эти и подобные им картины из национальных музеев  никогда продавать не будет. Они национальное достояние. Вдумайтесь, живопись – национальное достояние.  А что еще?   Народ  и природные богатства.

   Интересна в этом отношении предположительная оценка некоторых известных полотен, находящихся в американских музеях, попавшаяся мне  в интернете.
На первом месте «Авиньонские девушки»   Пикассо – 1.2 миллиарда, на втором  «Звездная ночь" Ван Гога  - 1 миллиард, и на четвертом   месте  - «Гранд Жатт»  - 650 миллионов.

     В этом же списке где-то на 6-м или 7-м месте оказалась «Джиневра де Бенчи» Леонардо да Винчи, оценена всего лишь  в 350  миллионов, что поставило все эти оценки под большое сомнение с моей точки зрения. 

     Я бы 1 миллиард отдал  за Леонардо, недаром   «Дама с горностаем» застрахована на полтора миллиарда долларов. 
В контексте 450 миллионов за Леонардо уместно вспомнить, что "Джиневра де Бенчи",  его единственная картина в Америке,   в 1967 году , не так давно, была куплена у Принца Лихтенштейна только за 5 миллионов долларов (тогда рекордная сумма). Сейчас ее оценивают скромно в 350 миллионов, то есть в 70 раз дороже.
 

    «Гранд Жатт»  не был продан в течение жизни Сера, (учитывая что он умер через пять лет после первой выставки).

    КАК "ГРАНД ЖАТТ"  ПОПАЛ В АМЕРИКУ


    Картина была куплена в 1920 году Фредериком Бартлеттом (художник и филантроп)  за 20 000 долларов в Париже. До этого она поменяла 5 владельцев.  Всего лишь за 10 лет стоимость увеличилась более чем в 20 раз.
   Существует такая история. Бартлеты остановились в Париже в магазинчике-кафе выпить чашку чая и увидели картину. Поначалу владелица  отказалась продать, но позже обстоятельства переменились – заболел сын, которому необходимо было жить на юге Франции, и картина была продана.

     В 1930 году поступило предложение Французского синдиката вернуть картину во Францию. Цена, предложенная за нее, была 400 000 долларов. Художественный институт предложение отверг.  А синдикат пожалел предложить больше. В 1930 году Франция все еще не понимала значение картины Сера. (Запомните – в 1930 году).

    Удивительно, как Франция произвела такое немыслимое количество гениальных художников при такой бездарной публике. (Некоторое преувеличение, конечно).  Не удивительно, что Морозов со Щукиным приобрели  так много выдающихся работ импрессионистов. Насчет «Франция произвела» не совсем точно, многие из этих художников эмигранты. ( Пикассо – Испания, Модильяни – Италия, Шагалл –Россия, Диего Ривера - Мексика...)

    Большую  глупость совершили только большевики с распродажей коллекции Эрмитажа при Сталине с 1930 по 1931.  Были  проданы драгоценнейшие полотна,  в том числе  такое сокровище как  «Мадонна Альба»   Рафаэля, приобретенная Николаем Первым в 1836 гроду для Эрмитажа. Ее Купил Меллон и передал  Вашингтонской Национальной галерее, где она и находится по сей день.


      ВПЕЧАТЛЕНИЕ И БАЛЕТ


     Я   по репродукциям знал  «Гранд Жатт» очень давно, где-нибудь уже в годах шестидесятых. Но в Чикагском музее я картину  увидел впервые  в 2000-м году и был (точное слово, хотя и заезженное)    заворожен.  Долго торчал преред ней и возвращался много раз. Купил гигантскую репродукцию за 50 долларов  в четверть натурального размера и  когда  вернулся домой, поставил ее в раму, и как сказал один мой приятель  - Андрей Лебедев – лучше, чем  в музее.  Музейная рама белого цвета. Размер картины 207см на  308 см.


Музейную см. здесь:
http://www.proza.ru/2018/06/27/172

А у меня на стене здесь:
  http://www.proza.ru/2018/06/27/177

   Мое восхищение картиной было чисто интуитивное,  и мне не приходило в голову себе его объяснить. Дома всегда перед глазами, полстены занимает, и все вертелось в голове пастернаковское:
 
"Где пруд как явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит постройкой свайной
И держит небо пред собой".

     Но Таня Синь – поэт от Бога,  смогла это выразить совершенно точно:

«Здесь люди, деревья, животные и предметы похожи на песок в тот миг, когда он уже пересыпался, но часы еще не перевернули. Время, застывшее в зной, когда колышется воздух.

Мы еще вернемся к этому описанию в самом конце. 

    Мне  всегда приходила в голову очевидная мысль превратить эту картину в балет.
 
     Занавес поднимается и на сцене все недвижимы, включая и прыгающую со скакалкой девочку, и бабочку на переднем плане, и гребцов на лодке.
Потом через мгновение трубач  начинает играть.  Не ясно, что за духовой инструмент у него,  что странно для Сера, подходящего ко всему с научной точки зрения. Раструб у него повернут внутрь,  следовательно, это должна быть  валторна, а не труба.
    Я долго размышлял,  что же он должен заиграть, чтобы все задвигалось.

   Картина,  вообще, с самого начала ассоциировалась у меня с музыкой,   вроде  «Утра» из Пер Гюнта  у Грига.
https://www.youtube.com/watch?v=Vj7vHmejrPA

     Но это одномоментно,  для балета не подходило.  И вдруг меня осенило - «трубач» должен заиграть Неополитанский танец из «Лебединого озера».

      https://www.youtube.com/watch?v=B8KdNLd32fQ
Фантастически кристальная музыка.  (Именно в этой записи)

      И сразу девочка начинает прыгать,  бабочка  махать крыльями, и лодка с гребцами  плыть. .. Тяжелые фигуры справа и слева на переднем плане будут зрителями, как в Щелкунчике королевский двор, а остальные будут исполнять отдельные номера. Например, танец  девушек с зонтиками, танец  девушек с удочками, танец гребцов с веслами,  потом танец  военных и, наконец,  танец  детей.  И после танцев все возвращаются на свои места и замирают. А двое деток,  переодетых в собачку и обезьянку будут всем мешать во время танцев.
(Закрепляю авторские права).

    Любая картина в репродукции  не может сравниваться  по впечатлению от подлинника. Все же  я убеждался, что  иногда фрагменты знаменитых портретов,   которые можно очень близко и в деталях рассмотреть в  интернете, производят  большее впечатления, чем весь портрет в музее.
Посмотрите   «Сикстинскую мадонну» здесь,  чтобы убедиться.

http://www.proza.ru/2017/09/16/2102

    «Гранд Жатт»  абсолютное исключение.  Картина явилась результатом  использования Сера научных изысканий  в области воздействия цветовых сочетаний на человеческое  восприятие. Ее воздействие на зрителя можно ощутить только в музее на расстоянии трех метров от картины.

        ИСТОРИЯ НЕПРИЯТИЯ РАБОТ СЕРА ПУБЛИКОЙ


     Историями отвержения  живописи  после Импрессионистов и Ван Гога никого не удивишь.
Картину не приняли и не поняли.
Она была начата в 1884,  когда  Сера было 25 лет.  Он работал над ней 2 года  и выставил ее  в 1886.   
Это  была  последняя   выставка импрессионистов.
Его организовала Берта Моризо  и ее муж Евгений Моне. Так как большинство импрессионистов не участвовали – Эдуард  Моне, Ренуар, Сислей и Сезанн, то  Дега пригласил на свободные места Редона,  Сера и Синька.

   Ирония, мало кем отмеченная,  состояла в том, что Сера своим полотном отвергал импрессионизм как метод рисования мгновенного впечатления,  проработав над полотном 2 года.  Он возвращал живопись к  классическим традициям.
 
    Насмешников по поводу «Гранд Жатта»   хватало.  Насмешничанье над импрессионистами  несколько поутихло с 1874 года, и картина   вызвал новый энтузиазм неистребимых во все времена  «специалистов по искусству».
Особенно  завела всех обезьянка - бульварные остряки    (wit  of the bouleverdiens)   упражнялись  в остроумии   (из дневника Синьяка).
      Через два месяца Сера принял участие   в другой выставке - Общества независимых художников,  и там он выставил 10 полотен,  и ругань была представлена более широко,  в основном отрицателями новой техники письма. Я обратил внимание  на  статью Роджера Маркса, который    выразил концепцию неприятия нового стиля в следующей  фразе:

  «Эта техника, которая появилась посредством научного анализа, который является методом НАИБОЛЕЕ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ ИСКУССТВА».
 
     Этот человек ничего не знал (я предполагаю)  о Ренессансе. Каждый третий  во времена Ренессанса  был или архитектором или математиком. Например Лука Пачоли или Брунеллески, который ввел перспективу в живопись. Не говоря уже о Леонардо да Винчи.
Брунеллески кроме всего известен  тем, что спроектировал и построил купол   собора Санта Мария дель Фьоре, (Арнольфо ди Камбио  построил само здание без купола.)   
Особо следует упомянуть художника Пьеро делла Франческо (1415-1492), архитектора и математика,   который был открыт заново в определенной степени благодаря Сера.

    Журналисты изощрялись. Перрюшо в «Жизни Сера»  приводит цитатки из газет:

«Ну и презабавная же эта школа «маленькой точки» — «пуантилизма» и «конфеттизма»,
«его персонажи  выглядят  «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами».

«Октав Мирбо, несмотря на настояние Писсарро, излагавшего ему свои доводы со страстностью причастного ко всему этому человека, не решился, как бы он ни был расположен к восприятию дерзких открытий, похвалить «огромный и отвратительный» «Гранд-Жатт», эту «египетскую фантазию». (Октав Мирбо («Франс», 20 мая 1886 г.)»

    Наиболее часто повторяемое словечко среди публики было «шарлатан» еще со времен первой выставки Импрессионистов.

      Из книги Синьяка  "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму»:

 «Оскорбления и насмешки, направленные против картин, написанных техникой разделения, очень похожи на те, которым подвергались когда-то произведения Делакруа. Одинаковые устремления - одинаковое отношение к ним; 
как и   неоимпрессионистов, Делакруа называли сумасшедшим, диким шарлатаном; за мощный колорит своих фигур он заслужил название художника морга, чумы и холеры, а теперь техника разделения вызывает веселые намеки на оспу и конфетти».

   
Статичность фигур, подвергшуюся критике почти всеми , как раз и обеспечивает ту самую вневременность картины.  Сера  делал это сознательно и цели своей достиг.
 
   Он написал: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».


    После смерти Сера писание всякой чепухи о картине продолжалось.
Знаменитый Визева,  автор  совместно с Сен Фуа, гигантской монографии о Моцарте, написал на смерть Сера  статью, в которой кроме запоздалых  похвал написал следующее:
«Эксперименты и черновые наброски – вот все что оставил после себя Сера. Его фигурные композиции   «Гранд Жатт»,   «Парад»,  «Натурщицы»,   «Цирк»   явно представляют предварительные пробы, первые попытки постепенно применить еще до конца не изученные  методы. ... Не приходится сомневаться, например, что по прошествии какого-то времени Сера сумел бы избавить свои фигуры ОТ ЭТОЙ ЖЕСТКОСТИ И ЗАСТЫЛОСТИ, которые зачастую мешают нам в  должной мере оценить уверенную чистоту его рисунка...
От нововведений Сера мало что осталось... таким образом, возможно, что имя Сера, малоизвестное даже сейчас, вскоре будет окончательно позабыто...»

   
      
          ФЕЛИКС ФЕНЕОН


    Но были и среди критиков  приверженцы и ценители Сера.
Роджер Фрай (Roger Eliot Fry)   английский художник и критик, открывший английской публике искусство постимпрессионистов - Ван Гога, Гогена, Сезанна. Он ввел сам термин Постимпрессионизм.
    Я писал в Статьях о Боттичелли, что в открытие Боттичелли  Прерафаэлитами решающую роль сыграл Рескин. Роджер Фрай  был равновеликой фигурой  следующего поколения .
    В «Купании В Аньере», на его взгляд, главной заслугой Сёра было то, что он отвлекся и от обыденного и от поэтического взгляда на вещи и перешёл в область «чистой и почти абстрактной гармонии».
 
    Но первым среди его приверженцев  был Феликс Фенеон.
  Фенеон  родом из Италии, родился  в Турине. (1861-1944)   был личностью экстраординарной, он и выглядел необычно,  отпустив мефистофельскую бородку.

фото см. здесь:
 http://www.proza.ru/2018/06/27/202

картина Синьяка:
http://www.proza.ru/2018/06/26/1822

   В «Нью Йорк таймс» когда-то была опубликована статья о нем под названием «Денди и анархист».
Он был самым верным  защитником и пропагандистом творчества  Сера. Он именно придумал название Нео-Импрессионизм. Он сыграл в жизни Сера такую же роль какую рано умерший Орье сыграл в жизни Ван Гога.

    Поразительный факт,  он работал в военном министерстве  редактором, куда поступил по конкурсу и одновременно был участником группы анархистов – это ко всем его литературным и прочим талантам. Даже попал за анархизм на скамью подсудимых, но был оправдан.

   Гениальность Фенеона состояла в том, что он сразу понял значение  творчества Сера. (В отличие от Визева и Мирбо).
Фенеон выступил в защиту Сера и  написал такую фразу:

    «Сёра с его картиной «Гранд-Жатт» предлагает полную и систематическую парадигму новой живописи. Будущие поколения  запомнят 1886 год, ибо период, когда главенствовал Мане, а затем импрессионисты, подошел к концу; начинается другой период — период «неоимпрессионизма».

    Фенеон  принял участие в основание литературного журнала, который стал довольно быстро влиятельным и публиковал статьи, поддерживающие постимпрессионистов. Он был знаком с Сера, Синяьком и Писсаро и  обсуждал свои статьи с ними.
    Вот выдающийся по квинтэссенции текст из статьи  Фенеона  1886 года «Работы Нео-Импрессионистов  1886 года»:
   «Облик неба, воды, зелени, согласно импрессиионистам, ежесекундно меняется. Зафиксировать на полотне одно из таких беглых впечатлений, (которое никогда не повторится)  – вот в чем заключалась цель. Отсюда необходимость схватить пейзаж в один сеанс.  Задача же неоимпрессионистов – синтезировать пейзаж в определенном аспекте, закрепив при этом ощущение художника. Более  того, творческий процесс у неоимпрессионистов исключает всякую поспешность и делает необходимой работу в мастерской...   Объективная реальность для них просто тема для создания высшей и более величественной реальности, с которой сливаются их индивидуальности».
Фенеон известен не только защитой Сера и Синьяка. Он открыл французскому читателю такие имена, широко известные сейчас, как  Артюр Рембо, Гийом Аполлинер, Поль Валери и Джемс Джойс.
Недавно в Америке вышшла его книга «В три строки» где собраны его  заметки, которые он вел в газете  “Le Matin”.  Таким образом,  столь популярные миниатюры в одну-две строки на Прозеру, были изобретены Фенеоном.


    ЖИЗНЬ СЕРА

   Очень важно упоминание о   художественном   образования Сера.   Я обратил внимание, что  иногда складывается впечатление, что  импрессионисты и постимпрессионисты и, тем более, экспрессионисты, какие-то любители, которые появились неизвестно откуда и вдруг стали рисовать что попало  без всякого образования в живописи.
    Нет ничего  более отдаленного от истины. Ван Гог упорно учился рисованию и живописи, самостоятельно по учебникам и посещая  жудожественные классы в Антверпене и Париже.
    Малевич учился в Московской школе живописи, скульптуры и архитектуры шесть лет   и после этого еще  посещал студию Федора Регберга.
    Пикассо с 7 лет был обучаем свои отцом-художником (моцартовская аналогия)   и окончил художественную школу и академию в Испании.
    Матисс  начал свою карьеру как судебный клерк, получив соответствующее образование, но влюбившись в рисование, пошел учиться и окончил художественную академию, и длительное время находился под влиянием академической живописи.

     Это я к тому,  что одна из моих рецензенток с гневом обрушилась на его «Красных рыбок», написав, что на  такую мазню способен каждый школьник. Такая тенденция в подходе к модернистскому искусству, увы, существует. Но именно  эта публика как раз никакого  образование по  истории живописи не имеет, и именно они пишут что попало, выражая свои доморощенные мнения.

     Парадоксально, что старые мастера, например, Боттичелли  «всего-навсего» начинал как ученик ювелира, а потом подмастерьем у  Филиппо Липпи. И это  все, никаких академий или Строгановских училищ. И не он один.  Поинтересуйтесь.

    Сера  посещал вначале  муниципальную художественную школу, а потом парижскую Школу Изящных искусств, где учился 2 года. Его руководителем был ученик Энгра. Он тщательно изучал труды и картины Делакруа – кумира всех художников его круга. У Ван Гога в письмах Делакруа по частоте упоминаний второй после Рембрандта.
Затем Сера год отслужил в армии, короткий срок, потому что состоятельные родители выплатили соответствующую сумму, чтобы сократить стандартный срок  в три года.
Вернувшись из армии, он полностью посвятил себя творчеству. Сначала открыл совместное ателье с двумя другими художниками, потом самостоятельное.

    Сера  был интеллектуал и типичный  интроверт, человек который вырабатывает свою концепцию и следует ей неукоснительно. Естественно, что он заинтересовался научными трудами по теории цвета и изучил их со свойственной ему скрупулезностью. Он пришел к выводу, что импрессионисты свое дело сделали и нужно двигаться дальше.

Ревалд пишет:
«Жорж Сера был человек странный, гордый, зачастую просто высокомерный, а скрытость его удивляла даже самых близких к нему людей. Тем не менее все они, в том числе и Винсент Ван Гог, полагали, что именно Сера является вожаком художников нового поколения».

   Жизнь его протекала без приключений. Как и у всех интровертов,  это была внутренняя жизнь.
Рисование, участие в  выставках, встречи с друзьями-художникам, чтение книг.  Вот вся его жизнь. Когда два года он работал над Гранд Жаттом, расписание было такое - утром на остров делать эскизы на дощечках, а потом он возвращался в мастерскую и до ночи работал над полотном.
Изучая теорию цветов по книгам ученых, даже столь известных как Гельмгольц, он однажды пошел к Шеврейлю ученому,  на чьей теории цветов Дивизионизм или Неоимпрессионизм был основан.  Шеврейль создал эту теорию для фабрик, производящих гобелены.
   На основе работ Шеврейля и еще одного ученого - Руда он построил свою таблицу «Дополнительных цветов», которой пользовались все художники из его окружения.

   Единственным приключением в его жизни оказалось его тайное сожительство с  20-летней моделью Мадленой Кноблох.
Он нарисовал ее портрет, который находится в музее Корто в Лондоне.

 см. http://www.proza.ru/2018/06/27/194

    Удивительный музей. Я упоминаю его второй раз. Там находится автопортрет Ван Гога с перевязанным ухом и там же «Бар «Фоли Бержер»»   Эдуарда Мане.

  Сера скрывал свои отношения с Мадленой. Это как  черта его характера. Что и не могло быть иначе.

    Вообще, у гениев отношения с женщинами жуткие. У Модильяни - трагедия, у Ван Гога – 3 трагедии, у Боттичелли  вечная скорбь  по рано умершей (22 года) Симонетте  Веспуччи, о Пушкине  и Моцарте я написал отдельную главу 

http://www.proza.ru/2014/09/07/1694

.. А у Толстого!!!

   Везло единицам,  например, Достоевскому, Набокову  или Рембрандту.  Остальные  просто вне рассмотрения  - Буонаротти, Рафаэль, Леонардо, Караваджо..

   Сера снимал маленькую комнатку в Париже, хотя родители, как уже упоминалось, были при деньгах.  Мадлена  родила ребенка. Ребенок умер тоже от дифтерита через месяц после смерти Сера. Не ясно, кто кого заразил.  Жена была беременна вторым ребенком, который родился мертвым. Такой каскад несчастий.
У Ревалда  сообщается, что некоторое время спустя утопилась мать Мадлены и умер отец Сера.
Сама Мадлена  умерла  в 35 лет от цирроза печени.

А мы часто жалуемся на неурядицы в нашей жизни!!!!!

    Говоря о неожиданной смерти Сера  от заражения дифтеритом, нужно учесть, что он вел довольно изнуряющий образ жизни, будучи одержим своей работой. И над самой картиной и при ее подготовке, делая десятки подготовительных скетчей. Поэтому его организм, хоть и молодой, был ослаблен. У Синьяка есть в воспоминаниях заметка о том, что он мог съесть круассан и плитку шоколада за весь день,  чтобы не тратить время на еду. Еще в одном воспоминании о нем упоминается,  как он работал при подготовки выставок. Это требовало больших усилий по развешивание картин. Именно во время такой подготовки он пропустил боль в горле, которая оказалась серьезным заболевание и через два дня свела его в могилу.

    

      
       НАСЛЕДСТВО - ЧТО ПРОИЗОШЛО С ЕГО КАРТИНАМИ

 
      Из  предисловия  к  книге  «Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников»,  написаного  ее составителем
Ксенией Георгиевной Богемской: 
(из дневника Синьяка декабрь 1908 года)

    «В общем, он (Сера)  писал всего 7 лет, а его творчество охватило все: черное и белое, цвета, линии, даже рамы;   он все изучил и все довел до полного успеха. Фенеон в коротком предисловии подчеркивает слова : «довел до конца».

    Когда Сера умер, много критиков  утверждали, что хотя он  указал путь, но не успел его реализовать».
Направление, изобретенное Сера и Синьяком, получило название сначала Нео-импрессионизм, потом Пуантилизм, и в конечном счете, оказалось в Постимпрессионизме.
    В толстенной и основательной книге Джона Ревалда они вместе с Ван Гогом и Гогеном идут под рубрикой Постимпрессионизм, где я  и обнаружил их впервые 50 лет тому назад.

   Сам Сера предпочитал называть свой стиль Chromo-Luminism.

   Сера  создал одно большое полотно «Гранд Жатт»,   7 полотен среднего размера,   около 40  маленьких картин размером  15 на 20 см.,  и около 200 подготовительных скетчей,  часть которых он рисова на дощечках  (крокетонах).

   Во всей суматохе с наследством Сера после его неожиданной смерти,  речь о передаче каких нибудь работ Лувру даже не шла.   Проснулся Лувр слишком поздно, и   «Гранд Жатт»  висит в Чикаго.
 
    Ни один из французских музеев не приобрел ни одной картины Сера. Все его картины (кроме одной) находятся в иностранных музеях.   Эта единственная - картина Сера «Цирк» (находится в музее Орсе)  благодаря американцу Джону Квинну,  подарившему картину  Франции. Именно там я ее видел, хотя источники показывают, что она В Лувре.
    Родители Сера   не нуждались в деньгах, и кроме того, в  отличие, скажем, от жены брата Ван Гога Тео, не разбирались в живописи.  Что там его родители, вся Франция не разобралась. 
(Правда,  Жоанна ван Гог-Бонгер была женой арт диллера, что не  умаляет ее заслуг в сохранении коллекции Ван Гога и его писем).
     Половину картин родители отдали вдове  Сера Мадлене Кноблох.
Она поехала в Брюссель устраиваться на работу с частью картин, выделенных ей, и там впуталась по глупости в интригу.
Вот что о ней пишет Синьяк, принимавший участие в распределении картин между друзями Сера:
«Кого больше всего следует пожалеть, несмотря на всю ее безответственность, так это вдову Сера, трещетку, которая своей пустой болтовней и враками, достойными дрянной консьержки, восстановила  всех против себя».

    Друзья приняли участи в разделе  небольшого творческого наследия Сера. 
  Синьяк  писал в своем дневнике :  «Фенеон покупает «Купание» , я покупаю «Цирк»  за 500 франков, а мсье Брю – «Гранд Жатт»  за 800 франков».
В настоящее время большинство  (25)  работ Сера находится в музеях Нью Йорка,  7 работ  в Лондоне, 6 - в Париже,  2 - в Швейцарии,  2 - в Бельгии и 2 - в Голландии. Это по моим подсчетам.


       ПОЛЬ СИНЬЯК

   Буквально два слова о Синьяке - верном соратнике Сера и соавторе  Пуантиллизма.
Синьяк на много пережил Сера и умер в возрасте 71 года,  в 1935 году.  Был другом Советского Союза. Весьма важное обстоятельство. Вообще, он был исключительно порядочный и отзывчивый человек.  Во время дела Дрейфуса он среди немногих (Золя) стоял на стороне Дрейфуса.
Он достиг прижизненной славы. Времена отверженных прошли.  Он даже был награжден орденом Почетного Легиона.
Он дал теоретическое обоснование Пуантиллизма в работе  «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», в 1899 году.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ  - ПОДРОБНО О КАРТИНЕ


 
    Идея Пуантиллизма и разделения цветов  (Divisionism), как известно, состоит в нанесении  отдельных мазков или точек, чистых, не смешанных на палитре, цветов. Пуантилизм от французского точка, (пуанты из той же оперы, вернее, из того же балета, кстати, Grand Jutе  движение в балете).

     Вся завораживающая воздушность или взвешенность в пространстве основана именно на этой технике, хотя зритель об этом и не подозревает. Но не только это. И это исключительно важно в пику Визева, предрекавшего забвение Сера.
 
     Дэниэл Кэттон Рич (Daniel Catton Rich) (1904-1976), директор художественного Института в  Чикаго, где находится полотно,  написал изумительную работу  в 1935 году. (Франция поскупилась заплатить за картину пару миллионов долларов в 1930 году).

    Рич пришет:
    «Признание того,  что Сера среди самых выдающихся художников своего века и что его полотна - веха,  поворотный пункт современной  живописи, недавнее открытие».  (Напоминаю написано в 1935 году). Еще в 1930-м этого практически не понимали. 

    Главная мысль его книги, которую он детально доказывает, приведя несколько схем и фото большинства его подготовительных рисунков, что   идея о пуантиллизме   отвлекала внимание публики от  «Seurat’s  transcendent qualities as designer»    (запредельного таланта дизайнера).

    В манере пуантиллизма написано бесконечное количество картин.  В Пушкинском находится  «Сосна в Сен Тропез» Синьяка,  (с которой много лет назад мое знакомство с пуантиллизмом началось)

См здесь
http://www.proza.ru/2018/07/04/1841

    Но  сам метод по себе значения не имеет,  важен гений художника, который в случае с «Гранд Жаттом» нашел свое воплощение.  Сера был ученый педант, затворник, и  perfectionist. (Стремящийся во всем достичь совершенства).

   «Гранд Жатт, -  пишет Рич, - уникальна среди работ всех современных  художников  по тщательности,  с которой каждая часть была изучена, прежде чем найти свое место в законченном полотне».

   В то время, когда картины импрессионистов делались по Впечатлению(!), он потратил
2 года и нарисовал  70 предварительных  рисунков и набросков.
Рич даже высказывает мысль, что  Сера в некотором смысле спас живопись от техники и эстетики Импрессионизма, помогая восстановить классический подход в живописи.
До «Гранд Жатта» уже была нарисована большая картина, с которой Сера впервые появился на выставке - «Купание в Аньере».

см.  http://www.proza.ru/2018/07/04/1870

Именно после этой картины,  он познакомился с Синьяком и Фенеоном.

   Дизайн или конструкция картины – это азы, конечно. Это именно тот недостаток  живописи, который привел ее к абстракционизму. Я об этом коротко написал в статье   «Еще о  «Черном квадрате»».

См здесь      http://www.proza.ru/2016/09/15/105

   Суть состоит в нескольких правилах:
1. Массы фигур должны равномерно заполнять пространство картины.
2. Цветовые пятна  фигур на  картине должны также быть уравновешены  и сбалансированы. Часто художники искусственно заполняют ненужными предметами пустующие углы картин и искусственно же приодевают своих героев или предметы на картине  так, чтобы цветовая гамма производила нужное впечатление.

    Казалось бы,  какая особенная наука в живописи? Родился с талантом, совершенствуйся на моделях и художник готов.  В музыке нужно знание гармонии, знание  инструментовки и прочие точные знания,  то есть,  нужно специальное образование.
Интересно, что Сера  был так захвачен научными теориями цвета и их применения в живописи, что  сравнивал их с теорией музыки   и писал, что этим законам можно научится  как музыке.
 
   То,  что в живописи, казалось бы,  никакие точные науки не нужны,  большое
 заблуждение.

 
Рич пишет:
 «Несмотря на  пунктуальность названия - «Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт»
 это не зарисовка специальной группы людей в  определнном  парке  вдоль Сены. Никогда в природе  художник не мог обнаружить столь строго  определенный  дизайн. Природа, и тем более люди,  просто сообщают ему информацию, из которой  он выбирает и изобретает».

    ЭТО ИСТИННОЕ ПОНИМАНИЕ РАБОТЫ СЕРА. Еще раз повторяю Это НЕ ИМПРЕССИОНИЗМ.  Я написал, что увидев картину, был заворожен ею. Но это НЕ  впечатление от природы, это гениально организованная работа гения. Как симфония Моцарта или Чайковского, где каждая нота  выверена.

И далее он продолжает:
   «Каждое ощущение,  приходящее к нему  в его зрение, должно быть проверено его специальным методом и организованно  в терминах его острой чувствительности».


    Каждое ощущение у Сера выверено в десятках подготовительных крокетонах.
Это возвращает нас к старым мастерам. К Леонардо с его двухлетним поиском каждого лица и каждой позы в «Тайной вечере» или Боттичелли в «Примавере»  или в «Явлении Христа народу» Иванова.

     После тысяч религиозных сюжетов, всех этих распятий,  благовещений, воскресений, апостолов и святых, появились, образно говоря, сначала «Весна» Боттичелли, потом  «Свобода на баррикадах», Делакруа,  потом «Завтрак на траве»   и   «Утро стрелецкой казни»....

    И вдруг этот полдень, это отдохновение от всех забот и тревог.
Это миг истины. Мне несколько раз попадалось у разных искусствоведов слово вневременность применительно к этой картине.

   Это именно то, что Таня Синь гениально  определила как момент, когда песочные часы перевернуты, но песок еще на начал сыпаться.
 
 ВНЕВРЕМЕННОСТЬ
Покой и воля. Именно там, где у Николая Ге Понтий Пилат спрашивает  Иешуа:  «Что есть истина?»  И никто из них не знает ответа.

 И мы повисаем в вечности.

Покой и воля.  Тот покой, о котором  художники всегда мечтают.  Сера эти два года с 1884 до 1886, когда картина была выставлена,  находился в состоянии этого творческого покоя. Никто ему не мешал, как Буонаротти никто не мешал торчать на лесах задрав голову, рисуя потолок Сикстинской капеллы по своему усмотрению при мудром папе  (Юлий II ).

Или Пушкин в Михайловском.

Как писал Давид Самойлов:

"Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть - Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу - ты свободен -
В России, в Болдине, в карантине..."

   Какие схождения. Сера, поражаясь своим открытиям в живописи, чувствуя себя вождем направления, ( «Поражаясь своему уму»),  готовил  два года без помех свой  «Гранд Жатт».

   У Рича я  прочел о таком трогательном случае.  Художник Чарльз Ангран (из круга неоимпрессионистов – посмотрите его работы в Интернете)  пишет в письме своему другу:

  «В 1885-1886 я  ходил работать на его стороне острова. По мере того, как высота травы на берегу становилась выше,  она мешала ему видеть лодки, которые он хотел поставить на заднем фоне,  и когда он стал жаловаться на это затруднение, – я оказал ему услугу вырывая траву, потому что я видел, что он  готов пожертвовать лодками...».

   Сера со всем своим высокомерием и ранимостью - истинный ребенок.
 
    Эти взрослые дети, которым мы обязаны волшебному миру искусства, всегда вызывают у меня слезы.
Пушкин, Моцарт, Боттичелли, Сера, Рембрандт, Ван Гог, Да Винчи, Гойя, Блок,  Рафаэль, Модильяни, Мендельсон, Цветаева, Мусоргский ......

 ИСТОЧНИКИ

      Я написал  книгу о Ван Гоге, где упоминал в тексте  об источниках, но  вскользь. Теперь после Сера я должен покрыть свой долг тем гениальным людям, работы которых служили для меня  источником информации. Это прежде всего  французский  философ, биограф  и историк искусства Анри Перрюшо.   Он родился в 1917 году и умер в 1967, прожил всего 50 лет, но объем его работы фантастический. Он написал биографии почти  всех импрессионистов и постимпрессионистов, работая с первоисточниками, с еще живыми родственниками и друзьями художников.

     Вторым, не менее выдающимся автором, книгами которого я пользовался  является американский историк и искусствовед Джон Ревалд (1912-1994), автор знаменитых книг,  на котрых воспитывались в СССР все любители импрессионистов и постимпрессионистов.
    Он родился в Германии, получил образование в Германии в в Париже в Сорбонне, но эмигрировал в Америку в 1939 году,  когда Франция объявила войну Германии.

   Кроме этих двух авторов важнейшими моими источниками были  2  книги:

     1. «Жорж Сёра.Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников». М., 1976.
Введение к этой книге написано ее составителем Ксенией Георгиевной Богемской(1947 — 2010). Она российский искусствовед, художественный критик. Доктор искусствоведения.
Работала в Государственном институте искусствознания (ведущий научный сотрудник), в ГМИИ им. А. С. Пушкина (зам. директора по научной работе).

     2. Н.Калитина “Поль Синьяк”, Искусство 1976.
О  Калитиной отдельная история. Из Интернета.
(1926-  )  Профессор СПбГУ (2011), в 1972—1995 гг. заведующая кафедрой истории искусства СПбГУ.
Дочь ученого Н. Н. Калитина. Ещё в детстве овладела французским языком.
    Окончила исторический факультет ЛГУ (1948) и затем аспирантуру там же (1951) и в том же году начала там свою работу.
В 1960—1961 гг. стажировалась в Сорбонне. (Это должно вызвать удивление, Сорбонна в 1961 году в СССР)
     Калитина была знакома с внучкой Синьяка- Ф.Кашен. Ее мать -  дочь Синьяка Жаннет была жената на Марселе Кашене,  о котором мы знали в СССР. Он был выдающимся деятелем ФКП. Одним из ее основателей и директором знаменитой Юманите. А Синьяк был другом СССР. (В 61 году не так просто было попасть в Сорбонну).

    Калитина, которая свободно владела французским, получала информацию для своей книге о Синьяке из первых рук. Жаннет Кашен разрешила ей знакомиться  с  документами об отце, хранящимися в семейном архиве.
Калитина была профессором и  заведующей кафедрой истории искусства СПбГУ.
    Защитила кандидатскую (1952) и докторскую (1967), став самой молодой в СССР женщиной-доктором искусствоведения.

Награждена медалью  «Житель блокадного Ленинграда» (1989).

ВПЕЧАТЛЯЕТ!!


    Еще несколько книг, которыми я пользовался:

    Transforming Art. Writers on art. Edward Hirsch, 1994
   Georges Seurat, Pierre Courthion, 1968
   The Post-impressionists. Retrospective.   Martha Kapos, 1993
    Постимпрессионизм.  Джон Ревалд. Искусство , 1962
    Seurat and evolution of “La Grande Jatte”, Daniel Catton Rich, 1935 (Директор Художественного     Института Чикаго)
   И все биографии Перрюшо, которые я обнаружил в своей библиотеке.

Вот такие у меня выдающиеся источники,
Разумеется, я пользовался и первоисточниками, то есть, письмами Ван Гога, Гогена, Синьяка и Сера.