Завидую тем, кому всё ясно

Элла Лякишева
                Глава 2.
   ЗАВИДУЮ ТЕМ, КОМУ ВСЁ ЯСНО В ЖИЗНИ.
                Продолжение студенческого дневника (1963 г.)

   Ещё в прошлом году я гордо заявляла одному мальчишке:
- Эх ты, скептик и циник! Людям надо верить, их любить надо. Я хочу узнать жизнь, понюхать, чем пахнет эта жизнь!
 
       Маша: «Ты уверена?»
   -  Боже, как наивно, я это сейчас поняла. Он тогда смеялся, слушая эти бредни. И был прав, презирая меня!

    А я в те дни читала Ромена Роллана. Он писал в письме Софии Гарьери-Гонзага: «Но разве мы живём только для себя? Каждое слово, каждый поступок каждого человека несут  или добро или зло.  Добро – это жизнь подавляющего большинства, жизнь всех людей; всё то, что может сделать жизнь людей выше, лучше, сильнее, счастливее, дружнее, - это и есть добро; это любовь, но любовь, исполненная разума и энергии, любовь, сотканная из ума и доброты…Жить для всех людей – вот что такое долг и счастье»

    Как мне хочется вновь обрести потерянную веру! Поговорить бы с Роменом Ролланом.  Я сказала бы: «В вас есть завидная вера, оптимизм. Вы старше, опытнее. Может, вам не захочется говорить с девчонкой. Скажете: «Ну её! Настроение минуты! Пройдёт!» Но мне почему-то кажется, что вы не скажете так. Главное, если бы вы поняли, что это не бравада – это физическая боль. Это не жалоба , не просьба пожалеть – лучше отругайте. Но главное – убедите.

    Маша: « Да, это очень хорошо, если кто-то раскроет  глаза на жизнь. И мне иногда хочется обратиться  к кому-либо. Ни с отцом, ни с матерью мы не понимаем друг друга. Но мне больше нравятся слова Руссо: «Убедись во всём сам!»      

   - Ты считаешь, что жизнь убедит? Но жизнь – это цепь случайностей. Ты говоришь, что не надо обращать внимания на мелочи жизни. Дескать, дождик, а потом будет солнце. Нет, это не мелочи! Это главный вопрос: как и зачем надо жить.

   Большинство живёт в своих мелких эгоистических интересах,  дрязгах, мстительных обидах – всё это плавает в жидком сиропе призрачного равновесия обыденщины и покоя: учись, читай, ешь, спи, ходи на свидания, сплетничай, злись, ругайся, мирись и пр.  О, бесконечный круг!

     Поймёте ли вы это?  Люда, помнишь парк? И мои радужные разглагольствования? И ты сказала пророчески: «Жизнь разобьёт твои розовые очки».  Ты была права! Теперь я вижу их осколки на земле. А у ног – чернота…

      У Моэма неправильный конец. Филипп не должен был найти счастье. Он должен был покончить с собой – вот что единственно закономерно.  Когда человек чувствует свою враждебность обществу, он должен погибнуть. Так погиб Мартин Иден.

      А ведь в другом письме к  Софии  Роллан написал совсем другое: « Люди устрашающе глупы, мой дружок; история ничему их не научила, и они никак не устанут от собственной глупости…»
 Это почти 50 лет назад, и сейчас я повторяю то же самое. Это крик сердца. Вы скажете: истеричка. Мне всё равно. Я не могу ходить на занятия, не могу смотреть людям в глаза. Потому что когда смотрю, то невольно думаю: «А не лжёшь ли ты? Честен ты или подл? Стоит ли тебе верить?»

   Такой вот сплошной хаос.  Я даже самой себе не верю. Может быть, думаю,  ты свои мелкие переживания  заворачиваешь в громкие слова?  В человеке много дремучего и непонятного. Как могу я верить в добро, если вижу больше плохого?

        Маша: «Иногда и я так же думаю.  Говорю  себе: брось притворяться. Но тут же одёргиваю себя. Да, что же ты пишешь? Чёрт знает что такое, и не хочу больше читать…»

     -  А вообще…может, жить надо проще?  Удобная формула! Ею можно прикрыть любое убожество.  Иногда под этим подразумевается: просто убого.  Жить будущим? Нас не учили жить так.  Надо много сил, чтобы жить призрачным счастьем будущих поколений. По сути, ты и не знаешь ведь, каким оно будет, будущее. А вдруг война или столкновение с другой планетой?  Взрыв – и всё, никакого будущего!

                Продолжение следует http://www.proza.ru/2017/10/18/1999