Школьный Шахматный Кодекс

Алексей Ратушный
АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.1-7
25 лет назад мною был подготовлен и опубликован (в "Качканарском рабочем") Школьный Шахматный Кодекс в целях обеспечения шахматного всеобуча в городе Качканаре. Сегодня я публикую кроме тела самого ШШК свои комментарии к нему.

   В качестве введения в авторский комментарий напомним, что шахматы по классификации обоснованной Общей теорией игр относятся к матричной развитой монофигурной игре на локальной явной квадратноструктурированной плоскоорганизованной структуре, описываемой как матрица восьмого порядка.Как и всякая игра на плоскоорганизованной структуре, шахматы опираются как аксиоматическая система на три аксиомы: аксиому хода, аксиому поля и аксиому фигуры. При этом следует помнить, что шахматы уже достигли своего монофигурного предела, о чем свидетельствуют появившиеся к шестнадцатому веку зачатки полифигурной игры – рокировка.

В рамках поставленной задачи – создать удобный инструмент для шахматного всеобуча, передающий основные понятия ортодоксального шахматного кодекса СССР, не перегруженный понятийным аппаратом и в то же время опирающийся на внутреннюю аксиоматику игры – мною было принято построить двууровневое изложение и по возможности минимизировать текст не допуская в то же время примитивизации. При этом я изначально видел школьный шахматный кодекс как элемент широких шахматных практик в русле идей шахматного всеобуча подготовленных для Качканарского сценария организации.

ПРАВИЛА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ

Статья 1. Шахматная партия ведётся между двумя партнёрами на квадратной (шахматной) доске, посредством передвижения фигур. Партнёром может быть одно лицо или группа лиц.

КОММЕНТАРИЙ: даётся первичное геометрическое определение шахматной доски, вводится понятие «шахматной партии», задается неявно предопределение хода, как «передвижения фигуры». Вторая часть статьи дает предопределение понятия «партнёр», по сути опирающаяся на предопределение субъектов гражданских правоотношений. Не указывается в качестве субъекта игры государство или организация. Не потому, что они не могут быть партнерами, а потому, что на уровне общеобразовательной школы такое расширения понятия не требуется. Следует отметить, что доска с её свойствами является КОНСТАНТОЙ – постоянной величиной в континууме шахматных категорий и категориально-понятийного аппарата игры в целом.

Статья 2. Шахматная доска состоит из 64-х одинаковых клеток (8х8), попеременно светлых (белые поля) и тёмных (черные поля). Располагается доска между партнёрами так, чтобы ближайшее угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.

КОММЕНТАРИЙ: Во второй статье вводится уточненное геометрическое понятие шахматной доски и его структурно-матричное понятие. По существу формируется прообраз аксиомы поля. Не указано, что клетки должны быть квадратной формы, поскольку де факто ребенок до изучения статей кодекса активно знакомится с шахматной доской и её свойствами и уже имеет устойчивый зрительный образ доски, как таковой.

Статья 3. Перед началом игры каждый из партнеров располагает 16 фигурами.

 У одного светлые фигуры (белые), у другого - тёмные (чёрные). Эти фигуры следующие: король – 1, ферзь – 1, ладья – 2, слон – 2, конь – 2, пешка – 8. Первоначально фигуры расставляются на доске так: на второй горизонтали от себя каждый партнер расставляет пешки. На первой горизонтали от себя он расставляет фигуры от угла до угла в таком порядке: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. При этом необходимо, чтобы белый ферзь стоял на белом поле, а чёрный – на чёрном.

КОММЕНТАРИЙ: Статья не только задает массив шахматных переменных, но и дает операциональную дефиницию процедуры расстановки фигур. Как мы теперь знаем, именно изменение этой составляющей привело к «шахматам Фишера».

Статья 4. Два партнёра должны играть по очереди, делая каждый раз один ход. Партнёр имеющий белые фигуры, начинает партию. Ход белых вместе с последующим ходом черных считается за один ход. Кому из партнеров игнрать белым цветом, определяет жребий.

КОММЕНТАРИЙ: Даётся операциональное предопределение хода. Аксиома хода здесь может быть сформулирована, как аксиома хода чисто монофигурной игры. За один ход одна фигура изменяет своё положение на доске. Затем аксиома хода разрушается переведением категории ход в иное понятие хода, как совокупности движений двух фигур, и отьносится к аксиоматике партии, а не игры. Запись партии ведется так: первый ход былых, первый ход черных. Второй ход белых, второй ход черных. Совокупность двух ходов – факт записи партии, принятый способ отражения порядка ходов в партии. Здесь речь идет не о самом ходе, а о способе и порядке его фиксации.

Статья 5. Ходом называется передвижение фигуры с одного поля на другое, свободное или занятое фигурой партнёра. Ни одна из фигур, кроме коня, не может пересекать поле, занятое другой фигурой. Передвижение на поле, занятое другой фигурой партнера, называется взятием и фигура партнера снимается с доски играющим.

КОММЕНТАРИЙ: Только в этой статье предопределение хода развёртывается в его явную дефиницию. При этом разбирается два случая движения и два случая итога перемещения.Первый случай движения – пересечение свободных полей. Второй случай движения – пересечение занятых полей исключительно конём. Первый случай итога – занятие свободного поля, второй случай итога движения – занятие поля занятого фигурой партнёра. Взятие – как категория шахмат нуждается в самой тщательной рефлексии. Как удалось установить автору, речь идет об обмене состояния хода одной фигуры на состояние не-хода другой фигуры. Подробнее об этом – в дальнейшем.

Статья 6. ХОДЫ ФИГУР

КОРОЛЬ: Ходит и бьёт по горизонтали, вертикали и диагонали (как слон и ладья) на одно поле. Ходить под удар фигур противника король не может.

ФЕРЗЬ: Ходит и бьёт как слон и ладья.

ЛАДЬЯ: Ходит и бьёт по вертикали и горизонтали, на пересечении которых находится.

СЛОН: Ходит и бьёт по диагоналям, на пересечении которых он находится.

КОНЬ: Ходит и бьёт на ближайшее поле, недоступное слону и ладье их исходного (буквой «г»).

ПЕШКА: Ходит вперёд на одно поле по вертикали (как ладья), и бьёт на одно поле вперёд по диагонали (как слон).

ДВОЙНЫЕ ХОДЫ:

Один раз за всю партию король и ладья могут поменяться местами (рокировка) при следующих условиях: ни ладья, ни король до этого не ходили; между ними все поля свободны; король в момент рокировки не находится под ударом; поле, которое он пересекает также не находится под ударом фигур противника. Рокировка совершается так: король переставляется через поле навстречу ладье по горизонтали, а эта ладья ставится на поле, которое перешёл король.

Каждая пешка из своего начального положения может совершить двойной ход вперёд. Если поле, через которое она перешагнула, находится под боем пешки противника, то своим следующим ходом противник может взять пешку совершившую двойной ход, поставив свою пешку на поле, пересечённое первой (взятие на проходе).

Любая пешка достигшая крайней (дальней от играющего) горизонтали должна быть этим же ходом заменена (превращена) на ферзя, ладью, слона или коня цвета этой пешки по выбору играющего, независимо от количества и наименований других фигур, находящихся на доске.

КОММЕНТАРИЙ: основная статья этой части кодекса.Излагается две версии представления ходов фигур – описательная ортодоксальная и аксиоматическая – выражение формул хода фигур через формулы хода аксиоматических фигур – ладьи и слона. Впервые в мировой практике дано аксиоматическое определение хода коня: «на ближайшее поле, недоступное слону и ладье из исходного». Мнемотехническая формула хода коня – «буквой Г» - дань сложившейся традиции, закрепленной в Шахматном Кодексе СССР. Это внедрение мнемотехники опрадано в школьной версии кодекса.

Статья 7. Ход считается законченым, когда рука играющего отпустила фигуру и на доске произведены все изменения, связанные с выполнением данного хода.

КОММЕНТАРИЙ: дано ортодоксальное операциональное описание завершения процесса хода. С учетом появления играющих автоматов нуждается в особо тщательной рефлексии.

Дошкольный Шахматный кодекс:
http://www.proza.ru/2017/10/14/2256