Дошкольный Шахматный кодекс

Алексей Ратушный
ДОШКОЛЬНЫЙ ШАХМАТНЫЙ КОДЕКС

ПРАВИЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ

Статья 1. Игра в шахматы ведётся между двумя игроками на шахматной доске, посредством передвижения фигур.

Статья 2. Шахматная доска состоит из 64-х одинаковых квадратных клеток (8х8), попеременно светлых (белые поля) и тёмных (чёрные поля). Располагается доска между партнёрами так, чтобы ближайшее угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.

Статья 3. Перед началом игры каждый из игроков располагает 16 фигурами.

У одного светлые фигуры (белые), у другого - тёмные (чёрные). Эти фигуры следующие: король – 1, ферзь – 1, ладья – 2, слон – 2, конь – 2, пешка – 8. Первоначально фигуры расставляются на доске так: на второй горизонтали от себя каждый партнер расставляет пешки. На первой горизонтали от себя он расставляет фигуры от угла до угла в таком порядке: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. При этом необходимо, чтобы белый ферзь стоял на белом поле, а чёрный – на чёрном.

Статья 4. Два игрока играют по очереди, делая каждый раз один ход. Партнёр имеющий белые фигуры, начинает партию. Ход белых вместе с последующим ходом черных считается за один ход. Кому из партнеров играть белым цветом, определяет жребий.

Статья 5. Ходом называется передвижение фигуры с одного поля на другое, свободное или занятое фигурой партнёра. Ни одна из фигур, кроме коня, не может пересекать поле, занятое другой фигурой. Передвижение на поле, занятое другой фигурой партнера, называется взятием и взятая фигура снимается с доски играющим.

Статья 6. ХОДЫ ФИГУР

ЛАДЬЯ: Ходит и бьёт по вертикали и горизонтали, на пересечении которых находится.
СЛОН: Ходит и бьёт по диагоналям, на пересечении которых он находится.
КОНЬ: Ходит и бьёт не так как ладья и не так как слон на ближайшее поле.
ФЕРЗЬ: Ходит и бьёт как слон и ладья.
КОРОЛЬ: Ходит и бьёт как ферзь на ближайшее  поле.
ПЕШКА: Ходит вперёд на одно поле по вертикали (как ладья), и бьёт на одно поле вперёд по диагонали (как слон).

ДВОЙНЫЕ ХОДЫ:

Один раз за всю партию король и ладья могут поменяться местами (рокировка) при следующих условиях: ни ладья, ни король до этого не ходили; между ними все поля свободны; король в момент рокировки не находится под ударом; поле, которое он пересекает также не находится под ударом фигур противника. Рокировка совершается так: король переставляется через поле навстречу ладье по горизонтали, а эта ладья ставится на поле, которое перешёл король.

Каждая пешка из своего начального положения может совершить двойной ход вперёд. Если поле, через которое она перешагнула, находится под боем пешки противника, то своим следующим ходом противник может взять пешку совершившую двойной ход, поставив свою пешку на поле, пересечённое первой (взятие на проходе).

Любая пешка достигшая крайней (дальней от играющего) горизонтали должна быть этим же ходом заменена (превращена) на ферзя, ладью, слона или коня цвета этой пешки по выбору играющего, независимо от количества и наименований других фигур, находящихся на доске.

Статья 7. Ход считается законченным, когда рука играющего отпустила фигуру и на доске произведены все изменения, связанные с выполнением данного хода.

КОММЕНТАРИЙ: Следует отметить, что доска с её свойствами является КОНСТАНТОЙ – постоянной величиной в континууме шахматных категорий и категориально-понятийного аппарата игры в целом.

Текст разработан автором в 1980-85 годах.
Доработан и отредактирован для целей Шахматного Всеобуча в ХМАО-Югре в сентябре 2017-го.
Публикуется для ознакомления работников дошкольных учреждений образования.

Школьный Шахматный кодекс с комментариями:
http://www.proza.ru/2014/11/05/831