Еще о Черном квадрате

Михаил Гольдентул
 

Еще раз о Черном квадрате


В рецензиях к статье "Мона Лиза и Черный квадрат" обнаружилось много атак на Черный квадрат. Причина неприятия Черного квадрата понятна. Простота исполнения. Черный квадрат представляется всем издевательством, насмешкой  над здравым смыслом,  и  благородный гнев зрителей, жаждущих встречи с прекрасным, понятен.
 Однако, все эти доводы Малевичу, по-видимому, тоже были понятны, а также они были понятны и Кандинскому и Пикассо и Поллоку и Арчилу Горки и всем другим модернистам. Почему же они все, а также и искусствоведы принимают все это модернистское искусство, а некоторые упрямые зрители не хотят с этим "надувательством" мириться?
 Причина в том, что нужно рассматривать Модернизм как результат развития искусства, которое неизбежно  к Черному квадрату пришло.

Для этого давайте для начала посмотрим на верхнюю картину Роджера ван дер Вейдена  "Снятие с креста", которую он нарисовал в 1438 году. Задолго до Модернизма.

Что интересного  в этой картине?  Художник пользуется живописными приемами в ущерб правде и реализму. Очевидно, что костюмы участников и их позы выполнены таким образом, чтобы произвести наибольшее ВПЕЧАТЛЕНИЕ на зрителя.  Помните, что такое импрессионизм? Это впечатление.  Никакого соответствия с реальностью эта картина не имеет.
 
Какими искусственными приемами ("надувательством") художник достигает этого впечатления?
(посмотрите здесь репродукцию большего размера)

http://www.proza.ru/2016/10/22/288

Положения тела Христа и девы Марии повторяются, демонстрирую их родственную сущность и степень сострадания Марии. Цвет ее одежы и цвет тела Христа тоже в гармонии. Головы Марии Клеоповой (крайняя слева ) и Мариии Магдалины (крайняя справа) в оплакивающем одинаковом наклоне.  Иоанн Богослов в ярко красном хитоне, что несколько перевешивет картину на одну сторону, но отыгрывается красной одеждой,  держащего Христа Никодима, и красными рукавами Магдалины.  Золотое с узорами одеяние Иосифа Аримафейского должно уравновесить сильные акценты синего и красного Марии и Иоанна.
Не подумайте, что в пятнадцатом веке все так  рисовали. Картина ван дер Вейдена являние для своего времени из ряда вон выходящее. Искусствоведы говорят, что он предвосхитил Импрессионистов и Постимпрессионистов. Поэтому я ее и выбрал.

Какой же вывод из всего этого?  Живописцы с давних времен жертвовали реализмом во имя достижения большего впечатления и постепенно и неизбежно привели к абстрактной живописи, пример которой приведен справа от Рубенса в работе Арчила Горки.
Я должен заметить, что живописцы начинали с "модернизма" и лишь постепенно пришли к реализму. Представьте себе мысленно цепочку:  Рублев "Троица" - Джотто "Страшный суд" - Суриков "Боярыня Морозова" (Тут путь от абстракции к реализму очевиден). Надеюсь, никто не возразит, что Троица Рублева изображает нечто в реальном мире не существующее. Ее воздействие чисто импрессионистическое.

 Сравним теперь Рубенса с Арчилом Горки. Зритель  практически безразличен к тому, что там у Рубенса изображено. Большинство даже не подойдет к табличке, чтобы прочесть о сюжете. Зритель видит в центре нечто яркое - тело женщины, схваченное бородатым стариком. Картина изумительно уравновешена. В центре Борей крепко держит Оритию. Красный материал, параллельный телу Оритии, прекрасно гармонирует и создает великолепный цветовой акцент, привлекающий наше внимание. В левом верхнем углу крылья Борея уравновешены парой ангелов, неизвестно что делающих в правом нижнем углу. Великолепно!
А теперь посмотрим на "Агонию" Горки, которая уже без всяких, никому не нужных сюжетных глупостей, достигает того же эфекта.
Один из рецензентов пишет что Арчил Горки не вызывает у него никаких чувств.
А Похищение Оритии вызывает? Я представляю зрителя, который ужасно  переживает за Оритию и возмущен бессовестным поступком Борея.
Зритель даже не подозревает, что рубенсовское полотно действует на него только живописными средствами - ФОРМОЙ И ЦВЕТОМ. Это не "Свобода на баррикадах" или "Бурлаки на Волге".
Рубенсовское полотно уже пример абстрактного искусства.
У моего дантиста в кабинете висит картина Кандинского. Я даже не знаю, как она называется. Но мысленно окрестил ее как
"Зубная боль".

http://www.proza.ru/2016/09/16/2235

Вы можете изобразить зубную боль в реалистической манере?  Дантист в виде Сатира с клещами в руках?  Очень смешно.


Следующий после Арчила Горки идет условно - Поллок, а потом уже неизбежный Черный квадрат. Хотя Черный квадрат появился раньше, чем Поллок и Горки. Суть его не в живописном мастерстве, отсутствие которого в данном конкретном случае  так раздражает публику, а в  создании символа окончательной точки движения абстракционизма, содержащей в себе как бы все искусство, подобно черной дыре в космосе, содержащей в себе всю сбежавшуюся в него бывшую вселенную.