Блок. Его встречали повсюду... Прочтение

Виталий Литвин
19. «Его встречали повсюду…»




          Его встречали повсюду
          На улицах в сонные дни.
          Он шел и нес свое чудо,
          Спотыкаясь в морозной тени.

          Входил в свою тихую келью,
          Зажигал последний свет,
          Ставил лампаду веселью
          И пышный лилий букет.

          Ему дивились со смехом,
          Говорили, что он чудак.
          Он думал о шубке с мехом
          И опять скрывался во мрак.

          Однажды его проводили,
          Он весел и счастлив был,
          А утром в гроб уложили,
          И священник тихо служил.
                Октябрь 1902








     «Шубка с мехом»… Конечно же, шубка  явилась сюда  из зимы 901-902 года.

Л.Д.Из воспоминаний:
      «От Боткиных провожал меня на извозчике Блок. Это было не совсем строго корректно, но курсистке все же было можно… Был страшный мороз. Мы ехали на санях. Я была в теплой меховой ротонде. Блок, как полагалось, придерживал меня правой рукой за талию. Я знала, что студенческие шинели холодные и попросту попросила его взять и спрятать руку.
     " – Я боюсь, что она замерзнет".
     " – Она психологически не замерзнет".
     Этот ответ, более "земной", так был отраден, что врезался навсегда в память.»

Блок. Из неотосланного письма к Л.Д.:
     «..На Вас бывала, должно быть, полумодная шубка с черным мехом, не очень новая; маленькая шапочка, под ней громадный, тяжелый золотой узел волос — ложился на воротник, тонул в меху. Розовые разгоревшиеся щеки оттенялись этим самым черным мехом. Вы держали платье маленькой длинной согнутой кистью руки в черной перчатке — шерстяной или лайковой. В другой руке держали муфту, и она качалась на ходу…»

     То есть шубка  – из реальности. А «пышный лилий букет»? Откуда среди зимы –  лилии? Среди зимы? Нет, это уже из другой реальности,  из лета – того, мистического, о котором он уже пару недель тому  назад вспоминал:

          "…Стихала ночная езда —
          Он был обручен с Женой.

          На белом холодном снегу
          Он сердце свое убил.
          А думал, что с Ней в лугу
          Средь белых лилий ходил…
                12 октября 1902"

     Из лета, когда равной реальностью были и «ночная езда» из Боблово в Шахматово, и луга, переполненные белыми лилиями.

     И все это – прощание. Прощание со счастьем, с любовью, с Землей. Он согласился  на Чашу:

          "…Без сомнений и дум приму.
          И до дна исчерпаю чашу…"
                18. «Будет день, словно миг веселья…» 31 октября 1902

     А вот как это воспринималось  – безликими:

          Его встречали повсюду
          На улицах в сонные дни.
          Он шел и нес свое чудо,
          Спотыкаясь в морозной тени.

          …Ему дивились со смехом,
          Говорили, что он чудак…

     Как на картине Питера Брегеля Старшего: люди занимаются своими делами – пашут, плывут за рабами и специями… А падение Икара для них – это лишь очередной негромкий всплеск вечно немолчного моря.
     Или не так, а как на другой его картине, где  люди – тащат бочку с водой, чинят изгородь, пришнуровывают лыжи к валенкам, играются на замерзшей  реке, волокут мешки,  закалывают свиней, рубят  дрова… И где среди них совсем теряется Мария…
     Ну как, скажите, как среди этой толпы нести Миссию?
     Как среди них – быть миссионером, быть для них богом? Оставаться среди них богом? Видели страшный фильм по книге Стругацких Алексея Германа?(см. иллюстрацию)


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     – «…И пышный лилий букет. – Ср.: " ... думал, что с Ней в лугу// Средь белых лилий ходил" ("Ушел он, скрылся в ночи ... ", о символике ["символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций с тем или иным образом] лилии см. коммент. к стих. "Верю в Солнце Завета...").
     [
     Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     – «Заповеданных лилий ...» и след. – В библейской символике лилия (прежде всего белая) - знак чистоты и праведности (Мф. VI, 28), а также невинности, что связывает его с символикой Девы Марии. Для Блока важен также образ лилии в поэзии Вл. Соловьева ("От пламени страстей, нечистых и жестоких ... ", 1884) и в его пьесе "Белая лилия" (1880).
      [
      Вл. Соловьев "От пламени страстей, нечистых и жестоких ... ":

             «                …В безмерной благостыне
             Наш Бог земли своей не покидал
             И всем единый путь от низменной гордыни
             К смиренной высоте открыл и указал.

             И не колеблются Сионские твердыни,
             Саронских пышных роз не меркнет красота,
             И над живой водой, в таинственной долине,
             Святая лилия нетленна и чиста.
                23 декабря 1884»
             ]
     ]

     –  «Он думал о шубке с мехом ...» – Ср.: "Ее сребристо-черный мех ... " ("Она стройна и высока ... ")

     Автограф: БА – Т2. Л. 190 об., под рубрикой "Октябрь".
     Впервые: Огонек. 1915. №51. 20 дек., под загл.: "Чудак".
     Публикации: I3. С. 193 и I4. С. 167– в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения.(1902 год)"; I5. С. 164.

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Т1 [Тетради  беловых автографов. "Стихотворения Александра Блока. 1897 (после B(ad)N(augeim))-1900 (апрель). 220 стихотворений".]
Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ]




*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  ЧЕТВЕРТОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
                Сцена четвертая. Итог.

     Итог:

17. «Ты свята, но я Тебе не верю…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/966 )
Прозрение мученичества: «…Ты откроешь Лучезарный Лик./И, свободный от земного плена, / Я пролью всю жизнь в последний крик.»
18. «Будет день, словно миг веселья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/911 )
Мечтание как воспоминание: будет как тогда, когда «…В конце января и начале февраля… явно является Она.»
                19. «Его встречали повсюду…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/919 )
                Согласие на Чашу.
20.«Разгораются тайные знаки…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/928 )
Предчувствие провала Миссии.
21. «Мне страшно с Тобой встречаться…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/1077 )
Путаница реальностей.
22. «Дома растут, как желанья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/13/969 )               
Катастрофа.
*