Освящение Руси

Илья Клименчук
ВНИМАНИЕ! При цитировании и разработке размещенного на странице материала ссылка на автора(-ов) обязательна



ОСВЯЩЕНИЕ РУСИ
Русь освящали многие святые и Словом, и подвигом. Но самые ответственные и славные задачи были решены апостолом Андреем Первозванным и равноапостольным князем Владимиром Святославичем Киевским, крестившим Русь в 988 г. н.э. Поход Владимира на Корсунь (Херсонес) способствовало крещению Руси. В «Повести временных лет» под 988 г. рассказывается, что князь Владимир пошел с войском на Корсунь, греческий город. Но жители города затворились и приготовились к осаде. Владимир же, после безуспешной осады, сказал им: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Корсуняне опять не послушались его. Владимир тогда приказал насыпать насып к городским стенам. А когда насыпали, то горожане, подкопав городскую стену, выкрадывали землю и сносили ее в город.

И вот некий муж корсунянин, по имени Анастас, пустил стрелу из города, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, она идет по трубам из колодца, которые за тобою с Востока». Владимир, узнав это, посмотрел на Небо и сказал: «Если сбудется это, крещусь. И в тот же час перекопал все трубы. Люди занемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиной и послал царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру-девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу».

Опечалились цари и ответили ему: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Вот если ты крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь, и с нами единовером будешь». И Владимир согласился. Не хотела Анна идти замуж, сказав: «Не хочу разути робичича». Едва упросили ее. И пришла она в Корсунь. А в это время Владимир разболелся глазами. И сказала ему Анна, что если он хочет выздороветь, то пусть скорее крестится. Услышав это, Владимир повелел крестить себя, и после того, как епископ возложил руки на него, прозрел.

Конечно, такое великое событие, как крещение Руси, имело причины много глубже, чем женитьба на Византийской принцессе Анне. Все произошло в сужденный срок, и на это были исторические причины. Еще княгиня Ольга, бабушка Владимира, приняла христианство. В Киеве были христианские церкви. Сам Владимир уже знал, что христианская вера - наиболее простая и красивая из всех. Знал от своих послов, отправленных во все концы света узнать, какая вера лучшая. Он давно был готов принять ее. Но сроки тогда еще не подошли. Если Русь приняла бы христианство раньше, - она подпала бы под вассальную зависимость от Византии и фактически стала бы ее вотчиной. Владимир прекрасно понимал это, потому что был добрым правителем и сделал этот знаменательный шаг именно тогда, когда Русь окрепла и могла не опасаться греков. Неспроста и не ради удовольствия ходили русские князья с военными походами на Константинополь. Византия была коварным соседом. Не раз подкупала половцев, чтобы те нападали на Киев. Случалось, что и предавала она русских. Для усмирения ее и для защиты Родины русские князья ходили на Царьград, в ратных подвигах сохраняя свою землю.

А на миссионерском путешествии апостола Андрея следует остановиться отдельно. Согласно монографии А.М. Спиридонова и О.А. Ярового «Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия», изданной в 1991 г. в г. Москве (издательство «Прометей»), -  в I веке новой эры апостол Андрей Первозванный, чтобы попасть из Корсуни в Рим, совершил путешествие вокруг Европы, проплыв вверх по Днепру, посетив по пути Новгород (где он подивился аскетизму местных язычников) и страну варягов. На Киевских горах апостол предрек сияние Божьей благодати, строительство на них большого города с множеством церквей. Так гласит легенда, записанная в древнейшей из дошедших до нас русских летописей – «Повести временных лет». Эта легенда, воспринимавшаяся уже самим летописцем как таковая, на протяжении столетий служила доказательством Божьего предопределения принятия Русью православия. Еще в XVI веке на нее ссылался царь Иван Грозный в богословском споре с папским легатом.

В представлении древнерусского книжника XI века путешествие в Рим через Варяжское (Балтийское) море было естественным, несмотря на то, что он знал о существовании проливов Босфор и Дарданеллы. Маршрут апостола Андрея - это реальный в XI веке «путь из варяг в греки и из грек», подробно описанный в тексте «Повести временных лет» непосредственно перед легендой. Объясним, почему в создании автора цитированной части «Повести временных лет» крещение Руси, предопределенное деяниями апостола, ассоциировалось с движением по «пути из варяг в греки и из грек».

Путь этот пролегал по рекам бассейнов Балтийского и Черного морей, текущим с юга на север и с севера на юг и соединенным в единую систему волоками. С IX века он стал основной военно-политической магистралью Древнерусского государства, раскинувшегося вдоль него от Ладоги до среднего течения Днепра. Согласно летописи, в 862-866 годах по этой водно-волоковой системе прошла рать варягов Аскольда и Дира, которая захватила Киев и предприняла далее поход на Константинополь. В 882 году по этой же системе двинулось войско новгородского князя Олега, который отобрал Киев у своих соплеменников - варягов и объединил северную и южную части формирующегося государства в единое политическое образование. В IX, X, XI вв. по тому же маршруту прошло множество военных отрядов, купеческих караванов, паломников.

Активную роль в событиях, развернувшихся вдоль водного пути из Балтийского моря в Черное море, сыграло население Восточно-европейского Севера. Именно здесь, в Приладожье и на реке Волхов, в результате сложных процессов славяно-финно-скандинавского взаимодействия в VIII—IX вв. сформировалась «русь», вышедшая затем на днепровские просторы. Слово «русь», составившее основу самоназвания современных русских, отразило сложность и динамизм событий, происходивших более тысячелетия назад на Севере. «Русь» является славянской огласовкой финского «ruotsi»—термина, употреблявшегося древним финноязычным населением Приладожья для обозначения шведов (сравним: финское «ruotsi», карельское «ruotci», эстонское «rootsi»). Термин первоначально имел значение особой социальной, а не этнической группы; как показал ленинградский ученый Г. С. Лебедев, «русь» IX века представляла собой «протофеодальный военно-дружинный и торгово-административный слой» тогдашнего древнерусского общества.

Первым крупным актом единого Древнерусского государства, заявившим о его существовании на политической карте Европы того времени, стал поход князя Олега на Византию в 907 г., в который под его предводительством отправились «множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей...»

Разноплеменное варяго–славяно-финское войско благополучно возвратилось в Киев, неся награбленные и полученные в виде выкупа в империи золото, шелка, вино и другие богатства. Помимо этой материальной добычи, участники похода обогатились и ценностями другого рода - впечатлениями о блеске и величии столицы христианского мира Константинополя (древнерусское название - Царьград, древнескандинавское - Миклагард). В 912 г., когда послы-русы прибыли в Константинополь для подписания нового мирного договора, император Леон приставил к ним специальных людей, которые должны были «показать им церковную красоту». Такое просвещение язычников не замедлило принести свои плоды. Уже в 945 г. при заключении очередного мира с империей в окружении киевского князя Игоря оказалось немало христиан, которых приводили к присяге в киевской церкви святого Илии. Приняла крещение и жена Игоря - княгиня Ольга. Еще одним каналом, по которому проходило знакомство северных язычников с Византией и ее христианской культурой, стала наемная служба в войсках императора отрядов русов, варягов и кулпингов. Последние (в древнерусских источниках — колбяги, в древнескандинавских - кулфинги) были выходцами из среды финских племен Восточноевропейского Севера. Наконец, к сказанному следует добавить, что контакты Руси с Византией не ограничивались военно-политической сферой, а включали также постоянные торговые связи. Из сочинения императора Константина VII Багрянородного известно, что на византийских рынках сбывались меха, мед и прочие продукты, собиравшиеся (вдоль все того же пути «из варяг в греки») киевскими князьями в качестве дани с подвластных племен. Очевидно, что купец-христианин имел в империи преимущества перед своим коллегой-язычником.

Политическое единство разноплеменного Древнерусского государства очень скоро потребовало выработки соответствовавшего ему идейного, религиозного единства. Имеющиеся источники рисуют большое разнообразие языческих культов, которые были распространены даже в среде одних только славянских племен Восточной Европы. Религиозная пестрота усугублялась включением в нее специфических языческих верований многих других народов. Традиционные божества в представлениях людей того времени нередко обладали лишь локальной властью. Так, покидая родину, норманн уже не мог рассчитывать на поддержку своих богов; для достижения успеха в чужой стране он должен был заручаться помощью местного божества. Можно представить себе проблемы такого рода, встававшие перед купцом в ходе его поездки поистине «за тридевять земель» - из Швеции на Волгу или Каспийское море. Многочисленные языческие культы разделяли общество не только по «горизонтали», но и по социальной «вертикали». Нарождавшиеся новые социальные группы раннефеодального общества имели каждая своих особых патронов в языческом пантеоне. Почитание бога-громовика Перуна, например, было характерно для дружинной среды, а покровителем торговли и богатства был Волос (Велес).

По-видимому, во второй половине Х в. все эти противоречия между политическим единством и культовой рознью населения Руси достигли значительной остроты, в результате чего в 980 г. князь Владимир предпринял попытку религиозной реформы - принудительного введения общего почитания шести божеств из славянского, иранского и финского языческих пантеонов. Попытка эта провалилась, что заставило князя поторопиться с более радикальной реформой - введением христианства в качестве официальной единой религии своего государства. В летописях это событие датировано 988 г.

Объективной предпосылкой выбора в качестве общегосударственной религии именно христианства явился наднациональный характер его монотеистического культа, который в свое время послужил распространению христианства и в Римской империи, и в раннесредневековой Западной Европе, и который был особенно актуален в древнерусских условиях. Князю Владимиру с его объединительными устремлениями не могло не импонировать также и то обстоятельство, что в Византии церковная организация подчинялась сильной власти императора. При этом почва для принятия новой религии к концу Х в. была уже подготовлена знакомством выходцев из разных народов Киевской Руси с христианством в его византийском варианте.

Итак, если по легендарной версии крещение Руси было предопределено пророчеством апостола Андрея Первозванного и его посещением Киевских гор, окрестностей Новгорода и страны варягов, то в историко-культурном плане принятие христианства Киевской Русью оказывается предопределенным (или, если употребить не богословский, а научный термин, - детерминированным) событиями, развернувшимися в IX-Х веках вдоль «пути из варяг в греки и из грек», формированием Древнерусского государства, активными и разносторонними контактами представителей объединенных им народов - славян, варягов, финнов - с Византией.

Апостол Андрей обошел славянские и варяжские земли: современные остров Валаам, Санкт-Петербург, финское, шведское, норвежское, германское, польское побережье Балтийского (Варяжского) моря. Варяги - поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наемные воины или торговцы в Древнерусском государстве (IX-XII вв.) и Византии (XI-XIII вв). Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь («призвание варягов»). По мнению А.Г. Кузьмина слово «варяги» происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы). По его же мнению слово «варяги» восходит к этнониму «варины» или «варны», через промежуточный этноним «варанги», от которого выводит др.-русск. «варяги» и «Варяжское море», и возможно «вагры» и «варны» (в германской передаче имена некоторых племен балтийских славян.

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописях - «Повести временных лет», варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названном так по имени варяжского племени «русь». Рюрик во главе руси пришел в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племен, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во второй половине XI в., но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Варяги обозначены как жители всего побережья Балтики. Летописец не уточняет, какие именно народы входили в состав варягов. Хотя они перечислены наряду с отдельными этносами, их обширное географическое положение указывает на обобщающий смысл понятия «варяги», что также отражено в названии Балтийского моря Варяжским. Когда, согласно летописной версии, союз славяно-финских племен решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие народы называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Путь «из варяг в греки» шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до реки Западная Двина; далее волоком до реки Днепр и далее выходил в Черное море. Заметим, что от г. Киева путь шел через нынешний г. Одесса. По морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя (ныне Стамбул). Перед тем, как выйти в Черное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.

По мере освоения этого пути варяги колонизировали прилегающие к нему земли, заселенные славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Таким образом, возникли государства-княжества династии Рюриковичей. Сначала в Новгороде (Рюриково Городище) и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве.

Помимо земель бассейна Балтийского моря к заповеданному краю, где побывал апостол Андрей, можно отнести Лапландию - название культурного региона, который традиционно населяют саамы (лопари, лапландцы). Расположена Лапландия в Северной Европе, на севере Фенноскандии. Лапландия никогда не являлась одним государством; в настоящее время она поделена между четырьмя государствами: Норвегией, Россией (Кольский полуостров), Финляндией и Швецией.

Николаевдень, 19 декабря 2009 г.
г. Москва

Цитируется по книге «Илья Клименчук. Статьи 1998-2010 гг.», Издательство МОО «Святая Русь», Москва 2010 г.

http://www.proza.ru/2018/01/03/457