Про собаку и молитву. 3. Году Собаки посвящается

Лариса Ритта
А вечером раздался телефонный звонок.
Слушай, выручай, давай - сказал мне знакомый голос сотрудницы и подруги, - нужно экскурсию по выставке провести, дети из школы придут, а нас никого не будет.
- По выставке? – опешила я. - Я? У меня, вообще-то методический...
- Да я знаю...но у нас такая ситуация, выручи, а?
- Да её только что повесили, выставку эту, я ещё и картин-то не видела...
- Ну, что-нибудь придумаешь сама там, по ходу. Ты понимаешь, мы все уезжаем на совещание.
- Ну, перенесите экскурсию. Я хоть посмотрю, что там висит...
- Нельзя откладывать, дети уже придут к 10 часам. Там всё легко, детская тема...
- Да я же ни одной картины не видела!!!...
- Слушай, - не сдавалась сотрудница, - ну 20 минут же всего... беседы какие-нибудь общие, ну, ты же сама знаешь, как там... Ну, приди пораньше, посмотри, что там нарисовано...
- Я - пораньше??? Я к 10-то не проснусь. Не, не буду... не пойду... ну вас нафиг…
- Ну, давай тогда к 11, - пошла на обход подруга. - К 11 придёшь? Мы их задержим тут играми всякими... А зато после обеда уйдёшь...
И как раз объявлением займусь, в редакцию съезжу сама, решила я, сразу сдаваясь.
Вообще, занятия с младшими в мои обязанности не входит. В мои обязанности не входит проведение экскурсий и всякие анимации тритатушки-тритата. Я вообще в другой системе работаю, если честно. Я работаю от образования, а тут культура. У меня никаких художественных выставок не прописано в договоре, мне за это не платят, у меня театр, и с 14 часов. Вот. Я вообще могу не смотреть, что там на стенах висит, на минуточку. Моё дело: сцена, занавес, кулисы - и всё!… Да ещё и вставать чём свет полдевятого утра, это выше моих сил, и идите все лесом нафиг! Но… в маленьком городе ты всех знаешь, и тебя все знают, и надо своих выручать, конечно, тем более, я знаю, что такое незанятые дети - они за пять минут всё на свете разнесут. И самое главное - в результате этих непредвиденных напрягов я успею съездить в редакцию с объявлением.
- По ходу, ангелы уже взялись помогать, - поиронизировал муж-материалист. - Знают, бедолаги, что тебя утром не поднимешь, только если с божьей помощью, всей массовкой...

Назавтра я, конечно, не проснулась и не пришла пораньше посмотреть, что там нарисовано на картинах, про которые мне надо рассказывать.  Пришлось ориентироваться по ходу, то надевая, то снимая очки, чтобы хоть посмотреть, как картина называется.
Ребят было человек 40, 3-4 классы. Самый благодарный возраст. Что ни скажи - всё проходит на "ура". Они сидели передо мной, шумные, живые, и таращились лукавыми глазами.
Каждый человек становится взрослым - начала я. - Так устроено в жизни. И вы тоже будете взрослыми - никуда не денетесь, придётся...
Они засмеялись. Контакт пошёл.
Работы были нашей художницы - теперь уже местной, а когда-то московской - нетрудные для осмысления: внятные крупные планы, детские портреты, игрушки... Я пошла по кругу от начала экспозиции, от маленького дворика под цветущей сиренью - а вот здесь начинается наше детство, иногда оно проходит в таких уютных маленьких двориках, и сирень, для кого-то - это цветы детства, а вы помните какие-то цветы, когда были совсем маленькими? Ну-ка вспомните, какие цветы цвели в вашем детстве? – от весенних двориков мы уверенно прошли к военным годам – не всегда детство бывает светлым и мирным, иногда детство опаляет война, на этой картине - первая послевоенная весна, для кого-то детство - это отец, вернувшийся с войны без руки, но живым – и это счастье. А кто читал книги о войне, поднимите руки, что вам больше всего запомнилось в книгах о войне? – и мы снова пришли к мирным дням, к играм, игрушкам - здесь вы видите портрет девочки с медвежонком, а у вас была любимая игрушка, расскажите какая, вот у меня была в детстве кукла-кошка, а у вас какая, кто хочет рассказать? А она цела сейчас, вы бережёте свои детские игрушки? А можно сказать, что игрушки были нашими друзья? - к любимым занятиям - в детстве человеку распахивается мир, и иногда это делает книга, посмотрите, как увлечён мальчик на картине, он с головой погружён в чтение, как вы думаете, что представляется ему? А у вас есть любимые книги? Кто расскажет, какие?

Я так подробно рассказываю всё, потому что это важно. Потому что это, в сущности, и был тот самый сценарий, узнать который мне так хотелось. Что выберут высшие силы? Как и кого они будут использовать? Они использовали меня. Мне оставалось только слушаться их.
Как хорошо, что я слушалась...

А вот на этой картине уже живой друг - я подошла к последней работе, где была изображена девочка с котёнком на руках. - Вспомните, как вы мечтали о котёнке, о хомячке, о щенке? Было это? Поднимите руки, у кого дома были или есть питомцы? А как вы заботитесь о них? Кто хочет рассказать? Ну, вы согласны с тем, что за живым другом нужно ухаживать больше и внимательнее, чем за игрушечными? Вы знаете, что домашние животные зависимы от человека? Что они привязываются к нам и становятся нам преданы. Но почему-то часто бывает так, что люди вырастают и забывают об этом. И спокойно могут избавиться от животного, которое было ему другом. Это кажется немыслимым, а ведь так бывает. Вот, например, у нас по улице сейчас бегает потерявшаяся собака, - не смогла я удержаться и поделиться наболевшим. Она не бродячая, она домашняя, она жила в семье и любила своих хозяев. Она породистая, то есть, за ней нужно специальное содержание и специальный уход. Конечно к уличной жизни такая собака не приспособлена, и она не сможет перенести зиму. Однако, её бывшие хозяева её на это обрекли. Как вы думаете, почему это происходит? А как бы вы поступили в таком случае? Что бы вы сделали? Что бы вы сказали такому человеку?
Моё время подходило к концу, я закончила экскурсию.
Вы сегодня хорошо слушали и много делились своими рассказами и мыслями, - сказала я. Мы хорошо провели это время. И я вам хочу сказать на прощание: вы конечно, станете взрослыми. Но пусть ваше детство остаётся с вами, самыми лучшими воспоминаниями, самыми интересными книгами, самыми близкими товарищами, вашими игрушкам и вашими четвероногими друзьями. Не забывайте об этом, когда станете большими.
Я отпустила группу, и народ с гиканьем пустился к дверям.
А ко мне подошёл мальчик.

продолжение - http://www.proza.ru/2018/04/19/1437