Династия. Часть 4. Нина Ивановна Каппер

Вадим Гарин
Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/08/07/322

Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017г.

Глава 4.3.  Нина Ивановна Каппер – Доброгорская

На коллаже по центру внизу Н.И. Каппер-Доброгорская. Фото 1960 г. Семейный архив.Слева вверху отец Нины Ивановны Доброгорский Иван Иванович; По центру вверху чета Пелко-Бесядовских; Справа вверху Ольга Григорьевна Доброгорская - в девичестве Пелко-Бесядовская; Внизу слева Нина Ивановна, фото из семейного архива, 1916 г; Внизу справа свадебная фотография четы Капперов. 1918 г.          

                В 1918 году Оскар Густавович  принимает важное семейное решение: связать свою судьбу с моей бабушкой Ниной Ивановной Доброгорской – работавшей в то время лаборантом на кафедре энциклопедии лесного хозяйства вместе с дедушкой.
 
                Нина Ивановна Доброгорская родилась в 1895 году в родовом имении, расположенном в Щербовецкой Слободке Каменец-Подольской губернии. Хозяин имения – дедушка Нины Ивановны, Григорий Константинович Пелко-Бесядовский, полковник артиллерии в отставке происходил из древнего рода польской шляхты. ( его фото вместе с женой на коллаже сверху по центру)  Его род восходит к польскому королю  Казимиру Великому (1310-1370) и его фаворитке фрейлине Катерине. Сыну, рождённому вне брака от Катерины было дана фамилия Пелко –Бесядовский по наименованию имения,которое было подарено его матери. От них и пошла женская ветка моей бабушки. В самом начале пути от неё отпочковалась линия Корсаков, потомок которой - Корсаков Римский. Это параллельная ветка -  Корсаки являются  дальними родственниками Пелко-Бесядовских |1|.

                Бабушкин отец - статский советник Доброгорский Иван Иванович (Его дед носил фамилию Доброгора) происходил  из семьи священников Галиции. По стопам родителей он окончил духовную семинарию, но сан не принял и продолжил обучение в Киевском университете, по окончанию которого поступил на государственную (акцизную) службе в Каменец-Подольске.  Дослужился до статского советника и имел ордена св. Станислава, св. Владимира и св. Анны (Анна на шее)               
                Мать Ольга Григорьевна Пелко-Бесядовская   окончила Каменец-Подольскую женскую гимназию.  Дальнейшее образование получила на дому.
                В семье Доброгорских родилось пятеро детей. Двое сыновей и три дочери. Моя бабушка Нина Ивановна была младшей в семье. Она рано проявила способности к рисованию и, обучаясь в женской гимназии Каменец-Подольска, брала уроки живописи в частном порядке.

                После смерти отца и последующего за ней переезда семьи Доброгорских в С.Петербург поступила и в 1917 году и с отличием закончила С-Петербургскую Императорскую школу поощрения художеств, при Академии художеств. Свободно владела французским языком. Разговаривала и читала по немецки.
                За успехи в учении, по результатам представленных  работ Нину Ивановну в числе способных учеников по решению директора школы Н.К. Рериха, освободили от платы за обучение. Её студенческий билет с подписью Н.К. Рериха находится у меня в архиве.

                С Рисовальной школой общества поощрения художеств связаны творческие биографии почти всех крупных мастеров отечественного искусства, многих крупных деятелей культуры с середины XIX по начало XX века. История общества отсчитывается с 1820 г. Устав был рассмотрен и подписан императором Николаем 1. На  гранты общества (так называемый пенсион) за границу для обучения ездили молодые художники: К. П. Брюллов и А. П. Брюллов (1822). А. А. ИвАнов (1827); общество способствовало освобождению талантливых крепостных художников из крепостной зависимости, оказывало им материальную поддержку (братья Чернецовы, Т. Г. Шевченко, И. С. Щедровский, А. А. Агин и другие).

                После Октябрьской революции, с июля 1918 года, функции рисовальной школы стали выполнять бесплатные «Курсы рисования и черчения» на Литейном проспекте, превратившиеся впоследствии в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова.

                Моей бабушке Нине Ивановне Доброгорской-Каппер очень повезло, что она имела счастье обучаться в таком знаменитом, элитном учебном заведении.
                Директор и попечитель школы императорского общества поощрения художеств, замечательный художник Николай Константинович Рерих  (с 1906 по 1918 г.г.), - рассказывала бабушка, - был прекрасным педагогом и вел в школе курс обсуждения эскизов и композиции.
                Многие знают работы Рериха. Их более семи тысяч и они рассеяны по всему свету! Однако мало, кто знает, что он, несмотря на огромную занятость в творческом процессе, был прекрасным организатором. Благодаря его энергии в школе организовали классы малой архитектуры (медальный класс), художественной вышивки, монументальной живописи, витражей, графического искусства, литографии и офорта, анималистики, обсуждения эскизов, съемки с натуры и изучения стилей, чертежно-архитектурные и другие.
                По его инициативе началось издание "Сборника работ учащихся Школы ИОПХ", а затем выпущено несколько книг. Открыл воскресные классы. Ввел лекции по анатомии, педагогике, истории русского искусства (древнего), уроки музыки и даже хорового пения - для общехудожественного образования. В годы войны открыл иконописную мастерскую для раненых ветеранов. Создал Музей русского современного искусства |2|. 
 
                Нина Ивановна  часто вспоминала своих замечательных педагогов из числа известных художников (позже я записал её рассказы):
                Класс графического искусства с 1907 года преподавал И.Я. Билибин (1876 —1942) — известный русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
                Василий Васильевич Матэ (1856-1917) - выдающийся мастер репродукционной гравюры - преподавал гравюру в Академии Художеств, воспитал целую плеяду выдающихся художников-граверов. В разное время Матэ обучал разным гравировальным техникам И.Е. Репина, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева. Валентин Серов также изучал гравюру под его руководством. - в 1898-1899 годах он освоил технику офорта и литографии.
                Лекции по истории искусства читал С. К. Маковский (1877, с.Петербург - 1962, Париж) — русский поэт, художественный критик и организатор художественных выставок, издатель. Сын Константина Маковского и внук Е. Маковского.
                Историю архитектуры читал академик А. В. Щусев (1873, Кишинёв —1949, Москва).
                Скульптуру вёл И.И.  Андреолетти (1869 с. Табурищи Херсонской губ., ныне Кировоградская обл.– не ранее 1925).  Преподавал в школе с 1908.
 Он исполнил надгробие Н. А. Римского-Корсакова – дальнего родственника Нины Ивановны Каппер-Доброгорской на Новодевичьем кладбище Александро-Невской лавры 1912 году по эскизу Н. К. Рериха; ныне установленном в Некрополе мастеров искусств. В апреле 1917 стал членом-учредителем Союза скульпторов-художников. После 1917 жил во Франции.
                Медальерное искусство до 1914 г. преподавал художник, скульптор Г.И. Малышев (1875-1933).  Позже он работал в частной мастерской.
                Общерисовальные и этюдные классы вёл живописец Н.П. Химона (1864, Евпатория- 1929, о. Скирос, Греция) В 1904 был избран действительным членом ОПХ. В 1909 стал одним из учредителей Общества имени А. И. Куинджи. В 1916 был удостоен звания академика.
                А класс рисования животных вёл  живописец-пейзажист и график А. А. Рылов ( 1870, село Истобенское Орловского уезда Вятской губернии—1939, Ленинград). Он был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи, а в 1917 г. назначен профессором Академии Художеств.
               
                В 1917 году окончив школу  она получила квалификацию художника и право преподавания в художественных образовательных учреждениях.
                Мать моей бабушки, моя прабабушка, Ольга Григорьевна (умерла во время блокады Ленинграда), обладала жестким авторитарным характером, и, приучая дочерей к самостоятельной жизни, отправляла их преподавать детям в богатые дома. Летом 1917 года, в тревожное время революции она отправила младшую дочь Нину в город Царицин, где требовался учитель рисования со знанием немецкого и французского языков.
                Нина Ивановна Доброгорская не доехала до места назначения. В пути поезд был остановлен революционными солдатами, которые погрузились в вагоны и повернули состав на Воронеж. Пассажиров вывели из вагонов, а те, кто был согласен ехать дальше, оставили на своих местах.
                Бабушка испугалась выйти на незнакомой станции и осталась в вагоне. Вот таким необыкновенным образом она попала в совершенно незнакомый для неё  город Воронеж, где у неё не было ни родных, ни друзей и знакомых. На вокзале ей посоветовали ехать в сельскохозяйственный институт, где набирали средний технический персонал. Она устроилась на работу лаборантом на кафедру к Николаю Петровичу Кобранову и сняла угол в частном доме. Так по воле случая она попала в город Воронеж, который стал родным для всей нашей семьи.

                На работе Нина Ивановна познакомилась с моим дедушкой Оскаром Густавовичем  Каппером и через год вышла за него замуж. (Свадебная фотография 1918 г. Каперов располагается на коллаже внизу справа)
                Семья Капперов   получила от сельскохозяйственного института просторную четырёхкомнатную квартиру в профессорском корпусе,  расположенного рядом с  главным корпусом за дендропарком.  В этой квартире родились две дочери Оскара Густавовича и Нины Ивановны, Марианна (1919 – 2005 гг.) и Инна. (1925 – 2014гг.). В этом доме их застала Великая Отечественная Война. Из него моя мама Марианна Оскаровна Каппер  ушла на фронт, а дедушка, бабушка с Инной Оскаровной Каппер – отправились в эвакуацию.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/08/14/1948

Использованная литература:

1. Семейный архив Н.И. Каппер-Доброгорской.
2. Статья интернете:
http://roerichencyclopedia.facets.ru/personal/SHKOLA.html