Ч. 9 Тайна подводной лодки К-219

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/06/07/50

14-го июля ветер утих, и приступили к спуску подъёмного устройства. Но вечером обнаружили трещины в металле. Пришлось поднять дефектные части на палубу, защитить парусиновыми щитами от ветра сварщиков, которые напряжённо работали трое суток, заваривая трещины.

Только проверили качество сварочных работ, как получили сообщение о том, что надвигается тропический шторм «Harriet». Погода не ухудшалась, но зато получили сообщение, что в их сторону направляется советское судно инструментальной разведки. Его прибытие к месту проведения работ ожидается около 16 часов 18 июля.

То, что «Glomar Explorer» появился примерно в том же месте, где работало судно «Glomar II», не осталось незамеченным советской военно-морской разведкой. Заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, тогда в звании капитана 1 ранга, Анатолий Тихонович Штыров

доложил командующему флотом адмиралу Николаю Николаевичу Амелько об активности американцев в том районе. Адмирал распорядился направить судно для визуального наблюдения за работой «Glomar Explorer».

Советский корабль остановился в миле от американского корабля. Американские и советские моряки с интересом разглядывали в бинокли корабли друг друга. Советский корабль, «Чажма» предназначался для выполнения задач по контролю над испытаниями межконтинентальных баллистических ракет.

Он относился к проекту 1130 – кораблей измерительного комплекса. Их переоборудовали из немецких сухогрузов повышенной мореходности, снабдив самым современным радиотехническим вооружением, аппаратурой радиоэлектронной разведки. Американцы с любопытством смотрели на антенны систем «Вяз», «Ангара», шаровой купол станции «Арбат».

С «Чажмы» поднялся вертолёт КА-25ТЛ и стал кружить вокруг «Glomar Explorer», фотографируя американский корабль под разными углами, после чего вернулся на свой корабль.

Когда читаешь мемуары больших начальников, написанные десятилетия спустя после событий, в которых они участвовали, то выясняется, что все были очень умными и проницательными. Не хочу бросать тень ни на кого, может, так и было на самом деле.

По словам Штырова, командир «Чажмы» сказал ему, что по всем признакам американцы ищут нефть. К сожалению, командир «Чажмы» капитан 1 ранга Клёмин Лир Ефимович не оставил своих мемуаров, в истории остались только слова адмирала Штырова.

У сотрудников ЦРУ визит «Чажмы» вызвал тревогу, что советская сторона узнала об истинной цели работы «Glomar Explorer». Опасаясь высадки десанта, старший офицер ЦРУ распорядился подготовиться к выдаче пистолетов и автоматов, чтобы продержаться, пока не будут уничтожены все материалы, выдающие миссию «Glomar Explorer».

Вертолёт с «Чажмы» ещё раз совершил облёт американского судна, делая новые фотоснимки. С советского корабля передали на «Glomar Explorer»: «Мы следовали домой, и услышали ваши туманные сигналы. Что вы здесь делаете?».

Американцы ответили: «Проводим глубоководные исследования полезных ископаемых». С «Чажмы» спросили: «Какого типа ваше судно?». Им ответили: «Глубоководное бурильное судно».

 На вопрос советских моряков, как долго американцы планируют там находиться, получили ответ: «Мы надеемся завершить испытания в две-три недели». С советского  корабля поступил сигнал: «Желаем вам всего самого лучшего».

С тем «Чажма» направилась во Владивосток, поскольку на корабле подходили к концу запасы провизии.

18 июля начались основные работы по подъёму подводной лодки. К раздражению американцев на смену «Чажмы» пришёл спасательный буксир СБ-10, который приблизился на расстояние 200 метров. Ночью его освещали прожекторами с «Glomar Explorer».

 Команда буксира была одета крайне небрежно, смесь военной и гражданской одежды. Американцы оценили её численность в 43 человека.

Но, вот, кто, без сомнения привлёк внимание всех находившихся на «Glomar Explorer», так это две женщины в платьях в составе экипажа буксира. На американском корабле не было ни одной женщины, поэтому две наши мореплавательницы оказались в центре внимания.

 Советский буксир не отходил от американского судна.

Капитан «Glomar Explorer»  несколько раз предупреждал по радио и сигналами сохранять дистанцию. Команда буксира фотографировала с близкого расстояния американский корабль, а если с корабля сбрасывали мешок с мусором, то буксир немедленно его подбирал.

 Доведённый до белого каления капитан  «Glomar Explorer»  запросил по радио штаб-квартиру, можно ли по дипломатическим каналам заставить буксир убраться.

Такие шаги были предприняты, буксир отошёл от корабля, но остался в том районе. Между тем руководство операцией нервничало, потому что техническая сторона дела шла с большими затруднениями, происходили аварии. Но все эти работы велись под водой, поэтому с советских кораблей их было невозможно увидеть.

Подводные махины для подъёма обломков подводной лодки приходилось перемещать на огромной глубине при невероятном давлении воды с ювелирной точностью. Оказалось, что почва морского дна намного твёрже, чем предполагалось. Соответственно, труднее было подвести захваты.

Разгорелись горячие споры, можно или нет добавить дополнительный груз на захваты, чтобы они глубже вошли в почву. Нервы у всех были напряжены до предела. Ночью 31 июля сумели подвести захваты под носовую часть подводной лодки с шахтой №1.

 В двадцать пять минут первого ночи 1-го августа подводная лодка К-129 спустя шесть лет и четыре месяца нахождения на океанском дне, оторвалась от него. Начался подъём.

Устройство для отрыва от дна подводной лодки отсоединили, оно больше не требовалось. Потом выяснится, что захват № 4 в районе рубке сломался, но при подъёме этого не ощутили.

Производился медленный подъём. 3-го августа в 03.30 передали по открытому коммерческому каналу условный текст, адресованный командованию Тихоокеанского флота США. В нём говорилось, что на коммерческом судне случилась серьёзная поломка, капитан просит разрешение войти в военно-морской порт, поскольку он ближайший.

Подводную лодку к тому времени подняли на 914 метров от морского дна. Внезапно в одном из гидравлических захватов упало давление. Рубка К-129 начала поворачиваться. Корабль сильно тряхнуло. Компенсационная система показала, что потерян огромный вес.

Устройство подъёма подводной лодки находилось в этот момент на расстоянии 2048 метров от океанского дна. Поднялась паника, специалисты бросились к своим приборам. Через 20 минут проблема стала понятной.

 Телевизионные камеры показали, что в захватах осталась только носовая часть подводной лодки длиной 11,5 метров, а остальная часть, около 30,5 метров пошла на дно вместе с шахтой №1, в которой находилась уцелевшая ракета Р-21, командным отсеком и шифровальным оборудованием.

После испытанного шока от осознания потери, сразу поняли, что не могло быть и речи о попытке снова поднять потерянную часть. Технически в тот момент это было невозможно. Требовалось спасать то, что осталось.

Теперь переживали, не всплыли ли какие-нибудь остатки подводной лодки рядом с кораблём, потому что буксир СБ-10 по-прежнему никуда не собирался уходить.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/08/2110

На верхнем рисунке выделена часть подводной лодки, которую поднимали, длиной 138 футов. Чёрным показаны три ракетные шахты. На нижнем рисунке – то, что подняли, - носовая часть длиной 38 футов.