Хмельник как зеркало украинской эволюции - 2

Нил Крас
               
Пришло время подробнее рассказать о домах, которые избрал Шепель для своего и его родни временного проживания [фото 1- 3]. О прямо-таки «Временном дворце Шепелей» в Хмельнике. Они сохранились, немного изменились из-за аляповатых пристроек со всех сторон, обветшали, «осовременены» (новыми оконными рамами). Но ещё хорошо узнаваемы. И один из них ждёт - не дождётся мемориальной доски на нём. Как-никак, а тут несколько дней проживал сам убийца Е. Эдельштейна! И  рядом - родная сестра отчаянного атамана. Почему-то до сих пор памятную доску не привинтили? В Литине вот «свободівці» постарались, а в Хмельнике всё не решаются…  Или, по всей вероятности, не знали, где отдыхал атаман «антибольшевистских повстанцев» после трудов неправедных — грабежей и отрубания голов у раввинов -"большевиков". Теперь знают — дело за малым.

В коллаже представлены эти два дома, соединённые аркой — снимки сделаны мною в октябре 2000-го [фото 1 - смонтировано из двух частей] и в июле 2010-го года [фото 2 и 3]. Дом находится на современной улице Летописной (бывшей - Червоного казачества). О Красном казачестве ещё будет ниже, а Летописная — тут всё ясно: названа в честь как вот этих летописных материалов, так и других моих публикаций с упоминанием семьи Кадишей — родни моей матери. Пересекая главную городскую магистраль, Летописная улица переходит  в улицу, названную в Хмельнике (где когда-то бывший винницкий голова - робкий «переименовальщик» - руководил водогоном)  г р а м о т н о  — улицей  С о б о р н о с т и  (не по-винницки, малограмотно, о чём я писал -  http://www.proza.ru/2015/04/25/1733 ).  Постеснялись что-ли в исполкоме «Временной столицы УНР» проконсультироваться в дюжину раз меньшем районном центре (с «Временным дворцом Шепелей»)? Впрочем, стоило ли, вообще, переименовывать Республиканскую улицу: разве Украина — не парламентско-президентская  р е с п у б л и к а?

Номеров домов я не знаю, но не исключено, что - №1 и  №3, так как расположенный напротив Хмельницкий завод сухого обезжиренного молока «Молочный визит» имеет адрес №2 (https://152667-ua.all.biz/). На этом, тогда просто «Молокозаводе», трудился после войны мой дед. Но мы — об исторических домах, с которых начинается Летописная...
Оба дома были построены на тогдашнем краю города более сотни лет тому назад: тот, что справа, если стоять лицом к домам, был домом моего прадеда Арона Кадиша, а слева — его сына, моего родного деда. Когда прадед умер, его дом явочным порядком занял другой сын Арона — Хуна.  Уточняю ещё раз, чтобы не перепутали с мемориальной доской: сам атаман Шепель жил в доме моего деда, а его сестра — в доме брата деда.

Далее — интересная история, касающаяся дома, построенного прадедом. Если дед прожил в этом доме, исключая годы эвакуации, до своей смерти в 1948-м году (в 1946 и 1947 годах я проводил там свои октябрёнские летние каникулы), то прадедов дом, перешедший его сыну, быстро перестал был фамильным пристанищем. Хуна с женой (из семьи очень бедных евреев местечка) где-то в период заварухи гражданской войны уехали в Палестину (виновата, по всей видимости, была сионистская организация «Цеирей Цион» - см. выше) и дом переписали на третьего сына — Хаима (было у прадеда ещё три дочери). Но бессемейный Хаим [ фото  - 4, от 16.03.1926 г. ], как только Хмельник впервые заняли «красные», умчался с ними — и в момент отъезда Хуны с женой был уже в Юрьеве или Воронеже (см. ниже). Дом ему не нужен был — и он широким жестом подарил его Советскому государству, навсегда разорвав пуповину, связывавшую Хаима с родными местами.

Как раз в это время Красная Армия нуждалась в казармах, их начали строить под Хмельником, в соседней Угриновке. Оттуда выселили гражданское население - и семья матери моего одноклассника (см. выше о Сан-Франциско) получила жильё в части дома Арона-Хуны-Хаима Кадишей. Вот тогда и началась дружба, о которой я писал выше, длившаяся три четверти века — наших матерей. Кстати, девичья фамилия матери моего одноклассника была Харитон. И в Хмельнике она считалась дальней родственницей знаменитого академика Ю. Б. Харитона (1904-1996) — одного из создателей советских атомной и водородной бомб, лауреата трёх Сталинских и Ленинской премий, трижды Героя Соцтруда,  депутата Верховного Совета СССР многих созывов… А сам Ю. Б. Харитон — будто бы из евреев Уланова, хотя и родился в Санкт-Петербурге.
Легенда это или быль — надо было бы выяснить у краеведов из Уланова. Сделаем это в другой раз: у нас ещё столько неясностей с Хмельником!..

[Что было в доме дедушки и в бывшем доме Хаима в период оккупации Хмельника — не ясно. В «Моей Виннице» я рассказал, что обследуя чердак дедушкиного дома, обнаружил там немецкий сейф. Дед сбросил тяжеленный металлический ящик на землю, ломом разворотил его. Сейф оказался пуст, если не считать завалявшейся в нём немецкой печати. Я её, конечно, конфисковал, пропечатал ею все мои учебники и тетради, а также — некоторых школьных друзей. Получил взбучку (антисоветчина!), печать пришлось отдать учительнице. А какого учреждения была печать — не знал я тогда, не знаю и сейчас: в 1946-м я немецким языком ещё не владел.
Если дом деда был облюбован не только атаманом, но и каким-то учреждением гитлеровцев, значит он хотя бы своим внешним видом выделялся в «одноэтажном Хмельнике».]

Молодой Хаим, как уже было сказано, уже где-то в 1918-м году очутился не в какой-нибудь «Постоянной еврейской столице» - Бердичеве, а в Юрьеве (Дерпте, Тарту) — поистине европейском городе с тогда уже 900-летней историей. Со знаменитым, европейского масштаба университетом, где Хаим, однако, не учился, а служил в должности  заведующего хозяйством. Сейчас в университетах — проректоры по административно-хозяйственной работе, а тогда — просто завхозы. Но, наверное — не с намного меньшими полномочиями, что следует из дальнейших деяний Хаима Кадиша.

Вы, надеюсь, при посещении музея Н. И. Пирогова в слившейся теперь с Винницей бывшей деревне Вишне (потом - Пирогово) слышали , что великий военно-полевой хирург и педагог усовершенствовал свои знания и уменье в 1826-1833 годах как раз в Дерптском, тогда ещё немецком университете. Университет был старинным (с 1632-го года, а Московский, сравните — с 1755-го) и только в 1894-м году русифицирован. Можно себе представить, насколько богатой была университетская библиотека, какое множество уникальных фолиантов в ней было! Чего стоил лишь один архив рисунков анатомических срезов, выполненных Н. И. Пироговым! Уверен, что Хаим не очень-то чётко понимал это, но он пристал к большевистскому лагерю. А там метод «раскулачивания» был распространён не только на зажиточных крестьян, но и на всех, коих можно было запугать и «законно» обчистить, а также - на всё, что плохо лежит.

Наверно, Хаиму подсказали, что в Юрьеве «плохо лежала» как раз бесценная библиотека. И помогли отобрать из неё самое уникальное. Остальное не лишённый наследственной хватки и упорства Хаим организовал сам. Предпринял, устроил, осуществил — «Почему» и «Что'»?
Да потому, что в феврале 1918-го года была провозглашена Эстонская Республика (в СССР её упрямо именовали «буржуазной Эстонией»). И русифицированному университету надо было перебираться в Россию. Но - не без библиотеки же! Да ещё такой!

И Хаим поднял по тревоге студентов, с их помощью погрузил отобранные книги в товарные вагоны, загнал вагоны в тупик — и вагоны с книгами «пропали». Нашлись вагоны с книгами почему-то только уже в Воронеже, куда было решено перевести Юрьевский университет. И книги, выкраденные большевиками, легли в фундамент библиотеки нового университета на реке Воронеж (притоке Дона). Они и были тем «Что'».
К похищенным изданиям добавились книги из личных библиотек профессуры, переехавшей вместе с университетом (мама рассказывала, что лекции бывшие юрьевцы начинали словами «Господа студенты!», хотя университет носил имя Ленинского комсомола, правда, только с 1968-го года).

Гитлеровцы владели правобережной частью Воронежа недолго: с начала июня 1942-го по конец января 1943-го года. В этой, центральной части города как раз располагался университет с библиотекой. И самые ценные книги они, в свою очередь, успели всё же отобрать и вывезти. Только часть этих книг возвратилась за многие десятилетия обратно в Воронеж (книги, не принадлежавшие университету в Эстонии), другая часть обрела покой на книжных полках в Тарту, а очень многие книги остались разбросанными по библиотекам ФРГ. Встречал в интернете переписку руководителей библиотек Воронежа, (теперь) Тарту и, помню, Бремена, где оказались книги, вывезенные из тогдашнего Юрьева в Воронеж, а потом «репатриированные» в Германию.

И опять я привожу факты по двум соображениям. Во-первых, чтобы показать, как своевольничали не только «повстанцы», но и «красные» в период Гражданской войны. И, во-вторых, чтобы хоть немного прояснить то, что закрыто тёмной завесой ещё с советских времён. И что, из-за стыда за прошлое, до конца не раскрывается до сих пор.

Почитайте, как эта история представлена на сайте библиотеки Воронежского университета:
«В 1918 году в основу фонда библиотеки легли редкие книги, бытовавшие на территории края с XVIII в., ранее принадлежавшие крупнейшим библиотекам города Воронежа.
К началу Великой Отечественной войны библиотека имела около 800 тысяч экземпляров печатных и рукописных изданий. Молодая университетская библиотека была обладателем редких изданий, ее фонд по своему составу представлял большую ценность.
Годы войны - трагические страницы истории библиотеки. В период временной оккупации г. Воронежа по распоряжению фашистского командования наиболее ценные книги были отправлены в Германию и Эстонию.» (https://lib.vsu.ru/?p=1&t=2).
Там же, правда, есть возможность ознакомиться с историей библиотеки  п о д р о б н е е ( https://lib.vsu.ru/documents/pages_of_history.pdf  ). Читаем: « Значительное влияние на судьбу Библиотеки оказали книжные фонды библиотеки Русского Императорского Юрьевского (Тартуского университета), основанного в 1802 г. по решению императора Александра I и эвакуированного в Россию в 1918 г. с приходом войск Кайзеровской Германии в Эстонию. В 1920 г. с согласия представителей Тартуского университета для библиотеки Воронежского университета были приобретены ценные экземпляры, принадлежавшие ранее Юрьевскому университету.»

Вы что-то поняли из этой цитаты? Я — нет, так что решайте сами, в каком изложении — правда. Получается, во-первых,что изъятие книг из Юрьева было признано Воронежем незаконным, раз пото'м за эти книги было уплачено Юрьевскому университету. Во-вторых, что Юрьев (вернее, уже Тарту) легко согласился на «приобретение» Воронежем украденных у него книг. Какой дурак, пардон, в это поверит, тем более, у Воронежского университета в 1920 г., представляется, не было денег ни на что, включая книги. А о переписке между Воронежем, Тарту и Бременом в относительно недавнее время —  вообще, ни слова.

А сообщить надо было следующее.  В 1915 году, когда фронт приближался к середине Видземе [историческая область в Латвии — Н. К.], библиотека и коллекции из Юрьевского университета (тогда — российского) были эвакуированы в Воронеж, а потом, по условиям российско-эстонского мирного договора 1920 года, вернулись в Тарту. Новая эвакуация – в Воронеж – производилась двумя поездами 17 июля и 31 августа 1918 г. (Воронежский университет основан в мае 1918-го года). Возникает законный вопрос: на каком же основании проводилась эта «новая эвакуация»?! Нет на него ответа…

Историю с книгами Юрьевской университетской библиотеки рассказала мне мама давно и, признаюсь, с некоторой гордостью за отвагу и предприимчивость своего дяди. Ей можно простить отсутствие нравственной оценки ограбления, исполненного Хаимом в лучших гангстерско-советских традициях. Ведь Хаим  (я писал об этом в «Моей Виннице»)  выучил - высшее образование! - в Воронеже всех пятерых дочерей своего брата (маму, в частности, заставив бросить Киевскую агрошколу, в которой она уже было начала занятия). Собственных детей у Хаима не было — и он о маме и её четырёх сёстрах заботился, как о своих дочерях.

Я даже собирался написать большую статью (возможно, книгу) об этом моём двоюродном дедушке. Раздобыл сведения о его могиле на Воронежском еврейском кладбище. Воронежское еврейское кладбище ( http://evreymemory.com/еvreymеmory/ )  -  место, где похоронен Хаим Аронович Кадиш, отображает простой памятник на его могиле [ фото  - 5 ] с инициалами имени и отчества, фамилией и датами жизни и смерти. Правда, там в подписи приводятся ошибочные данные о времени рождения и об инициале (начальной букве) имени бывшего сотрудника Воронежского университета: С. А Кадиш. Если с буквой «С» вместо «Х» можно смириться (моя мама тоже изменила - «русифицировала» - своё еврейское имя, о чём я уже писал: http://www.proza.ru/2017/02/17/755; как переиначил своё имя Хаим - мне не известно), то указание даты рождения в подписи к фотографии «Сентябрь 12, 1899» вызывает возражение, так как название фото памятника - «Kadish_CA (1892_01_08_1956)» - свидетельствует о 1892-м годе рождения, что более вероятно, если глянуть на фотографии Хаима Кадиша  1926 -го [ фото 4 ] и 1928-го (см. ниже)  годов. Там на 27 - и 29-летнего он явно не похож. Увеличил фотографию — 1892-й год подтвердился [ фото 6 ].   

Написал в университетскую библиотеку и в архив. И нашёл прямого потомка сестры Хаима, нынешнего профессора Воронежского университета (несколько младшего меня).
Университетский архив, мне ответили, в войну полностью сгорел. Среди сотрудников библиотеки уже нет никого, кто бы мог знать Хаима. Правда, только недавно ушла на пенсию заведующая библиотекой, проработавшая на этом посту много десятилетий. Мой родственник, которого я также, как и Хаима, не знал, но о котором я прежде даже и не ведал, обрадовал меня сообщением о хорошем знакомстве с пенсионеркой-библиотекаршей (и его жизнь связана многие годы с университетом). Но … у него нет для таких дел ни минуты свободного времени. А ведь я ему объяснил, что без Хаима родители его, наверное, разливали бы где-то пиво в ларьке, и так далее. Словом, в семье не без … неблагодарных потомков.
Так что в Воронеж, где я по пути в Сибирь, в 1941-м году лежал с дифтерией в больнице — и меня при авиационных бомбёжках сносили в подвал - импровизированное бомбоубежище (эти моменты помню!), мне ехать не было смысла.

Не исключено, что сии заметки станут импульсом для кого-нибудь, решившего разобраться с историей библиотеки Воронежского ордена Ленина государственного университета имени Ленинского комсомола, как он ещё относительно недавно именовался. Так что надежды в пользе этой публикации не теряю: потеряно не всё.

А вот о том, что не было на «Временном дворце Шепелей» (опочивальнях Шепеля и его сестры) таблички о советском Робин Гуде — Хаиме Кадише, сожалею. За 70 советских лет вспомнить о нём и достойно помянуть его не додумались, а теперь, во время, как говорится, переоценки ценностей, и надеяться на это не приходится. И снимать со стены дома Кадишей нечего, и место для доски с упоминанием Шепеля специально надо готовить: выравнивать, сверлить дыры для крепёжных болтов… Столько лишней работы — жаль!

И столетие «раскулачивания» библиотеки Юрьевского университета не будет в Хмельнике в июле-августе сего года должным образом отмечаться. Может быть, лишь в районной библиотеке посетуют за чаем с юбилейным тортом, что не «отстегнул» Хаим для родного местечка хотя бы пару ящиков с книгами. Припрятали бы в годы оккупации от захватчиков, а теперь гордились бы этим достоянием. Мечты, мечты…

                ***

Атаманов и бойцов их отрядов времён Гражданской войны сейчас принято называть не «бандитами» (как во время той войны и в советское время), а «повстанцами». Кто же они такие — эти повстанцы? [Не путать с Украинской повстанческой армией — вооружённым крылом ОУН(б) — Организации украинских националистов (бандеровского движения) 1942-1953-х годов.]

Слово «повстанец» имеет несколько сходных значений. Это — участник восстания (мятежа), партизанского движения, народных вооружённых сил, вооружённого сопротивления государственной власти … Для ясности сейчас нередко добавляют «антибольшевистский повстанец». Тогда спросим: «Когда и где установилась на Украине большевистская (советская) власть?»

Кстати, посмотрите в интернете статью Н. И. Супруненко «Установление советской власти на Украине» (журнал «Вопросы истории», 1957, №10, стр. 49-70) и сравните её с любой публикацией последних лет на эту  же тему. И вы обнаружите почти перевёрнутое изображение. Не выровненное, а тоже искривлённое, но - в противоположном направлении.
Посмотрите на пёстрые карты Украины 1918-1919 годов, где очажки атаманской и советской власти меняются, как в калейдоскопе — и вы убедитесь, что в этом хаосе определить, кто герой (по мнению советских или нынешних историков), а кто - просто бандит, кто хитрый тактик, а кто - предатель, и тому подобное — непросто, очень трудно - до невозможного.
Прежде всего, потому, что «антибольшевистские повстанцы» грабили там, где большевиков ещё не было или их на время оттуда вытеснили, и убивали тех (в том числе, набожных иудеев), кому партбилет был нужен даже меньше, чем, как острили те же евреи, «зайцу боковой карман».

                ***

Герои и «герои» Гражданской войны. Сколько их было на самом деле — не знает, вероятно, никто.
Вот публикация 1968-го года — 36 портретов (обратите внимание на годы смерти очень многих из них - жертв сталинского террора) - http://nasledie-sluck.by/ru/exhibits/3757/4424/ .
В книге В. Севастьянова и В. Ладухина (1963) описаны шестнадцать Героев Гражданской войны (http://www.rulit.me/tag/biography-memoirs/geroi-grazhdanskoj). Но все они - «красные» Герои Гражданской войны.  А тут - http://russian7.ru/post/15-glavnykh-geroev-beloy-armii/ - главные герои Белого движения.
На этом форуме (http://phorum.bratishka.ru/viewtopic.php?p=190343) уже «смешались в кучу кони, люди»: «красные» и «белые». Современные школьники объединили под общим названием «Герои гражданской войны» Героев Красной и Белой армий — https://sites.google.com/site/geroigrazdanskojvojny/. Можно себе представить, какая сшибка произошла в головах этих подростков!
Таких примеров — не счесть, их столько — сколько «кочек зрения» (выражение М. Горького, 1933).

                ***

Аналогичная картина с «антибольшевистскими повстанцами» на Украине.
В украинской ВікіпедіЇ на странице “Повстанські отамани” только повстанцев Холодного Яра перечислено ни много ни мало — 105. И все они — атаманы! Когда читаешь их биографии — глаза и мысли разбегаются: на чьей стороне, за что' и против кого они сражались?  С кем координировали свои действия? С кем и с какой целью объединялись (случалось — и с анархистами, и с деникиннцами, и с большевиками)?  Что они не поделили с теми атаманами, с которыми вели атаманско - атаманские бои? На какой территории они «атаманствовали»: только ли в своей «атамании» (так называли территории, где все подчинялись только одному из атаманов) или также там, куда их, к примеру, направляло командование армии Директории УНР?

И это всё — на небольшой территории двух районов Черкасской области! Там даже была «Холодноярська Республіка (1919–1922) — самопроголошене державне утворення на землях Української Народної Республіки (УНР), у Чигиринському повіті Київської губернії (нині Чигиринському районі Черкаської області), в районі лісового урочища Холодний Яр, зі столицею в селі Мельники.»

Ограничимся всё же Литинским уездом, на землях которого находился Хмельник с рядом расположенными сёлами. Здесь главным действующим лицом был Яков Шепель (1894-1921).
Вікіпедія: https://uk.wikipedia.org/wiki/Шепель_Яків_Матвійович .

Александр Дмитрук, написавший роман «Отаман Яків Шепель», рассказывая о герое своего произведения, представляет его не только мужественным солдатом и талантливым военачальником, но и как - в целом - безукоризненной личностью. Я. Шепель начинал свою борьбу в рамках самообороны села, а потом под его контролем оказалась территория, равная нынешним 12 районам. Он никогда не проводил карательные операции. И если бы не стратегическая ошибка Петлюры, взявшего в союзники Польшу, атаманы, среди которых Шепель был одним из выдающихся, отстояли бы независимую Украину.
И всё это — в противовес «наибольшему палачу Подолья» — Эдельштейну и расстрелявшему в Виннице около 8 000 человек Квятеку (https://ukurier.gov.ua/uk/articles/oleksandr-dmitruk) . Книгу мне тут не достать, как и другую литературу об упоминаемых исторических персонажах, так что я был вынужден обратиться к интернетовским источникам.

Почему-то  у к р а и н с к а я  ВікіпедіЯ в статье «Казимир Францевич Квятек (Ян Карлович Вітковський: листопад 1888, Варшава - розстріляний 25 серпня 1938, Москва)» ни словом не упоминает о его конкретных злодеяниях, в частности, о расстреле около 8 000 винничан. И в русской Википедии нет об этом ничего.
В статье «Євген Пилипович Едельштейн (рос. Евгений Филиппович Эдельштейн, псевдонім: «товариш Філіппов», нар. 1897, м. Тельше, сучасна Литва — пом. 23 травня 1919, Вінниця, УСРР)» о председателе Винницкого исполкома (январь-февраль 1918-го года) как о палаче речи нет. Во втором винницком периоде Эдельштейна (март - май 1919-го года), возглавлявшего тогда Губернский Ревтрибунал, он обвиняется как один из руководителей (вместе с ЧК) красного террора. Приводятся примеры так называемых резонансных расстрелов, но о массовых убийствах «классовых врагов», «контрреволюционеров» не говорится. А внимания русскоязычной Википедии «наибольший палач Подолья» совсем не удостоился.

Но вернёмся к Я. Шепелю. К странице в интернете - ответвлению страницы клуба «Шепели», на которой выступают обладатели фамилии «Шепель»     (https://vk.com/club100984 ) . Там я нашёл дополнительный материал об Я. Шепеле.
Но сперва — интересный факт: по опросам участников этой страницы, фамилия «Шепель» была не только у украинцев (около половины ответивших на вопрос), но и у русских, немцев, евреев, прочих. Без намёка, но всё же: изучал ли кто-то генеалогию Якова Шепеля, о котором мы ведём речь? Ведь он был не из батраков, а из весьма зажиточной семьи. Об этом умалчивает украинская ВікіпедіЯ, но сообщает А. Дмитрук. Согласно этому автору книги об атамане Я. Шепеле, последний закончил в Литине гимназию, затем три года проучился на юридическом факультете Одесского университета. Оставил университет, согласился идти добровольцем на 1-ю мировою войну, окончил Оренбургскую школу прапорщиков. Доблестно воевал, по ранению был демобилизован. Преподавал в Литинской гимназии историю, славистику и французский язык. И лишь потом стал повстанцем, атаманом…

Честно говоря, расхождение утверждений А. Дмитрука с данными ВікіпедіЇ меня, мало сказать, очень смущает. В последней утверждается, что Яків Шепель “Мав початкову освіту. На початку Першої світової війни мобілізований у російську армію.” И - странно! - никто сего не хочет замечать, никто не обсуждает эти отличия, от которых во многом зависит понимание и оценка атаманства Я. Шепеля.

Если кого-то удивит такое моё заявление: мол, причём тут это, главное — его «антибольшевистская борьба», тем - объясняю. Я когда-то, в споре с А. Федоришеным о руках Эдельштейна, кои молодому историку виделись "по локоть в крови", писал, что оба — Шепель и Эдельштейн были зомбированы, только - каждый по-своему. И подчёркивал, что  Шепель, отряд которого ликвидировал «палача Эдельштейна», был, в связи со своей меньшей образованностью, зомбирован глубже, чем его «идеологический» противник. Эдельштейн — из семьи врача, окончил Рижскую гимназию, учился на медицинском факультете Киевского университета, а Шепель — из сельской семьи, с начальным образованием… (Статью, в которой А. Дмитрук, подробнее и, надеюсь, правдивее приводит сведения о Я. Шепеле, я тогда для себя ещё не «открыл» - и попался на лжи, внесенной, несомненно, преднамеренно в  украинскую ВікіпедиЮ. Потому что, вероятно, по мнению создателя страницы об Я. Шепеле, бедный, малообразованный, насильно мобилизованный в российскую армию Шепель «смотрится» лучше в роли борца с большевиками, защитника УНР. Печально это, потому что даже изолгавшиеся коммунисты не додумались сделать малоимущими ни родителей Маркса-Энгельса-Ленина, ни даже спившегося сапожника - отца генералиссимуса Сталина.

[Автор страницы о Я. Шепеле в украинской ВікіпедіЇ через несколько дней после публикации этой статьи заметил на сайте «Історія Вінниці» следующее:
„Левчук Дмитро: Дуже важка і фактично недосліджена тема. Об'єктивною причиною є те, що основний період діяльності Шепеля перша половина 1919 року, період фактичного безвладдя у Літинському повіті, за який майже не залишилось ніяких документальних матеріалів.“
А потом к этому добавил весьма интересный факт:
„Левчук Дмитро: на сайті Державного архіву Одеської області є оцифровані описи фондів, у тому числі є списки особових справ студентів Новоросійського університету за 1880 (можу на кілька років помилитись) - 1920 роки, близько 20 000 справ. Я їх усі колись переглянув і Шепеля не знайшов. Тай й по інших фактах зрозуміло , що він в університеті не міг навчатися (наприклад вік станом на 1914 закінчив 3 курси, тобто вступив у 1911 у 16-17 років, що саме по собі для тих часів є малоймовірним для простого селянського сина . Вперше про навчання його у університеті написала сестра Шепеля у 30х роках у "Літописі Червоної калини."“

Для тех, кто не знаком с украинским языком, разъясняю.
О времени полного безвластия в Литинском уезде  в первой половине 1919-го года  - основного периода действий Шепеля - не сохранилось почти никаких документальных материалов.
Автор пересмотрел списки личных дел студентов Новороссийского университета, особенно за те годы (1911-1914), в которые Я. Шепель мог там учиться, но ему не встретилась искомая фамилия. Об обучении Я. Шепеля в этом университете впервые сообщила сестра атамана в 30-е годы ХХ-го столетия в «Летописи Красной калины».]

Возвратимся к странице о лицах с фамилией Шепель, к «нашему» Якову Шепелю.
Киевлянин Александр Шепель, судя по его сообщениям — из рода евреев Литина. В 2008-м году он сообщил о том, как бандиты Шепеля провели заказной погром на деньги богатой гречанки Литина, которую обидели евреи - представители советской власти, конфисковавшие её собрание книг в пользу городской библиотеки. Погром начался опять же 1-го ( по старому стилю) мая того же 1919-го года (та же дата, что и у С. Гиля по Хмельнику, если он также имел в виду старый стиль!). О предстоящем погроме будто было заранее известно — и в Литин к этому дню съехались крестьяне за обещанным атаманом еврейским добром.
Было много убитых, немало евреев спрятали не - евреи.

Далее — цитата из приведенного киевлянином А. Шепелем:
«На пятый день наступило затишье. Моя бабушка, очень активная и смелая, решила выйти из погреба, посмотреть, изучить обстановку. Сразу же она встретила Шепеля. Он учился в Литинской гимназии и знал многих литичан. Атаман подошел к бабушке, поздоровался, взял ее за руку и повел в свой штаб, который находился около нашего дома. Мы с замиранием сердца стояли у наблюдательного пункта - маленького окошка погреба и очень испугались за бабушку. Надеяться на благоприятный исход было трудно. Но произошло невероятное - Шепель сказал, что ему стало известно о разграблении многих домов, в том числе и нашего, выразил сочувствие и выдал “документ” следующего содержания: “Забороняю в оселi громадянки Березiноi провадити трус, займати помешкання”. Документ этот был скреплен печатью - царским пятаком.»

Поверили ли вы в это — не знаю. Но такая демонстрация великодушия палачей известна: подобные, да ещё «документированные» эпизоды быстро получают повсеместную огласку и о высоких душевных качествах заплечных дел мастеров начинают распространяться легенды.

Приведу ещё одну цитату из рассказа А. Шепеля:
«За все время пребывания советской конницы в районе, «подвластном» Шепелю, сей атаман особой прыти не проявлял. Лишь однажды его люди из засады в Кожуховском лесу обстреляли группу командиров, следовавших из Хмельника в Литин, и ранили начдива.»
Даже после 2-й мировой войны Кожухов слыл бандитским селом. Проезжая через него (это недалеко от Хмельника) все как-то замирали. Ездил я в Хмельник и из него - обратно в Винницу не только поездом, но и на полуторке, и на телеге, запряжённой клячей (ехали целый летний день). И всегда  -  с опаской. Друг нашей домработницы - милиционер, помню, при мне объяснял ей своё отсутствие в течение нескольких дней: находился там в лесу в засаде, поджидая бандитов (начало 50-х годов).

Другой киевлянин — Сергей Шепель (2014) тоже внёс в форум значительное по величине сообщение о Я. Шепеле, оно полно, скажем так, невероятными данными. Например,
«к отряду Шепеля присоединилось более 3,5 тысяч человек, вооруженных преимущественно вилами, косами, ружьями».
3,5 тысячи — расквартировать, одеть, снабдить оружием и боеприпасами, пр. - где и за какие деньги? Кому нужны «воины» с вилами и косами? Если они были, наряду с ружьями, «преимущественным» вооружением, то что было иным? Пулемёты — исключаются (откуда?), пушки — то же самое...
«Как средство деморализации врага, Шепель использует распространение панических слухов. Почти без боя, повстанцы Шепеля, 20 мая 1919 мая заняли Хмельник.» Мы-то знаем, почему без боя, хотя даты разнятся... (см. выше и ниже).
В целом, мне кажется, что «вклад» С. Шепеля в «Шепелиаду» основан на вольном пересказе книги А. Дмитрука (повторяю, книгу эту я не читал, знаком только с интервью А. Дмитрука о книге).

                ***

В доступной в интернете книге В. А. Савченко «Двенадцать войн за Украину» ( Харьков, Фолио, 2006) есть таблица «Повстанческое движение и его лидеры (весна 1921) », в которой указываются район дислокации, количество бойцов у того или иного атамана и политическая направленность повстанцев. Читаем: «5–6-й повстанческие районы. Подольская губ. Около 3,5 тыс. —  Я. Шепель - 400, самостийная».  Таковой - самостийной - политическая направленность была во всех 23 отрядах 5-6-го повстанческих районах (в других — также белогвардейская, анархистская). И тем не менее всем им приписывается только антибольшевистская борьба в защиту УНР.

А это — из статьи «Атаманы Гражданской войны в Украине. И их палачи.» (2012) - http://www.argumentua.com/stati/atamany-grazhdanskoi:
«В этих цифрах — мощь повстанческого движения в Украине. До 35 тысяч повстанцев, объединенных в отряды численностью свыше 40 человек каждый. Плюс еще примерно 4 тысячи повстанцев, объединенных в мелкие отряды.
Реальная цифра политических повстанцев в Украине весной 1921 года — около 40 000 штыков и сабель. Историки считают, что примерно 25 000 повстанцев (в основном, на Правобережье) объединялись под «самостийницкими» лозунгами, еще около 4 000 повстанцев — отряды дезертиров из бывших красноармейцев, «мятежники» из Красной Армии, стихийные крестьянские повстанцы, отдельные отряды, ориентированные на Белую гвардию, Булах-Балаховича, Савинкова, отряды «мстителей» из немецких колонистов.»
И тут речь идёт как бы только о «политических повстанцах»?!
И большинство атаманов таких пёстрых вроде бы «политических повстанцев» сейчас объявляются героями! Без всяких оговорок!
По другому прокомментировать приведенные данные и нынешнюю их интерпретацию я не могу: та же «атаманщина», только ныне уже в историко-социальном приложении.

Даже если вы не являетесь сторонником взглядов «Аргумент'а», откуда я взял эту цитату, и не приемлете употребляемое там выражение «Справедливый бандитизм как украинская мечта», учтите всё-таки, что это, как указывает «Аргумент», извлечения из книги упоминавшегося В. А. Савченко. Называется она выразительно: «Авантюристы гражданской войны: Историческое расследование — Харьков: Фолио; М: ООО «Издательство ACT», 2000 » (http://militera.lib.ru//bio/savchenko/index.html). И  - из   книги Верига В. - Визвольні змагання в Україні, 1914–1923: Т. 1–2. — Львів, 1998 (с этой книгой я не знаком).

                ***

С переименованиями в Хмельнике происходила такая же несуразица, как и почти везде на Украине. В статье по сему поводу ("ЧОМУ ХМІЛЬНИК «НЕДОДЕКОМУНІЗУВАЛИ»?"
- http://forumhm.org/chomu-hmilnyk-nedokomunizuvaly/ ) от 16.05.2016 сообщается ещё об одной подробности пребывания отряда Шепеля в Хмельнике. Цитирую:
«Трапилася ця історія, коли загони легендарного отамана Якова Шепеля звільняли Хмільник від більшовицьких окупантів.
Перед своїм походом на наше місто, Шепель передав місцевому єврейству, що коли до його приходу в Хмільник тут ще будуть більшовики, то місцевим юдеям буде непереливки. Ті, не довго думаючи, зторгувалися з борцями за світле майбутнє всього людства за 138 тисяч карбованців. Червоне козацтво відважно взяло, зібрані хмільницькою єврейською громадою, кошти і мужньо кинулося тікати з Хмільника. Однак деяка його частина надто захопилася вживанням місцевих горілчаних виробів за несподівано зароблені гроші і не змогла залишити місто разом із своїми побратимами. Ось саме їх повстанці Шепеля й розстріляли. Поховали тих червоних козаків у братській могилі в парку і поставили згодом той пам’ятник...», который в другом месте обозначен как «могила жертв надмірного вживання алкоголю за халявни гроші хмільницького єврейства».

Для не знающих украинский язык разъясняю. Шепель планировал поход в Хмельник и заранее оповестил тамошних евреев (именно, евреев, что тоже «подтверждает» его антибольшевистские цели), что если он застанет в городке находившихся там большевиков, то евреям (не большевикам, а опять же — евреям!) не поздоровится. Евреи быстро собрали 138 тысяч рублей, затребованных за отступление борцами за светлое будущее всего человечества. Основная часть большевиков бросилась тут же удирать из Хмельника, но некоторые так напились за дармовые еврейские деньги, что момент бегства упустили — и были расстреляны «повстанцами». Потом этим красным казакам, захороненным в братской могиле в парке, поставили - как жертвам революции - памятник. (И находящуюся рядом с парком улицу назвали именем Красного казачества, добавлю уже я от себя.)

[Я не могу себе представить никакого другого источника этих и приведенных далее сведений - только книга А. Дмитрука «Отаман Яків Шепель». А откуда взял автор книги эти сведения — даже не представляю себе. Из архивов —  тогда каких и кто их письменно там зафиксировал? Из воспоминаний — тогда чьих: очевидцы до ХХI-го века не дожили, а из когда-то услышанного правдивого с годами улетучивается не только дословность, но и то, что именуют духом повествования; многое из услышанного со временем — для большего эффекта — дополняется пикантными выдумками, как это бывает при возникновении любых легенд.
В результате мы имеем то, что можно сравнить с игрой, именуемой «испорченный телефон»: передаваемое по цепочке сообщение на выходе имеет мало общего с тем, что первый участник игры сообщил второму (https://ru.wikipedia.org/wiki/Испорченный_телефон).]

Но ещё более интересно то, что я обнаружил в более ранней статье «58 ВУЛИЦЬ ХОЧУТЬ ПЕРЕЙМЕНУВАТИ В ХМІЛЬНИКУ» от 18.06.2015 на «Громадський Форум Хмільниччини»  (http://forumhm.org/58-vulyts-hochut). На форуме рассматривалось предложение переименовать улицу «Красного казачества» в улицу Шепеля, на что последовал вопрос о том, какое отношение Шепель имеет именно к этой улице. Ответ меня буквально потряс: оказывается в Хмельнике до сих пор помнят о двух братьях, одним из которых был мой дед!

                ***

Я сейчас перейду к этому материалу, но — чтобы не забыть, в честь чего улица «Красного казачества» стала Летописной. Оказывается, на самом деле, в честь Хмельницкой летописи (см. “Хмільницький літопис” — ВікіпедіЯ), а не моих мемуаров, о которых до сих пор все ВикипедиИ почему-то умалчивают.

Понимаю, что ещё дальше ухожу в сторону, но как не подивиться и той эволюции, которая произошла в Независимой Украине со всем, связанным с историей Красного казачества как части РККА — рабоче-крестьянской Красной Армии. Организатором 1-го полка Червоного казачества был В. М. Примаков — приёмный сын М. М. Коцюбинского (муж Оксаны, дочери писателя), а  Главнокомандующим армией Украинской Народной Республики Советов был родной сын М. М. Коцюбинского — Ю. М. Коцюбинский. Об обоих, расстрелянных во время сталинского террора в 1937 г. по разным, но одинаково надуманным и абсурдным обвинениям, громко и повсеместно заговорили после их реабилитации в середине 50-х годов прошлого столетия. Появились  улицы, скульптуры, памятные доски и тому подобное в честь обоих, особенно - В. М. Примакова. После обретения Украиной  независимости эти улицы (ре)переименовали, практически все скульптурные бюсты, прочие памятные знаки демонтировали. Неужели В. М. Примаков и Ю. М. Коцюбинский (теперь - «малоизвестный винничанин») ничего доброго не сделали для Украины?

А можно действовать и по-другому. Есть в Киевской области небольшой районный городок Тетиев. В нём во время Гражданской войны бандиты убили 4 000 человек – почти всё население города. 1 200 евреев сожгли в синагоге. Это всё - дела' отряда атамана Куравского.
[ «Один із найважливіших факторів історії краю є масове знищення євреїв бандою «зелених» у 20-ті роки.» (http://tetiiv.net/nashe-misto-istoria.html ). ] И там, как в Хмельнике и во многих других населённых пунктах, во время Гражданской войны был создан отряд еврейской самообороны. Возглавлял его Гирш Гурий, погибший в бою с погромщиками в 1920-м. Тогда же шестилетний мальчик Яков Орланд  (1914 - 2002) потерял восемь членов своей семьи, убитых на его глазах. Через год он с родителями был уже в Эрец Израэль, где позднее стал знаменитым литератором.
В рамках закона о декоммунизации, в Тетиеве переулок Пионерский был переименован в переулок Якова Орланда, а улица Рихарда Зорге стала ул. Гирша Турия.
Значит, городские власти могут и так решать. Некоторые подробности — тут: http://israelmedia.co.il/news/kriptoevrei .

А погромы в Одессе были предотвращены во многом также благодаря еврейским уголовникам, главарем которых был Мойше-Яков Вольфович Винницкий (Мишка Япончик). Нет, я не предлагаю одну из винницких улиц назвать улицей Мойше Винницкого — вспомнилось почему-то просто так…]

                ***

Ну а сейчас — самое удивительное в моём поиске. Читаем вместе, а потом делаем выводы:
«1917 року загін отамана Шепеля визволив Хмільник від тих самих “червоних козаків”.
А на тій самій вулиці проживали два брати єврейської національності (в їхніх будинках зараз знаходяться музична школа і гуртки технічної творчості), які зібрали (за рахунок своїх коштів та коштів інших євреїв Хмільника) щось біля 120 000 рублів, які заплатили командуванню більшовицьких “козаків”, щоб ті забралися з міста, бо Шепель пообіцяв винищити все єврейське населення Хмільника у випадку, якщо до приходу його загону (з Літина) в місті залишатимуться більшовики. На скільки ця погроза була реальною, невідомо, скоріше за все, то був блеф, оскільки історія не має ніяких свідчень про те, що загони Шепеля вчиняли будь-яке насильство по відношенню до мирних мешканців, в тому числі й до євреїв.
Червоні козаки, отримавши від хмільницького трудового та купецького єврейства гроші, радісно забралося з Хмільника. Кілька червоних кізяків, напившись за ті гроші до свинячого визгу, не змогли звідси втекти разом зі своїми бойовими товаришами. Саме вони й стали жертвами загону Шепеля. Їх розстріляли і поховали поблизу тієї самої вулиці в парку (там стоїть відповідний обеліск).
Ось такий стосунок до Хмільника і тієї самої вулиці має отаман Яків Шепель.»

Только некоторые детали отличают это сообщение от цитируемого выше. Для меня, однако, важно, что здесь — большее приближение к действительным событиям: два брата, их дома'. Сомневаюсь, правда, что в достроенном спереди, сбоку и сзади доме деда находятся детские учреждения, однако, в бывшем доме Арона-Хуны-Хаима — это не исключается.

Два кратких вывода:
- грабили и не гнушались поборами (взятками) и «революционеры», и «повстанцы»;
- еврейское население оказалось в то время разменной монетой (тем, чем можно пренебречь:  устрашения, подчинения и ограбления кого можно добиться с наименьшими затратами,  физическая расправа над кем не грозит всенародным взрывом, пр.)

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/01/08/2539