В октябре этого года исполнилось сто двадцать лет со дня смерти русского художника-пейзажиста, члена-учредителя Товарищества передвижников, автора знакомого каждому из нас с самого детства пейзажа «Грачи прилетели» — Алексея Кондратьевича Саврасова(1830—1897).
Несколько слов о фамилии художника. Отец Алексея Саврасова, московский купец 3-й гильдии Кондратий Артемьевич Саврасов писал свою фамилию через «о» — Соврасов, (в частности, и сам А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).
Способности к живописи у будущего художника обнаружились в ранней юности. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», четырнадцатилетним мальчиком он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе российского живописца, академика Императорской Академии Художеств Карла Рабуса(1800—1857)
Во время обучения, в 1850 году Саврасов написал картину «Вид Московского Кремля при луне», за которую был удостоен звания внеклассного художника. В следующем году картина юного художника
Созданная им через год картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» имя художника Саврасова сделала известным. По замечанию скульптора, художника, литератора, историка искусства, профессора, академика Императорской Академии Художеств. Н. А. Рамазанова(1817—1867): художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».
В 1862 году Саврасов путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период — (1871-75) появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели», «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», «Разлив Волги под Ярославлем», «Просёлок», «Могила на Волге». «Окрестности Ярославля», «Радуга».
Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
Русский художник, мастер «пейзажа настроения», любимый ученик А. К. Саврасова — И. И. Левитан(1860—1900), автор картины «Золотая осень», так откликнулся на смерть своего учителя:
«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества»
Советский общественный деятель, журналист, литературовед И. М.Гронский (наст. фам. Федулов(1894—1985) отмечал:
«Саврасовых в русской живописи немного… Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».
Учениками Саврасова были: русский живописец, театральный художник Константин Коровин(1861—1939); русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942) Михаил Нестеров(1862—1942); украинский художник—пейзажист и карикатурист Сергей Свитославский(1857—1931); русский живописец-пейзажист Лев Каменев(1833—1886).
Алексей Кондратьевич Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Вот читаю в биографии или в другом каком-нибудь произведении об известном всему миру писателе, художнике, или ещё о ком другом подобном, называемом в энциклопедиях — «знаменитый» или «великий»: «умер в больнице для бедных», думаю: как же это так, почему такая несправедливость. Помню, в детстве, когда многого мы ещё не знали, в таких случаях мы сразу же думали о капиталистической стране, в какой жил этот «великий». Нехорошо думали. А учился я в школе давно, ещё до войны.
В наших учебниках писали о буржуях капиталистических стран, чаще всего, китайских и американских. На картинках буржуев изображали жирными и пузатыми. Если приходилось читать о наших, таких, как вот и художник Саврасов, то это же в царское время, а цари у нас были, как нам было известно, все кровопийцы. У нас до войны не было отдельных больниц для бедных, а отдельных — для богатых. Вернее, мы так думали. Мы не знали о «кремлёвских» больницах, о республиканских и областных «сан—управлениях», в которых лечили только «избранных». Мы не знали, что и у нас есть «буржуи» в числе тех, о которых Сталин говорил: «Кадры решают всё». Мы считали, что у нас все равные, следовательно, все, как и мы, бедные. А отсюда выходило, что и больницы у нас все — только для бедных.
Отвлёкся я маленько от своей темы об авторе «Грачей, которые прилетели», хотя и не ушёл от неё далеко. Я уверен, что далеко не все знают, почему знаменитый русский художник Алексей Саврасов, автор любимой нами картины «Грачи прилетели» умер в больнице для бедных. И кто в этом виноват, если такие были. Ещё раз повторюсь: умер Саврасов в 1897 году, ровно за десять лет до исчезновения в России царской власти. О том, как знаменитый художник оказался в больнице для бедных, я не поленился собрать воспоминания о нескольких встречах с художником в последние годы его жизни, написанных его друзьями. Об этом постараюсь во второй части.
18.10.2017 Продолжение - http://www.proza.ru/2017/10/18/1827