Блок. Разгораются тайные знаки... Прочтение

Виталий Литвин
 
 
20.«Разгораются тайные знаки…»








                Разгораются тайные знаки
                На глухой, непробудной стене
                Золотые и красные маки
                Надо мной тяготеют во сне.

                Укрываюсь в ночные пещеры
                И не помню суровых чудес.
                На заре — голубые химеры
                Смотрят в зеркале ярких небес.

                Убегаю в прошедшие миги,
                Закрываю от страха глаза,
                На листах холодеющей книги —
                Золотая девичья коса.

                Надо мной небосвод уже низок,
                Черный сон тяготеет в груди.
                Мой конец предначертанный близок,
                И война, и пожар — впереди.
                Октябрь 1902









     В качестве вступления  строфа из предыдущего стихотворения:

                "Входил в свою тихую келью,         
                Зажигал последний свет,
                Ставил лампаду веселью
                И пышный лилий букет…
                Октябрь 1902"

     Увидели? Представили инока, услышали его мольбу? А теперь смотрите:

                Разгораются тайные знаки
                На глухой, непробудной стене
                Золотые и красные маки
                Надо мной тяготеют во сне…
 
     Оглянитесь: кругом «ночные пещеры»,  а красные маки – это цветы, дающие красный дурман. И почти видна раскалённая пустыня за стенами пещеры, упрятанной в первой гряде огораживающих пески гор.
     И  ближе к утру:


                …голубые химеры
                Смотрят в зеркале ярких небес

     И “голубое”, “лазурь” здесь – это химеры… А раньше “золото” и “лазурь” всегда были признаками истинности, Её атрибутами.

                Убегаю в прошедшие миги,
                Закрываю от страха глаза,
                На листах холодеющей книги —
                Золотая девичья коса.

     Ничего ж себе – закладочка… Золотая – как маки, как обманка. Холодеющая книга – как только что умершее тело…

     Поэт стряхивает сон, возвращается в настоящее и понимает:

                Надо мной небосвод уже низок,
                Черный сон тяготеет в груди.
                Мой конец предначертанный близок,
                И война, и пожар — впереди…

    Будет и война, и пожар… И сгорит его замок, его терем – его домик в Шахматово… Безликие первым делом, почти сразу по Великой Октябрьской социалистической революции, доберутся до него, разграбят и сожгут.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     - « … тайные знаки //  На глухой, непробудной стене», – Ср. в ветхозаветной "Книге пророка Даниила": "Валтасар царь сделал большое пиршество ( … )  В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского ( … )
     И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его" (Дан. V,  1,  5, 8).  Слова, написанные на стене, пророк Даниил расшифровывает как предсказание гибели царства Валтасара (Дан. V,  26).
 
     - «Укрываюсь в ночные пещеры …  » и след  - Вторая и третья строфы вводят новозаветную тему (раскрытую в основном через перефразировки "Первого послания к коринфянам" ап. Павла). Ветхозаветному миру "суровых чудес" и "химерической" дневной (рациональной) жизни, соотнесенной с античностью ("на заре - голубые химеры … "), противостоит Любовь; ср.: "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости ( … ) Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание ( … ), а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор., 1, 22 и XIII, 2).
     С "тайным знанием" связаны мысли о гибели, с любовью- надежда на спасение. Столкновение ветхозаветных и новозаветных мотивов становится у Блока выражением двух концепций символизма: понимания символизма как "тайного знания" ("чудеса" и пророчества), как "детской" мистической любви ("золотая девичья коса",  противопоставленная "холодеющей книге").
     Первое понимание символизма ассоциируется у Блока также с эсхатологическими идеями Мережковского и "мудростью" "петербургских мистиков", второе выражается ассоциативным рядом: "коса"- Л. М. Менделеева (связано с реальным обликом будущей невесты); Любовь Дмитриевна -Любовь (к миру любви в стихотворении относятся и "прошедшие миги"- о символике прошлого см. с.439 наст. тома).

     [
     "тайны" - А. А. Блок "О современном состоянии русского символизма": «… символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
    "Символикой"  Редакция называет комплекс устойчивых ассоциация автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет.

     стр 439 (Примечание к стихотворению "ПРОШЕДШИХ ДНЕЙ НЕМЕРКНУЩИМ СИЯНЬЕМ…"):
     «
      Упомянуто [комментируемое стихотворение] в дневниковой записи Блока от 30(17) августа 1918 г.: «Первое шахматовское стихотворение ("Прошедших дней …", 28 мая) показывает, как овеяла опять грусть воспоминаний о 1898 годе, о том, что казалось (и действительно было) утрачено».
     Воспоминания о 1898 г. прежде всего связаны с шекспировским спектаклем 1 августа …  Ср. с произведениями русской лирики пушкинской и послепушкинской поры, содержащими элегический мотив "воспоминания": "Воспоминание" ("Прошли, прошли вы, дни очарованья!.. ", 1816) и "Песня" ("Минувших дней очарованье ... ", 1818) В.А. Жуковского, "Разочарованье" ("Протекших дней очарованья … ", 1824) А.А. Дельвига и популярный романс А.С. Даргомыжского на эти стихи и мн. др.
     »   
     ]
   
   - «Надо мной небосвод уже низок … » и след. - Фольклорный и мифопоэтический образы пожара и падающего неба - символы гибели - возвращают к настроениям первой строфы.
     - «Мой конец предначертанный близок … » - Возвращение к легенде из "Книги пророка Даниила"; первое из слов, начертанных на стене, означало: "Исчислил Бог царство твое и положил конец ему" (Дан. V, 26).

     - «…  И война и пожар - впереди», - Автореминисценция устанавливает связь со стих. "Гамаюн, птица вещая" (1899). Ср.: "Вещает казней ряд кровавый,// И трус, и голод, и пожар".

Публикации: I3. С. 194 и I4. С. 168 - в цикле СПД, в разд. "IV, Свершения.
(1902 год)"; I5. С. 164-165.
     [
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]

*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: «Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя».
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ЧЕТВЕРТОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
                Сцена четвертая. Итог.

     Итог:

17. «Ты свята, но я Тебе не верю…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/966 )
Прозрение мученичества: «…Ты откроешь Лучезарный Лик./И, свободный от земного плена, / Я пролью всю жизнь в последний крик.»
18. «Будет день, словно миг веселья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/911 )
Мечтание как воспоминание: будет как тогда, когда «…В конце января и начале февраля… явно является Она.»
19. «Его встречали повсюду…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/919 )
Согласие на Чашу.
                20.«Разгораются тайные знаки…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/928 )
                Предчувствие провала Миссии.
21. «Мне страшно с Тобой встречаться…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/1077 )
Путаница реальностей.
22. «Дома растут, как желанья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/13/969 )               
Катастрофа.
*