32. Рациональное освоение территории как фактор ре

Адам Меровей Николай Фёдоров
Рациональное освоение территории как фактор ресурсного   
          обеспечения устойчивого развития экономики РФ.
        Одной из наиболее насущных для России проблем является проблема рационального освоения территории страны. Важно, чтобы эта проблема решалась на основе современных подходов и методик, к которым относят концепцию "устойчивого развития", предложенную специалистами ООН и первоначально обсуждаемую, в основном,  на международном уровне. Так, в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1989г.) определено [1]: «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия: а) потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета; б) ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности». Здесь можно сделать вывод, что без должного подхода эти направления могут стать взаимоисключающими в процессе комплексного освоения территорий.
Развивая поднятую проблему, в рамках ООН были сформулированы перспективные цели и задачи устойчивого развития, отраженные в принятом 25.09.2015г. документе "Повестка дня в области устойчивого развития до 2030г." [2] Предлагаемые этими целями, направления развития международного сообщества носят ярко выраженный социально-экономический характер. То есть, для того, чтобы достигнуть социального благополучия необходимо соответствующим образом построить экономические производственные отношения. В этой связи обращает на себя внимание, отраженная в данном документе, цель: "9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям". Из данной формулировки следует, что упомянутые ранее ограничения, накладываемые на индустриализацию при освоении территорий, могут быть уменьшены за счет внедрения инновационных технологий.
В России концепция устойчивого развития, к сожалению, не получила должного признания.   В 1996 г. указом Президента РФ была принята конструктивная краткая Концепция перехода российской Федерации к устойчивому развитию. Однако она осталась фактически не реализованной. Не было воплощено в жизнь решение Конференции ООН 2002г. о необходимости каждой стране иметь собственную стратегию устойчивого развития. Была надежда на сдвиг в области стратегического планирования после принятия ФЗ  от 28.06.2014г. № 172-ФЗ. Но, даже, в редакции от 31.12.2017 он существует  только в качестве заголовка и перечня стратегий, которые рекомендуются к разработке. Ст.20 этого перечня носит название: "Стратегия пространственного развития РФ". Далее постановлением Правительства от 20.08.2015 №870 было утверждено Положение “О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития РФ, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля её реализации”, которое, на наш взгляд, верно отражает направление действий, но за три прошедших года комплексная стратегия так и не была создана.
 Поэтому, в свете отсутствия обобщающей базы для стратегического развития, правительство пользуется точечными инструментами в рамках Федеральных законов  о создании открытых экономических зон и территорий  опережающего социально-экономического развития. Результатом реализации ФЗ 2005 года "Об особых экономичесих зонах в РФ" стало создание 24 особых экономических зон 4-х типов:
- 4 технико-внедренческие;
- 4 промышленно-производственные;
- 13 туристско-рекреационных;
- 3 портовых (логистических) [3]
Лучший результат принесла реализация ФЗ 2014г. "О территориях опережающего социально-экономического развития". Всего к июню 2017г. было создано 35 ТОСЭР, многие из которых функционируют в отдаленных регионах (Курилы, Камчатка, Чукотка, Якутия, Николаевск) [4]. Однако, эти важные процессы не достаточно регулируются Земельным кодексом РФ, где, например, отсутствует положение о необходимости применения в процессе управления земельными ресурсами прогнозирования и планирования освоения территорий как справедливо отмечает в своей статье Галиновская Е.А. Нет упоминания в основном нормативном правовом акте и о государственной земельной политике как основе государственного воздействия на земельные отношения. Земля не рассматривается как комплексный объект регулирования и управления со стороны публичной власти.[6]
 Одним из факторов  создания необходимых условий могло бы стать введение ЕГРН, который должен был быть принят к 1.01.2017. Но, этого не произошло.[7]В свете вакуума системы законодательного регулирования в области стратегического планирования, необходимо развитие саморегулируемых институтов общества, которые обеспечивают единство государственных, экономических и общественных институтов с целью формирования и реализации единой региональной политики достижения устойчивого экономического развития, которая потребует эффективного взаимодействия органов власти всех уровней управления. Поэтому, в отсутствии вменяемой законодательной базы федерального уровня региональные власти, прибегают к выработке своих форм устойчивого развития, привлекая помощь учёных.
В работах учёных кафедры “Менеджмента и маркетинга” Московского университета С.Ю.Витте, посвящённой вопросу социально-экономических аспектов развития экономики региона [5] предложена система функций управления социально-экономическим развитием на региональном уровне. Одна из этих функций, а именно, - социально-институциональная, предполагает развитие саморегулируемых институтов общества, которые обеспечивают единство государственных, экономических и общественных институтов с целью формирования и реализации единой региональной политики достижения устойчивого экономического развития. Реализация этой политики потребует эффективного взаимодействия органов власти всех уровней управления. На наш взгляд, для выхода из, фактически сложившейся, патовой ситуации в этом вопросе на федеральном уровне, может быть применен именно этот подход. 
Таким образом, пространственно-отраслевое развитие основано на реализации  социально-институциональной функции. На наш взгляд создание устойчивых институтов развития в этой сфере предполагает:
- завершение кадастрового учёта территорий страны;
- выявление пожеланий населения по освоению земельных участков в местах проживания;
- формирование законодательства, отражающего задачи соответствующих министерств и ведомств в проведении в Российской Федерации единой пространственно-отраслевой политики;
- повышение уровня прав и ответственности Минэкономразвития как органа, на который возложены основные функции, связанные с решением задач пространственного развития Российской Федерации, в частности, деятельность этого министерства должна основываться на разработке стратегии освоения территорий страны.
Потому что отсутствие стратегического планирования создаёт перекосы в наполняемости жителями территории страны и даёт, с нашей точки зрения, перегруженность инфраструктуры в некотрых регионах. Так, например,  в Московском регионе (Москва и область) площадью в 49561 кв.км.(0,27% от территории страны) при зарегистрированных на постоянной и временной основе местных жителей в количестве 20506 млн. чел, (~14% от населения РФ). Поскольку, эта проблема, на наш взгляд, уже начинает переходить в социально-политическую плоскость, то необходимо применять экстренные и неординарные меры.
Следует отметить, что в настоящее время Минэкономразвития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения)..., кадастровой деятельности, кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), ... создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации и др.[8]
Можно сделать вывод о том, что определенные стратегические функции за министерством закреплены, но для разработки стратегии пространственного развития необходимо:
- осуществить передачу земель сельскохозяйственного назначения непосредственно министерству экономического развития;
-  реализовывать на практике функцию планирования по наполнению инфраструктурой территории страны с грамотной её логистической увязкой;
- стратегия устойчивого развития территорий должна быть основана на создании стимулов для использования инновационных технологий на осваиваемых территориях, что позволяет гражданам более прочно закрепляться на осваиваемой земле и получать ощутимый доход от своей деятельности.
Для этого предлагается использовать, разработанную ранее,государственную систему товарищств на вере[9].
Литература:
1)  Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. / пер. с англ. / под ред. и с посл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. – М.: Прогресс, 1989.             
2)Цели в области устойчивого развития: Повестка дня Организации  Обьединенных Наций до 2030 года               
3)Россия. Особые экономические зоны                http://www.russez.ru/
4)  Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 N 614 (ред. от 26.04.2017) "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)"           https://minvr.ru/upload/iblock/22a/614.pdf               
5)Д.Е. Морковкин Социально-экономические авспекты устойчивого развития территорий                https://muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2014_1_4-10.pdf
6)Галиновская Е.А. Концепция государственного стратегического управления земельными ресурсами (правовой аспект). Правовые аспекты государственного и муниципального управления. 2017, №3
7)Рен ТВ 12.03.2018г. Почему не заработала ситема Росреестра 8)Положение о министерстве экономического развития http://economy.gov.ru/minec/about/rukdocmin/
9)Государственная система товарищств на вере http://www.proza.ru/2015/08/19/1891