Еще раз о Черном квадрате
В рецензиях к статье "Мона Лиза и Черный квадрат" обнаружилось много атак на Черный квадрат. Причина неприятия Черного квадрата понятна. Простота исполнения. Черный квадрат представляется всем издевательством, насмешкой над здравым смыслом, и благородный гнев зрителей, жаждущих встречи с прекрасным, понятен.
Однако, все эти доводы Малевичу, по-видимому, тоже были понятны, а также они были понятны и Кандинскому и Пикассо и Поллоку и Арчилу Горки и всем другим модернистам. Почему же они все, а также и искусствоведы принимают все это модернистское искусство, а некоторые упрямые зрители не хотят с этим "надувательством" мириться?
Причина в том, что нужно рассматривать Модернизм как результат развития искусства, которое неизбежно к Черному квадрату пришло.
Для этого давайте для начала посмотрим на верхнюю картину Роджера ван дер Вейдена "Снятие с креста", которую он нарисовал в 1438 году. Задолго до Модернизма.
Что интересного в этой картине? Художник пользуется живописными приемами в ущерб правде и реализму. Очевидно, что костюмы участников и их позы выполнены таким образом, чтобы произвести наибольшее ВПЕЧАТЛЕНИЕ на зрителя. Помните, что такое импрессионизм? Это впечатление. Никакого соответствия с реальностью эта картина не имеет.
Какими искусственными приемами ("надувательством") художник достигает этого впечатления?
(посмотрите здесь репродукцию большего размера)
http://www.proza.ru/2016/10/22/288
Положения тела Христа и девы Марии повторяются, демонстрирую их родственную сущность и степень сострадания Марии. Цвет ее одежы и цвет тела Христа тоже в гармонии. Головы Марии Клеоповой (крайняя слева ) и Мариии Магдалины (крайняя справа) в оплакивающем одинаковом наклоне. Иоанн Богослов в ярко красном хитоне, что несколько перевешивет картину на одну сторону, но отыгрывается красной одеждой, держащего Христа Никодима, и красными рукавами Магдалины. Золотое с узорами одеяние Иосифа Аримафейского должно уравновесить сильные акценты синего и красного Марии и Иоанна.
Не подумайте, что в пятнадцатом веке все так рисовали. Картина ван дер Вейдена являние для своего времени из ряда вон выходящее. Искусствоведы говорят, что он предвосхитил Импрессионистов и Постимпрессионистов. Поэтому я ее и выбрал.
Какой же вывод из всего этого? Живописцы с давних времен жертвовали реализмом во имя достижения большего впечатления и постепенно и неизбежно привели к абстрактной живописи, пример которой приведен справа от Рубенса в работе Арчила Горки.
Я должен заметить, что живописцы начинали с "модернизма" и лишь постепенно пришли к реализму. Представьте себе мысленно цепочку: Рублев "Троица" - Джотто "Страшный суд" - Суриков "Боярыня Морозова" (Тут путь от абстракции к реализму очевиден). Надеюсь, никто не возразит, что Троица Рублева изображает нечто в реальном мире не существующее. Ее воздействие чисто импрессионистическое.
Сравним теперь Рубенса с Арчилом Горки. Зритель практически безразличен к тому, что там у Рубенса изображено. Большинство даже не подойдет к табличке, чтобы прочесть о сюжете. Зритель видит в центре нечто яркое - тело женщины, схваченное бородатым стариком. Картина изумительно уравновешена. В центре Борей крепко держит Оритию. Красный материал, параллельный телу Оритии, прекрасно гармонирует и создает великолепный цветовой акцент, привлекающий наше внимание. В левом верхнем углу крылья Борея уравновешены парой ангелов, неизвестно что делающих в правом нижнем углу. Великолепно!
А теперь посмотрим на "Агонию" Горки, которая уже без всяких, никому не нужных сюжетных глупостей, достигает того же эфекта.
Один из рецензентов пишет что Арчил Горки не вызывает у него никаких чувств.
А Похищение Оритии вызывает? Я представляю зрителя, который ужасно переживает за Оритию и возмущен бессовестным поступком Борея.
Зритель даже не подозревает, что рубенсовское полотно действует на него только живописными средствами - ФОРМОЙ И ЦВЕТОМ. Это не "Свобода на баррикадах" или "Бурлаки на Волге".
Рубенсовское полотно уже пример абстрактного искусства.
У моего дантиста в кабинете висит картина Кандинского. Я даже не знаю, как она называется. Но мысленно окрестил ее как
"Зубная боль".
http://www.proza.ru/2016/09/16/2235
Вы можете изобразить зубную боль в реалистической манере? Дантист в виде Сатира с клещами в руках? Очень смешно.
Следующий после Арчила Горки идет условно - Поллок, а потом уже неизбежный Черный квадрат. Хотя Черный квадрат появился раньше, чем Поллок и Горки. Суть его не в живописном мастерстве, отсутствие которого в данном конкретном случае так раздражает публику, а в создании символа окончательной точки движения абстракционизма, содержащей в себе как бы все искусство, подобно черной дыре в космосе, содержащей в себе всю сбежавшуюся в него бывшую вселенную.