Глава 12. караси в сметане или очередное нырнуть-в

Эль Ка 3
начало здесь http://www.proza.ru/2017/05/08/1131

ГЛАВА 12.
КАРАСИ В СМЕТАНЕ или ОЧЕРЕДНОЕ НЫРНУТЬ-ВЫНЫРНУТЬ


      Почему все "наши" помнят моих карасей в сметане? Ведь это были вовсе не караси, а карпы.
      Практика по живописи и рисунку после второго курса началась в Ярославле, откуда мы отправились в славный город Ростов Великий. Июнь 72-го года. Звенящая белокаменная архитектура Ростовского Кремля, вокруг него низенькие деревянные домики с палисадами, пыльные дороги, патриархальный уклад. Древний Кремль недавно отреставрировали. Куда ни глянь, серебряные купола церквей наслаиваются одни на другие и серо-серебристые верхи сторожевых башен из узорчатой деревянной дранки на фоне голубого неба. Когда зарисовываешь мелкие детали, все эти потрескавшиеся доски, двери, старинные кованые петли, лепные изразцы, проникаешься пониманием, значением этих деталей, любовью к ним. Вот прямо под белоснежной звонницей белая лошадь пасётся, вдалеке телега стоит. Рисуем, бегаем, снимаем фотоаппаратами, Витя Цветочкин ещё и на киноплёнку снимает. Толик Коцарев такие классные пастели делает. Не хватает только стрельцов, да барышень-боярышень, фильм "Иван Васильевич меняет профессию" здесь как раз через пару месяцев начнут снимать.

      А и правда, мало что изменилось. Единственно что, в монастырских кельях оборудовали отель для интуристов и там ресторан, но наши студенческие карманы на рестораны не рассчитаны или... ресторан не рассчитан на студентов, а в столовой есть нечего. В Ярославле сыра не только ярославского, но вообще никакого не было, лежали пирамидами только плавленые сырки, да куриные яйца. И в винном отделе фауст-патроны с красным креплёным винищем "Рубин"(0,8л). Но Ярославль большой промышленный город, а Ростов Великий это маленький, уютный, такой домашний городок.

     Он расположен на берегу озера Неро. Какое красивое древнее название. Хотя мало приятное в определении. Неро - «илистое, болотистое место», что также соответствует действительности. Рыба водится очень крупная. Щуки, карпы, караси, лещи. Озеро не глубокое, прогревается хорошо, корма всем хватает, так как зарастает не вредными, а очень полезными, питательными водорослями. В Неро каждую весну и осень тонет много людей, хотя считается довольно мелким. Средняя глубина полтора метра. Но мне думается, что это только слой воды до ила. А можно ли его дном считать? Если он вязкий и его толщина достигает десяток метров? Если смотреть на воду, то из глади все время островки зелёные выступают по всей поверхности.

    Осколки воспоминаний иногда так невпопад вспыхивают в мозгу, вот застрял один, вижу перед глазами. Это красные и белые в цветочек Сашины хебешные плавки, которые покорили всех мальчиков. Спали-то " по палатам". А мы были уже женаты. В магазинах тогда, кроме синих сатиновых семейников, никакого мужского белья в Ленинграде не было, да и не только в Ленинграде. И я покупала для Саши трикотажные трусики в "Детском мире" 30-размера, по 50 копеек, они хорошо растягивались, получалось классное мужское бельё со смешными рисунками, потому, что девчачьи трусики. Голь на выдумки хитра! Главное х.б, весёленькие, не синие, не чёрные, а яркие красные и ещё белые в цветочек! Какие милые личные подробности всплывают. А всего-то хотела про озеро Неро поведать. Да...

    В Ростове Великом руководитель наш, Роман Никанорович, договорился с властями, и нас устроили в общежитии местного училища. В довольно просторных палатах стояли железные кровати с металлической сеткой (мягкие-е-е), а еще при палатах большая кухня и в ней две газовых плиты.
Один из дней выдался сильно мокрый, дождило, ни порисовать, ни пописать. Музейные экспозиции уже все изучили, не один раз посетили, организмы молодые кушать хотят. А в столовой есть невозможно, одно слово- тошниловка. Пошли на рынок посмотреть, что продаёт местный люд.

    Я со Здравкой между рыбаков хожу. А там такие красивущие рыбины, с золотой чешуёй, лежат - дышат. И вот всплыло у меня в голове "караси в сметане". Мамочка мне в приданое вручила книгу по кулинарии, 1954 г. изд. Неподъемную. С такими фотографиями! Слюнки текли от одного вида. Любила я рассматривать эти цветные завлекалочки, особенно, когда у куриц, уток ножки в бумажных кружевных папильотках  сфотографированы. Продуктов, из которых приготовлены блюда, в магазинах не было, (ага, осётр, например, или молочный поросёнок) да и порции там приведены в расчете на 50-100 человек, для ресторанов книжка конечно хороша. Вот и картинку "караси в сметане" красивую помню, а как готовить…  Но где наша не пропадала! Рыб купили, выбрали самых больших с крупной чешуёй карпов. Ходим, соображаем, что ещё для этих рыб надо. Здравка нашла бабушку с морковкой, купили, а вот и лучок с зеленью. Да ещё бабулю со сметаной нашли, купили у неё оставшуюся, всю забрали. Эх, жаль, картошки не было. В июне месяце молодой картошки ещё нет, а старую уже съели. Голодно, но жили ведь как-то, и жили весело, хорошо. Как говорится" Не хлебом единым жив человек". Но рыбой.

    Пришли в общагу. Красавцев почистили, на ходу соображая, что вперёд положить, что потом  торжественно в сметану  загрузить, а Здравка мне помогала кудесничать. Натушили целую кастрюлю карпов в сметане. Или карасей. Всем понравилось.

    Вообще курс у нас был очень дружный. Как то совпали мы по времени, по интересам, в пространстве. Мы бултыхались в одном потоке вселенского сознания и учились друг у друга. Костяк уже в конце первого курса сформировался, так и держался до окончания. Да и после Мухи тоже.

    Было ли это в тот же вечер, или в вечер следующего дня, уже не помню. Прохладный день в июне не редкость. Что делать вечером молодым и здоровым студентам? Оделись потеплее, гитару взяли, за фауст-патроны "Рубина" арендовали  у местных рыбаков на вечер две лодки, огромные такие "сомины". Человек десять или 12 помещалось в одну. Гребут мальчики. Водоросли - "тарнава"- сплошным лесом покрывают дно, кажется, что не по воде, а по полю некошеному плывем. Солнце к горизонту садится. С воды Ростов, как  чудный остров с царством славного князя  Гвидона смотрится. Безумно красиво. Длинными лентами по воде волнуются водоросли. На мне свитер грубой вязки, толстый и тёплый, рукава мешают. Закатала повыше, руку в воду опустила,  провожу ею вдоль борта. Плывём. Какой бесёнок вдруг встал за моей спиной и решил поиграть со мной? Наклонилась, захватила в кулак тарнаву*, крепко вцепилась и... рывком  ушла  с головой в воду.

     Когда я вынырнула, то увидела, что напротив меня, по пояс в воде, стоял Володя Шапошников. С его лысой головы и со свитера свисали водоросли, как собственно, и с меня тоже, обвешанные длинными зелёными украшениями мы медленно увязали в иле. Жаль, поплавать не удалось. Тяжела кольчужка оказалась, свитер мой килограмм десять стал весить. Держась за лодку, потащились к берегу. Вот такой театр водяного и русалки получился. А Саша даже и не подумал прыгать в воду! Он-то знал, что я пловчиха. Вернулись в общежитие. Унывать причин нет. Все на месте, ну, подмокли, так не криминал же! Переоделись, гитару в руки и песни петь. Романсы. Какой великолепный голос у Толика Коцарева. Он и сейчас иногда выступает в Оперном театре у себя в Пензе. А ведь уже получил звание Академика. Поющий академик Российской Академии Художеств.

Да. Замечательный был курс. Весёлый.


 продолжение http://www.proza.ru/2017/06/01/14

  тарнава* - так  в Ростове местные жители называют водоросли, которые заполоняют озеро Неро в летнее время года.