17. «Ты свята, но я Тебе не верю…»
Ты свята, но я Тебе не верю,
И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902
["Осанна (иврит: — спаси, мы молим) — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва, изначально являвшееся хвалебным возгласом.
Моление о помощи ("Спаси!" - дословный перевод ивритского словосочетания "ошана" или "осанна"); уверенность в помощи (спасение!); междометие, выражающее радость о спасении (слава!)." Википедия.]
«Но я верю: Милая — Ты.» – написал он 25 октября, а теперь, 29 октября написал совсем другое: «Ты свята, но я Тебе не верю»…
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Это все те же – безликие. Вот один из них, от которого даже ангелы прячут свои лики, из прошлогодней зимы:
"И испуганные лики
Скрыли ангелы в крылах:
Видят — мертвый и безликий
Вырастает в их лучах.
24 декабря 1901"
А вот – из лета этого года:
"…И, всходя на холмик за садом,
Все смотрели в синюю даль.
И каждый притворным взглядом
Показать старался печаль…
15 июля 1902"
И еще один – спустя полтора месяца:
"…И в этот час в пустые сени
Войдет подобие лица…
27 августа 1902"
А вот – месяц назад, весь сентябрь:
"Ряды танцующих двоились…
Желанье поднимало груди,
На лицах отражался зной…
Сентябрь 1902"
И вот в этой толпе незрячих, он, единственный видящий, – «Сумасшедший!» – взывает:
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда… Когда из распахнутых дверей темного храма выберется эта безликая вереница, столкнет его в грязь, и каждый из веренице выплюнет: «Сумасшедший»!..
И тогда:
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
в темном небе разойдутся тучи и выплеснется Луна.
(А Луна в космогонии Блока это:
"Готовься, мысли и молчи.
Готовый, мыслящий, немой,
Взгляни наверх в последний раз,
Не хочет бог, чтоб ты угас,
Не встретив здесь Любви былой.
Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
10 июня 1901"
Это Она глядит через Луну!)
И тогда ты, поэт, ты:
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
*
Но всё-таки, все-таки, все-таки почему?! –
Ты свята, но я Тебе не верю.
И – кому не верит он? Той, которая «В мерцаньи красных лампад»? Или «свободный от земного плена» означает, что он больше не «черный раб проклятой крови»?
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
–…поднявшись выше тлена… и след. – Окончательное выявление сущности героини и соединение с ней лирического героя связано с их преображением в момент земной смерти.
…В статье А. Белого "Апокалипсис в русской поэзии" (Весы. 1905. N'2 4. С. 25) осмысляется как эсхатологическое, говорящее о приближении последнего боя за торжество "высокого" мистического идеала: "Кругом стоят ратники Зверя и Жены ( … ). Теперь должен быть сорван окончательный покров с русской поэзии. Истинные лица обозначатся вовек" (Зверь – апокалиптический образ зла; Зверь получает власть от дракона – "древнего змея, называемого диаволом и сатаною". – Откр. XII, 9, XIII, 3. Зверю и дракону противопоставлена божественная "Жена, облеченная в солнце". – Откр. XII, 1. В Представлениях "младших" символистов "концу света" предшествует последнее единоборство Зверя и Жены, отождествляемой с Вечной Женственностью). Киевский критик Ал. Закржевский писал в статье "В царстве женственной неги (Поэзия Александра Блока)" (ВМИ. 1907. N'2 9-10. С. 18): "И вот достигает экстаз наивысшей вершины( ... ), после чего наступает чудо или смерть уносит сгоревшую жизнь."
»
–…И давно всё знаю наперед… – Сравните со строкой из стихотворения весны 901-ого:
«Сбылось пророчество мое:
Перед грядущею могилой
Еще однажды тайной силой
Зажглось святилище Твое…
7 марта 1901»
Я думаю, что то, что должно было случиться, он видел “давно”. В нечто похожем на неотличимом от яви сне, про который писал потом неоднократно:
«…И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства…
10 мая 1910 (27 февраля 1914)»
«…Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я…
29 декабря 1912»
…про которые, спустя десятилетие напишет Андрею Белому: «…Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя.
6 июня 1911. Шахматово»
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ЧЕТВЕРТОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Итог:
17. «Ты свята, но я Тебе не верю…» ( http://www.proza.ru/2018/01/11/966 )
Прозрение мученичества: «…Ты откроешь Лучезарный Лик./И, свободный от земного плена, / Я пролью всю жизнь в последний крик.»
18. «Будет день, словно миг веселья…» ( http://www.proza.ru/2018/01/12/911 )
Мечтание как воспоминание: будет как тогда, когда «…В конце января и начале февраля… явно является Она.»
19. «Его встречали повсюду…» ( http://www.proza.ru/2018/01/12/919 )
Согласие на Чашу.
20.«Разгораются тайные знаки…» ( http://www.proza.ru/2018/01/12/928 )
Предчувствие провала Миссии.
21. «Мне страшно с Тобой встречаться…» ( http://www.proza.ru/2018/01/25/1077 )
Путаница реальностей.
22. «Дома растут, как желанья…» ( http://www.proza.ru/2018/01/13/969 )
Катастрофа.
*