Жатва 73

Борис Гуанов
      Демократический разброд крепнет:
 - «Ещё одна партия?»;
 - петухи демократии.

         
                14.2.7. НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.

      В начале 2000 года Алексей Тёмкин и группа других членов ДВР, так же, как и я, возмущённых засильем аппарата, попробовали организовать новую петербургскую партию – Гражданскую партию Санкт-Петербурга. Её учредительная Конференция состоялась 24 февраля. Тёмкин приходил ко мне в магазин и пытался привлечь меня к работе в этой партии. В то время я вёл дневник в виде рисунков в блокноте, изображающих наиболее интересное событие дня, на фото - моя реакция на предложение Тёмкина.

      Но мне понравились идеи Михаила Эрперта по решению в городе вопросов местного самоуправления. По поручению Тёмкина я постарался ужать мысли Эрперта и сделал доклад на III Конференции этой партии:

                "ВЕЛИКИЙ ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

К Программе Гражданской партии Санкт-Петербурга в области реформы политической системы и местного самоуправления.

      По Конституции Россия – это федерация государственных образований – субъектов Российской Федерации. Между Федерацией и субъектами существует разделение государственных функций. Решение вопросов местного значения для населённых пунктов не входит в функции государства (ни Федерации, ни субъектов) и передано Законом органам местного самоуправления. Такая организация управления естественна для обычных субъектов Федерации – республик, краёв, областей, - в пределах которых существуют большие территории и разбросанные по ним обособленные друг от друга поселения – города и сёла.

      Санкт-Петербург, как и Москва, тоже субъект Федерации. Для организации местного самоуправления по общему шаблону территория Санкт-Петербурга разбита на 111 муниципальных образований. Но только слепой не видит разницы между селом или небольшим городом и искусственно нарезанными кусочками мегаполиса, где люди работают, отдыхают, развлекаются, учатся, лечатся, ходят в магазины и даже живут и умирают зачастую совсем не в том муниципальном образовании, где зарегистрированы. Какие вопросы местного значения могут решать такие муниципалитеты, когда мегаполис вместе со всеми его жителями является единым огромным организмом?
 
      В этом и заключается основная причина того, что наши муниципалитеты не получили признания ни со стороны государственной власти субъекта Федерации Санкт-Петербурга, которая не желает делить с ними полномочия даже в вопросах местного значения, ни со стороны жителей Санкт-Петербурга, о чём красноречиво говорят полные провалы выборов в такие органы местного самоуправления. Не могут и не хотят петербуржцы ощущать себя гражданами чётной или нечётной стороны Большого проспекта либо левого или правого берега Обводного канала. В результате местное самоуправление в Санкт-Петербурге практически не существует, и реально все вопросы местного значения решают чиновники администрации. Вот вам и демократия! Как непохоже это на любой европейский город, где избираемые гражданами муниципальные советники – специалисты по разным отраслям городского хозяйства – действительно ответственны перед своими избирателями.

      Итак, сложилась тупиковая ситуация: если Санкт-Петербург только субъект Федерации, то ни Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, ни его администрация не вправе решать вопросы местного значения, а существующие 111 карликовых муниципалитетов просто физически не могут их решать.

      Какой выход из существующего нетерпимого положения предлагает Гражданская партия Санкт-Петербурга? Он существует, причём в полном соответствии с действующей Конституцией. Дело в том, что Конституция прямо запрещает органам государственной власти брать на себя функции местного самоуправления, но, наоборот, считает возможным передачу органам местного самоуправления функций государственной власти.

      Для решения вопроса достаточно всё поставить с головы на ноги. Санкт-Петербург – это прежде всего город, значит, прежде всего Санкт-Петербург – муниципальное образование. Но Санкт-Петербург – не просто город, это мегаполис, город федерального значения и обладает всеми правами субъекта Федерации. Поэтому юридически правильно определить статус Санкт-Петербурга следующим образом: Город федерального значения Санкт-Петербург – муниципальное образование, наделённое полномочиями субъекта Российской Федерации.

      В соответствии с таким статусом Санкт-Петербурга выборный представительный орган муниципального образования Санкт-Петербург Федеральным законом должен быть наделён полномочиями законодательного органа субъекта Федерации, а выборное лицо – Глава муниципального образования Санкт-Петербург – тем же законом должен быть наделён правами главы субъекта Федерации. Остальные вопросы организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге должны решаться его Уставом.

      Понятно, что все вопросы местного значения в мегаполисе не может решить только лишь единый представительный орган. Исторически сложившиеся районы города действительно имеют каждый свои особенности, тем более это относится к территориально обособленным пригородам. В каждом из них действует налаженный аппарат территориальных районных управлений администрации Санкт-Петербурга, на деле решающий многие вопросы местного значения для данного района.

      Гражданская партия Санкт-Петербурга предлагает вернуться к системе деления Санкт-Петербурга на районы с выборными районными Советами, не делая их полностью самостоятельными муниципальными образованиями. Пуповиной, связывающей районные муниципальные органы с единым муниципалитетом Санкт-Петербурга, является бюджет, который должен быть консолидированным, т.е. входить в общий бюджет Санкт-Петербурга. Это необходимо прежде всего потому, что одни районы, в основном, зарабатывают деньги в бюджет, а другие, по преимуществу, тратят их. Так уж сложился единый организм мегаполиса.

      Конечно, в районных Советах не должно быть более десятка депутатов, и это должны быть специалисты по разным отраслям районного хозяйства, т.е. муниципальные советники в европейском понимании, формирующие политику территориальной районной администрации в соответствующих областях.

      Что касается существующих 111 органов местного самоуправления, то Гражданская партия Санкт-Петербурга предлагает преобразовать их в органы территориального общественного самоуправления и т.о. использовать потенциал избранных депутатов для самоорганизации и самозащиты населения от произвола чиновников.

      Предлагаемая реформа – это не простое переименование Санкт-Петербурга из субъекта Федерации в муниципальное образование. Это выход из юридического тупика, в который нас загнали наши законодатели. Это победа здравого смысла. Это торжество демократии – власти народа.

      Конечно, найдутся недовольные – чиновники администрации, теряющие свою бесконтрольную власть, депутаты Законодательного Собрания, мнящие себя великими политическими деятелями, а не муниципальными служащими, и депутаты нынешних органов местного самоуправления, теряющие право бесконтрольного распоряжения 3% городского бюджета. Но зато все остальные жители города получат реальную возможность влиять на решение самых насущных, жизненных вопросов – вопросов местного самоуправления".

      Но этот доклад был моим последним, прощальным словом в петербургской политике. А маразм со 111 муниципалитетами в Петербурге продолжался ещё долгое время.

      Прошло время, и как-то в автобусе я случайно встретил Бориса Ивановича Иванова, диссидента из плеяды шестидесятников, в годы нашей мирной революции журналиста, издателя и соредактора «Северо-Запада», одного из самых мудрых и уважаемых мной членов Совета региональной организации ДВР. Он сказал мне: «Что могли дать народу либералы? – Только свободу. А уж как народ ею распорядился …».

      Но нет, я не мог согласиться с тем, что мы, демократы 90-х, дали народу всё, что могли, а народ не воспользовался нашими благодеяниями. К сожалению, мы виновны в том, что не сумели оправдать надежды миллионов. И дело не в происках наших внутренних врагов демократии и лукавстве внешних так называемых друзей. Когда победа, казалось, была уже в кармане, мы не смогли просто договориться между собой. Наших лидеров поразил самый опасный человеческий порок — гордыня, нежелание поступиться своими личными амбициями ради достижения общей цели. Едкая и печальная иллюстрация этого политического абсурда — фотоколлаж художника А. Будаева «Бойцовский клуб», созданный уже в 2004 г., который я увидел на выставке «Постсоветская демократия — 15 лет пародии» в зале питерского Союза художников.


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/20/692
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/20/715
           Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967