Зигзаг времени 9

Тамара Нестерович
Макар, Ная и Вальт высадились из шлупа и стояли в раздумьи на берегу Красного Озера в Звёздном Саду. Видно было, что Макар переживал за землян, которые попали в  Зигзаг времени, а теперь находились в опасности, да и Вальт, несмотря на свои подковырки и ироничное хмыканье, не был спокоен. Тем более что он сам был невольной причиной развертывавшихся событий. Только Нае больше была интересна история любви деда Михла и бабушки Эли на далёкой  и загадочной Земле, чем приключения, каких то там незнакомцев.
- Ну, чем мы сейчас займёмся?- капризно надув губки спросила Ная и повернулась к парням. – Макар, может ты нам ещё про своего деда расскажешь?
Вальт обречённо вздохнул, но промолчал. Зато Макар, озабоченный судьбой путешественников, неожиданно воспротивился.
-Зачем я буду рассказывать? Давайте, поедем  к моим бабушке и дедушке там и послушаем продолжение их истории,  – предложил он своим спутникам.
-Ну, неудобно как-то, - замялась девушка и нерешительно посмотрела на Вальта.
-Неудобно спать на потолке, когда гравитация мешает – решительно сказал тот,  и вся троица полетела в гости к родичам Макара.



Трясясь в котомке у домового,  неожиданно у мыши  по имени Кирилл проснулся исследовательский интерес к персонажам окружающей их реальности, и он засыпал мышку Катюху ворохом вопросов:
- А кто такой Белун и Жижель?- пропищал Кирилл на ухо Кате.
-Белун - у наших предков, бог богатства и милосердия, – начала объяснять Катерина- мышка. – Он отец Перуна. Выглядит,  как старик в белой длинной рубахе, с белой длинной бородой, с белым посохом. Он помогал людям разбогатеть. А вот Жижель – бог огня, выглядит, как пламенеющий   пожилой человек. Если он ходит медленно – земля согревается, если быстро -  начинаются пожары.
- А как нам может пригодиться корона огромной змеи?- снова спросил Кирилл.
-  Тот, кто получает корону Змеиного Царя, по народным легендам,  приобретает мудрость, может угадывать чужие мысли и выпутываться из самых тяжёлых обстоятельств. Существует такое поверье, что этого человека не удержат ни замки, ни запоры.  Поэтому говорили, что у удачливых воров – есть такая корона. И к тому же, у кого есть золотая коронка – не страшен никакой яд, его невозможно ничем отравить.
-Ценная, какая штуковина, - заметил Кирилл, вертя в лапках корону Змеиного Царя. – Может,  ещё о чём-нибудь таком же полезном расскажешь?
- Почему и не рассказать, - охотно согласилась мышка Катерина, устраиваясь поудобнее. - А расскажу как я тебе о цветке папоротника…
-Да кто о нём не знает,  в ночь на Ивана-Купалу по лесу походишь, с шестого на седьмое июля, цветок сорвёшь – все клады твои, - охотно отозвался Кирилл.
-И так, и не так, - загадочно заметила Катерина. -  Это одна сторона медали. Говорят в народе, что цветок папоротника принадлежит нечистой силе и не всегда обладание им принесёт радость владельцу. Дело в том, что если даже откроется ему клад, то надо, чтобы на нём не было крови, иначе, тот, кто откроет его – станет соучастником злодейств и ему рано или поздно придётся за это отвечать. Не всякое богатство на радость.
-Да, интересно, - задумчиво сказал Кирилл, выгребая из лоскутка ткани горбушку хлеба, -  Мы же из-за всей этой суеты, и поесть, не успели, угощайся, - и он протянул Кате кусочек хлеба и продолжил. – А некоторые учёные говорят, что возникновению мифа о цветке папоротника  послужило цветение или точнее споры у королевского папоротника. Они ночью светятся и напоминают по форме цветок.

-Эй, говорливые мои, вылазте, - раздался голос Домового, он открыл котомку и выпустил мышат. – Побегайте по полю, ноги разомните.
Котомка приоткрылась, и мышки выскочили на волю. Вокруг было поле ржи, в котором светились голубенькие васильки. Ярко светило солнце, в небе звенел жаворонок,  лес остался где-то там  позади, а впереди виднелся какой-то город.
-Где Волколак? -  пропищала Катя – мышка.
- А он уже умчался к Лешему, - пояснил  Домовой, разворачивая тряпочку, в которой было пару яиц  и кусочек сала. – Подкрепляйтесь.
-Да мы уже хлебушка погрызли, - смутились Катя и Кирилл.- Ну,  что будем дальше делать?
-Надо несколько дней продержаться, чтобы Зигзаг времени откорректировали и вас в ваше время вернули. Но вам долго оставаться мышами нельзя, а, то могут произойти с вами ненужные вам изменения.
 
Но не успел Домовой объяснить какие-такие  изменения могут произойти с Катей и Кириллом, как вдруг среди поля возникла высокая, полноватая женщина с добрым улыбчивым лицом и яркими синими глазами. Наряд её был украшен богатой вышивкой, на голове сверкал венок из невиданных крупных цветов и колосьев. Мышки спрятались за Домового, а тот поклонился величавой женщине.
-Что вы посреди поля толчётесь, али заблудились? – ласково спросила дородная и статная женщина.
-Да нет, богиня лета, путники мы, своего угла не имеем, пристанища ищем, - скромно ответил домовой. – Может, подскажешь, где приют нам найти?
-Что-то твои спутники не в своём виде обретаются, – проговорила женщина и взмахнула золотистой веточкой с ярким цветком, которая появилась у неё в руке. Тут же вокруг мышек показалось розово-голубоватое  свечение, потом вспыхнул ослепительный свет и вместо двух испуганных зверьков предстали не менее испуганные Катя и Кирилл.
- Ну, вот совсем другое дело, - удовлетворённо заметила Тётя – богиня лета и урожая, а это была она. – Помогу я вам, тем более что Леший весточку прислал, что потребуется вам  моя помощь. Устрою парня и девушку в дом богатый в Новогрудке, пусть послужат и поживут, сколько надо, а ты  местному домовому поможешь, и  тоже при деле будешь. А сейчас давайте в город пойдём.
Тётя приняла вид обычной зажиточной горожанки, домовой стал невидимым,  и все отправились  в Новогрудок.


 «Какой красивый город!» – восхищались Катя и Кирилл, бредя по улицам вслед за богиней Тётей, которая превратилась в обычную богатую горожанку. В Новогородке не было ни одного похожего дома.  Двухэтажные и одноэтажные, большие и маленькие, они радовали глаз причудливой резьбой и яркими расписными узорами. А необычные окна с разноцветными круглыми стёклами не переставали удивлять и горожан, и гостей города.  О богатстве города говорили и наряды его жителей.  Знать щеголяла в одежде из парчи, атласа, тафты и камки,  украшенной вышивкой шёлком, да жемчугом, люди попроще носили льняную и шерстяную одежду, узоры на ней были вышиты цветными нитками. Встречались им на пути деревянные церкви, с отрешёнными ликами святых, куда ходят знатные и простые жители помолиться, да испросить благословения своим делам. Полюбовались путешественники на каменную сторожевую башню  в пять ярусов с бойницами — можно дать отпор незваным гостям.  А в это время, Тётя рассказывала:
- Да, хорошее место - в лесах полно дичи, в реках рыбы— жить бы не тужить. Да неспокойно на земле литвинской.  Мало того, что местные князья между собой грызуться, так ещё и воинственные соседи покою не дают. Вот знатные люди Новогрудка призвали на княжение сильного князя Миндовга, который к тому же женился на единственной дочери бывшего новогрудского князя Изяслава --  княжне Анне. А князь Изяслав, перед своей смертью,посоветовал сильным людям города -- зятя на новогрудский стол. Удачным оказался их выбор.  Храбр, хитёр и коварен князь, а по другому в такое время не выстоять, не выжить, не подняться на вершину власти и богатства.  Князь Миндовг и город Новогрудок сумел сохранить, да и свои вотчинные владения с центром в крепости Руте не забывал.  Удачлив и умён Миндовг.Да только в семье порядка у него не стало, и тому сам он был причиной. Влюбился он в замужнюю женщину – княгиню Марту, жену князя Висмонта. Тайно они встречались. А потом так получилось, что погиб князь Висмонт – муж Марты, да и княгиня Анна скончалась. Поговаривали люди, что не своей смертью они умерли, а приложила к этому руку княгиня Марта. А теперь вот князь Миндовг королём станет – коронация назначена через два дня. Так я вас во дворец и отведу, там сейчас рабочие руки нужны, а по моей рекомендации вас возьмут, или на кухню, или ещё куда.
- Я увижу короля Миндовга! – с восхищением сказал Кирилл. – Господи, это мечта всей моей жизни! Катя, слышишь, мы будем присутствовать при историческом событии!
- Не очень то радуйся, касатик! – недовольно заметила Тётя. – Возможно за работой на кухне, или в доме прислуживая, у вас и временине будет, не только на Миндовга любоваться, даже  толком отдохнуть. Там сейчас такая суета. Шутка ли столько гостей знатных понаехало, всех накормить, ублажить, развлечь надо.  Да, кстати,  имена у вас для этого времени неподходящие. Ты, Катя, будешь Любава, а ты, парень, на Прокшу откликайся. Запомнили?- и она строго посмотрела на присмиревших Катю и Кирилла.– А, ты, Домовой, за ними присматривай, - обратилась она к невидимому Домовому.
Тот что-то пробормотал.

Путники прошли Торговую площадь,  на которой шумел народ, прицениваясь к различным товарам, кто торговал глиняную чашку, а кто медовую коврижку.Краем глаза взглянули на представление скоморохов, которые в жёлтых колпаках с колокольчиками,  коротких цветных рубахах,  ярких штанах и красных сапожках с бубенцами танцевали и кувыркались, распевая весёлую песню:
Вдоль по улице молодчик идет.
 Вдоль по улице удаленький.
 Как на молодце смур кафтан,
Опоясочка шелковая.
 На нем шапочка бархатная,
 А околышек черна соболя,
 Сапожки сафьяновые,
 Рукавички барановые,
 За них денежки не даванные –
 Со прилавочка украденные.
 Под полою он гусли несет,
 Под другою – дуду-загуду.
Невдалеке топтался  ручной медведь, стуча в бубен и ожидая своего выхода. У одного скомороха лицо было разрисовано белой и красной краской, на лице другого маячила странная маска, обшитая мехом, напоминавшая какого-то чудного зверя.
Народ хохотал, глядя на выступление лицедеев, особенно оживились люди, когда в действие вступил важный медведь. Но нашим путешественникам некогда было любоваться на представление и они пошли через ряды, где кузнецы по злату и серебру продавали свои изделия. Ох и хороши они были -покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой, что и не каждому торговому гостю по карману. Зато как же к лицу эти украшения боярышням и княгиням, в них они   становятся ещё милее. Да и чего  только можно не увидеть на городских торгах, даже из далёкой Византии товары прибывают. Но вот прошли они торги и поднялись наверх, на Замковую гору к чёрно-красным стенам крепости, расположившейся на высоком земляном валу. Стража, стоящая на воротах, увидев Тётю, в виде  знакомой богатой горожанки в сопровождении двух простолюдинов, пропустила их в крепость. Тётя направилась через дворцовую площадь к каменному дворцу, новоокрещённые Любава (Катя) и Прокша (Кирилл) поспешили за ней. Обошли дворец,  зашли на хозяйственной двор и увидели, что там кипит работа.Вокруг бегало и суетилось много народа, кто-то тащил плетёные корзины с различными припасами, кто-то волок другую поклажу. Шум, гам, суета.  Тётя окликнула какого-то спешащего парня, несущего деревянную бадью с каким –то питвом  и приказала ему позвать ей управляющего. Через некоторое время появился озабоченный  человек в чёрно-коричневой одежде. Увидев Тётю, он расплылся в улыбке:
-Какими судьбами,  Марфа Володаровна,  к нам пожаловали?- обратился он к Тёте, остро приглядывая за окружающими. – Эй, ты неумеха, что по пыли волочёшь, глаза разуй, али не видишь?– внезапно крикнул он запыхавшейся девке, что тащила целый ворох тканых вышитых скатертей, а одна из скатертей  краем чиркнула по земле.- Глаз да глаз за ними нужен, всё норовят с прохладцей, да ленцой. А так дела не делаются. – пожаловался он Тёте. –Так чем могу служить?
-Ты, Лютавит, говорил, что тебе рабочих рук не хватает, так вот привела тебе подмогу. Из моей деревеньки, двух челядинцев тебе на время. Принимай, на кухню определишь помогать, или ещё куда – тебе решать. – величаво ответила Тётя. 
Продолжение http://www.proza.ru/2018/02/09/1548