Статьи. 33 Звук Си - великий миф человечества

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора обязательна




Статья 33. ЗВУК СИ – ВЕЛИКИЙ МИФ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опубликовано 11 марта 2018 г. Свидетельство о публикации № 218031101123


Современная музыкальная система темперации делит гамму на 12 полутонов и 7 ступеней (тонов). Согласно элементарной арифметике, если в гамме 12 полутонов, то, соответственно, тонов должно быть в два раза меньше, то есть 6, и ступеней в гамме не 7, а 6. Таким образом, в совершенном темперированном строе 12 хроматических ступеней (6 диатонических ступеней): 1) до; 2) до диез; 3) ре; 4) ре диез; 5) ми; 6) ми диез; 7) фа; 8) фа диез; 9) соль; 10) соль диез; 11) ля; 12) ля диез. Звука «си» не существует в принципе. Октава состоит из двух трихордов (например, до-ре-ми, фа-соль-ля).

Даже ребенок, глядя на клавиши современного фортепиано, видит, что группы из двух черных клавиш чередуются с группами из трех черных клавиш, и ни о какой равномерности в такой системе не может быть речи. Получается, что клавиатура равномерно темперированного строя неравномерна. Это происходит из-за того, что звук «си» лишний. Клавиатура совершенного темперированного музыкального строя (СТС) - это простое чередование тонов и их диезных тонов; при этом клавиши также окрашены в тона цветовой гаммы, соответствующие тому или иному тону звуковой гаммы.

Расчет совершенного темперированного строя звука представлен в одноименной работе по адресу:

http://www.proza.ru/2017/01/29/184

На примере первой октавы были рассмотрены различия между частотами современного равномерного темперированного музыкального строя и рассчитанного в данной работе вычисленного нами совершенного темперированного строя.

Значения частот ступеней первой октавы в равномерном темперированном строе (РТС):
(си малой октавы РТС 246,94 Гц);
до1 первой октавы РТС 261,63 Гц;
ре1 первой октавы РТС 293,67 Гц;
ми1 первой октавы РТС 329,63 Гц;
фа1 первой октавы РТС 349,23 Гц;
соль1 первой октавы РТС 392,00 Гц;
ля1 первой октавы РТС 440,00 Гц;
си1 первой октавы РТС 493,88 Гц;
(до2 второй октавы) РТС 523,25 Гц.

Значения частот ступеней первой октавы в совершенном темперированном строе (СТС):
до1 первой октавы СТС 240,0058 Гц;
до диез1 первой октавы СТС 251,4298 Гц;
ре1 первой октавы СТС 264,0060 Гц;
ре диез1 первой октавы СТС 277,8956 Гц;
ми1 первой октавы СТС 293,3404 Гц;
ми диез1 первой октавы СТС 310,5884 Гц;
фа1 первой октавы СТС 330,0080 Гц;
фа диез1 первой октавы СТС 351,9920 Гц;
соль1 первой октавы СТС 377,152 Гц;
соль диез1 первой октавы СТС 406,1512 Гц;
ля1 первой октавы СТС 440,0108 Гц;
ля диез1 первой октавы СТС 459,1336 Гц;
(до2 второй октавы) СТС 480,0116 Гц.

Из различия этих данных видно, что только звук «ля» из-за того, что он камертонный (т.е. рассматриваемый как эталон звуковой частоты, по которому настраивается вся музыкальная система), совпадает в обеих системах, остальные звуки в подлинной (совершенной) темперации СТС примерно сдвинуты на один тон ниже звуков господствующего сегодня темперированного строя (РТС): «до» СТС – это примерно «си» РТС; ре СТС – это примерно до РТС; «ми» СТС – это примерно «ре» РТС; «фа» СТС – это примерно «ми» РТС; «соль» СТС – это примерно «фа диез» РТС, «ля» в СТС и РТС совпадают. Звук «си» в совершенном темперированном строе отсутствует, а звук «ля диез» (459,1336 Гц) в нем даже близко не находится со звуком «си» (493,88 Гц) равномерно темперированного строя.

Таким образом, гамма в совершенном темперированном строе (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (до)) на языке современной равномерной темперации приближенно выглядит следующим образом: (си, до, ре, ми, фа диез, ля, (си)), что сильно отличается от общепринятых значений. Но это и есть звукоряд подлинной гаммы, используемой в музыке, которая звучит во всей Вселенной.

Иоганн Себастьян Бах горячо поддерживал и развивал равномерный темперированный строй (например, им были написаны два тома «Хорошо темперированного клавира»), но он настраивал инструмент на слух. Сегодня мы можем точно настроить каждую клавишу электронного инструмента на заданную нами частоту, лишь введя ее значение в компьютер. Также следует помнить о знаменитых «гармонических задержаниях Баха», которые в большинстве случаев и означают, что звучание располагается где-то между одновременно извлекаемыми звуками. Это как раз и отмечает несовершенство баховской темперации, которая используется на Земле до сих пор. К тому же, многие музыканты знают о «неестественности», «приземленности» и ощущении «трагически-тоскливого давления» от темперированного строя, в частности от звуков фортепиано (даже барабаны звучат жизнерадостнее).

Звуковая гамма является циклом, условно разделенным на 12 хроматических ступеней. Цветовой спектр также является циклом, который условно делят на 12 тонов. Между ступенями гаммы (рассматривается совершенный темперированный строй) и тонами спектра существует линейное соответствие:

до - глубокий розовый цвет 650-672 нм, RGB (255; 0; 127,5) – (в обычном понимании розовый цвет);
до диез - красный цвет 627-649 нм, RGB (255; 0; 0) – (в обычном понимании красный цвет);
ре - темно-янтарный цвет 605-626 нм, RGB (255; 127,5; 0) – (в обычном понимании оранжевый цвет);
ре диез - желтый цвет 582-604 нм, RGB (255; 255; 0) – (в обычном понимании желтый цвет);
ми - цвет шартрез 559-581 нм, RGB (127,5; 255; 0) - (в обычном понимании желто-зеленый цвет);
ми диез - зеленый лаймовый цвет 536-558 нм, RGB (0; 255; 0) – (в обычном понимании зеленый цвет);
фа - весенне-зеленый цвет 514-535 нм, RGB (0; 255; 127,5) – (в обычном понимании изумрудный цвет);
фа диез - цвет морской волны (циановый) 491-513 нм, RGB (0; 255; 255) – (в обычном понимании сине-зеленый цвет);
соль - лазурный цвет 468-490 нм, RGB (0; 127,5; 255) – (в обычном понимании небесно-голубой цвет);
соль диез - синий цвет 445-467 нм, RGB (0; 0; 255) – (в обычном понимании синий цвет);
ля - фиолетово-сизый цвет 423-444 нм, RGB (127,5; 0; 255) – (в обычном понимании фиолетовый цвет);
ля диез - цвет маджента 400-422 нм, RGB (255; 0; 255) – (в обычном понимании фуксиево-пурпурный цвет).

Переводя эти соответствия на язык житейских терминов, можно сказать, что звук до красного цвета спелого граната, ре - оранжевого цвета апельсина, ми – зеленого цвета сочной травы, фа - голубого цвета всех оттенков морской волны, соль - синего цвета всех оттенков небесного цвета, ля - розово-фиолетового цвета спелого инжира, звук си в совершенном строе отсутствует.

Рассчитанный в указанной выше работе совершенный темперированный строй и соответствия между звуками и цветовыми тонами положены в основу работы особенной модели электропианино с цветными клавишами, названного ТЭЛИОТИТОФОНОМ (греч. телеиОтита – совершенство; фон – голос, звук) – музыкального инструмента будущего, в конструкции которого каждая клавиша тона обязательно чередуется с клавишей этого повышенного (диезного) тона. Каждая клавиша инструмента окрашена цветом, соответствующим звучащему музыкальному тону.

Выводы:
1) В музыкальной гамме не 7 основных ступеней, а 6 основных ступеней, подобно тому, как и в световом спектре не 7 цветов, а шесть: розовый (до), оранжевый (ре), желто-зеленый (ми), весенне-зеленый, он же изумрудный (фа), лазурный (соль), фиолетовый (ля). В гамме также 6 диезных полутонов красный (до диез), желтый (ре диез), зеленый (ми диез), цвет морской волны (фа диез), синий (соль диез), пурпурный (ля диез). В совершенном музыкальном строе «си» как самостоятельная ступень системы отсутствует.

2) На основе шести тонов целотонной гаммы образуются 12 полутонов хроматической гаммы: до, (до диез), ре, (ре диез), ми, (ми диез), фа, (фа диез), соль, (соль диез), ля, (ля диез). Подобным образом в цветовом спектре образуются 12 цветов: темно-розовый до, (красный до диез), оранжевый ре, (желтый ре диез), цвет шартрез ми, (зеленый ми диез), весенне-зеленый фа, (цвет морской волны фа диез), лазурный соль, (синий соль диез), фиолетово-сизый ля, (цвет маджента ля диез). Соответствие между звуками гаммы и цветами спектра прямое.

3) При сравнении равномерного темперированного строя и совершенного темперированного строя выяснилось, что только звук «ля», как камертонный звук, совпадает в обеих системах, остальные звуки в подлинной (совершенной) темперации СТС примерно сдвинуты на один тон ниже звуков господствующего сегодня в музыке темперированного строя (РТС). Звук «си» в совершенном темперированном строе отсутствует, а звук «ля диез» (459,1336 Гц) в нем даже близко не находится со звуком «си» (493,88 Гц) равномерно темперированного строя. Гамма в совершенном темперированном строе (до, ре, ми, фа, соль, ля, (до)) на языке современной равномерной темперации приближенно выглядит как (си, до, ре, ми, фа диез, ля, (си)), что сильно отличается от принятых значений.


Авторские ссылки:

1) О предмете тэлиотитологии:

http://www.proza.ru/2016/07/02/1011

2) Определение циклического часа:

http://www.proza.ru/2017/02/09/1602

3) О совершенном темперированном строе (СТС) звука:

http://www.proza.ru/2017/01/29/184

4) О совершенном темперированном спектре видимого света:

http://www.proza.ru/2018/02/27/1294

5) Конвертация длин световых волн в RGB:

http://www.proza.ru/2018/02/27/1409

6) Памятка тэлиотитологу:

http://www.proza.ru/2018/03/11/1022

7) О некоторых особенностях тэлиотитологии:

http://www.proza.ru/2018/03/11/1085