Жатва 95

Борис Гуанов
                ЗАПИСЬ 20.

                20.1. ЗДЕСЬ БОГА НЕТ.
 
      Проснувшись, но ещё лёжа в постели, я вспомнил доклад министра юстиции о правосудии в империи и даже заулыбался - российский суд в моё время чем-то неуловимо напоминал нынешние порядки: те же насупленные женщины в чёрных мантиях, то же полное отсутствие стыда и совести, те же неряшливость и безграмотность, то же телефонное право, но уже на новом техническом уровне.

- Ваше Величество, пора вставать! - услышал я знакомый голос и вылез из постели. Передо мной склонилась в поклоне уже знакомая мне княгиня Белосельская-Белозерская:
- Сегодня я снова с Вами, Ваше Величество.
- Очень рада, - искренне сказал я. Из всех министров, которых я видел, эта вызвала у меня наименьшее отвращение. За столом я опять сел на знакомую тему:
- Как поют Ваши птички, княгиня?
- Спасибо, поют хорошо, а кое-кто и каркает довольно весело, - пошутила она. Я осведомился:
- Где же они у Вас летают?
- Мой подземный дворец соединён широким туннелем с огромным пузырём на поверхности диаметром 2 км. Там предусмотрена защита от ультрафиолета, создан искусственный климат, но вот посидеть на ветках или подкормиться там нельзя, поэтому мои птички полетают там немного и возвращаются во дворец к своим гнёздышкам и кормушкам.
- Что же клюёт Ваш кондор? - полюбопытствовал я.
- Падаль, конечно, как и положено кондору, в основном, дохлых собак, - легко разъяснила она. У меня опять пропал аппетит. Сам виноват, нечего глупые вопросы задавать.

     В кабинете я предложил:
- Об искусстве мы поговорили, а теперь давайте поговорим о религии.
- С удовольствием, Ваше Величество! Вы знаете, что государственная религия у нас одна – православие. Однако мы никого не заставляем быть православными. У нас свобода совести. Верьте хоть в кого – в Магомета, в Будду, в Зевса с Перуном, хоть ни в кого не верьте, но дома, в одиночку, не публично. Католичество на Западе было уничтожено сразу после мировой войны с Халифатом, а наши славянские и венгерские католики, как и армяне и даже многие протестанты, примкнули к православным христианам. Всякие секты жёстко преследуются законом. Официальные публичные церемонии и храмы разрешены только православным.

      И это правильно, нельзя дозволять какую-либо конкуренцию между религиями. Раньше это приводило к религиозным войнам, к расколу: ведь все верующие – это фанатики своей веры. Вот князь Владимир Ясно Солнышко выбрал православие – и амба. Православие с его застывшими тысячелетними обрядами, не подлежащими изменению – это клей, цементирующий общество. Это наша древняя традиция. Бессмысленно рассуждать, какая религия более истинна. Традиция, вера предков, вот и всё. Такое отношение к религии всех примиряет, тем более, что сейчас подавляющее большинство в душе – атеисты. Храмы, обряды и церемонии – это театр, в котором собирается много зрителей, и это их объединяет без всякого принуждения.

      Я спросил:
- Сколько же народу ходит в храмы?
- По великим праздникам – в Рождество и на Пасху – процентов 90, - ответила она.
- И что же, все они исповедуются, принимают причастие? - я недоверчиво поглядел на княгиню.
- Конечно. К тому же, если они на великие церковные праздники идут в храм, они освобождаются от работы. Ради этого можно и просвиркой похрустеть, и попу какой-нибудь анекдот рассказать на исповеди, - рассмеялась она.
  - А как насчёт соблюдения постов? – осведомился я.
- Да, эта примитивная традиция давно отменена по медицинским показателям как не рекомендованная Министерством здравоохранения для поддержания бессмертия.
- Кто же руководит церковью и кто в ней служит? - продолжал расспрашивать я.
- Фактически руковожу я от имени Вашего Величества. Официальный глава церкви – патриарх Акакий – седой бородатый мужик, специально законсервированный в виде убогого старца вот уже 400 лет. Попы тоже все мужчины – мы строго соблюдаем традиции.

      Я осведомился:
- А не пробовала церковь действительно привить христианскую веру населению?
- Да, сразу после ядерной войны и образования империи были такие иллюзии. С горя народ пошёл в храмы с искренней верой, но хватило ненадолго. Кого-то оттолкнула непонятная служба на церковнославянском языке. Хоть он и близок к другим славянским языкам, особенно к русскому, но это ещё хуже: вроде бы много отдельных слов понимаешь, а смысла речи целиком правильно не уловить. Кто-то просто не мог выстоять на ногах многочасовые службы, хотя, например, в Греции церкви когда-то были со скамьями. Кому-то было страшно исповедаться – не понимали, что разговаривают с Богом, а не с попом. Кто-то брезговал принимать причастие с общей ложки. Кто-то считал мужчин ниже себя, а попы – мужчины. Тем более трудно было войти в духовный контакт со своим пастырем. Да и пастыри-то деградировали, борясь за место в церковной иерархии, сами уже в Бога не верили. Очень многие на фоне быстрого технического прогресса уверовали в безграничные возможности науки, а она Бога отрицала. В общем, причин много, а результат один – никто уже в Бога не верит.

      И, наконец, главное: исчез страх перед Богом, страх наказания за аморальные поступки душе человеческой уже после смерти, который раньше был основой морали. Современный человек практически бессмертен, а это значит, что ему уже ничего не страшно, кроме государства, которое одно может ещё отобрать у него драгоценную жизнь. Алчность и страх – это чувства, уравновешивающие друг друга и присущие всему живому, в том числе и людям. Когда исчезает страх – алчности каждого человека нет предела. Моральные нормы, выросшие из религиозных табу, из страха перед Божьим судом, совесть как отпечаток этих норм в душе каждого человека – главное, что позволяло людям жить в обществе, не перегрызая друг другу глотки. Раньше государство с его законами и карательным аппаратом лишь поддерживало эти моральные устои. Теперь, когда в душе каждого человека нет места Богу, нет и страха перед Божьим судом. Остался лишь страх перед судом государства. Государство – вот наш Бог! А Вы, Ваше Величество – живое олицетворение этого божества, - подытожила княгиня.
- Скажите откровенно, княгиня, а Вы в Бога веруете? - спросил я с робкой надеждой.
- Нет, не верю. Уж очень много абсурда в нашей жизни, в истории, - сокрушённо заметила она.
- А в природе? Вы не находите, что в природе есть гармония? - настаивал я.
- В природе всё живое пожирало друг друга сотни миллионов лет, а потом появился человек и пожрал всю природу. Вот Вам и вся естественная история! Никакой гармонии в природе больше нет, и Бога нет, - мрачно пошутила она.
- А гармония мироздания? Посмотрите на Солнце, Луну, звёзды – как это всё чудесно! «Две вещи наполняют меня трепетом: звёздное небо над головой и внутренний закон внутри нас», - так говорил мудрец Кант. Большой взрыв - разве это не прямое доказательство существования Творца? А жизнь? Как она могла возникнуть случайно? Ведь каждая самая простая бактерия или вирус – это непостижимо сложный мир! А разум человека, способный хотя бы частями познавать природу? Разве этого недостаточно, чтобы уверовать в Создателя? А внутренний закон внутри нас - наша совесть – это не от Бога? - я завёлся не на шутку.
- Ну, звёзды и Солнце я не видела своими глазами уже лет 400. Всё, о чём Ваше Величество так горячо рассуждали, современная наука объясняет естественными причинами, - с некоторой долей высокомерия, улыбаясь, произнесла она, поклонилась и ушла.

      В одиночестве я принялся рассуждать. Ладно. Начнём сначала. Насколько я знаю от Ника, наука до сих пор не объяснила феномен возникновения нашей Вселенной. Вот, говорят, был Большой взрыв – и всё. Потекло время, стало расширяться пространство, возникла материя – элементарные частицы, которые стали взаимодействовать между собой по определённым законам, потом атомы, галактики, звёзды, планеты… Кто установил эти законы? Кто запустил часы? Кто надувает пузырь пространства? Возможно ли иное развитие событий? А сами эти законы? Возьмите парадоксальные законы квантовой механики, по которым результат зависит от позиции наблюдателя. В их основе – просто набор аксиом, допущений, порой не укладывающихся в обычную человеческую логику. А кто, кстати, нам её дал? На все эти вопросы нет ответа. Математики изобретают всё новые математические модели, но доказать ничего не могут. Можно так, а можно и этак. Это раз.

      Второе: оказалось, что мы способны наблюдать лишь малую часть этой нашей Вселенной – по массе около 5%. Остальные 95% - тёмная материя и тёмная энергия, которые присутствуют повсюду, заполняют всю Вселенную, но мы их не ощущаем. Только сейчас люди стали неумело, вслепую тыкаться в эти непознаваемые реалии, и оказалось, что они имеют непосредственное отношение к человеческой душе, в том числе к душам людей, давно умерших. Оказалось, души бессмертны, как и утверждали все религии. Это не от Бога?

       Третье: так же не познаваемо, как рождение Вселенной, и возникновение жизни. Сам факт, что жизнь нигде больше, кроме Земли, не обнаружена, уже чудо. Объяснить возникновение жизни простой химической комбинаторикой невозможно. Теория вероятностей не позволяет, слишком сложна даже самая примитивная бактерия, самый простейший вирус. Говорить, что жизнь принесена на Землю из космоса, бессмысленно. А там, в космосе как она зародилась? А то, что планета Земля оказалась так ласкова к жизни, что вся пропиталась ею, стала планетой Жизнь, разве не говорит о Божьей воле? А сколько роковых случайностей в процессе эволюции, приведшей к появлению человека! Взять хотя бы метеорит, уничтоживший чудовищных динозавров и давший возможность дальнейшего господства на Земле потомкам убогих маленьких землероек.

      Наконец, четвёртое: само возникновение человека, его разума – это же тоже гигантский качественный скачок! Современные люди появились на Земле по последним раскопкам более 300 тысяч лет назад и с тех пор практически не изменились. Зачем потребовалось возникновение абстрактного мышления у первобытных дикарей – для охоты на мамонтов? Для этого нужнее были бы быстрые ноги, хваткие руки и острые зубы. Как работает мозг – такая же непостижимая тайна, как возникновение Вселенной и жизни. В чём тайна творчества? Неясно. Да что мозг! Непонятно до конца, как работает самая простая живая клетка. В общем, человек в наивной вере в познаваемость всего на свете упёрся в ряд непроницаемых стен, недоступных его разуму. И чем больше он исследует мир в разных направлениях, тем больше таких стен встают перед ним. Приходится признать: «Я знаю, что ничего не знаю».

      Больше половины своей прошлой жизни я был атеистом и в Бога поверил лишь тогда, когда стал преподавать физику в Военмехе, потому что понял, что всё не так просто, как в учебнике. И чем больше узнавал, сопоставлял и думал, тем больше укреплялся в вере в Творца. А вера в Христа-спасителя пришла ещё позже, когда я прожил большую часть жизни, приобрёл жизненный опыт и прочувствовал удивительную проповедь: «Возлюбите друг друга». Как такая мудрость могла появиться тысячи лет назад, во времена жестокие и кровавые, когда ценилась прежде всего только сила?

      Впрочем, жестокие и кровавые времена продолжались и всю последующую историю человечества. И вот сейчас я вижу, что пружина злой воли раскручивается всё сильнее, и людей, способных хотя бы понять эти слова, больше не осталось. Неужто конец света близок? Для чего же всё это было – Вселенная, жизнь, человек? Может быть, для того, чтобы создать хотя бы немного душ праведных, чистых как алмазы? Может, и так. Ведь без веры в Бога и бессмертие души существование человека бессмысленно. Для атеистов человеческая жизнь – это всего лишь путь от вонючей пелёнки до смрадного савана. Отсюда прямая дорога к крайнему индивидуализму, к забвению любой морали, к разрушению общества и гибели человечества.
 
      Часы зазвенели, подошло время обеда, но почему-то никто из моих министров не явился, и я отобедал один. Ладно, пора отдохнуть и дочитать Валин дневничок:
 
                "5. Возвращенiе въ Петербургъ. Конецъ и память о начале.

20 Сентября. Въ квартире при моемъ деятельномъ участiи водворился некоторый порядокъ. Дожили до белыхъ мухъ.

      Уже целыхъ четыре дня я въ городе. Добрались сюда совершенно благополучно съ тремя большими пакетами и тремя ребятами. Чиновникъ былъ очень любезенъ и не тревожилъ насъ своимъ осмотромъ, благоразумно отвернувшись въ другую сторону. Прiехавъ въ квартиру, мы были непрiятно поражены царившимъ тамъ безпорядкомъ: дворники выносили выколачивать мебель, полотеры натирали полы и тутъ же суетились и Аннушка, и прачка. Я сейчасъ же приняла деятельное участiе, и къ вечеру водворился некоторый порядокъ. … На следующiй день работы ужъ были намечены, именно, вешанье сторъ. И вставъ, я при помощи поправившейся старой горничной Аннушки отчасти исполнила это дело. Время просто летело, ужъ было около 3-хъ, когда я выбралась съездить въ Гостиный за кушачной лентой. …

      Въ четвергъ встала около 11 и отправилась въ сберегательную кассу делать вклады, чтобы деньги не гуляли. Оттуда зашла къ Нюше повидаться, а потомъ домой. Тутъ немножко поиграла на рояле, а потомъ отпустила няню къ брату и осталась съ детьми. Сперва играла съ ними, а потомъ уложила спать. На следующiй день, т.е. вчера, опять былъ днемъ хлопотъ. Вешала еще сторы, вешали люстру, и ездила въ Гостиный Вере за книгами. …По примеру прошлыхъ дней и сегодня я занялась уборкой буфета. … Наши думаютъ переезжать на будущей неделе во вторникъ, т.е. 23-го. Да ужъ пора, дожили до белыхъ мухъ. За это время я получила целую массу писемъ".

  Листаю дальше:

"28 Сентября.   Жить такъ, ни чемъ не занимаясь, это более, чемъ глупо. Нужно пользоваться временемъ, а не убивать его.
29 Сентября. «Правда хороша, а счастье лучше». Гартье выходитъ замужъ.
1 Октября. Дай Богъ поменьше такихъ субботъ - нашли контрабанду: вино, шерсть, коверъ!
4 Октября. Чинодралы до невозможности дерзки. «Безъ вины виноватые». А К. въ Петербурге и решилъ пропасть безъ вести – напрасно. Записалась въ Поощеренiе художествъ. Похожденiе мамы съ массою контрабанды.
9 Октября. Скончался, оставивъ четырехъ малолетокъ. Вотъ где горе! Супругъ Лизочки оказался лежебокомъ. Эня делаетъ хорошую партiю. Духъ сказалъ, что кого мне нужно, придетъ. Я перешла въ старшее отделенiе.
21 Октября. Я аккуратно посещала школу. А. К. долженъ оставить училище и переходитъ въ Кавалерiйскiй полкъ. Верно ли это?
22 Октября. Крапивины живутъ точно въ каторге. На концерте въ Дворянскомъ собранiи. «Жизнь» Гнедича - какъ хорошо написано! Отживаетъ девица Эня свой девичiй векъ.
4 ноября. Въ последнiй разъ вспомнили детскiя игры. Въ Обществе любителей пенiя. Перешла въ 1 класс. До чего можетъ быть человекъ испорченъ!
12 Ноябрь. Сильное наводненiе и тьма кромешная. На венчаньи Эня казалась какой-то статуйкой.
20 Ноября. Свадебный обедъ въ Обществе Гражданскихъ Инженеровъ. Концертъ въ Дворянскомъ при участiи пiаниста Рахманинова. Въ Панаевскомъ часто пересаливаютъ, зато весело. Съ Шурой были на акварельной выставке Бенуа".

      Не могу не прочесть последнюю запись:

"29 Ноября. Вспоминался прошлогоднiй вечер: Липницкiй представляетъ Климовецкаго, и мы несемся въ мазурке, обращая на себя вниманiе, разговоръ съ Тихомировымъ. Хоть когда-нибудь было что-либо подобное? «Пляска жизни». Было бы у насъ больше веры въ себя, не была бы наша Россiя такъ заполнена иностранцами. «На дне» Горькаго – лучше бы училъ, какъ поднять этихъ падшихъ. «Псковетянка».

      … не пошла въ Дворянское на концертъ Зилотти, добровольно уступивъ свой билетъ Володе Захарову. Ну, право же, слишкомъ частое посещенiе театровъ наскучиваетъ, и тутъ ужъ начинаешь становиться разборчивой, хоть сегодня участвуетъ скрипачъ Изаи, говорятъ, знаменитость. Но правда, не понимая ничего въ серьезной музыке, трудно ужъ очень ей интересоваться.

      … 22-ое. Вечеромъ этимъ я осталась очень довольна. Недостатка въ кавалерахъ не было, между ними много было прошлогоднихъ, но при этомъ все-таки вспоминался прошлогоднiй Юбилейный. Вотъ, действительно, былъ и веселый и интересный, а этотъ только веселый. Только стоитъ заглянуть въ предыдущую тетрадь, и все встанетъ передъ глазами: оба зала открыты, народу тьма, мы танцуемъ безъ отдыху. Липницкiй изощряется въ представленiи кавалеровъ, вотъ представляетъ Климовецкаго. Много ли я съ нимъ танцовала, не помню, только какъ сейчасъ представляю себе маленькое зало, танцующихъ немного, и мы несемся въ мазурке, обращая на себя вниманiе. Потомъ разговоръ съ Тихомировымъ, приглашенiе Климовецкаго, ужинъ. Ахъ, хоть когда-нибудь было бы что-либо подобное?

      Въ воскресенье 23 были, наконецъ, на «Пляске жизни». Мне очень понравилось. Видно во всемъ тонкое знанiе всехъ техъ делишекъ нашей аристократiи и нашихъ заправилъ, которыя такъ искустно прячутъ подъ мнимой личиной добродетели. Въ понедельникъ были дома, и я начала читать Горбатова, кончивъ «На свой страхъ» Потапенко. Мало у насъ такихъ людей, которые верятъ въ себя, да это, какъ тамъ сказано, и несвойственно русскому человеку. Славно написалъ Потапенко, обративъ вниманiе на эту слабую сторону росса. Было бы у насъ больше веры въ себя, больше упорства итти къ намеченной цели, не была бы наша Россiя такъ заполнена иностранцами.

      Вторникъ 25-го …  После школы я по пути съ одной барышней дошла до Николаевской и зашла къ Mme Люрье, т.к. одинъ мой зубъ, къ моему удивленiю, сталъ бояться горячаго. Кстати сказать, тамъ оказалась скверная исторiя - воспаленiе подъ пломбой - и я уже несколько сеансовъ испытываю удовольствiе иметь дело съ машиной боръ и тоненькими пилочками. … былъ Владимиръ Михайловичъ и долго меня дожидался … онъ зоветъ ехать въ Малый театръ и потомъ въ драматическiй кружокъ на танцы. Мама, конечно, предоставила мне свободное решенiе, и я решила ехать прямо въ кружокъ посмотреть спектакль. Какъ уморительно играютъ любители, а тутъ, кстати, еще участвовалъ Курочкинъ, т.ч. было интересно. Поехали, похохотали и потанцовали. Вообщемъ, время прошло сносно.

      26-го … попали къ Захаровымъ, которые и сманили насъ пойти къ Неметте на Горькаго «На дне». Театръ славненькiй, но Торичеллева пустота. Исполненiе хорошее, но сама пьеса … Можетъ быть, она оригинальна, но удовольствiя отъ нея получить трудно, и какъ скажетъ мама, чтобъ ходить въ театръ и платить деньги, совсемъ не стоитъ. Действительно, все нарисовано рельефно, но какъ люди изъ порядочныхъ делаются пьяницами и хулиганами, это всемъ известно. А вотъ, онъ лучше бы училъ, какъ поднять этихъ падшихъ, какъ вселить въ нихъ уваженiе къ человеческому облику и совесть, а не высказывать, что совесть нужна только богатымъ, а образованiе чушь – нуженъ только талантъ. Вчера же мы были на «Псковетянке», шедшiй въ первый разъ съ Косторскимъ вместо Шаляпина. И, какъ говорятъ видавшiе, очень слабо и нетъ того типа. Сегодня вотъ исполнила то, что хотела: кончила свою толстенькую тетрадочку. И растанемся съ ней въ надежде, что будущая книга заполнится более веселыми новостями.               
                Валя". 

      Вот и конец. Жаль, что нашлась только одна тетрадь. Как хотелось бы узнать, какая судьба её ждала в последующие страшные годы – революции, войны, красный террор! Скорее всего – трагическая, учитывая её дворянское происхождение: либо нищета и унижения в эмиграции, либо те же, но ещё более страшные, нищета, унижения или даже гибель в России. Так наша Родина обошлась с большинством лучших своих детей.

      Какая всё-таки коварная штука – время! Моей Вале в 1903 году было 19 лет, а мне 19 было в 1963, т.е. между нами разница в возрасте всего-то 60 лет. Даже между мной и моим внуком Арсюшей разница больше – 66 лет. А как изменилась жизнь! Разве можно сравнить жизнь в начале и во второй половине ХХ века или в середине ХХ и начале ХХI века?

      А теперь представь, что прошли сотни лет, да ещё и с ускорением. Планету Земля измордовали так, что не узнать, человеческие отношения извратились до абсурда, а люди – всё те же, тем более что живут столетия. Налицо огромный разрыв между природой человека и окружающей средой. Я не говорю о технике, о геополитике – как радикально изменились отношения между людьми, именно отношения, а не сами люди!

      Люди остались теми же, со всеми своими редкими добродетелями и многочисленными пороками, какие были им присущи с доисторических времён. Ведь каждый человек может сказать о себе: каким я был, таким и остался. «Как это – юность и сразу же старость?» - по выражению барда Александра Дольского. Действительно, время летит стрелой, всё вокруг трансформируется, как в калейдоскопе, до неузнаваемости, но человек не меняется и не замечает, с какой ураганной скоростью Земля несётся по орбите вокруг Солнца, наматывая годы и века. Пожалуй, это ещё один аргумент для утверждения о бессмертии души: раз она рождается и проходит краткий путь испытаний на Земле, практически не изменяясь, то дальше – бесконечность существования в ином мире.

      Ещё одна загадка времени – его не повернуть назад, иначе причина и следствие поменяются местами, что противно человеческой логике. Но может быть, это свойство только человеческой логики, и связь с прошлым возможна? Что имел в виду Ник, намекая на возможность передать мои записки назад - мне самому, когда я жил ещё в ХХI веке? Может быть, и раньше древние пророки, например, Иоанн, автор, а вернее пересказчик Апокалипсиса, получали такие послания из будущего, принимая их за Глас Божий? Господи, какую чушь я несу! Кто мог послать им такие сообщения, ведь для этого, как я теперь знаю, надо иметь полную власть над тёмной материей и энергией? Сообщение о конце света и Страшном суде – только сам Творец! Опять я замечтался и упёрся своим человеческим умишком в тупик.
   
   А теперь самое время посмотреть старые новости. Наконец, я добрался до событий последнего десятилетия перед моим вторым появлением на этой Земле:

- «Внезапно появившийся со стороны Солнца астероид упал в Тихий океан. Предполагаемый диаметр астероида — около километра»;
- «Падение астероида вызвало цунами на тихоокеанских побережьях обеих Америк, Азии, Австралии и Антарктиды высотой в несколько сотен метров, смывшее прибрежные оборонные сооружения Запада, Востока и Севера и наземное оборудование океанских термоядерных электростанций вместе с персоналом»;
- «Наземные сейсмо- и метеостанции зарегистрировали мощные землетрясения на всех континентах тихоокеанского бассейна и ударную волну в атмосфере, обошедшую Землю несколько раз. Поднятая на высоту до 50 километров масса аэрозолей на три года полностью закрыла солнечный свет на всей планете, вызвав всеобщее оледенение. Снежный покров устойчиво держится даже на экваторе»;
- «Космическая катастрофа не привела к серьёзным последствиям для человечества: в подземных городах Запада, Севера и Востока наблюдались лишь временные перебои с поставкой электроэнергии»;
- «Оборонные системы всех держав выдержали космическую бомбардировку»;
- «Подземное человечество доказало, что никакая космическая сила уже не может истребить Homo sapiens, как когда-то истребила динозавров».

      Да, грибок Homo sapiens и впрямь глубоко въелся в тело несчастной старушки-Земли. То, что смело с лица Земли чудовищных динозавров, на жалких по сравнению с ними человечков не действует. Бахвальство своим техническим могуществом, видимо, не даёт людям понять, что, может быть, это было последнее предупреждение. Ладно, пора писать свои мемуары.
               
                И один сильный Ангел взял камень,
                подобный большому жернову,
                и поверг в море, говоря:
                с таким стремлением повержен будет Вавилон,
                великий город, и уже не будет его.
                И голоса играющих на гуслях, и поющих,
                и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет;
                не будет уже в тебе никакого художника,
                никакого художества,
                и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе;
                И свет светильника уже не появится в тебе;
                и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе:
                ибо купцы твои были вельможи земли,
                и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
                И в нём найдена кровь пророков и святых
                и всех убитых на земле.
               
                (Апокалипсис. Гл. 18 п.п. 21-24)


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/21/767
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/21/783
        Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967
     Продолжение фантастики на: http://www.proza.ru/2017/12/21/929
      Предыдущая фантастика на: http://www.proza.ru/2017/12/21/747