О гендерных отношениях в сельских местностях

Сария Мамадова
К вопросу о Гендерных отношениях в сельских местностях

Зачастую, в сельских местностях, и не только там, в многодетных семьях, вследствие своего невежества, родители практически не дают детям маломальского образования под предлогом помощи по дому и хозяйству, не разрешают им посещать школы. А  известно, как важна среда и круг общения для формирования человека, здесь вряд ли сформируется деятельная, творческая натура, подобными вырастут и их дети. Когда подходит возраст (?), а сейчас опять отдают предпочтение ранним бракам, девочек, которых обычно в семье несколько, подряд отдают замуж, особо не вникая в какую семью и какими качествами обладает будущий муж. В свою очередь новая многодетная семья тесниться, чтобы принять нового члена семьи. И вот здесь начинается то, о чем сейчас стали много писать, говорить, принимать меры. Женщина в таких семьях совершенно бесправна, загружена работой, заботой о ранних детях. У неё практически нет времени на самосовершенствование плюс нет маломальского образования.
Ничего профессионально не умея, ни в чем не разбираясь, она попадает в ещё большую зависимость и кабалу, из которой ей просто не выбраться и она даже не представляет другой жизни без тех, кто дает ей кров и пищу.
А если по натуре муж - жестокий, деспотичный человек, то за каждую даже малую провинность её ждет порицание, наказание и даже побои.
Её неразвитый и без базы каких-либо данных, мозг ещё более тупеет, и даже не способен переварить создавшееся у её владелицы положение и выдать хоть малый  выход из ситуации.
Бесправная женщина, в силу своей ограниченности, понимает, что у неё нет другого выхода, как только подчиниться и влачить своё унизительное состояние и тем более попадать в зависимость от мужа и его родни.
Если же на её месте (Боже упаси!) была бы грамотная, деятельная, мыслящая женщина, даже теоретически попав в подобную ситуацию, она нашла  в себе силы, смогла бы  постоять за себя, в крайнем безвыходном случае взяла на себя обязанности кормильца и как-то нашла выход из положения. Пусть даже будет жить в худших условиях (хуже не бывает), но свободной, независимой и умеющей прокормить детей и воспитать их должным образом.
Я не ратую за то, чтобы распадались семьи. Я - за равноправие женщин, но оговорюсь - грамотных, способных работать, созидать и умелых, у тех, у которых всё спориться под руками, в отличие от тех, которые только пытаются вызывать к себе жалость и пренебрежение.
Потому сейчас много говорят о бесправии женщин, проводят  конференции, принимаем законы - все похвально, радует, что за проблему гендерных отношений взялись серьезно и основательно.
Отрадно, что большая работа в гендерных отношениях и в отношениях к семье и браку и конечно же проблемы детского и школьного воспитания находятся под пристальным вниманием Республиканского комитета по проблемам семьи, женщин и детей, Председателем которого является госпожа Хиджран ханум Гусейнова - умной женщины-Личности, обладающей незаурядными деловыми качествами и организаторскими способностями.
Она индивидуальна, коммуникабельный, прекрасный человек, в меру строга, но удивительно проста и подкупающе мила и обходительна со всеми. Обладает ораторскими способностями, в разговоре прекрасно излагает свои мысли, доступно доносит их до слушающих, участвует в работе конференций самых высших уровней, форумов, выступает по TV.
Несмотря на большую занятость, никогда не отстает от духовной и культурной жизни Республики. Её можно встретить в Филармонии, в театрах и концертах. Там она со всеми общительна, искренна и этим подкупает широкую аудиторию.
15 декабря 2013. Salamnews.orgВ Азербайджане разрабатывается Стратегия азербайджанской семьи
Государственный комитет по делам семьи, женщин и детей разрабатывает «Стратегию азербайджанской семьи». Об этом SalamNews сообщили в Госкомитета.
Отметим, что стратегия разрабатывается согласно пункту 7.4 Концепции «Азербайджан 2020: взгляд в будущее».
Наряду с этим Госкомитет разрабатывает Национальный план действий в области гендерного равенства, Детского кодекса и Национальной детской стратегии.
После некоторого отступления вернёмся к заданной теме.
Так вот, чем грамотнее, образованнее женщина и если она овладела той или иной профессией, то она чувствует себя намного уверенной и можно сказать твердо стоит  на ногах.
А её знания и видения жизни позволяют ей дать достойное воспитание детям, учить их, делать с ними уроки, повторять пройденное на уроках .  Она не страшиться остаться одна (нет такого слова!), знает, что из любой ситуации найдет выход и что ничего нерешаемого и невозможного нет.
Чем увереннее человек, тем больше у него возможностей достойно жить, трудиться, самосовершенствоваться, расти духовно и культурно.
Вряд ли найдется "смельчак", осмелившийся поднять на такую женщину руку.
Решительный вид делает человека сильнее, а воля у них читается на лице.
А во-вторых, бесправная женщина жалка в своем положении, а все принятые законы,   которые несомненно важны, устраняют частично только следствие создавшихся условий в таких неблагополучных семьях, а причины остаются прежними.
Поэтому необходим жесткий возрастной ценз для девушек, выходящих замуж, и возложение контроля за посещением занятий в школах на исполнительные и правовые органы и дирекцию школ всех без исключения.
Вести разъяснительные беседы. 
В сельских школах, предлагается обязательное введение уроков по обучению к  навыкам  труда и овладению  профессиями (кройка-шитье, ковроткачество, вязание, домоводство,   т.п.), курсы медицинских сестёр, поваров, кондитеров, компьютерные курсы и т.  п.
Тогда, закончившая школу девушка, обученная ремеслу,  выйдя замуж,  уже не будет чувствовать полную зависимость от мужа, сможет даже выкроить время и подрабатывать, принимая заказы на дому. Это будет посильная помощь в бюджет семьи и она будет чувствовать себя уверенней и менее обязанной родне. Это будет также укреплять отношения в семье между многочисленной родней. На праздники невестка, если проходила , например, уроки "кройки и шитья" может сшить платье для близких и отношение к ней уже не будет предвзятым и будет меньше упрёков и попрёков.
А если девушка окончила школу и получила аттестат, она уже сможет и помогать детям в приготовлении уроков в начальных классах и кругозор у неё будет шире, а значит  и у детей.
Посмотрите,  какие преобразования происходят в сельских местностях за последние годы, можно сказать постепенно стираются грани между городом и деревней. Открываются и функционируют лечебные центры, оснащенные самыми передовыми методами и оборудованием, школы, асфальтированные дороги. Можно с уверенностью сказать , что почти не осталось сельских местностей, где бы не провели газ, свет, воду. Здесь соответственно должны быть и  более грамотные и обученные кадры. А потому здесь должно измениться  стериотипы мышления и сознание жителей, они должны понять , что жизнь требует от них иных отношений, что жить по старинке не получиться, тянуться к знаниям, расти духовно и овладевать профессиями, стать образованнее и культурнее.  А потому так важно, чтобы в многодетных семьях детей воспитывали и формировали грамотные родители, то очень важно - где, как и кем воспитывается ребёнок, а главное среда, в которой дети растут и формируются. Дети должны равняться на окружение и отношение родителей друг к другу. От того как складываются и строятся эти отношения зависит будущее детей, какими членами общества они станут.
Вряд ли в семье, где полуграмотные родители, мать, которая чувствует пренебрежение к себе, не складываются отношения между родителями будут формироваться достойные члены общества, которым предстоит уже жить в современных сельских местностях, так непохожих на  те, которые мы уже привыкли видеть.