Закодированный мимоходом

Алпатов Валерий Лешничий
Бригада грузчиков, только что  закончившая разгружать очередную машину с товаром, сидела оживлённой компанией за импровизированным столом, накрытым среди отходов упаковки. Несколько мужчин, одетых кто во что горазд, очевидно подрабатывали от случая к случаю, потому никого не стесняясь, прямо на рабочем месте разливали спирт «Рояль» — самая в те годы распространённая оплата за произведённые работы.

Поодаль от этой весёлой компании сидел мужчина ещё более бомжеватого вида, чем выпивающие, но был явно из их числа.

Одетый, несмотря на тёплые весенние дни, в изрядно поношенную женскую дублёнку размера на три меньше, из которой руки торчали из слишком коротких рукавов, с очень одутловатым лицом, на котором легко угадывались следы былых возлияний, мужчина страдающе неотрывно смотрел на выпивающих, не делая попыток присоединиться.

– Мужики, а ему чего не наливаете? — я не удержался, задавая вопрос, чтобы прояснить для себя наблюдаемую картину тем более, что заработали они, разгружая как раз наши доски, привезённые для продажи на этом торговом складе.

– Да он не пьёт! — компания, ответив, радостно загоготала.

Я усомнился. Всё в облике этого работяги говорило о том, что выпить он любил, непонятно было только, почему в этот раз он не участвует в общей компании.

– Да он недавно не пьёт, не может! — и для подтверждения своих слов разливающий протянул стакан с налитой жидкостью в сторону сидевшего:

– Миш, будешь?

Михаил отшатнулся, оставаясь всё же сидеть на месте, прячась в воротник дублёнки как улитка в свою раковину, с испугом и ещё большими страданиями исподлобья поглядывая в нашу сторону.

Видя, что я по-прежнему не понимаю суть происходящего, мужики с готовностью прояснили ситуацию:

– Миша, он наш, из нашей бригады, всё время с нами подрабатывает. Все вместе работали, вместе выпивали. А недавно сидели также как сейчас, а мимо клиент проходил. Как раз Мишка с налитым стаканом сидел. Мы похмелялись, ну, первую всегда тяжело с утра пить. Мишка собирался уже выпить, а тут мужик этот спрашивает: «Что, тяжело с утра выпивать?» Ну, Мишка кивнул и опять стакан поднимает. Тут мужик и сказал: «Выпей, это твой последний стакан» - и ушёл.

– И что, — после этого не пьёт? — я продолжал сомневаться.

– Сами видите, даже запаха не переносит!

– Мужики, а что за мужчина был?

– Да так, обычный мужик, одет хорошо и на дорогой машине. Он что-то покупать приезжал, больше с тех пор не видно.

Я уходил со смешанными чувствами. С одной стороны, это была действительно эффективная кодировка, без всяких «торпед», дорогостоящих гипнозов и других не менее достаточно дорогих видов кодирования. Но с другой стороны жизнь  Михаила лишилась смысла. Он был рядом с привычным для него образом жизни, но не мог в нём участвовать. А изменить этот образ, стать другим — у него не было ни возможности, ни желания.

До сих пор не знаю, что стало с тем Мишей, но это на моей памяти единственный случай настолько надёжной кодировки. Других, как только не кодируют, зачастую ничего не помогает. А тут одна фраза — и такой эффект!



Следующий рассказ:
http://www.proza.ru/2018/06/26/1684

Читать Разное, разнообразное сначала:
http://www.proza.ru/2015/10/16/1490