Блок. Мне страшно с Тобой встречаться... Прочтение

Виталий Литвин
 21. «Мне страшно с Тобой встречаться…»






                Мне страшно с Тобой встречаться.
                Страшнее Тебя не встречать.
                Я стал всему удивляться,
                На всем уловил печать

                По улице ходят тени,
                Не пойму — живут, или спят…
                Прильнув к церковной ступени,
                Боюсь оглянуться назад.

                Кладут мне на плечи руки,
                Но я не помню имен.
                В ушах раздаются звуки
                Недавних больших похорон.

                А хмурое небо низко —
                Покрыло и самый храм.
                Я знаю — Ты здесь, Ты близко.
                Тебя здесь нет. Ты — там.
                5 ноября 1902




А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
     «Эпиграф: "На всех явлениях лежит печать". ("Швея" 3. Гиппиус).»

     Напомню, что эпиграф у Блока  – это ссылка на начальную сцену, сцену, непосредственно предшествующую стихотворению. Перечитаем стихотворение З. Гиппиус полностью:

                «Уж третий день ни с кем не говорю...
                А мысли – жадные и злые.
                Болит спина; куда ни посмотрю –
                Повсюду пятна голубые.

                Церковный колокол гудел; умолк;
                Я всё наедине с собою.
                Скрипит и гнется жарко-алый шелк
                Под неумелою иглою. 

                На всех явлениях лежит печать.
                Одно с другим как будто слито.
                Приняв одно – стараюсь угадать
                За ним другое, – то, что скрыто. 

                И этот шелк мне кажется – Огнем.
                И вот уж не огнем – а Кровью.
                А кровь – лишь знак того, что мы зовем
                На бедном языке – Любовью. 

                Любовь – лишь звук... Но в этот поздний час
                Того, что дальше, – не открою.
                Нет, не огонь, не кровь... а лишь атлас
                Скрипит под робкою иглою.
                1901» 


     В предыдущем стихотворении книги («Разгораются тайные знаки…») инок пытался разгадать значения тайных знаков, проступающих на стене пещеры, а у Зинаиды Гиппиус – словно в  соседнем скиту пещерного монастыря пытается не запутаться в знаках и печатях, отличить  реальное от сверхреального инокиня.

Герой заглавного стихотворения окончательно запутался. Без Неё – невозможно. Но встречаться с нею теперь тоже не в восторг.
     Реальности спутались тоже:

                По улице ходят тени,
                Не пойму — живут, или спят…

     Это они – живут, или это спит он сам?

                Я знаю — Ты здесь, Ты близко.
                Тебя здесь нет. Ты — там.

     Ты – там, Ты – здесь. Две величины порознь равные третьей – равны между собой. То есть там – это  здесь.  То есть Милая – все-таки Ты?
     Но:

                В ушах раздаются звуки
                Недавних больших похорон.

     Напомню, все началось с пророчества:

                «Сбылось пророчество мое:
                Перед грядущею могилой
                Еще однажды тайной силой
                Зажглось святилище Твое.      
                7 марта 1901»

     Так что «грядущая могила» уже осталась в прошлом? Осталась в прошлом, и ничего не произошло? Не случилось вот этого:

                «…И давно всё знаю наперед:
                Будет день, и распахнутся двери,
                Вереница белая пройдет.

                Будут страшны, будут несказанны
                Неземные маски лиц…
                Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
                Сумасшедший, распростертый ниц.

                И тогда, поднявшись выше тлена,
                Ты откроешь Лучезарный Лик.
                И, свободный от земного плена,
                Я пролью всю жизнь в последний крик.
                29 октября 1902»


     Нет, вереница безликих безымянных теней, безмолвно цепляющихся за плечи –  такие будут, не будет – воссияния  Лучезарного Лика.
     И не «будет» – не было.

     – «А хмурое небо низко — //Покрыло и самый храм» – напомню “запечатанное” (термин Блока), не допущенное в книгу стихотворение «Пять изгибов сокровенных…» :

                «…Но ужасней — средний храм —
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам.
                10 марта 1901»

     По-моему – это ключ к последним строкам исходного стихотворения:

                Я знаю — Ты здесь, Ты близко.
                Тебя здесь нет. Ты — там.
                5 ноября 1902

     "Тебя" здесь – снаружи – нет. "Ты" – там. Внутри этого «среднего» храма, куда заглядывала, к которому приводила его в самом начале «его невольничьих служений», полтора года тому назад, где курятся кадильники, где на алтарях приносятся жертвы непонятным, чужим богам.
    И осознание, что твой храм - вот этот дом ужасов, и есть причина того, что:

                Мне страшно с Тобой встречаться


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     Посылая стихотворение в числе 15  других, предназначенных для публикации в альм. "Гриф", Блок отнес его ко второй группе, в которой "гамма разнородных предчувствий  слилась "в холодный личный ужас (7-13)" (ЛН. Т. 92.  Кн. 1.  С. 528).

     – …Мне страшно с  Тобой встречаться и  след.  – Ср.  в  неотправленном письме  к Л.Д. Менделеевой от 31  октября 1902 г.: "Мне было бы страшно остаться с Вами. На всю жизнь – тем более. Я и так иногда боюсь и дрожу при Вас, незримый. Могу или лишиться рассудка, или самой жизни ( ... ) Но остаться с Вами, с Вами, с Вами ... ".
     – …Я стал всему удивляться ... – Ср. в письме к А.В. Гиппиусу 28  августа 1902 г.: "Должен сказать Вам, что с некоторых пор у меня нравственно открыт рот от удивления на многие события, касающиеся лично меня" .
»

*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ЧЕТВЕРТОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
                Сцена четвертая. Итог.

     Итог:

17. «Ты свята, но я Тебе не верю…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/966 )
Прозрение мученичества: «…Ты откроешь Лучезарный Лик./И, свободный от земного плена, / Я пролью всю жизнь в последний крик.»
18. «Будет день, словно миг веселья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/911 )
Мечтание как воспоминание: будет как тогда, когда «…В конце января и начале февраля… явно является Она.»
19. «Его встречали повсюду…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/919 )
Согласие на Чашу.
20.«Разгораются тайные знаки…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/928 )
Предчувствие провала Миссии.
                21. «Мне страшно с Тобой встречаться…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/1077 )
                Путаница реальностей.
22. «Дома растут, как желанья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/13/969 )               
Катастрофа.
*