Заглянем в глубину веков - Род Нагайбака Хасанова

Виктор Белов-Щусь
О книге ===Белов В.Н. Заглянем в глубину веков. От Абу Бакра до Нагайбака, от Нагайбака – до Азата. Историко-генеалогические очерки 15-ти вековой истории рода семьи Шигаевых./Елабуга, Издание Елабужского отделения Русского Географического Общества, 2015. – 545 с.===

Предполагалось, что данная книга будет являться составной частью комплексного историко — генеалогического исследования родословной елабужской семьи Шигаевых. В силу определенных обстоятельств получилось так, что в ней исследуется лишь одна линия рода этой семьи, идущая от Абу Бакра ас-Сиддика, тестя и ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда (VI-VII вв. н.э.), через князя Идегея (XIV в.), тархана Гираят би (XVI в.) и «пугачевского полковника» Нагайбака Хасанова (XVIII в.) до современных представителей рода. Большая часть исследования посвящена Нагайбаку Хасанову, как родоначальнику фамилии Нугайбековы и многих других известных фамилий, и его потомкам. В издании использовано огромное количество источников, в том числе архивных документов публикуемых впервые, приводятся десятки родословных таблиц, составленных на основе документальных материалов. Книга может быть интересна всем интересующимся историей татарского народа, студентам исторических специальностей, учащимся старших классов. Будет интересна также жителям Юго-востока современного Татарстана, в особенности жителям Азнакаевского, Альметьевского, Бугульминского районов и западным районам Республики Башкортостан.

На самом деле, в ходе исследования были сделаны настоящие открытия, выявлены несоответствия по имеющимся эпиграфическим памятникам, и, наоборот, открыты новые – ранее неизвестные (с точки зрения генеалогической привязки).

9 октября 2015 г. состоялась первая Региональная научно-практическая конференция по тематике «Ислам в Нижнем Прикамье», приуроченная к 170-летию официального признания мусульманской общины Елабуги», на которой автор выступил с докладом о проведенном исследовании.


ВСТУПЛЕНИЕ ОТ АВТОРА

Дорогие друзья! Мой собственный опыт по подготовке и публикации историко-краеведческих и генеалогических исследований показывает, что дело это – далеко не всегда благодарное. Более того, одно дело, когда речь идет о близких тебе по культуре, по крови, и по национальности людях, другое дело, когда приходится вести рассказ и исследовать «дела давно минувших дней», в большей степени относящиеся к народу, хотя и безусловно очень близкому и традиционно дружественному, но все-таки не настолько родному по истории, духу, религии и в особенности языку, как собственный. Хотя известное выражение «Grattez le Russe, et vous verrez un Tartare» (с франц. - Поскреби русского – найдешь татарина) именно в генеалогических изысканиях может найти свое реальное подтверждение. Не стоит так же забывать и того, что сложности, связанные с незнанием языка большинства оригинальных источников, т.е. татарского языка - это объективный факт, который нельзя здесь не отметить.

И тем не менее я счел возможным откликнуться на просьбу и предложение моего старинного друга, с которым мы знакомы уже около 40 лет, Азата Минигаязовича Шигаева, который, собственно говоря, и стал фактическим инициатором и движителем настоящего исследования. Он предложил мне, изучив материалы семейного архива, хранящегося у его отца – Гаяза Габдулловича Шигаева, сделать вывод о том, можно ли на основе имеющихся материалов провести некое исследование по истории рода, генеалогических корней семьи и сделать на основе этого исследования книгу. Изначально идея состояла в том, чтобы  лишь оформить материалы семейного архива (фото и иные материалы) семьи Шигаевых в виде печатного издания, а также по возможности, насколько удастся, выяснить генеалогические корни рода Шигаевых. Ни у меня, ни у Азата не было даже предположения, что на основании  изученных данных и проведенного исследования получится провести настолько интересные исторические параллели. В том числе параллели с жизнями известных легендарных и исторических личностей, оставивших заметный след в истории не только отдельных родов, но и  государства в целом. Удастся настолько углубиться в, полутора-тысячелетнюю историю этого, как выяснилось, весьма древнего рода. В результате кропотливого сбора материалов, исследования источников из семейных, государственных и республиканских архивов и получился труд, который представляется на суд читателю.

Как уже было сказано, постепенно в процессе сбора материала для настоящей книги работа с фотографиями и документами из личного архива семьи Шигаевых переросла в более комплексное историко-генеалогическое исследование, результаты части которого и представлены  в настоящей книге. В ней, через призму истории конкретного рода, многочисленные представители которых сегодня и не догадываются, насколько благородна древняя кровь, текущая в их жилах, показаны не только генеалогические зарисовки рода семьи Шигаевых, но и отдельные эпизоды государственной истории России, Татарстана, Башкирии и некоторых других регионов.
Мы коснемся элементов интереснейшей истории двух старейших аулов, расположенных на крайнем юго-востоке Азнакаевского района Татарстана – Чалпов и Урсаево, рас  скажем о некоторых эпизодах пугачевского восстания, в котором принимали участие не только земляки предков рода Шигаевых, но и, как минимум, один из самих известных нам предков, положивший основание  известному роду Нагайбаковых (Нугайбековых).  Именно он, Нагайбак Хасанов, а так же его многочисленные потомки, от одного из которых потянулась веточка до современной семьи Шигаевых, и стали центральными фигурами настоящего исследования.

 Хочется надеяться, что настоящее повествование, с учетом того, что речь в нем пойдет о предках огромного количества ныне живущих потомков древних родов, найдет своего благодарного читателя.

Возвращаясь к сказанному в самом начале, следует отметить, что я далек от мысли, что все изложенное в исследовании будет приниматься всеми без исключения читателями как истина в последней инстанции. Особенно сложен вопрос об этнической идентификации потомков рода Нагайбака Хасанова, как и многих других жителей сел Азнакаевского района РТ Чалпов и Урсаево, их ближайших родственников, ныне живущих в селе Новоурсаево Бакалинского района республики Башкортостан. Споры о происхождении татарского и башкирского этносов, об их знаменитейших предках, об исторической роли в формировании этих этносов отдельных исторических личностей и по сей день заполняют как просторы интернета, так и отражаются в исторических монографиях представителей этих народов. Регион, о котором идет речь в настоящей книге, пожалуй наиболее в этом отношении спорен, так как фактически расположен на стыке двух современных самостоятельных субъектов России – Татарстана и Башкортостана. И я, не являясь представителем ни одной из этих уважаемых и дружественных наций, не хотел бы, чтобы данная книга явилась очередным аргументом для какой-либо стороны. Однако полностью в тексте книги исторического содержания избежать терминов, называющих представителей той или иной национальности, конечно же, не возможно.

Многие исследователи склоняются к мысли, что это вопрос, в-первую очередь, самоидентификации, самоопределения представителей каждого рода. Поэтому я предлагаю читателям самим определиться, если конечно это для кого-то является принципиальным, потомками, выходцами, представителями какой именно этнической, национальной группы они являются. Лично я склонен согласиться с мнением известного профессора, доктора филологических наук М.И.Ахметзянова, считающего, что жители селений Чалпы и Урсаево (в том числе потомков рода Нагайбаковых), которые во всех ревизиях (переписях) проводимых в Российской Империи записывались сословие «башикрцы», этнически следует идентифицировать с татарской нацией. Наименование «башкиры» к этой категории жителей применялось именно как к обозначению сословной, а не расовой, этнической принадлежности. Однако и на этом своем мнении я настаивать не могу и не буду, т.к. исторические данные, приведенные в нашей книге, возможно и изменят чье-то мнение относительно данного вопроса.

В тексте я постараюсь приводить фактические данные и формулировки в том виде, в  котором они звучат в цитируемых или используемых источниках, стараясь максимально избегать собственных выводов по вопросу об этнической принадлежности кого бы то ни было, упоминаемого в книге.      

Структура книги построена с учетом наличия или отсутствия необходимых и достаточных материалов по тому или иному рассматриваемому вопросу, их объема, содержания, логичности и последовательности их изложения как с точки зрения исторической хронологии, так и с точки зрения целей и задач исследования. Данная книга не является исторической монографией, поэтому не было необходимости выдерживать все каноны построения, формирования и оформления научной работы.
В-первую очередь, это – генеалогическое исследование, направленное на выяснение всех возможных предков родов, прямыми потомками которых являются члены семьи Шигаевых. И именно, как было упомянуто выше, через призму генеалогических пересечений, исторически значимых личностей и прочих моментов, относящихся к истории конкретных родов, сделана попытка проиллюстрировать сведения об упоминаемых людях историческими зарисовками, очерками, рассказами о тех ушедших временах и событиях, участниками которых были наши предки. При  этом, конечно, одним из обязательных условий, соблюдение которых я сам ставил перед собой, как перед автором, является  историческая достоверность повествования. Она подтверждается большим количеством опубликованных и ранее не публиковавшихся архивных источников и литературных источников, список которых приведен в конце книги, а также соответствующими ссылками непосредственно в тексте на цитируемые или используемые источники. 

Естественно, что в силу достаточно большой временной протяженности, которую охватывает настоящее повествование, а особенно в силу различной исторической значимости отдельных представителей рода и сохранности литературных и археологических источников, различна и степень освещенности тех или иных событий и исторических периодов в книге. Какие-то события освящены достаточно подробно, какие-то, вполне возможно, и вовсе не нашли своего отражения.

Сохранность памяти о своих предков, о многочисленных предшествующих поколениях собственного рода - это то, что выгодно отличало, придавало значимость, приподнимало в морально-этическом плане многие тюркские народы вообще, и татарскую нацию в частности.  Горько видеть, что молодые люди, предки которых составляли и хранили родословные о десятках поколений, сейчас могут назвать зачастую лишь 2-3 предшествующих поколения. И замечательно, что в семье Шигаевых сохранилась эта родословная, шежере их рода, отталкиваясь от которой нам, думается, удалось собрать и поделиться информацией, представляющей интерес и ценность для многих и многих современных семей, являющихся потомками людей, о  которых пойдет речь в настоящей книге. 

Тот, кто когда-либо сталкивался с исследованием собственных или чужих корней, составлением родословной или занимался иной схожей деятельностью, должен согласиться, что зачастую генеалогические изыскания сродни детективному расследованию. Так же, как и в любом расследовании, для того, чтобы его начать, нужен след, ниточка, потянув за которую исследователь и может выявлять все новые и новые факты. Этот след позволяет определять вектор поиска, «выуживать» из огромных массивов информации ту, необходимую, которая и дает толчок к проникновению во все большие и большие исторические глубины вопроса, являющегося предметом исследования.

Для того, чтобы понять логику построения данного повествования, необходимо рассказать, что же послужило отправными точками в настоящем исследовании.
Логично предположить,  что в генеалогическом исследовании отправной точкой должны стать родители объекта исследования. Ну а поскольку, как было уже упомянуто, инициатором, идейным вдохновителем и основным движителем исследования явился Азат Минигаязович Шигаев, естественно, что и начато оно было с его родителей.
Разумеется, в соответствующих разделах исследования мы подробнее расскажем и о нем самом, и о его родителях, о его семье и детях, здесь же есть необходимость упомянуть о том, каким образом пришло понимание того, куда именно «тянутся» ветви генеалогии семьи Шигаевых.

Итак, сам Азат родился в 1969 году в г.Елабуге Республики Татарстан в семье преподавателей Елабужского Государственного педагогического института – Шигаева М. Г. и Шигаевой (в девич. Мухаметзяновой) Гульсиры Хатыповны. Его отец, Миннигаяз  Габдуллович, который, к слову сказать, оказал неоценимую помощь и содействие в проведении настоящего исследования и подготовке книги, в свою очередь родился в 1937 году в селе Новоурсаево Бакалинского района Республики Башкортостан. Т.е. по мужской линии ближайший предок Азата, его отец, был родом из села Новоурсаево, с которого и казалось логичным начать исследование. Однако при ближайшем же рассмотрении выяснилось, что село Новоурсаево относительно «молодое» (применительно к «возрасту» населенных пунктов) и было основано менее чем за 20 лет до рождения Гаяза Шигаева, всего лишь в 1918 году. Основали же его выходцы из двух соседствующих сел, расположенных неподалеку, но уже по другую сторону реки Ик (в бассейне которой расположены практически все населенные пункты, упоминающиеся в книге), на самой границе нынешнего Азнакаевского района Республика Татарстан – Чалпов и Урсаево.

Как будет ясно из дальнейшего рассказа, история этих двух сел (в некоторых источниках они именуются аулами) на протяжении столетий шла бок о бок, неразрывно пересекаясь, как постоянно пересекались и судьбы жителей этих сел. Поэтому оказалось естественным, что ниточка генеалогического исследования потянулась в-первую очередь к ним. Так, уже ближайшее поколение - родители Гаяза (и соответственно – бабушка и дедушка Азата) были именно их уроженцами. Его отец – Габдулла Шигаев (пропавший без вести в период Великой Отечественной Войны) родился в 1911 году в селе Чалпы, а мама – Фахрниса Мурзахановна Галиакбарова в 1909 году родилась в селе Урсаево (по-татарски – Урсай).

Второй важнейшей ниточкой в генеалогическом исследовании семьи явилась родословная схема родственных связей семьи, составленная Гаязом Габдулловичем Шигаевым в январе 2002 года. Именно эта схема оказала важнейшее влияние на определение векторов дальнейшего исследования.

  Наличие в подобной родословной схеме собственных родителей, дедушек и бабушек, двоюродных и троюродных сестер и братьев особенного удивления не вызвало, так как, слава Богу, информация о текущем и двух-трех предшествующих поколениях во многих семьях все-таки иногда сохраняется и по сей день.  Особенное удивление и, признаться, некоторое первоначальное недоверие вызвало наличие в схеме списка прямых предков Гаяза Габдулловича по мужской линии в количестве 34 (!!!) поколений.

Поскольку ранее приходилось заниматься большей частью собственными родословными изысканиями и понимая, что знание 8-9 поколений предков это уже существенное достижение, 34 поколения предков вызвали естественное недоверие. Если учесть, что сам Гаяз Габдуллович является 35-м коленом от первого упоминаемого в схеме предка, Азат Гаязович – 36-м, а его дети уже 37-е ныне живущее поколение от первого известного предка, то глубина исторического проникновения в прошедшие века получается еще более впечатляющей.  Ведь те, кто хоть раз сталкивался с подобными исследованиями, знают, что в генеалогической науке считается практически доказанным, что время одного поколения (если считать по родословным) составляет 25-33 года, что, в свою очередь, в данном конкретном случае составляет, считая от современности: от 925 до 1200 лет, т.е. берущих свое начало задолго до Золотоордынского периода. И лишь познакомившись с исследованиями современных ученых Кузеева Р.Г.,  Ахметзянова М.И. и ряда других, занимавшихся исследованием татарских и башкирских шажаре (родословных), убедился в правдоподобии и научной достоверности сведений, сохранившихся в татарских шажаре о своих далеких предках.

Разумеется, интересовал вопрос о непосредственном происхождении именно этой, древнейшей части родословной схемы, о чем Гаяз Габдуллович смог пояснить следующее. Список из 32 имен прямых предков отца Гаяза Габдулловича - Габдуллы Шигаева которого звали Шигаеб Аюпов (именно от него и пошла фамилия «Шигаевы») был передан Гаязу Габдулловичу его дядей, родным братом его отца и, соответственно, старшим сыном Шигаепа – Мусиным Юсупом Шигаеповичем (почему «Мусиным» мы в свое время расскажем). Юсуп (В оригинальном произношении «Иосып») Шигаепович был единственным из сыновей Шигаепа, дожившем до преклонного возраста. Остальные трое его сыновей, включая, как было сказано выше, и отца Гаяза Габдулловича, погибли или пропали без вести в годы Великой Отечественной Войны.
Именно Юсуп Шигаепович (1906 – 1992) за десять лет до своей кончины, в 1982 году (а повторно, по просьбе Гаяза Габдуловича, в 1989 г.) передал ему этот список. Сама же родословная роспись велась в старинном Коране, сохранившемся от его отца Шигаепа Аюпова (1873-1933 гг.), бывшего, как и его отец Аюб Нигматуллин, муллой одной из мечетей села Чалпов. В ходе подготовки материалов настоящей книги мне удалось увидеть и сфотографировать этот Коран, в котором из поколения в поколение велась родословная роспись почтенных предков этого древнего рода. Этот Коран и по сей день хранится в селе Чалпы в семье внучки Шигаепа, старшей дочери его сына Габдулхака Аюпова (1908 – ВОВ) – Фаузии Габдулхаковны Шаеховой (в девич. Аюповой, 1932 г.р.), с которой мне посчастливилось встретиться 24.10.2014 г.
По здравом размышлении в достоверности обнаруженной шажаре рода убеждают следующие обстоятельства. Безусловный и активный интерес к собственным корням, особенно к тем, которые относятся к влиятельным дворянским или княжеским родам, возник не ранее, чем через десятилетие после того, как шажере попало к Гаязу Габдулловичу. Ранее некоторые исследования проводились отдельными учеными, в частности Р.Кузеевым, но они никоим образом не пересекались именно с этой ветвью рода Шигаевых, в которой присутствуют основатели родов Арских (Каринских) князей - Кара-бика, Гали-бика и других. Исследования же татарских шажаре фактически начались лишь с 90-х годов профессором М. Ахметзяновым. Кроме того, в шежере, обнаруженной в семье Шигаевых, имеющееся  количество поколений, предшествующих Кара-бику, больше, чем в изученных и опубликованных М. Ахметзяновым, что может говорить о первичности данных, на основании которых оно составлено, что, в свою очередь, вновь подтверждает их достоверность.

И наконец, третья «ниточка», которая была обнаружена мной в родословной схеме, составленной Гаязом Габдулловичем, это родовой знак, так называемая «тамга» рода его дедушки по матери, жителя села Урсаево Мурзахана Галиакбарова. «Тамги» тюркских народов - это абсолютно отдельная большая тема, предмет особого разговора. Здесь же можно только упомянуть, что эти родовые знаки также передавались представителями родов из поколения в поколение на протяжении, зачастую, сотен и сотен лет, и поэтому исследования их, их идентификация иногда может чуть ли не со 100%-й вероятностью доказать принадлежность той или иной семьи к соответствующему роду.

Исходя из всего вышесказанного и наметилось несколько самостоятельных основных направлений, «нитей», по которым велись исторические изыскания.
 В результате все они приводят к пониманию тех взаимосвязей, которые объединяют их в историю рода семьи Шигаевых и их ближайших родственников.
Эти направления условно можно обозначить, как:
- История сел Чалпы и Урсаево и ближайшего приикского региона;
- Исследование древнейшей части шажере рода семьи Шигаевых;
- О чем свидетельствуют «тамги» чалпинских и урсаевских жителей;
- Современная история семьи.
В свою очередь эти направления можно объединить в часть историческую (первые три направления) и часть современную.
Итак, началось исследование древнейшей части родословной.
Поскольку, как было сказано, история рода Шигаевых неразрывно связана с селениями Чалпы и Урсаево, исследование началось с изучения истории именно этих населенных пунктов. Не буду утомлять читателя ненужными подробностями, отметив лишь, что в ходе изучения архивных документов постепенно выявилась связь родовых корней этой семьи не только со знаменитым древним родом Арских князей, но и с другим, не менее знаменитым родом, корни которого постепенно увели в еще более древние глубины истории – на 52 поколения назад к VI в. нашей эры!

В результате изучения архивных документов было установлено, что прабабушка А.Г. Шигаева, супруга основателя фамилии Шигаепа Аюпова - Хадиче Зигангировна относится к роду (через свою прабабушку Минисарфу Курмакеевну Нагайбакову), основатель которого, Нагайбак Хасанов, в свою очередь, как было установлено, является потомком тестя и ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда, Абу Бакр ас-Сиддика (572 – 634 гг. Н.Э.).

Этот факт, конечно вызвал некий шок, однако изучение и сопоставление большинства полученных данных позволило сделать вывод, что он выглядит вполне вероятным и достоверным.

Мы не будет приводить во введении к книге все доводы за и против достоверности наших выводов, - все они приведены в ходе изложения исследованных материалов. Здесь наверное следует привести лишь одно из доказательств, подтверждающих достоверность результатов исследования.  Как уже было сказано, и как следует из схемы, приведенной на рисунке № 1, А.Г.Шигаев является потомком Абу Бакра в 52-м поколении. Разница между годом рождения Абу Бакра (572 г.) и А.Г.Шигаевым (1969 г.) составляет 1397 лет. Как упоминалось, в генеалогической науке считается доказанным, что средний «шаг» между поколениями в родословных росписях, составляет от 25 до 30-33 лет. В данном случае, средний «шаг» между поколениями составил чуть менее 27 лет (26, 86 г.) что на 100 % укладывается в теорию. Разумеется, один лишь этот факт не являлся бы однозначным свидетельством родственных связей, однако вкупе с множеством других прямых и косвенных подтверждений он свидетельствует о многом.

Исходя из количества и качества собранных материалов,  их фактической и исторической значимости, мне показалось логичным и правильным, что первой должна состояться книга именно по самой древней части рода.
В преддверии основного рассказа о благородных предках ныне живущих «носителей» родовой «голубой» крови, хотелось бы сказать вот о чем. У современного поколения различное отношение к своим корням. Есть молодые люди, которые интересуются этими вопросами, есть те, которым это безразлично. Встречаются даже такие, которые агрессивно не приемлют все, что так или иначе связано с их предками. Другие времена, другие нравы. Немало сделали для подобного отрицания десятилетия безбожной власти, активно убивающей в людях все, что было связано с их прошлым. А если это прошлое было так или иначе связано с благородством, знатностью, духовностью предков, за это могло последовать и наказание. Поэтому, наверное, несправедливо будет обвинять в подобном равнодушии наших сверстников или детей. Хочется, чтобы книги подобные настоящей, приносили не только и не столько некие фактические знания о своих корнях, своих предках, достижениях своих родственников по различным линиям. Предполагается, что это знание должно дать почувствовать взаимосвязь поколений, ощутить приобщение к истории, благородству, достижениям своих предков. Богатство, оставленное нам десятками поколений – это не материальные блага.  В связи со сказанным хочется привести здесь отрывок из статьи потомка одного из знатнейших татарских мурз Г.Р.Еникеева:

«У татар представитель благородного рода, относящегося к «белой кости», наследовал не должность и богатство отца – вернее, вовсе не в том было его основное наследство. Главное было в наследовании благородного имени и соответствующих качеств, обретенных представителем того или иного рода «белой кости» в роду и в семье, в обретении «путевки в жизнь» которой обеспечивал человека его род. Обладание подобной «путевкой» отнюдь не всегда было гарантией незамедлительного занятия высокого поста либо «устройства» на «прибыльное место» - представитель благородного рода мог находиться и на довольно низком уровне власти или «благополучия» в обществе. Представитель бийского рода мог быть даже простым воином, ремесленником, пастухом или купцом, особенно в юности; притом, был обязан и при этом «стремиться к совершенству ума и дел своих» - любых дел, за которые брался, но, тем не менее,  би никогда не должен был забывать, кто он таков и должен был исполнять свои обязательства по воспитанию своего потомства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к представителям рода «благородных» (намуслы зат). Только в этом случае представитель рода если он не забудет о клане и обществе, и будет постоянно работать над собой и воспитывать своих детей соответствующим образом – мог рассчитывать, что и клан, и соответственно, общество его не забудут и окажут ему и его потомству всемерную и всестороннюю поддержку.» . 

Наверное, лучше не скажешь. И если хотя бы кто-то из читателей по прочтении настоящей книги пересмотрит свое отношение к жизни, пересмотрит отношение к нормами морали, этики, культурному и эстетическому воспитанию детей, религиозной, политической и идеологической толерантности, мою миссию в качестве исследователя, писателя и издателя настоящей книги я буду считать выполненной.

Да, за рамками данного повествования остались пока результаты исследований материалов по истории родных селений рода – Чалпах и Урсаево, рассказ о представителях древнего рода по мужской линии, - из шежере, сохранившегося в семье – от Сариха до Кара-бека, далее до основателей деревни Чалпы и до современных Шигаевых. За рамками пока осталась значительная часть рассказа о современной семье Шигаевых с огромнейшим архивом фотографий, каждая из которых прокомментирована уважаемым Гаязом Габдулловичем Шигаевым.
Будем надеяться, что  рано или поздно и эти материалы будут надлежащим образом обработаны, оформлены и изданы.

Мы же завершаем вступительную часть нашего повествования, которая возможно и несколько затянулась, тем не менее, была необходима для правильного и адекватного восприятия читателями представленной на Ваш суд книги.

Председатель Елабужского отделения
Русского Географического Общества    Виктор Белов

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

От автора
I. От Абу Бакр ас-Сддика до Хасана Урсаева. 43 поколения славных предков Нагайбака Хасанова.
- Легендарная часть родословия.
- Историческая часть родословия. Начало.
- 1. Абу Бакр Ас-Сиддик
- 2-14
- 15-16. Солтан Баба Телес и Тирме хан
- 17-20
- 21. Эмир Идегей
- 22-32
- 33-43 проф. Ахметзянов М.И. Летопись одного знатного рода.
- Заключение о достоверности шеджере Гирает-бия и родовой принадлежности Н.М. Мириханова

II. Найденыш (?) Нагайбак. От рождения до Пугачевщины – предположения и факты.
- Рождение Нагайбака
- Антропоним «Нагайбак»
- От рождения до Пугачевского бунта
«Злодейский старшина» - Пугачевский полковник Нагайбак Асанов
- Начало пугачевских событий
- Заинское взятие
- Казнить нельзя помиловать?
- После Заинска

III. Превратности судьбы. От полковника-бунтовщика до царского чиновника.
От башкир-вотчинников до казаков и чиновников.  Суровый 1812-й.
Нагайбаковы по материалам ревизских сказок 1816-1859 гг.
- Не все так просто
- Ревизии и ревизские сказки в Российской Империи
- Ревизия 1816 года в д. Чалпы
- Ревизия 1816 года в д. Урсаево
- Ревизия 1834 года в д. Урсаево
- Ревизия 1850 года в д. Чалпы
- Ревизия 1850 года в д. Урсаево
- Ревизия 1859 года в д. Чалпы
- Ревизия 1859 года в д. Урсаево

IV. «Курмакей-кантун». Курмакей Нагайбаков и линия его рода.
- Семья Нагайбаковых
- Давлетша Курмакеевич Нагайбаков
- Шагингарей Курмакеевич Нагайбаков и его потомки
- Ахметмухтар Шагингареевич и его сын – генерал Измаил Нагайбаков
- Афлатун Курмакеевич Нагайбаков
- Бадюкшан Курмакеевич Нагайбаков
- Навтюргован, Шамсувафа и Шамензиган
- Равил Курмакеевич Нагайбаков
- Хабибзямал Курмакеевна Султанова (в дев. Нагайбакова)
- Мигорвафа Курмакеевна Сыртланова (в дев. Нагайбакова)
- Минисарфа Курмакеевна Нагайбакова

V. Ярмухаммед, Яркай и Морадым – страшие сыновья Нагайбаковы
- Ярмухаммед Нагайбаков и его род
- Яркай и Морадым по родословной М. Мириханова

VI. Юртовый старшина Салтяш Нагайбаков и его потомки
- Гарейша Салтяшев Нагайбаков
- Ахметхан Салтяшев Нагайбаков
- Гимад Нугайбек (Нугайбеков Гимадетдин Шарифзянович)

VII. Котлызаман Нагайбаков и его потомки. От казаков и урядников до знаменитых нефтяников.
- С судьбой не поспоришь (Очерк Н.Шайхутдиновой)

VIII. Ахун Шамсутдин Нагайбаков. Значение и положение священнослужителей рода Нагайбаковых до 1917-го года.

IX. Шаммас Нагайбаков и сыновья. Деревни Чалпы башкиро-тептярские «разборки»
-Переписка с Управлением Оренбургского военного губернатора о ссоре на полях тептерей и башкир Бугульминского уезда дер. Чалпов.

X. Габдулвагап – младший из сыновей Нагайбаковых

XI. Некрополь Нагайбаковых. Кыргышкай – неизвестный сын Нагайбака?

XII. Шигаеп из рода Кара-Бека и Хадиче из рода Нагайбаковых – родоначальники фамилии Шигаевых

Благодарность

Использованные источники и литература

Оглавление