О женщинах. Мой конспект книги Пол и характер О. В

Анатолий Писцов
Мой конспект книги Пол и характер О. Вейнингера

Для краткости в конспект включены законченные утверждения автора о сущности женщин, как правило, без авторских аргументов и комментариев. В конспекте не отражены материалы гл. XIII «Еврейство».

Содержание.

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.

МИНИ КОНСПЕКТ.
Исходные позиции автора.
Психологические особенности женщины.
Отношения женщины к мужчинам вообще и к мужу в частности.
Материнство и проституция.
Женщина и политика.
Женская преступность.
Женщина и наука, познание.
Сексуальные устремления женщины.
Резюме автора о женщинах.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.


ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.

        Описание (https://www.ozon.ru/person/246861/

"Пол и характер. Принципиальное исследование" Отто Вейнингера - знаменитое философско-психологическое исследование, созданное в самом начале XX столетия и на многие годы опередившее свое время, во многом предвосхитившее развитие психологии в XX веке. О.Вейнингер перешагнул невидимую грань уже устоявшихся представлений и задался вопросом о том, какое же место занимают в мироздании мужчина и женщина вообще, но обнаружил, что вопрос этот касается прежде всего каждого отдельного человека. Ему открылась бисексуальность человеческого существа как физиологически заданное природой свойство и, что еще более важно, норма психики: все особенности мужского пола, хотя и в слабом, едва развитом состоянии, можно найти и у женского; и наоборот, признаки женщины в своей совокупности содержатся и в мужчине, хотя в очень неоформленном виде. Была выделена одна из базовых структур психики - единство мужского и женского в ней. И это задолго до архетипов Юнга, до работ по тендерной проблематике, до открытий биологии середины XX века. Значение этой книги для становления сознания человека XX века трудно переоценить. Книга стала сигналом конца галантного века, сигналом того, что два пола сошлись в прямом противостоянии либо в поиске нового союза, гармонии на иных, чем прежде, основаниях. И это было сверхактуально, недаром в течение первых трех десятилетий после создания книга была издана десятками тиражей на большинстве европейских языков.
Для современного читателя интересна прежде всего вторая часть книги, в которой автор, проявляя удивительную исследовательскую интуицию и используя блестящее знание психологии, истории, философии, приходит к неожиданным и ошеломляющим выводам.

 
 О.Вейнингер

Отто Вейнингер родился 3 апреля 1880 года в Вене. Происходил из состоятельной еврейской семьи. В 1898 году поступил на философский факультет Венского университета и блестяще окончил его, защитив в 1902 году докторскую диссертацию по бисексуальности. В тот же день принял христианство. Широкую известность получил философский трактат Вейнингера "Пол и характер", опубликованный в конце 1902 года. Основываясь на теории бисексуальности, автор книги утверждает, что каждый человек представляет собой комбинацию мужского и женского начал, причем мужской элемент позитивен, нравственен и плодотворен, а женский - негативен, аморален и непроизводителен. Женское начало исключает гениальность и сводится к чувственности, безличности и ничтожеству. В главе "О еврействе" "женский" и, стало быть, безнравственный иудаизм противопоставляется "мужскому" христианству.

Вечером 4 октября 1903 года в знаменитом номере старой венской гостиницы, в котором скончался Бетховен, Отто Вейнингер выстрелил себе в сердце. Агония продолжалась всю ночь… После смерти автора книга сразу приобрела мировую известность, была переведена на основные европейские языки. Только на русском она за короткий срок выдержала несколько изданий. По мнению одного из первых биографов Вейнингера, к самоубийству писателя привел конфликт между проповедуемым им аскетизмом и собственной чувственностью. В настоящее время отношение к трактату "Пол и характер" неоднозначно - ее считают сексистской и антисемитской и в то же время признана как одна из ярких работ о сущности гениальности, в ней автор развил новую теорию взаимоотношений полов, а для обоснования своего подхода использовал разнообразный  фактический материал из различных областей науки - биологии, психологии, социологии и истории.

      ОТЗЫВЫ о книге.

Отзыв: Greece 25 марта 2013
Замечательно, что переиздаётся эта книга. Разумеется, она кажется сегодня почти нарочито, вызывающе спорной. Хочется возражать на каждой странице и приводить само собой разумеющиеся аргументы в защиту женщин, которые, конечно же, не являются такими ничтожествами и бездарностями, какими пытается живописать их Отто Вейнингер. Но не надо забывать, что, написанная сто лет назад, эта книга в своё время производила впечатление разорвавшейся бомбы. Молодые эмансипэ пачками кончали с собой, поскольку не находили в себе сил продолжать жизнь в жалком облике существа женского пола, принципиальную ущербность которого столь сурово разоблачал Вейнингер. А сам Вейнингер покончил с собой, найдя в себе черты той самой женственности, с которой ни в коем случае не соглашался себя идентифицировать. Сегодня эта книга в значительной степени представляет исторический интерес, но она, несомненно, относится к тем исследованиям, которые оказали огромное влияние на осознание человечеством гендерных различий и которые нельзя не знать.

Отзыв: radomila Россия, Батайск, 2011-02-21
Книга "Пол и характер" - Отто Вейнингер - Автор гений, досконально разобрал все тонкости мужской и женской психологии.
Достоинства:
Интересно, многое прямо в точку
Недостатки:
Наверное есть
Эту книгу я впервые прочитала в подростковом возрасте, но и по сей день очень часто к ней обращаюсь. Более точного описания подноготной мужчин и женщин я не встречала ни у одного другого психолога. Всё, что есть на данный момент по гендерной психологии, часто базируется именно на книге Вейнингера.

Кто он такой? Австрийский философ и психолог 19 века, покончивший собой в 23 года. То есть получается, что все свои труды, включая "Пол и характер", он написал в возрасте около 20 лет! Гений, что тут скажешь.

Вейнингер выводит закон полового притяжения. Согласно его точке зрения, в каждом человеке в разных пропорциях присутствует мужское (М) и женское начало (Ж) и нужно компенсировать пропорциональный дисбаланс "М" или "Ж" за счёт другого человека. Такой союз будет идеальным. Оказывается, женская эмансипация - это не что иное как перевес "М", мужская гомосексуальность - наоборот.

За счёт физиологических различий, у мужчин и женщин разная сексуальность, психика, способности и т. д. Почему среди женщин так мало учёных и совсем нет философов, почему все их воспоминания связаны только с сексуальной жизнью, почему они часто думают о своей былой глупости, почему женщины совершают меньше преступлений, чем мужчины? Автор с лёгкостью отвечает на все эти, а также и многие другие вопросы. Интересно почитать и запомнить. Мне кажется, что если знать такие вещи будет проще жить.

Вообще у Вейнингера есть довольно радикальные взгляды, но я их не буду ставить в минус, ведь разобрать так глубоко психологию полов до него не мог никто.
Подробнее на Отзовик:
http://otzovik.com/review_53336.html

Отзыв: Meline, Россия, Ярославль,  2013-12-28
Книга "Пол и характер" - Отто Вейнингер - Бедный мальчик. И ведь не дурак вроде
Достоинства:
крик несчастной души. Женоненавистники обретут собрата по разуму
Недостатки:
несерьезно, истерично, и заметно тенденциозно
Ну вот не повезло человеку. В 20 стал импотентом, в 23 покончил с собой. Тонюсенькая книжечка, по-честному состоит из двух очень непохожих половинок.
Такое ощущение, что первую писал нормальный человек - несколько зацикленный на злокозненности женщин. Но... так... умеренно.
Вообще, здравые мысли есть. Нет как таковых ни мужчин, ни женщин, а есть абсолютная мужественность и абсолютная женственность и каждый из нас находится где-то между этими понятиями. И не просто находится, а пытается, с помощью спутника жизни дополнить себя до абсолюта. Мягким мужчинам требуются в спутницы женщины с твердым характером, а брутальные мужчины нуждаются в женственных спутницах. Строго говоря, современная психология с ним в этом согласна, различая пол и гендер. Да и на бытовом уровне - недаром есть поговорка, что "крайности сходятся".
А вот дальше... дальше резьбу сорвало и крыша поехала, тихо шифером шурша. Дальше - проклятия, бессильная злоба, желание унизить и подчинить - и так далее, и тому подобное.
Вот такой вот источник мудрости для уже скольких поколений женоненавистников. Хотите - почитайте, посмеетесь. Но особой мудрости не почерпнете.
Кстати, чтоб не быть обвиненной в голословном - женском! - наезде на автора, приведу мнение Ивана Солоневича. Вот уж брутальнее и мужественней некуда - погуглите, кому интересно, что это за человек. Цитирую, естественно, по памяти, поэтому могу быть чуток неточной
"а ... Вейнингера с его "Пол и характер" я бы просто повесил. Если мужчине не повезло родиться или стать импотентом, то это не дает ему право позорить наших жен, сестер, матерей и дочерей". Так-то вот!
Подробнее на Отзовик:
http://otzovik.com/review_698162.html

Отзыв М. Меньшикова в статье «Еврей о евреях», 1 февраля 1909 г. в книге Письма к русской нации.
Юноша двадцати трех лет успел написать громадную по объему книгу, о которой говорят теперь во всем свете, - и затем покончил с собой. Не правда ли, какая драма! Юноша - еврей, Отто Вейнингер. Книга его, чудовищная во всех отношениях, - "Пол и характер". Чудовищная она по величине, по страшному грузу знаний, в нее вложенных, по цинизму темы, по молниям правды и свинцовой туче предвзятости, которой она полна. Насквозь еврейская, эта книга тяжелая, смутная, нервная, трагическая и фальшивая. Никто никогда не высказывал такого бешеного презрения к женщине, такой злобы к очарованию женственности, такой гадливости к тому, что составляет тайну романа. Никто еще не привлекал в качестве палачей над "прекрасной половиной" человеческого рода столько книжного знания и столько молодого невежества. Женоненавистник Шопенгауэр - образец галантности в сравнении с юношей Вейнингером, так печально покончившим с собой. Что особенно трагично: юноша писал о предмете, не успев лично познакомиться с ним. Можно ли в двадцать лет пережить и перечувствовать всю природу женщины и крайне сложных отношений к ней? В книге незрелого еврейчика чувствуются следы полового психоза, крайней расстроенности, раздерганности воображения под гнетом, может быть, слишком раннего и слишком грубого опыта. Как бы оскорбленный в святыне нежных чувств, автор пламенно негодует и мстит природе, которая, однако, едва ли в чем повинна. Книга вышла, во всяком случае, замечательная. Автор сделал грустную рекламу ей, убив себя. В довершение всего за не совсем приличную по теме книгу ухватились юркие соотечественники автора, и она сделалась предметом издательской спекуляции. У нас около имени Отто Вейнингера сразу собралась кучка пишущих евреев: г-н Лихтенштадт перевел ее, г-н Файнштейн просмотрел в качестве доктора-венеролога, г-н Ашкинази читал корректуру (о чем тоже объявлено) и, наконец, сам Аким Волынский (Флексер) "внимательно проредактировал" перевод, о чем с комическою важностью он предупреждает публику. Книге предшествует, как водится, пухлая и скучная статья самого великого Акима.
В целом книга Вейнингера не настолько интересна, чтобы говорить о ней. Научность ее отдает студенчеством, философия - половой психопатией.

Мои соображения о книге.   

    О. Вейнингер предполагал, видимо, что книга будет подвергнута сильной критике со стороны читателей. Он попытался дать ответы на некоторые возможные критические возражения:
   «Против всего вышесказанного [во всей книге] главным возражением, которое, без сомнения, и будет сделано, может служить вопрос: насколько могут распространяться сделанные выводы на всех женщин. Для некоторых, может быть, даже для немногих, но не для всех же женщин это справедливо, ведь есть еще другие…
Существуют различные точки зрения на подразделения женщин, и, конечно, нужно остерегаться распространять на всех женщин то, что справедливо лишь относительно некоторых, хотя бы таковые находились и везде, и даже там, где они подавляются преобладанием противоположного типа. Женщин можно разделить на много категорий, так как женщины обладают весьма разнообразными характерами.

    Первоначально я не собирался рассматривать частные формы женственности. Мне думается, что я при этом избегал поспешных и неправильных обобщений и утверждал то, что в равной степени и с одинаковой справедливостью применимо ко всем женственным женщинам без исключения. До сих пор я говорил о «Ж» в самом общем смысле слова. [И] все то, в чем я обвинил женщину, найдут несправедливым по отношению, [например], к женщине-матери».

    Но самое главное, по моему мнению, состоит в том, что подобного глубокого и серьёзного анализа «женского вопроса» никто не сделал, кроме О. Вейнингера. Так что, несмотря на многие спорные утверждения, его книга имеет огромное, не переоценимое, значение для всех глубоко интересующихся этим вопросом.


МИНИ КОНСПЕКТ.

Исходные позиции автора.

      Я выбираю исходным пунктом исследования установленный эмбриологией факт половой недифференцированности первоначального, эмбрионального строения человека, растений и животных.
      У человеческого зародыша до пятой недели нельзя определить пол, в который он впоследствии разовьется. Только после пятой недели начинаются здесь те процессы, которые к исходу третьего месяца беременности заканчиваются односторонним развитием первоначально общего обоим полам строения; в дальнейшем течении своем процесс приводит к выработке определенного в смысле сексуальном индивидуума. Это двуполое, бисексуальное строение всякого, даже самого высшего, организма подтверждает тот факт, что признаки другого пола всегда остаются, а не исчезают и у однополого индивидуума, как индивидуума растительного и животного, так и человеческого. Дифференциация полов, разделение их никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачаточном, рудиментарном виде.

      Можно без колебания установить: существуют бесчисленные переходные ступени между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные формы пола». Нам следует пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж», только как типичными половыми формами, которых в действительности в абсолютном виде нет. Тем не менее не только можно, но и должно пользоваться этими понятиями о типе в его чистом виде. 

    У всех дифференцированных в половом отношении живых существ наблюдается влечение между мужчиной и женщиной, притяжение, направленное к половому сближению. Как закон тяготения, так и притяжения полов зиждется почти без исключения на основе взаимности. Если действительно каждому типу среди мужчин, как мы знаем, соответствует возбуждающий его женский тип, и наоборот, – то здесь, очевидно, в самой основе такого притяжения находится определенный закон.
   Точная формулировка этого закона гласит: «Для соединения полов нужны – совершенный мужчина «М» и совершенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях».

    Закон полового притяжения учит, что так как имеется громаднейшее количество промежуточных половых ступеней, то всегда могут быть найдены два индивидуума, правильно подходящие друг к другу.

   Самое здоровое потомство получается лишь там, где индивидуумы связаны взаимной сильной половой склонностью. В народе «дитя любви» давно уже считается во всех отношениях самым удачным. Наилучшего развития достигают те зародыши, родители которых были связаны наибольшим половым сходством. Наиболее интенсивно это половое сродство у индивидуумов, дополняющих друг друга в половом отношении.

Психологические особенности женщины.

      Мышление мужчины и женщины - это два совершенно различных рода, имеющих один и тот же объект: один мужской, находящийся в понятиях, другой женский, находящийся вне понятий.
   Так как женщине недоступна точная определенность понятий, то она вполне довольствуется тем, что сказанное ей вызывает у нее ряд шатких аналогий, и пребывает в уверенности, что поняла все.

    Мужчина обладает одинаковым с женщиной психическим содержанием, но только в более расчлененной форме. Там, где женщина мыслит более или менее генидами [неясными, размытыми, слитными представлениями], у мужчины имеются ясные отчетливые представления, с ясно выраженными и всегда независимыми от вещей чувствами. У «Ж» «мышление» и «чувствование» представляют единое, нераздельное целое, у «М» существует различие.

   «Ж» всегда ожидает от «М» прояснения своих темных представлений, ожидает истолкования генид. Это и есть основная противоположность полов. Расчлененность мысли в речи мужчины ожидается женщиной как третичный половой признак и действует на нее в таком смысле. Многие девушки говорят, что могли бы полюбить мужчину только более умного, чем они.

    Если подойти к женской речи с логической точки зрения, то наибольшим недостатком ее является разъятость суждений – смена одной мысли другой, что является результатом неспособности удерживать определенные представления. Женщина самостоятельно не сознает необходимости придерживаться этого принципа, и логика кажется ей ненужной. Для мужчины логика обязательна, и это чувство заставляет его всегда стремиться к логическому мышлению.

   Женщина не считает обоснованность для себя необходимой, она не видит надобности в том, чтобы обосновать свои мысли. И потому женщина смущается, если мужчина, по глупости своей, серьезно относится к ее суждению и требует доказательств, ибо такое требование чуждо ей совершенно; женщина не желает в суждениях своих придерживаться логики.

   «М» живет сознательно, «Ж» – бессознательно. Слова наши относятся к крайним типам. «Ж» получает свое сознание от «М». Половая функция типичного мужчины по отношению к типичной женщине – это превращать бессознательное в сознательное.

    Не просто лесть мужчине, рассчитанная на его тщеславие, проявляется в том, что женщина спрашивает у него совета, какие цвета подходят лучше для ее платья, – она не умеет сама подобрать их так, чтобы они производили эстетическое впечатление. Женщина не может обойтись без мужской помощи там, где необходимо чувство красоты, даже в вопросах своего туалета.

   Случайно возникшая в мозгу женщины теоретическая мысль остается без дальнейшей разработки: женщина не прилагает труда к тому, чтобы развить эту мысль, сделать ее прикладной в сфере жизненных отношений, связать ее с другими мыслями – женщина не останавливается на этой мысли.

    У женщины нет ни острого, ни высокого, ни глубокого, ни прямого ума, она, скорее, представляет полную противоположность всему этому. Она как целое есть отрицание всякого смысла, она – бессмысленна. Но это еще не слабоумие в смысле неспособности ориентироваться в практических явлениях. Наоборот, «Ж» гораздо равномернее и искуснее, чем «М», проявляет хитрость, расчетливость, «смекалку» во всех случаях, когда дело касается достижения близких ей эгоистических целей. Женщина никогда не бывает настолько глупа, как может быть иногда мужчина.

   Мысль женщины скользит по поверхности различных вещей, чего не наблюдается у мужчины, который привык проникать «в корень всех вещей».  То, что в мышлении женщины отсутствует специфическая определенность понятий, объясняет ее «чувственность», способствующую появлению самых странных ассоциаций и сравнений предметов, которые не имеют друг с другом ничего общего.

   Вечное пребывание в сфере чувств, отрицание понятия и понятливости, самоубаюкивание, без порывов к глубине, придает характер женственности стилю большинства современных писателей и художников. Мужское мышление отличается от женского своими прочными формами, потому что всякое «искусство настроений» есть «искусство» бесформенное.

   Абсолютно не может быть речи о женщинах, которые мучаются неразрешенными проблемами.

   Когда в своих (часто бессознательных) стремлениях женщина сталкивается с заблуждением, она теряет всякую способность критики, теряет контроль над реальностью.

   Надо уяснить себе, что женщина никогда за всю свою жизнь не бывает искренней.

   Мужское тщеславие есть проявление воли к ценности. И эта ценность есть достоинство мужчины. Женщины не имеют никакого достоинства. Их тщеславие направляется, вполне естественно, на сохранение, усиление и признание своей телесной красоты, то есть сводится к высшей женской ценности.
 
   Без памяти нельзя логически мыслить. У «Ж» отсутствует психологически непрерывная память, равно как и понятие о непрерывности вообще. Из этого следует подтверждение общепринятого положения, что у женщины нет логики.
Однако Георг Зиммель указывает на часто встречаемое строго последовательное мышление у женщины. Такие  случаи имеют место, когда женщина мыслит логично для достижения какой-либо конкретной цели.

   Человек, у которого пережитое еле живет в сознании, не может не лгать, если он обладает даром речи, и такому человеку вообще трудно удержаться от лжи. Этим объясняется упоминание в поэзии, в сказках, в пословицах о лживости женщин. Когда мужчина обращается к женщине с вопросом: «Зачем ты лжешь?» – то он убеждается в том, что она не понимает его вопроса, смотрит на него удивленно или же начинает рыдать.   

   Женщина может по заказу краснеть, смеяться, плакать и даже плохо выглядеть. Для такой лживости у мужчины не хватает органических и физиологических условий.

    Женщина, никогда не понимая себя в своем прошлом, не знает даже потребности этого понимания; поэтому она не придает значения тому, что о ней говорит мужчина.

    Женщина, когда ее спрашивают, что она подразумевает под словом «я», не может себе представить ничего другого, как только свое собственное тело. «Я» женщин – это внешность. Такой женщины, которая нашла бы себя в зеркале некрасивой и непривлекательной, – такой женщины нет.

    Женщины всегда выводят свою ценность из других вещей: из своих денег, своего имущества, числа и роскоши своих нарядов, яруса своей ложи в театре, своих детей, но прежде всего из своего почитателя, своего мужа.

    Женское сострадание – это миф, ухаживание за больным свидетельствует о наличии у женщин черты, противоположной состраданию: женщины не могут помочь больному, они способны лишь ухаживать за ним. Плач и вой, по незначительнейшему поводу, без всякого усилия хотя бы из стыдливости подавить в себе это чувство – вот женское сострадание.

     Бесстыдство, как и бессердечие женщины, выражается в том, что она рассказывает и, главное, как именно рассказывает, о том, что она любима. Женщина хвалится тем, что она любима, хвастает этим перед другими женщинами, чтобы возбудить в них чувство зависти.

   Женщина воспринимает влечение к ней другого человека совершенно не так, как мужчина, она понимает это не так, как признание ее действительной ценности, не как глубокое понимание ее существа, а как наделение ее тем значением, которого у нее раньше не было, – как дарованье ей того, что служит для нее легитимацией перед другими.
   Этим объясняется также и та невероятная способность женщины помнить комплименты, хотя бы они и были сделаны ей еще в дни ее ранней юности.
    Для истинной женщины не существует ни логического, ни нравственного императива. Закон и долг по отношению к себе самой – для женщины пустой звук.

   Женщина не может подняться над сверхчувственной [эмоциональной] личностью.

   Китайцы не признают в женщине собственной души. На вопрос о том, сколько у него детей, китаец назовет только сыновей своих; если же у него одни лишь дочери, то он назовет себя бездетным. Вероятно, на этой же почве Магомет исключил из рая женщин, результатом чего является униженное положение женщины в странах ислама.
 
   Природе «Ж» вовсе не свойственна гениальность. Есть женщины с некоторыми чертами гениальности, но нет женского гения, никогда его не было и он никогда не может быть.

   Все великие визионерки, о которых упоминает история, были истеричками, а самую знаменитую из них, святую Терезу, правильно называли «святой покровительницей истерии».

   Женщина менее дифференцирована, чем мужчина, а потому и менее взыскательна. Поэтому женщинам отдают предпочтение в занятии должностей в магазинах, на почте, телеграфе, телефоне, поскольку эти занятия очень однообразны и шаблонны. В этом смысле капитализм опередил науку: он нашел, что женский труд дешевле мужского, так как потребности женщины менее значительны.

  Женщина – как для самой себя, так и для других, – имеет положительную ценность только в возрасте половой зрелости.

   По мере того как женщина начинает стареть, у нее начинает замечаться исчезновение способности к психическому напряжению, развивавшейся одновременно с половой деятельностью и служившей ее целям  Мужчина никогда не становится настолько стар, как женщина.

     «Ж» лишена души, своего «я», индивидуальности, личности, свободы, она не имеет ни характера, ни воли. Из этого вывода следует то, что психология «М» и психология «Ж» должны рассматриваться совершенно отдельно одна от другой.

    Психология «Ж» пишется без исключения всегда мужчинами. Поэтому настоящую психологию «Ж» дать невозможно, так как описание ее не основано на самонаблюдении.

Отношения женщины к мужчинам вообще и к мужу в частности.

    Чтобы иметь возможность заимствовать определенные взгляды, женщина требует их от мужчины. Мужчина, который имеет неустойчивые взгляды (какова бы ни была эта неустойчивость), совершенно чужд ее пониманию. Рассуждения мужчины для нее признак мужественности, поэтому она жаждет, чтобы мужчина рассуждал. Женщина может говорить, но не может рассуждать.

   К мужчине применяется выражение «ищите женщину», но гораздо правильнее применить к женщине – «ищите мужчину».

    Мужчины бесконечно загадочнее, несравненно сложнее женщин.

   В качестве признака мужественности женщина ощущает тот факт, что мужчина сильнее ее в духовном отношении, и только такой мужчина привлекает ее. Сама этого не сознавая, женщина подает решающий голос против всех теорий равенства полов.

    Сильнее всего действует на женщину воля мужчины, и она удивительно тонко узнает, когда «я хочу» мужчины является только усилием воли и аффектацией и когда – действительно решимостью.

   Пожалуй, нет ни одного женского качества, которое бы, за всю жизнь женщины, под действием мужской воли не изменилось бы, не отошло бы на задний план или даже не исчезло бы совсем.

    Мужчина должен пересоздать женщину, чтобы полюбить ее.

   Ни множественности, ни одиночества не существует для женщины. Ей знакомо только состояние полного слияния с окружающим. Так как женщина лишена понятия своего «я», то она и не знает понятий «ты», а сливает оба эти понятия воедино (гл 12).

     Плохо понимает тот женщину, который интересуется ее духовным миром. Женщина не хочет быть субъектом, она всегда пассивна, жаждет проявления воли, направленной на нее. Она и не хочет уважения. Она хочет только, чтобы ее желали как тело, чтобы ею обладали как вещью.

   У женщин свойств нет, и единственным свойством является у нее эта бессвойственность. Вот вся загадка женщины, ее превосходство над мужчиной и неуловимость для него, потому что мужчина и здесь ищет твердого ядра.

   Высший момент в жизни женщины – это тот, когда в нее втекает мужское семя. Тогда раскрывается ее первобытие, и она испытывает изначальное наслаждение, сжимая в своих объятиях мужчину. Это наслаждение пассивности сильнее ощущения счастья у загипнотизированных. Бесконечная благодарность женщины мужчине за половой акт может быть мимолетна, как, например, у лишенной памяти проститутки, или же более длительна, как у женщины, более дифференцированной. Это постоянное стремление бедности присоединиться к богатству, это совершенно бесформенное и сверхиндивидуальное стремление нерасчлененного прикоснуться к форме, удержать ее в себе.
   
   И не только мужское семя, которое оплодотворяет и изменяет женщину (перелом после брака), но социальный дух мужчины пересоздает и наполняет женщину с ранних лет детства. Поэтому преимущества мужчин, чуждые женщине, могут появиться и у нее как итоги рабского подражания.

      То, что девочки лучше запоминают учебный материал, чем мальчики, объясняется только ничтожеством женщины, пропитывающейся каким угодно содержанием, в то время как в памяти мужчины сохраняется только то, что интересует его.

   Женщина чувствует потребность нравиться всем мужчинам, и так как абсолютной матери не существует, то в каждой женщине можно открыть хотя бы следы этой потребности, направленной на всех мужчин в свете без всякого исключения.

    Результаты сравнительной чувствительности у обоих полов показали, вопреки ходячему мнению, что чувствительность мужчин тоньше. Исключение здесь представляет только чувство осязания, которое у женщин оказывается тоньше, чем у мужчин. Однако болевые ощущения мужчины намного выше, чем у женщин.

  Женщина не знает настоящей ревности. Главная причина, почему женщина не может всецело отдаться чувству ревности, состоит в том, что если бы мужчина, даже безумно любимый ею, в соседней комнате сошелся бы с другой женщиной в половом акте, то из-за  полового возбуждения от [зрелища этого] полового акта для ревности не оставалось бы уже места. Такая сцена вызвала бы в мужчине отвращение и заставила бы его уйти, но женщина лихорадочно констатирует [увлечённо наблюдает] этот процесс.

   Для женщины же измена – это что-то заманчиво-пикантное, где играют роль не нравственность, а безопасность и репутация. Нет женщины, не изменившей хоть раз в мыслях или поставившей в упрек себе такую измену. Ибо женщина, вступив в брак со смутным желанием чего-то, и нарушает его – так как нет у нее вневременного «я».
Мотив верности договору существует только у мужчины; сила данного слова, лишающая свободы, невозможна по представлению женщины.

  Нет женского чёрта, как   нет  женского   ангела:   только   любовь,   это   упорное   отрицание действительности,  дает  мужчине   возможность  видеть  в  женщине  небесное создание,  только слепая ненависть может  заставить ее признать испорченной, подлой, низкой.

   Все же брак мог быть создан только мужчиной. Не было и нет ни одного правового установления, созданного женщиной: все право чисто мужского происхождения, разве только обычаи принадлежат женщине. Поэтому нельзя выводить законов из обычаев и наоборот. Это совершенно различные вещи. Потребность и сила для внесения порядка в запутанные половые отношения могли явиться только у мужчины.

   Эмансипация женщин не представляет их желания внешне уравнять себя в правах с мужчиной. Главным основанием в этой проблеме является желание женщины внутренне сравняться с мужчиной, достичь его духовной и нравственной свободы, разделить его интересы и овладеть силой творчества. Но эмансипироваться в женщине хочет только мужчина, в ней заключенный, потребность и способность к эмансипации в женщине зависит от находящейся в ней доли «М». Если мужественная женщина стремится к уравнению в правах с мужчиной, то женственная женщина не испытывает ни малейшей потребности в эмансипации.
   Практический вывод может быть лишь один: женщинам с мужскими чертами должно предоставлять свободный доступ ко всему и устранить все препятствия с их пути, так как истинные душевные потребности, всегда остающиеся в соответствии с физическим строением, серьезно толкают их к мужским занятиям. Но беспощадно отвергнуты должны быть партийные течения такого рода, ложное революционирование, все женское движение, которое порождает в столь многих противоестественное, искусственное и в самой основе своей лживое стремление.
    Отвергнута должна быть также нелепая фраза о «полном равенстве». Едва ли даже самая мужественная женщина явится обладательницей более чем 5 % «М», которому она обязана всем значением, которое она могла бы приобрести.

Материнство и проституция.

     Материнство и проституция – два полярно противоположных явления.
    Совершенная мать и абсолютная проститутка - два врожденных полярных предрасположения, которые в различных женщинах распределяются не в одинаковых отношениях. Действительность лежит между этими типами. Нельзя найти женщины без инстинктов проститутки. Но не бывает и женщин, окончательно лишенных материнских чувств. Но чаще приходилось встречать женщин с яркими чертами проститутки, чем с таковыми же, по силе, чертами матери, которые заглушали бы все проститутское.

    Сущность материнства заключается в желании иметь детей, это же и цель всей жизни матери. Для проститутки же оплодотворение утеряло окончательно эту цель.
    Абсолютная мать, жизнь которой только в ребенке, становится матерью через любого мужчину. Абсолютная проститутка даже в раннем возрасте ненавидит детей.

    К типу проститутки принадлежит не только продажная женщина, к нему можно причислить и замужних женщин и много так называемых благородных девушек – даже и таких, которые никогда не нарушали брачных уз.
   Проституция - явление, лежащее в самых недрах человеческой природы. Проституция существовала всегда, мало того, она даже принадлежала к числу религиозных установлений некоторых народов древности, например финикиян.

   Замечается формальное сходство между абсолютной матерью и абсолютной проституткой - обе они, в сущности, совершенно безразлично относятся к индивидуальности мужчины, своего полового дополнения. Мать отдается первому попавшемуся мужчине, от которого она может иметь ребенка, и, когда этот ребенок существует, ей другого мужчины не надо. Вторая же берет любого, потому что он доставляет ей эротическое наслаждение: это и является для нее самоцелью.

   Мать при кормлении грудью своего ребенка испытывает мучительное наслаждение, аналогичное половому акту. Этим объясняется прекращение менструаций в период кормления грудью, и в этом же следует искать причины ревности, которую мужчина проявляет нередко даже по отношению к грудному младенцу.

    Непосредственное участие в продолжении рода дает мужество матери, в противополож-ность неуверенности и робости проститутки. Бесстрашие матери – не мужество индивидуальности, не моральное мужество, а скорее жизненная воля рода, который матерью защищает ребенка и даже мужчину.

    Мать всегда чувствует свое превосходство над мужчиной, она чувствует себя его опорой. Она уподобляется гавани, из которой выплывают все новые и новые корабли; мужчина же плавает один далеко в открытом море.
   Мать как представительница рода относится с большой привязанностью к каждому члену. Только с появлением ребенка интересы ее суживаются и доминируют интересы только ее детей. Проститутка никогда не может быть столь узкосердечной и любвеобильной, как мать.

     Обратная сторона матери – мачеха; мать – для своих детей, мачеха – для всех остальных существ.

     Мать вообще скупа и мелочна, проститутка же расточительна и капризна. Ибо цель, ради которой существует мать, – это сохранение рода. Потому-то она и заботится так страстно, чтобы все домочадцы ели, и ничто ее так не порадует, как прекрасный аппетит ее детей. С этим крепко связано ее отношение к хлебу и ко всему, что зовется хозяйством.

     Из всего этого вытекает, что материнская любовь не так уж нравственно высока. Индивидуальность ребенка безразлична для материнской любви; для нее довольно того, что он ее ребенок, а это – безнравственно. Материнская любовь будет простираться на все, что мать когда-либо носила в своем чреве. В этом заключается вся безнравственность материнской любви. Любви, которая остается всегда одинаковой, независимо от того, станет ли сын святым или преступником, королем или нищим, остается ли он ангелом или вырождается в гадкое чудовище.

    Материнская любовь инстинктивна и непроизвольна: животные ее не меньше знают, чем человек. Уж это одно доказывает, что материнская любовь – не истинная любовь, она не может быть нравственностью. Инстинктивной нравственности нет, есть только нравственность сознательная.

    Проститутка стоит вне целей рода, она не служит для новых и новых созданий, не расходует своих сил на их пропитание. И это, в известном смысле, ставит ее выше матери. Мать же, которая всегда поглощена заботами о муже, детях, хозяйстве и кухне, в интеллектуальном отношении стоит почти всегда ниже.
    Все умственно одаренные женщины принадлежат исключительно к категории проституток.

   В зависимости от этого находится то обстоятельство, что женщина-мать привлекает в половом отношении тех мужчин, которые не ощущают потребности в духовном творчестве. Человек, отцовство которого заключается только в телах детей, как и нужно ожидать, изберет плодовитую женщину-мать. Выдающиеся люди всегда любили только проституток; они всегда останавливают свой выбор на бесплодной женщине, и если они производят потомство, то нежизнеспособное, скоро вымирающее, что, быть может, таит в себе глубокий этический смысл.

     Первоначально самой женщине целомудрие чуждо. Чуждо как матери, страстно жаждущей ребенка, так и проститутке, страстно ищущей мужчину.

    Женщина-мать без труда подчиняется нравственной воле мужчины, ибо сущность-то для нее только в жизни ребенка и рода. Иное дело проститутка. Проститутка не обладает мужеством матери, она труслива насквозь, но зато она обладает наглостью, и потому она не стыдится своего бесстыдства. Предназначенная природой для многомужества, она притягивает к себе всегда много мужчин. Она чувствует себя царицей.  Она как женщина, как дама обладает наибольшей властью среди всех людей, она оказывает огромное влияние на всю человеческую жизнь, поскольку последняя определяется мужскими союзами, начиная гимнастическими обществами и кончая государством.

    Разглядеть сущность матери не представляло труда, так как она служит совершеннейшим орудием для сохранения рода. Познать же во всей полноте проститутку представляет собой дело более трудное и сложное. Все дело заключается в различном отношении к половому акту женщины-матери и женщины-проститутки.
Половой акт для матери есть только средство, для проститутки же это – самоцель.

    Ощущение полового акта у женщины, по существу, не отличается от всех других ощущений, которые она знает и которые при этом акте проявляются с высшей интенсивностью: в половом акте раскрывается все бытие женщин, раскрывается в высшей своей мощи. Поэтому здесь резче всего сказывается разница между матерью и проституткой. Женщина-мать испытывает ощущение от полового акта не слабее, а иначе: она как бы вбирает в себя, впитывает, проститутка же упивается наслаждением до последних пределов. Мать ощущает семя как вклад: уже в чувствовании полового акта можно уловить момент принятия и сохранения, ибо она – хранительница жизни. Проститутка же не чувствует общего подъема существования вслед за половым актом: она, напротив, хотела бы исчезнуть всей своей реальностью, хотела бы быть уничтоженной, раздавленной, перейти в небытие, потерять сознание от наслаждения. Для матери половой акт – начало целому ряду явлений; проститутка же ищет в нем своего конца, она хотела бы утонуть в нем.

     Мужчина не удовлетворяется простой, всегда занятой, безвкусно одетой, лишенной всякой духовной элегантности женщиной-матерью. В нем что-то ищет наслаждения, и он легче всего забывается у жрицы веселья.

    С этим связаны еще более интересные и глубокие вещи. Женщина-мать требует от мужчины благопристойности, не ради идеи, но потому, что она – та сущность, на которой утверждается земная жизнь. Сама трудолюбивая и вечно занятая заботою о будущем, она сочувствует живой деятельности мужчины и, в противоположность проститутке, не отвлекает его ради личных удовольствий. Проститутку же сильнее всего возбуждает мысль о беспечном, отстранившемся от всякой работы мужчине. Человек, сидевший в тюрьме, внушает матери отвращение, проститутку же притягивает. Все «солидное» импонирует матери, все «не солидное» – проститутке. Мать не переваривает мужчины-пьяницы, проститутка – любит его.

     Женщина-мать – олицетворение принципа любви к жизни, проститутка – принципа вражды. Быть может, в проституции следует видеть нечто свойственное каждой женщине.


Женщина и политика.

   Не веря в моральное и интеллектуальное равенство мужчины и женщины, можно все же требовать для них равноправия. Можно, не рискуя быть заподозренным в непоследовательности, отбросить все жестокое в отношении к женщине и в то же время признавать огромную космическую разницу между сущностью мужчины и женщины.

   Государство, политика, товарищеское общение для женщин совершенно безразличны, и женские союзы, в которые закрыт доступ мужчинам, распадаются в самый короткий срок.

    Как бы низко ни стоял мужчина, он все же бесконечно выше самой возвышенной женщины; настолько выше, что не может быть речи о сравнении, о сопоставлении; но, тем не менее, никто не имеет права притеснять и угнетать женщину, даже низко стоящую. Справедливость требования равенства перед законом не может заставить знатока человеческой души отрешиться от убеждения, что между полами существует самая диаметральная противоположность.

   Женщин ничто не связывает с их именем. Они, выходя замуж, расстаются со своей фамилией и принимают фамилию мужа, не придавая этому факту ровно никакого значения: о своей прежней фамилии они не жалеют ни секунды и с легким сердцем принимают новую. Женщина бросает свою прежнюю фамилию, обнаруживая полнейшее к ней безразличие.
 
Женская преступность.

     Женщина, совершая самое гнусное преступление, никогда не чувствует себя виновной.
Женщина всегда уверена в своем «праве», так как она никогда не подвергнет себя суду своей совести.
    Ни один преступник не думал еще о том, что люди, подвергая его наказанию, творят над ним несправедливость; женщина, напротив, уверена, что обвиняющий ее действует из злого умысла. Если она сама не захочет понять, никто не сможет ей доказать, что она совершила преступление.
    Женщине понятно чувство власти и богатства, но не собственности. Женщины-клептоманки, если их застанут на месте преступления, приводят обыкновенно в свое оправдание то обстоятельство, что им вдруг показалось, что все это принадлежит им.

Женщина и наука, познание.

   Женщина не ощущает никакого стремления к объективной истине – в этом причина ее несерьезности, ее равнодушного отношения к мыслям. Серьезного интереса к науке нет ни у одной женщины: здесь она, пожалуй, может ввести в заблуждение и себя и других достойных людей, но скверных психологов.
   Когда женщина создала в науке нечто более или менее значительное (София Жермен, Мария Сомервилль и др.), можно быть уверенным, что за всем этим скрывается мужчина, на которого она старалась походить.

   Женщина понимает действительность гораздо слабее, чем мужчина, хотя многие и утверждают противное. Познание, как факт, всегда подчинено у нее посторонней цели; и если стремление к этой цели в достаточной степени упорно, то женщина может смотреть очень правильно на вещи. Но понять истину ради самой истины, понять ценность истины как таковой – этого женщина не может.

Сексуальные устремления женщины.

   Альберт Молль выделил из понятия полового влечения два аналитических момента: влечение к детумесценции и влечение к контректации. Первое – результат чувства недовольства, получающегося благодаря накоплению зрелых половых клеток [спермы], а второе – потребность физического прикосновения к телу индивидуума, избранного в качестве полового дополнения,  независимо от того, кто прикасается и кто испытывает прикосновение.
   «М» обладает как первым, так и вторым влечением, тогда как у «Ж» влечение к детумесценции совершенно отсутствует. Это доказывается уже тем, что «М» при половом акте отдает нечто «Ж», тогда как «Ж» удерживает и мужские, и свои выделения.
    Контректация играет у женщины более значительную роль уже потому, что она единственная.
 
   Так как женщина – существо сексуальное и сексуальность простирается по всему телу, то женщина испытывает ощущение полового акта всегда, везде, во всем теле и от всех вещей. То, что всегда называют половым актом, есть лишь частный случай высшей интенсивности. Половой акт – только наиболее интенсивная форма женских переживаний, которая вытесняет собой все другие переживания.

   В животном царстве «М» по отношению к «Ж» является всегда стороной ищущей и наступающей.
   У «М» в половом отношении всегда имеется потребность наступать и в прямом, и в переносном смысле, а у «Ж» – стать объектом наступления. Но потребность женская, независимо от своей пассивности, может по силе не уступать мужской – активной.

    Действительное различие между «М» и «Ж»  -  в «Ж» б;льшая половая возбудимость, чем в «М»; физиологически все, что касается половой области, у «Ж» гораздо восприимчивее. Эта легко возбудимая половая чувствительность у «Ж» может проявляться как в прямом желании полового возбуждения, так и в своеобразной, как будто неуверенной в себе, боязни перед возбуждением от прикосновения.

    На женщину действует лишь сексуальность: от мужчины она требует не красоты, а полового желания. В мужчине на нее производит впечатление только фавн, а не Аполлон и не Дионис, не мужчина, а только «бычок» – самец; это прежде всего  – сексуальность в узком смысле слова, то есть похоть.

   Обыкновенно умалчивают о том, какое психологическое значение имеет для женщины, даже для девушки, мужской половой орган, насколько он господствует, хотя бы даже и бессознательно, над всей ее жизнью. Он производит на нее гипнотизирующее действие, околдовывает ее. Она ощущает его как нечто несомненное: это – ее судьба, это то, чего ей не избежать. Половой орган – это как раз та часть, которая сильнее всего действует на женщину, сильнее всего возбуждает ее и особенно в состоянии эрекции.

   Состояние половой возбужденности представляет для женщины высший подъем ее существования. Женщина всегда непременно сексуальна. Она вся уходит в область половой жизни в сфере полового акта и размножения, и в отношениях к мужу и ребенку она – вся, тогда как мужчина далеко не только сексуален. В то время как женщина совершенно отдается половой жизни, мужчину захватывает еще много других вещей: игра, борьба, беседы с друзьями, кутежи, споры, наука, политика, практическое дело, искусство, религия.

   Женщина сексуальна, мужчина тоже сексуален; но различие можно продлить как в пространственном, так и во временном отношениях. Те места на теле у мужчины, которые являются сексуально возбудимыми путем прикосновения, незначительны по числу и строго локализованы. У женщины сексуальность распространена по всему телу, каждое прикосновение, независимо от места, возбуждает ее сексуально. Женщина всегда сексуальна, мужчина только временами. Половое влечение у женщины всегда присутствует, у мужчины оно всегда исчезает на более или менее продолжительное время.
    Половое влечение «М» – временами прорывающийся зуд, а у женщины – постоянное щекотание. Этим объясняется также вулканический характер мужской половой жизни, что заставляет многих ошибочно предполагать, что половое влечение мужчины интенсивнее, чем у женщины.

Резюме автора о женщинах.

    Теперь я постараюсь подвести итог всем положительным результатам, достигнутым в исследовании половой жизни женщины. Оказалось, что женщина непрерывно интересуется только сферой половой жизни, что она и физически и психически является только сексуальною. Половой акт – это единственное, что женщина всегда и везде положительно оценивает; женщина – питательница идеи полового общения вообще. Высокая оценка со стороны женщины идеи полового акта не сосредоточивается на одном индивидууме, она не ограничивается сферой собственной половой жизни, а распространяется на людей вообще; она сверх-индивидуальна. Половой акт – высшая ценность женщины, она старается осуществить его везде и всегда. Ее собственная сексуальность составляет лишь ограниченную часть этого безграничного хотения.

   Процессу изучения истинной сущности женщины постоянно мешает один фактор, не дающий постичь основные черты женской природы и представляющий одну из наиболее сложных проблем, касающихся женщины, этот фактор есть ее бездонная лживость.

    Нужно вспомнить, как легко поддаются женщины влиянию других людей или даже просто впечатлений. В нашей книге мы недостаточно еще оценили эту чрезвычайную восприимчивость ко всему чужому, ту легкость, с которой женщина перенимает чужие взгляды. «Ж» приноравливается к «М», как футляр к драгоценности, лежащей в нем; его взгляды становятся ее взглядами, его антипатии – ее антипатиями, его симпатии – ее симпатиями; каждое его слово для нее событие, и это тем сильнее, чем сильнее он действует на нее сексуально. Женщина не видит никакого отклонения от линии собственного развития в этом влиянии мужчины, она не противится ему, как чуждому вторжению, не старается освободиться от него, как от постороннего вмешательства в ее внутреннюю жизнь; она не стыдится быть рецептивной, совсем наоборот: она чувствует себя счастливой, когда может быть рецептивной, требует от мужчины, чтобы он принудил ее и нравственно рецептировал; ожидание мужчины есть ожидание момента, когда она может быть совершенно пассивной.
    И не только от любимого мужчины (правда, от него охотнее всего) перенимают женщины мысли и взгляды, но также от отца и матери, дяди и тетки, братьев и сестер, от близких родственников и далеких знакомых, и радуются, когда кто-нибудь создает им мнение. Не только маленькие дети, но и взрослые замужние женщины подражают во всем друг другу, как будто бы это вполне естественно; для них все служит предметом подражания: изысканный туалет, прическа, возбуждающая внимание манера держаться, магазины, в которых они покупают, рецепты, по которым они готовят кушанья, и т. п. Они копируют друг друга, не чувствуя, что нарушают какую-нибудь обязанность по отношению к себе; они могли бы испытывать это чувство лишь тогда, если бы им была свойственна индивидуальность, подчиняющаяся только своим законам. Теоретическое содержание мышления и деятельности женщины основывается на традиции и усвоении чужих взглядов. Женщина не в состоянии приобрести самостоятельное убеждение, основанное на объективном наблюдении, не может сохранить его при изменившейся точке зрения и поэтому ревностно перенимает взгляды других людей, которых и придерживается в достаточной степени. Она никогда не возвышается над мыслью, ей нужно готовое мнение, за которое она могла бы цепко ухватиться. Поэтому-то женщины и возмущаются нарушением установленных порядков и обычаев, каковы бы они ни были по своему содержанию.

    Тот факт, что женщина легче, чем мужчина, поддается внушению, в основе своей тождествен с необыкновенной определяемостью женщины посредством всего того, что находится вне ее. Это вполне соответствует пассивности, которую проявляет женщина и в половом акте, и в стадиях, предшествующих ему; в этом же выражается общая пассивность природы женщины, в силу которой она усваивает от мужчины те оценки, которые не имеют к ней никакого отношения, и вся проникается чуждыми ей элементами.

   Женщина совершенно бессознательно считает высшей ценностью половое общение между людьми. Никогда еще женщина не сознавала, не сознает и не будет сознавать того, что она делает, удовлетворяя свою потребность в сводничестве.
   Женственность и сводничество тождественны, но, чтобы понять это, женщине пришлось бы выступить из пределов своей собственной личности. Итак, глубочайшее хотение, истинный смысл ее существования, находится вне ее сознания.

   Мужская отрицательная оценка сексуальности беспрепятственно покрыла в женщине сознание ее собственной положительной. Женщина в своей рецептивности заходит так далеко, что отрицает даже то, что она собой представляет и в чем единственно заключается ее положительная черта. Однако женщина никогда не сознает своей лжи, приписывая себе взгляды мужского общества на сексуальность, на бесстыдство, и присваивает себе мужской критерий относительно всех поступков. Органическая ложь так глубоко внедрилась в женщине, что ее почти можно назвать онтологической лживостью.
Но в этом пункте женщины лгут не только перед чужими, но и пред собою. Все же искусственными мерами нельзя подавить свою природу; гигиена не оставляет женщину безнаказанной, и достойной для нее карой является истерия.

    Лживость женщины обусловливается ее неспособностью к истине. На вопросы о причинах слов или поступков женщины часто отвечают только что придуманными мотивами.

   Со всем этим связано еще и то ошибочное мнение, что женщина склонна к религиозности. Я думаю, что выражусь достаточно понятно, если очерчу различие между женским и мужским «верую» в следующей форме: религиозность мужчины – это высшая вера в себя, религиозность женщины – высшая вера в другого.

   Способность воспринимать и пропитываться чужими суждениями, подчиняться пересоздающей воле мужчины – все это в женщине указывает, что она только материя и лишена всякой формы. Женщина – ничто, поэтому из нее можно сделать все, что угодно, в то время как мужчина достигает того только, к чему он сам стремится. Поэтому для женщины воспитание имеет большое значение, вытесняя иногда природную сексуальность, тогда как на мужчину воспитание оказывает лишь незначительное влияние.

   [Однако] Женщина, какая бы она ни была, существует раз и навсегда. Надо примириться с ее существованием. Борьба с ней ни к чему не ведет.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

     Особенности женской психологии, обозначенные О. Вейнингером,  имеют анатомо-физиологическое объяснение и обоснование. Помимо видимых «невооружённым глазом» различий в телесных системах мужчин и женщин, имеются существенные различия в строении их головного мозга, управляющего жизненным поведением.
     Учёные ввели условное выделение эмоциональной и рациональной частей головного мозга человека («Эмоциональный мозг» по П.В. Симонову и «Управляющий мозг» по Э. Голдбергу). Обе эти части находятся в коре больших полушарий. Рациональный мозг анатомически представлен лобными долями полушарий. Эмоциональный мозг «занимает» всю остальную часть коры полушарий. «Общение» этих частей осуществляется посредством орбитофронтального  кортекса.
     Лобные доли коры больших полушарий сформировались на самых поздних этапах эволюции человека. Лобные доли - высшие отделы человеческого мозга. Они занимают у человека до 30% поверхности коры, в то время как у шимпанзе - 16, у собаки - 7, у кошки - 3 процента. Лобные доли, особенно их префронтальные зоны, играют важнейшую роль в организации целенаправленной деятельности, подчинении ее стойким намерениям, побудительным причинам (мотивам).

     Эмоциональный мозг обрабатывает всю поступающую от органов чувств информацию от внешнего мира. В результате обработки вырабатываются решения о способах реагирования на сигналы; при этом решения по существу выбираются из числа уже имеющихся, закреплённых естественным отбором, в мозге. Выработанные решения передаются в исполнительные органы для осуществления реактивных действий. В норме, т.е. когда возможностей организма достаточно для поддержания гомеостаза при изменениях среды, эмоциональный мозг организует автоматическое реагирование на сигналы. Не требующие усилий автоматические задачи не производят различимого сигнала.
     Если же требуемые реакции превышают возможности организма, то эмоциональный мозг в дополнение к управляющим сигналам, а иногда и вместо них, вырабатывает эмоции – специальные сигналы, отражающие дефицит возможностей. Вероятно, изначальной психофизиологической целью таких сигналов было – повысить возможности самого организма, хотя бы кратковременно за счёт «внутренних резервов» (в т.ч. имитировать повышенные возможности, напр., устрашающими или привлекающими способами), а также привлечь ресурсы других особей из ближайшего окружения для стабилизации состояния организма.
     В ходе эволюционного развития механизм выработки эмоций стал использоваться, вместе с изначальным назначением, также для других целей, в частности, для выработки эмоций, облегчающих («украшающих») общение людей, или выражающих отличие поступивших сигналов от запомненного мозгом «среднего» уровня или от ожидаемого уровня и т.п.
    Эволюционное увеличение числа нервных клеток мозга открывало возможности безмерного увеличения разнообразия эмоций. Человек — самое эмоциональное существо на планете, ни у одного другого вида нет настолько развитой эмоциональной системы.
     Эмоциональный мозг не только крайне быстр, но и способен переваривать огромные количества информации. Эмоциональный мозг учится приспосабливаться к новым ситуациям в основном на ошибках: несовпадение его предсказаний с результатом даёт ему толчок к перестройке внутреннего алгоритма.
     Эмоциональный мозг знает только о «здесь» и «сейчас». Это машина, заточенная на немедленные действия, она не умеет просчитывать их отдалённые последствия и не умеет проигрывать воображаемые ситуации. Это про него русская поговорка «с глаз долой –  из сердца вон» (в которой  слова «из сердца» правильнее заменить на «из мозга »).
     Рациональный мозг сформировался в ходе эволюции  для оснащения  человека средствами реагирования на сложные изменения внешней среды – с глубокими и разветвлёнными причинно-следственными связями и со значительной временн;й протяжённостью, - такие изменения, с которыми эмоциональный мозг не в состоянии справиться.
     В случаях таких сложных изменений внешней среды рациональный мозг приходит на помощь эмоциональному – он принимает от эмоционального мозга выработанные им наиболее приемлемые для ситуации варианты решения и, обрабатывая их по своим алгоритмам, осуществляет выбор окончательного варианта действий. Принятое решение передаётся в эмоциональный мозг для реализации по имеющимся у него каналам связи и управления.
     Развившийся в ходе эволюции рациональный мозг стал выполнять значительно больше функций, чем простое оказание помощи эмоциональному мозгу. Как пишет Э. Голдберг, «Лобные доли являются для мозга тем, чем является дирижер для оркестра, генерал для армии, главный управляющий для корпорации. Они координируют и ведут другие нейронные структуры в согласованном действии. Лобные доли — это командный пункт мозга… Точнее, эта роль возложена только на часть лобных долей, на так называемую «префронтальную кору». Однако для краткости используется и термин «лобные доли»».
     И далее: «Лобные доли определяют нас как социальных существ. И то, что биологическая зрелость лобных долей наступает в возрасте, который кодифицируется в практически всех развитых культурах как начало взрослости, — более чем просто совпадение. Но слабое развитие или повреждение лобных долей может породить поведение, лишенное социальных ограничений или чувства ответственности».
     А также: «Наши попытки понять функции лобных долей, и в особенности префронтальной коры головного мозга, все еще в значительной степени не завершены, поэтому при отсутствии точных понятий мы часто прибегаем к поэтическим метафорам».
     Академик А. Лурье назвал лобные доли «органом цивилизации».

     Так вот, у женщин существенно слабее, по сравнению с мужчиной, развиты структуры рационального мозга.
     Э. Голдберг пишет: «Лобные доли демонстрируют морфологические гендерные различия и асимметрии, общие у людей с разными другими видами. Выпирание правой лобной доли над левой лобной долей, известное как «сдвиг Яковлева», более выражено у мужчин и менее выражено у женщин… Толщина коры у левой и правой лобных долей сходна у женщин, но различна у мужчин (у них она толще у правой доли, чем у левой).
     В лобных долях также обнаружены биохимические различия, выраженные в полушарной асимметрии биохимических процессов.
     Поэтому весьма вероятно, что лобные доли функционально различны у мужчин и у женщин. Вероятно также, что левая и правая лобные доли функционально весьма различны у мужчин и в меньшей степени у женщин».
     Зато у женщин более развиты структуры эмоционального мозга, обеспечивающие управление эмоциональным поведением. «Мозолистое тело является структурой, которая связывает кору двух полушарий. Определенные отделы мозолистого тела толще у женщин, чем у мужчин». Подобная развитость мозольного тела позволяет вести одновременную совместную работу эмоциональных частей правого и левого полушарий мозга женщин.
     Эти органические различия мозга мужчин и женщин невозможно компенсировать никаким обучением и воспитанием.

     Конечно, названные различия характерны для «абсолютных «М» и «Ж»» (по терминологии О. Вейнингера), которых в действительности не существует. В жизни существуют люди с разной степенью «мужественности» и «женственности». Например, по данным А. и Б. Пиз  около 15-20%  мальчиков рождаются с чертами женского склада ума и около 10% девочек рождаются с чертами мужского склада ума, в зависимости от гормональной среды, в которой развивается плод (Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)).


    Физические и психофизиологические различия организмов мужчин и женщин обусловили формирование и закрепление господствующего положения мужчин в обществе. Менталитет мужчины «доцивилизованной» эпохи: мужчина – господин, мужчина – добытчик, кормилец, мужчина – ответственный за жизнь и благополучие своей семьи, мужчина – уполномоченный правообладатель семьи.
      Менталитет женщины той эпохи: женщина – подчинённая, женщина – домохозяйка, хранительница рода, очага и семейного быта, женщина – ответственная за рождение и здоровье детей, женщина – за мужем, за его правами.
      Господствующее положение мужчины в материальном обеспечении семьи создавало ему «легитимность» в управлении моральным поведением женщины с соответствующими мерами воздействия на неё. Пределы мер воздействия ограничивались разве что запрещением физического уничтожения женщины.

     За примерами угнетённого положения женщины необязательно углубляться в исторические свидетельства, их можно увидеть в самом настоящем. Вот описание положения женщин в соседней с Европой стране Азербайджан (2014 год): «Зачастую, в сельских местностях, и не только там, в многодетных семьях, вследствие своего невежества, родители практически не дают детям маломальского образования под предлогом помощи по дому и хозяйству, не разрешают им посещать школы. А  известно, как важна среда и круг общения для формирования человека, здесь вряд ли сформируется деятельная, творческая натура, подобными вырастут и их дети. Когда подходит возраст, а сейчас опять отдают предпочтение ранним бракам, девочек, которых обычно в семье несколько, подряд отдают замуж, особо не вникая в какую семью и какими качествами обладает будущий муж. В свою очередь новая многодетная семья теснится, чтобы принять нового члена семьи. И вот здесь начинается то, о чем сейчас стали много писать, говорить, принимать меры. Женщина в таких семьях совершенно бесправна, загружена работой, заботой о ранних детях. У неё практически нет времени на самосовершенствование плюс нет маломальского образования. Ничего профессионально не умея, ни в чем не разбираясь, она попадает в ещё большую зависимость и кабалу, из которой ей просто не выбраться, и она даже не представляет другой жизни без тех, кто дает ей кров и пищу.
А если по натуре муж - жестокий, деспотичный человек, то за каждую даже малую провинность её ждет порицание, наказание и даже побои.
Её неразвитый и без базы каких-либо данных, мозг ещё более тупеет, и даже не способен переварить создавшееся у её владелицы положение и выдать хоть малый  выход из ситуации.
Бесправная женщина, в силу своей ограниченности, понимает, что у неё нет другого выхода, как только подчиниться и влачить своё унизительное состояние и тем более попадать в зависимость от мужа и его родни» (Сари Мамадова. О гендерных отношениях в сельских местностях. http://www.proza.ru/2014/03/01/1650).

       Изменения общественного положения мужчин и женщин проходили в связи и по мере «дрейфа» общества от варварства к традиционности и цивилизованности. Хотя античность достигла достаточно высокого уровня женской эмансипации, однако новой эре пришлось  в этом деле начинать всё сначала – преодолевать варварство и средневековье и выходить на цивилизационные пути. «Передовиком» в этом деле стала Европа.
      В связи с их психофизиологическими особенностями и ролевыми функциями самосознание женщин состоялось значительно позднее самосознания мужчин.
     «Эмансипация женщин — явление новое, начатки которого относятся к великой французской революции конца XVIII в., [происходившей под лозунгами «Свобода, Равенство, Братство»]. Вслед за декларацией прав человека Олимпией де Гуж  формулирована была «декларация прав женщины». Главные требования её заключались в активном и пассивном избирательных правах и в допущении ко всем должностям». (Эмансипация женщин. Материал из Викитеки).
      Справедливо требуя политических и экономических свобод для женщин, женские активистки призывали всех женщин к равнению с мужчинами во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в деятельности по продолжению рода. Стремясь освободить женщин от «детородного гнёта» (в условиях отсутствия в то время средств и способов планирования семьи), активистки вольно или невольно ратовали за отказ женщин от их природного предназначения и за понижение семейных ценностей.
      Совершенно правильные в принципе лозунги «свобода, равенство, братство» в отношении полов были продолжены далее «разумного пункта» - политические свободы и равенства людей были распространены, по умолчанию, на их психофизиологические стороны. Так что вступающие в половые отношения юноши и девушки вовсе не задумывались о наличии существенных психофизиологических и ментальных различий между собой и о том, что эти различия неимоверным образом влияют на разницу их фактического поведения. С упорством, достойным лучшего применения, каждая сторона пыталась привести противоположную сторону к своему «знаменателю» - к своей манере поведения, и с недоумением воспринимала бурные этому сопротивления. Социализированное общественное мнение не только не «поправляло» молодых людей, а, наоборот, культивировало насаждение понимания всесторонних свобод и равенств. В эпоху же советской индустриализации и милитаризации власти вообще организовывали (нацеливали и поощряли) замещение женщинами мужчин не только в гражданской, но и в военной сфере.

    Неравномерность распространения женской эмансипации в мире в целом соответствовала неравномерности общественного развития стран и народов. И сейчас в ней существуют значительные различия. В западных странах отмечается наибольшая её степень, проявляющаяся во введении общественных стандартов стирания различий между мужчинами и женщинами как в профессиональной деятельности, так и в бытовом поведении, в снижении рождаемости, в суровых, подчас труднообъяснимых, мерах пресечения сексуальных домогательств со стороны мужчин. Во многих восточных странах сохраняются обычаи мужского деспотизма по отношению к женщинам.

      Свой вклад в мировую эмансипацию сделала Советская Россия после Октябрьской революции 1917 г., когда развитие коммунистического варианта женской эмансипации в условиях ускоренной  индустриализации, милитаризации и тоталитаризации СССР в ХХ в. привело к тому, что «освобождение и равенство» женщин обратилось в индустриальное их «закабаление» на исконно мужских рабочих местах с деформацией природной женской специфичности. Постепенно уравнивание женщин в правах с мужчинами привело к тому, что женщины были допущены к таким работам и профессиям, доступ к которым в начале ХХ века был запрещен им исключительно из соображений их безопасности. Сегодня женщин в оранжевых жилетах можно увидеть и на укладке трамвайных путей, и в службе пути железных дорог, и на лесозаготовках.
      А непомерная феминизация системы образования, обусловленная во многом упомянутой ускоренной  индустриализацией, милитаризацией и тоталитаризацией страны., стала негативно  влиять на формирование психики как мальчиков, так и девочек.

     «Как и любое явление, эмансипация имела и свои отрицательные последствия.
     Получившие широкие права, женщины теперь думают о сокращении рабочего дня и рабочей недели. Сегодня, по прошествии ста лет, с ростом детской преступности и беспризорности, понимаешь, что в чем-то были правы пресловутые буржуа, полагавшие, что основное предназначение женщины – посвящать себя семье, детям. И лишь по возможности незначительную часть своего времени отдавать трудовым процессам, служению обществу». (Е.А. Иванова. Эмансипация женщин: история вопроса.
        Существо женской проблемы в настоящее время состоит в отсутствии разумной определённости понимания положения женщины в обществе. Необходима новая постановка «женского вопроса» с учётом как достигнутого уровня общественной производительности труда, так и современного понимания специфики женской природы.
Разумное разрешение женской проблемы человечеству ещё предстоит найти. Оно будет состоять, вероятно, в нахождении для женщины разумного баланса между  профессиональной и общественной деятельностью, позволяющей реализовать её стремление к собственной значимости, и «родовой» деятельностью, позволяющей реализовать её психофизиологические, инстинктивные и эмоциональные, потребности в продолжении рода. Определение такого баланса будет способствовать рациональным подходам к разрешению демографических сложностей, а также позволит более разумно подходить к созданию новых средств труда и жизни, к построению дифференцированных систем образования, к расходованию ресурсов на производство и обращение избыточных (излишних) предметов потребления.

Некоторые принципиальные моменты новой постановки «женского вопроса» наметил О. Вейнингер в своей книге. В их числе:
1. «Отвергнута должна быть нелепая фраза о «полном равенстве». Едва ли даже самая мужественная женщина явится обладательницей более чем 5 % «М»».
2. «Практический вывод может быть лишь один: женщинам с мужскими чертами должно предоставлять свободный доступ ко всему и устранить все препятствия с их пути, так как истинные душевные потребности, всегда остающиеся в соответствии с физическим строением, серьезно толкают их к мужским занятиям. Но беспощадно отвергнуты должны быть партийные течения такого рода, ложное революционирование, все женское движение, которое порождает в столь многих противоестественное, искусственное и в самой основе своей лживое стремление».
3. «Не веря в моральное и интеллектуальное равенство мужчины и женщины, можно все же требовать для них равноправия. Можно, не рискуя быть заподозренным в непоследовательности, отбросить все жестокое в отношении к женщине и в то же время признавать огромную космическую разницу между сущностью мужчины и женщины».
4. «Женщина, какая бы она ни была, существует раз и навсегда. Надо примириться с ее существованием. Борьба с ней ни к чему не ведет».

  Очевидно, новая постановка «женского вопроса» будет, скорее всего, различаться для разных обществ и стран, с учётом фактически достигнутого в них положения женщин и фактического состояния взаимоотношений мужчин и женщин. Некоторое сходство подходов возможно для стран, входящих в группы близкого уровня социально-экономического развития. В аналитических целях международные организации разделяют все страны мира на три группы: развитые страны с рыночной экономикой; страны с переходной экономикой (в эту группу входит и Россия); развивающиеся страны. В каждой группе  объединены страны, близкие по уровню экономического развития. Как правило, с уровнем экономического развития коррелируют уровни социального развития стран, в т.ч. положение женщин и фактическое состояние взаимоотношений мужчин и женщин.
      В развитых странах, где достигнут высокий уровень эмансипации женщин, новая постановка «женского вопроса», видимо, будет направлена на преодоление допущенных в ходе предыдущей эмансипации «перекосов»  в установлении равенства мужчин и женщин в тех сферах и областях жизнедеятельности, где отсутствуют психофизиологические основания для декларированного равенства, в т.ч. отмеченных О. Вейнингером в его книге.
      В развивающихся странах актуальным будет проведение эмансипации их женщин по типу эмансипации, осуществлённой  в развитых странах. При этом, конечно, имеется возможность не допустить перекосов, случившихся в развитых странах.

      Отдельно следует сказать о проблемах женской эмансипации в России. В ходе попыток коммунистического строительства в России в XX в., допущены наибольшие, по сравнению со всеми другими странами, «перекосы» в женской эмансипации. Прежде всего, отмена частной собственности на средства производства, чего не было до этого ни в одной стране, лишила российских мужчин возможности полноценно обеспечивать материальное положение своих семей; в связи с этим российские женщины вынуждены были стать равноправными с мужчинами «добытчиками» для семьи. Далее, идеология распространения коммунизма на весь земной шар и логика выживания коммунистической страны в капиталистическом окружении неизбежно вели к милитаризации всей жизнедеятельности страны. Проводимые с этой целью ускоренная индустриализация промышленности, коллективизация сельского хозяйства и военное строительство невиданных масштабов лишили многих российских мужчин возможности заниматься созидательным трудом во имя семейного и общественного благополучия. Женская эмансипация при этом оказалась направленной на занятие женщинами мужских рабочих мест с соответствующей деформацией природной женской специфичности.
      Ещё. Лишение российских мужчин возможности быть основными добытчиками материального положения семей и «равноправие» женщин в таких заботах привели к определённой деморализации мужчин; искажение естественного положения «кто в доме хозяин» - к соответствующим усилению эмоциональности и снижению разумности в семейных делах. Кроме этого, провозглашённая государственная идеология равенства полов брала женщин под защиту партийно-государственного аппарата не только в политических правах, но и в сексуальных отношениях между мужем и женой (из шутливых стихов: «Чем жена держит мужа: француженка - телом, американка - делом, итальянка - шиком, еврейка - криком, молдаванка – трудом, немка – судом, гречанка - грацией,  русская – парторганизацией»), что деформировало естественную мотивацию женщин к сохранению своей привлекательности для мужчин.
     Женская эмансипация советского коммунистического типа оставила тяжёлое наследие, которое придётся преодолевать в новой постановке «женского вопроса» в России. 
    
      Едиными же для всех стран в новой постановке «женского вопроса» будут, скорее всего следующие направления:
- декларирование более разумного разделения ролевых функций мужчин и женщин исходя из современного понимания их возможностей и особенностей;
- создание более «тонких» условий и средств жизнедеятельности женщин и мужчин, максимально соответствующих их возможностям и особенностям;
- осуществление дифференцированной подготовки мальчиков и девочек к вступлению во взрослую жизнь.
      Содержание этой подготовки (как и всех последующих) должно, видимо, соответствовать идее Ф.У.Тейлора о развитии каждого человека до максимально доступных ему результатах в пределах его естественных способностей. (Ф.У.Тейлор сформулировал эту идею для постоянного обучения работников хозяйственных организаций непосредственно на рабочих местах в виде принципа: «развитие каждого работника до максимально доступной ему степени производительности, которая позволила бы ему, говоря обобщённо, давать труд самого высокого качества, в пределах его естественных способностей»).


     Аналитические материалы, изложенные в книге О. Вейнингера «Пол и характер», окажутся настоящим «кладом» для разработчиков и реализаторов новой концепции «женского вопроса».
.