Ч. 7 Тайна подводной лодки К-129

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/06/05/38

Из девяти тысяч отдельных снимков составили коллаж. Стало видно, что подводная лодка лежит на правом борту. Она разрушилась на две части, очевидно, при ударе о дно. Подсчитали, что скорость её падения на расстоянии примерно трёх миль составила около 12 узлов.

Расчёты основывались на данных о потоплении в учебных целях отслужившей свой срок дизель-электрической подводной лодки Sterlet, снабжённой специальной аппаратурой, атомной подводной лодкой  Sargo. В 1998 году появились публикации, что К-219 падала на дно со скоростью 200 узлов, хотя полученные ею повреждения вызывают сомнение в этих статьях.

Носовая часть расколовшейся подводной лодки включала ракетный отсек. Кормовая часть – двигательный отсек и кормовые торпедные аппараты. РДП, перископ и антенна находились в выдвинутом положении, что означало – в момент трагедии подводная лодка шла на перископной глубине.

Часть рубочной надстройки была оторвана. Отсутствовали две шахты и ракеты. Первая шахта сохранилась, крышка её была закрыта, что означало нахождение в ней ракеты Р-21 (4К-55). Теперь командование ВМС США знало местонахождение и состояние подводной лодки К-129, а советское командование пребывало в неведении.

В 1974 году американцы провели спасательную операцию по подъёму дизель-электрической подводной лодки Squalus, которая затонула 23 мая 1939 года в районе Портсмута. Во время той катастрофы погибли 26 подводников, 33 человек спасли. Подводную лодку подняли с глубины 75 метров.

После этого в ВМС США создали в 1968 году специальную организацию по спасению подводных лодок с глубины до 305 метров, сокращённо именуемую LOSS. В этой организации использовались водолазы. Напомню, что подводная лодка «Курск» легла на дно на глубине 108 метров. Но не будем сыпать соль на незажившие раны.

Американскому военно-морскому командованию нестерпимо хотелось получить подводную лодку, её вооружение, шифровальное оборудование и технические документы.

 Предстояло решить одновременно две задачи: осуществить беспрецедентный подъём корабля с огромной глубины 4 887 метров и при этом обмануть советскую военно-морскую разведку. Но самой главной целью министерства обороны была ядерная боеголовка советской ракеты.

Правительство США поручило подъём советской подводной лодки ЦРУ. 1 июля 1969 года был утверждён проект «Azorian», руководителем которого назначили Джона Парангоски. Ранее он руководил созданием шпионских самолётов У-2 и А-12. Его заместителем назначили бывшего подводника кэптена Эрнста Зеллмера.

Составленный план получил одобрение высших лиц администрации и лично президента Никсона. Чтобы дополнительно скрыть смысл проводимых работ, присвоили ещё одно кодовое наименование - «Дженифер».

Для обеспечения секретности работ разработали мероприятия по исключению любой утечки. Каждый участник знал только тот кусочек работ, который был ему поручен. После изучения ряда вариантов, остановились на использовании мощных лебёдок и тросов.

Стоимость проекта составила огромную сумму, но его разработчики считали, что в данном случае цель оправдывала расходы. Представители ЦРУ обратились к вице-президенту компании Glomar Marine, имевшей большой опыт ведения глубоководных работ.

Они предложили компании разработать оборудование для подъёма многотонной тяжести с глубины до 6 километров. ЦРУ предварительно изучило все проекты, которые разрабатывала Glomar Marine.

Когда достигли договорённости с компанией, разработали хитроумную систему договоров с различными организациями субподрядчиков, делавшую невозможным понимание смысла будущих работ.
 
В 1970 – 1972 годах, пока шла реализация технической стороны проекта, специальное судно компании «Glomar II» проводило работы по исследованию и взятию образцов грунта там, где покоилась на дне К-129.

 Это не прошло незамеченным от советской военно-морская разведки. Понаблюдать за «Glomar II» выслали большое советское разведывательное судно «Гидрограф».
Не знаю, можно ли этому верить, но в американских источниках прочитал, будто в советское посольство в Вашингтоне подбросили записку, адресованную военно-морскому атташе, за подписью «Доброжелатель».

 Она была датирована  22 октября 1970 года.  В ней говорилось, что ЦРУ ищет советскую подводную лодку с помощью  судна «Glomar», которое вышло из Гонолулу 17 октября. Судно прибудет в начале ноября в точку с координатами  40° N  и 180°E.

Писали, что это сделал завербованный советской разведкой уоррент-офицер (мичман) Джон Энтони Уокер, который служил дежурным офицером по связи в штабе командования подводных сил Атлантического флота.

Но это маловероятно, потому что Уокер не был альтруистом, шпионил за деньги, и бесплатно не стал бы передавать таким способом информацию. У него были для этого специальные каналы, установленные советской разведкой.

Контр-адмирал Дыгало писал, что о записке сообщили командованию ВМФ, но главкома убедили, что технически добраться до подводной лодки задача неосуществимая.
В марте 1971 года компании Glomar Marine и Sun Shipbuilding and Dry Dock Company завершили разработку документации  на строительство специального подъёмного судна.

Появление необычного судна, несомненно, привлекло бы всеобщее внимание.
 Поэтому разработали легенду прикрытия, по которой Говард Хьюз, известный эксцентричный миллиардер, был, якобы, «спонсором» работ  по добыче полезных ископаемых с морского дна.

 Говард Хьюз охотно согласился сыграть эту роль. Во всём мире знали авантюрный характер миллиардера, никто бы этому не удивился. Прикрытие оказалось идеальным.
Были подписаны открытые, «белые» контракты Glomar Marine с Хьюзом, и, одновременно, «чёрные» контракты с правительством США,  со сложными финансовыми лабиринтами, по которым Хьюзу эти деньги возвращались.

 В узком высшем кругу американского правительства шли споры.
Министерство обороны опасалось, что если Советское правительство узнает о проекте, то оно может пойти даже на силовые меры, чтобы не допустить его реализации. Министерство иностранных дел считало, что даже если всё пройдёт успешно, то когда тайное станет явным, отношения с Советским Союзом испортятся.

 Министерство финансов сомневалось в обоснованности таких огромных расходов. Но, в конечном счёте, победили комиссия по атомной энергии и разведка. Под их нажимом приняли решение о реализации проекта. Президент Никсон распорядился продолжить работу над проектом «Azorian».

В мире ещё никогда не реализовывался технический проект такой сложности. «Glomar Explorer», так назвали судно, имело длину  около 189 метров и ширину около 36 метров. На судне имелись каюты для размещения 178 человек. Отдельные каюты были для старших офицеров корабля и старших сотрудников ЦРУ, двухместные каюты для команды и четырёхместные для технического персонала и командированных.

Камбуз и столовую оборудовали по последнему слову техники, а все продукты на судне – были высшего качества и в изобилии. «Glomar Explorer» с большой помпой спустили на воду, пригласили на торжество семьи всех строителей корабля.

 После проведения заводских и ходовых испытаний созвали пресс-конференцию и показали журналистам судно. Те увидели только механизмы для сбора со дна океана «марганцевых конкреций». Головы заморочили всем.

 Хорошо помню статьи в «Технике молодёжи» и других технических журналах с баснями о том, как американцы будут собирать руду со дна океана.
 
9 августа 1973 года «Glomar Explorer» отправился с Бермудских островов в плавание вокруг Южной Америки. На борту был только экипаж и ограниченное число технических специалистов.

Среди них находились сотрудники ЦРУ, под прикрытием, под видом членов команды или специалистов.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/07/50

На фотографии: «Glomar Explorer»