Клюква с хреном

Александр Макеев
Ремейк «Гость из Штокдорфа» http://www.proza.ru/2008/06/09/381


    Верховцев и Магазинов. Проходят к столу. Садятся тет-а-тет.

       Магазинов. (замечает на Верховцеве кашне) Больны, что ли? (С опаской отодвигается)
       Верховцев. Вы про что? (Трогает кашне) Ах, про это… нет, не болен.
       Магазинов. Я к вам давно собирался…
       Верховцев. Что так?
       Магазинов. Узнать ваше мнение. Вы… прочли?
       Верховцев. Вы про что? Ах, это про пеликана.  Совсем забыл и не читал даже. Некогда.
       Магазинов. А книга где?
       Верховцев. Должно быть на «кухонном столе».
       Магазинов. На кухонном?!
       Верховцев.  Я образно… не беспокойтесь, отыщется.
       Магазинов. Нет, я вас очень прошу послать  за ней и немедленно. Она с автографом . Украсть могут.
       Верховцев. Ну, кому надо! Чего вы так испугались? Ведь у вас тираж  20000 экземпляров. Некоторые даже  в банке хранятся в особом сейфе.
       Магазинов. Нет, вы мне сейчас дайте.

       (Входит секретарь,  передаёт книгу  Магазинову.  Тот кладёт книгу  на стол, перекладывает на стул, снова на стол)

       Магазинов. Вы ведь не так много читаете?
       Верховцев. Нет, не так много.
       Магазинов. А уж по части беллетристики – ничего?
       Верховцев.  Ни-че-го! Вот иногда только ваше. Что же я недавно читал? «Бур»? Нет. «Отхожий пост». Не то. Не помню. Лет пять назад читал. Некогда.
       Магазинов. Я ещё в "42" предсказал, Россией будет править  бывший сотрудник КГБ, и всегда и всех уверял, что это будет чрезвычайно умный человек.
       Верховцев. Благодарю. Польщён. До 42 я вряд ли доживу. Хотя при плане до 80… надо подумать. В Германию не собираетесь?    Вы ведь, кажется, приехали к нам от говяжьей инфекции спасаться.
       Магазинов. Н-нет. Не совсем так. Но я действительно хочу прожить как можно дольше.
       Верховцев. Мой вам совет – пейте пиво.
       Магазинов. Пиво?! (Заинтересовано) И у вас есть сигнатура? А, понимаю, это из рекламы. Да? Следующий сюжет я бы снял в мавзолее. (Задумчиво) А вообще, я хочу износиться как можно позже. Хотя  в Европе и климат лучше и строения крепче…   Как вы думаете?
       Верховцев. Сомневаюсь. Уж больно центробежные силы велики.
       Магазинов. Ну и пусть. Если что там и рухнет, то и падение будет великим. У нас же упадут не камни, а всё расплывётся в грязь. А тут ещё эти бомбы, реакторы, космические станции…
       Верховцев. Бог не выдаст, свинья не съест.
       Магазинов. Я в русского Бога совсем не верю. Вы, надеюсь, понимаете разницу между верой и посещением церкви? Верить, так, как верил русский мужик, у которого в каждом углу было по божку, я не умею. А в церковь ходить перестал после одного случая. Как-то в пасхальную ночь пошёл я в церковь. Внутрь церкви не попал. Обошёл сбоку и встал напротив открытого окна. Попы вокруг престола стоят, лица потные. Один их них губами шевелит, а остальные изредка крестятся. Потом, смотрю, губошлёп креститься начал. А у остальных попов животы заходили. Анекдоты травят, охульники. Вы можете себе представить?
       Верховцев. А в европейского?...
       Магазинов. Бога? Я ни в кого не верю. Тем более живя в России.
       Верховцев. Да, Россия страна сложная, в ней что угодно произойти может и происходит.  И что поразительно, ребята из ЕР  успевают  клоаку расчищать.  А как там ваша сточная труба поживает?   
       Магазинов. Представьте себе, что этот водосточный вопрос в нашем посёлке Ленинский путь милее и дороже мне всех вопросов моего отечества.
       Верховцев. Позвольте вам не поверить. Вы любите мистифицировать. Кто как не вы выставили столько самых современных типов, угадал столько самых современных вопросов, указал именно на те главные пункты, из которых составляется современность. Уверяйте после этого в  страшном интересе к сточной трубе.
       Магазинов. Да, я предсказал августовскую революцию. Слияние национальной идеи и теологии.
       Верховцев. Допустим, и до вас Интернационал с Папой соединить пытались. Впрочем, у нас происходят такие невероятные события, что каждого, сколько нибудь пишущего интеллигента можно притянуть к любому современному вопросу и даже сделать из него автора этого вопроса.
       Магазинов. То есть? Например.
       Верховцев. Пример? Пожалуйста. Помните фильм «Застава Ильича»? С этим, как его? Он ещё министром культуры был. Окуджава там поёт про комиссаров в пыльных шлемах. Звучало как передача палочки. Героико-патетически звучало. Но, позвольте, почему комиссары над погибшим в шлемах стоят. Не по товарищески как-то. Да и товарищ ли он им или жертва? Изменились времена – изменились и оценки.
       Магазинов. Никогда не писал ко времени, не имея главной целью…
       Верзовцев. Тот есть вскользь писали. Чтобы время убить. Вы таким времяпрепровождением эмиграцию только усилите, особенно среди  либералов.
      Магазинов. Я сюда не для агитации приехал.   
      Верховцев. Жаль, что вы так заняты своим ватерклозетом.
      Магазинов. Далась вам это труба. Вы сами чем-то подобным в туалетах  хотели заняться. Так я и думал, что меня в России привлекут к дискуссии.
       Верховцев.  А если могли предвидеть, то зачем пожаловали?
       Магазинов. Я понять хотел, почему это мне все в России навязывают какое-то знамя? Даже среди самых отъявленных…радикалов есть мнение, что и им пригодиться смогу по приписываемой мне необыкновенной способности к преступлению. Мне уже одна дамочка предлагала поучаствовать…  Да запуталась между двумя фобиями: юдофобией и антисемитизмом.
       Верховцев. И что вам мешает?
       Магазинов. Помочь ей разобраться? Поздно уже. Умерла недавно.
       Верховцев. Нет. Совершить преступление.
       Магазинов. Где? Здесь в России? А потом взять и …. Уехать. А человечество? Простит ли оно?
       Верховцев. Нам это не грозит. Россия – страна хронического переходного периода. По несколько раз присягать приходится. Так что все измены забываются. Это вам не Европа. В России можно жить долго.
       Магазинов. Всего более меня удивляет то, что это так серьёзно.
       Верховцев. Положение настолько серьёзно, что и к вам могут придти…
       Магазинов. Больше всего я позора боюсь.
       Верзовцев. Какого позора? Вы-то тут каким боком? Вы же ничем себя не скомпрометировали.
       Магазинов. Вот это и обидно, а давно пора.  Я и книгу написал  последнюю.   Надоели эти особые пути, то без Бога, то с иконами, хоругвями и песнопениями.
       Верховцев . Удивляетесь, что я верующим стал. Вам бы на моё место….