Блок. Ты свята, но я Тебе не верю... Прочтение

Виталий Литвин
17. «Ты свята, но я Тебе не верю…»






               Ты свята, но я Тебе не верю,
               И давно всё знаю наперед:
               Будет день, и распахнутся двери,
               Вереница белая пройдет.

               Будут страшны, будут несказанны
               Неземные маски лиц…
               Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
               Сумасшедший, распростертый ниц.

               И тогда, поднявшись выше тлена,
               Ты откроешь Лучезарный Лик.
               И, свободный от земного плена,
               Я пролью всю жизнь в последний крик.
                29 октября 1902






     ["Осанна (иврит: — спаси, мы молим) — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва, изначально являвшееся хвалебным возгласом.
     Моление о помощи ("Спаси!" - дословный перевод ивритского словосочетания "ошана" или "осанна"); уверенность в помощи (спасение!); междометие, выражающее радость о спасении (слава!)." Википедия.]


     «Но я верю: Милая — Ты.» – написал он  25 октября, а теперь, 29 октября написал совсем другое:  «Ты свята, но я Тебе не верю»…

               Будет день, и распахнутся двери,
               Вереница белая пройдет.

               Будут страшны, будут несказанны
               Неземные маски лиц… 

     Это все те же  – безликие. Вот один из них, от которого даже ангелы прячут свои лики, из прошлогодней зимы:

               "И испуганные лики
               Скрыли ангелы в крылах:
               Видят — мертвый и безликий
               Вырастает в их лучах.
                24 декабря 1901"

     А вот – из  лета этого года:

               "…И, всходя на холмик за садом,
               Все смотрели в синюю даль.
               И каждый притворным взглядом
               Показать старался печаль…
                15 июля 1902"    

     И еще один – спустя полтора месяца:

               "…И в этот час в пустые сени
               Войдет подобие лица…
                27 августа 1902"

     А вот  – месяц назад, весь сентябрь:

               "Ряды танцующих двоились…

               Желанье поднимало груди,
               На лицах отражался зной…
                Сентябрь 1902"


     И вот  в этой толпе незрячих, он, единственный видящий, – «Сумасшедший!» – взывает:

               Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
               Сумасшедший, распростертый ниц.

     И тогда… Когда из распахнутых дверей темного храма выберется эта безликая вереница, столкнет его в грязь, и каждый из веренице выплюнет: «Сумасшедший»!..
     И тогда:

               И тогда, поднявшись выше тлена,
               Ты откроешь Лучезарный Лик.

     в  темном небе разойдутся тучи и выплеснется Луна.

     (А Луна в космогонии Блока это: 

               "Готовься, мысли и молчи.
               Готовый, мыслящий, немой,
               Взгляни наверх в последний раз,
               Не хочет бог, чтоб ты угас,
               Не встретив здесь Любви былой.
               Как в первый, так в последний раз
               Проникнешь ты в Ее чертог,
               Постигнешь ты — так хочет бог —
               Ее необычайный глаз.
                10 июня 1901"

     Это Она глядит через Луну!)


И тогда ты, поэт, ты:

               И, свободный от земного плена,
               Я пролью всю жизнь в последний крик.
*

Но всё-таки, все-таки, все-таки почему?! –

               Ты свята, но я Тебе не верю.

     И – кому не верит он? Той, которая «В мерцаньи красных лампад»?  Или «свободный от земного плена» означает, что он больше не «черный раб проклятой крови»?

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     –…поднявшись выше тлена…  и след. – Окончательное выявление сущности героини и соединение с ней лирического героя связано с их преображением в момент земной смерти.

    …В статье А. Белого "Апокалипсис в русской поэзии" (Весы. 1905.  N'2  4.  С. 25)  осмысляется как эсхатологическое, говорящее о приближении последнего боя за торжество "высокого" мистического идеала: "Кругом стоят ратники Зверя и Жены ( … ).  Теперь должен быть сорван окончательный покров с русской поэзии. Истинные лица обозначатся вовек"  (Зверь – апокалиптический образ зла; Зверь получает власть от дракона –  "древнего змея, называемого диаволом и сатаною". – Откр. XII,  9,  XIII, 3.  Зверю и дракону противопоставлена божественная "Жена, облеченная в солнце". – Откр. XII,  1.  В Представлениях "младших" символистов "концу света" предшествует последнее единоборство Зверя и Жены, отождествляемой с Вечной Женственностью). Киевский критик Ал. Закржевский писал в статье "В царстве женственной неги (Поэзия Александра Блока)" (ВМИ. 1907.  N'2 9-10. С. 18):  "И вот достигает экстаз наивысшей вершины( ... ),  после чего наступает чудо или  смерть уносит сгоревшую жизнь."
        »


–…И давно всё знаю наперед… – Сравните со строкой из стихотворения весны 901-ого:


               «Сбылось пророчество мое:
               Перед грядущею могилой
               Еще однажды тайной силой
               Зажглось святилище Твое…
                7 марта 1901»

Я думаю, что то, что должно было случиться, он видел “давно”. В нечто похожем на неотличимом от яви сне, про который писал потом неоднократно:

               «…И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
               Строй находить в нестройном вихре чувства…
                10 мая 1910 (27 февраля 1914)» 

                «…Я не знаю, зачем на рассвете,
               В час, когда уже не было сил,
               Не погиб я…
                29 декабря 1912» 

     …про которые, спустя десятилетие напишет Андрею Белому: «…Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя.
6 июня 1911. Шахматово»

    
*
*


     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  ЧЕТВЕРТОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
                Сцена четвертая. Итог.

     Итог:

                17. «Ты свята, но я Тебе не верю…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/966 )
                Прозрение мученичества: «…Ты откроешь Лучезарный Лик./И, свободный от земного плена, / Я пролью всю жизнь в последний крик.»
18. «Будет день, словно миг веселья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/911 )
Мечтание как воспоминание: будет как тогда, когда «…В конце января и начале февраля… явно является Она.»
19. «Его встречали повсюду…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/919 )
Согласие на Чашу.
20.«Разгораются тайные знаки…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/928 )
Предчувствие провала Миссии.
21. «Мне страшно с Тобой встречаться…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/1077 )
Путаница реальностей.
22. «Дома растут, как желанья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/13/969 )               
Катастрофа. 
*