Петух и лиса. Рассказ дедушки Васи

Юрий Солей
Петух и лиса. (Рассказ дедушки Васи.)
Юрий Солей
22.05.2017

  Как-то раз возвращался я домой из одного села. Сижу на автобусной остановке, автобус жду. Тут дед Василий подходит - тоже в город собрался. Сидим, беседуем и на куриц смотрим, которые тут же хлебную корку в драку-собаку долбают.  Корка та аж в воздух подлетает. А куры снова к ней наперегонки. Наконец, корка мне под ноги подлетела и куры наглые чуть не на меня прыгают. Хотел я корку отпнуть, но нечаянно и курице от меня ногой досталось. Тогда петух начал на меня наскакивать, атаку изображать. Одно крыло раскрыл и шпорой по перьям шебуршит. А сам на меня боком, боком, наскакивает. Смешно!

  Я смеюсь, а дед Василий серьезно так говорит:
 - Ты с ним поосторожней! Видишь, он при исполнении. На голову прыгнет - мало не покажется.

  Я и сам вижу, что петух не шутит - дурной на всю голову. Отодвинулись мы в глубь остановки и петух отстал. А дед Василий мне тогда и рассказал эту интересную историю. Вот послушайте:

 - То давно было. Я тогда еще парубком был. Жили мы на хуторе, почитай в лесу. Недалеко деревушка была и там кузнец жил - дед Архип. И послал меня отец к кузнецу  - скобы для постройки прикупить. И когда я уже пошел было в деревню, отец остановил меня и сказал:
 - Ежели Архипа в кузне не будет, ты к нему во двор иди. Но петуха тамошнего остерегайся и куриц его стороной обходи. А то, неровён час, без глаза  останешься.

  Я засмеялся было:
 - Нешто я от петуха не отобьюсь?
Но отец еще раз серьезно меня предупредил.

  Дед Архип в кузне как раз работал, и, когда дело было сделано, я про петуха спросил - сильно уж мне интересно стало, что за петух такой у него особенный.

  Дед Архип засмеялся вначале, а потом посерьезнел и сказал:
 - Петух у меня вроде и обычный с виду, но куриц своих в обиду не дает. Его тут все в деревне уважают и кур наших стороной обходят. А ежели кто курицу ногой пнёт или камнем в неё кинет, то придется ему с петухом познакомится. А зазря он никого не обижает. Поначалу-то его драчуном считали, жаловались мне, на борщ петуха советовали отправить. Но после одного случая, зауважали и теперь даже здороваются с ним при встрече.

  Дед Архип замолчал и принялся в горн уголёк подкидывать. Я стоял и смотрел, а больше ждал, когда дед освободится, чтобы историю узнать про петуха. А потом и вовсе за меха взялся, чтобы угли раздувать. Дед ухмыльнулся и одобрительно кивнул.

  Тут я и попросил его историю петушиную рассказать, пока угли разгораются.

  Дед Архип улыбнулся и сказал:
 - Ну, хорошо. Слушай. Года три назад повадилась лиса в деревне кур воровать. То в одном дворе курицу унесёт, то в другом. Среди бела дня! Только перья по траве от курицы остаются. И никто не видел и не слышал, когда и как это происходит - вот такая хитрая она бестия.

  Мужики уже и капканы  ставили, и засидки делали - всё одно, лиса никак не  попадается. В каждом дворе умудрилась по две курицы утащить, а то и по три. А моих куриц не трогает, хотя они свободно гуляют по деревне. А мой двор, ты видел, ближе всех к лесу. Все удивляются, а я-то знаю, в чём заковыка. Начали даже муру всякую городить, что не лиса это вовсе, а чёрт диковинный.

  Дошло до того, что куриц перестали со двора выпускать. Вот тут-то лисе и до моих куриц дело стало. Мне самому интересно, чем всё кончится. Я ружьё приготовил и ухо востро держу - жду, когда курицы сигнал мне подадут. Пару раз пыталась рыжая к моим курам подобраться, но не удалось. Я выскочу с ружьем, а её и след простыл. А Пётр Петрович гоголем ходит. Гордый такой. Говорю ему: "Молодец, Петр! Только ближе немного её подпусти."
 
  Ну, он как будто понял меня. И в следующий раз, когда курицы гвалт подняли, я выскочил с ружьем и вижу картину чудную: лиса не к лесу бежит, а прямо на меня. А лиса - красавица, крупная, яркая огнёвка! Петр Петрович за ней по воздуху летит. Да как даст ей! Даст! Она аж кубарем перевертается! Меня не видит, глаза от петуха прячет. Бежит, сама не знает куда. А я стою с ружьём и стрельнуть боюсь - как бы Петю не пришибить. Тут лиса поняла, что не туда бежит, заметалась, а куда бежать не поймёт. Петя долбанул её еще разок, и через плетень во двор залетел. Тут и мой черёд настал.... Теперь у Матроны знатная рыжая накидка - горжетка, по французски если.

  Пропажи куриные прекратились и всё на свои места встало. Лесные жители себе живут, а мы - себе. Да и та лисичка от безвыходья кур воровала - потом я рассмотрел, что одна лапка у неё повреждена была. Зайца с такой ногой уж не догнать. Пришлось хитрить и кур воровать. Но, видно, правду говорят, что на всякого хитреца довольно простоты. Петя-то к своим обязанностям честно относится и просто - без всяких "если"...

  После того все в деревне с Петей уважительно здороваются и Петром Петровичем величают. И куриц моих в лицо знают и стороной обходят.

  Помолчал дед Архип немного, а потом добавил:
 - Горжетка-то знатная получилась - тёплая, красивая. Но Матрона моя до сих пор боится в ней во двор выходить.


фото взято из Инета

Еще куриные истории:
http://www.proza.ru/2008/04/27/461 - Куриные истории. Отважный Петушок
http://www.proza.ru/2008/04/28/321 - Куриные истории. Первое яйцо
http://www.proza.ru/2008/05/24/490 - Куриные истории. Сила любви
http://www.proza.ru/2015/07/15/1068 - Куриные истории. Рассказ тёти Кати

Ещё  рассказы с участием дяди Васи:
http://proza.ru/2019/08/01/33 - Чёрный язык. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2019/03/11/2051 - Стрелянные гильзы. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2017/09/03/1920 - Емеля и Волк. Рассказ дяди Васи
http://proza.ru/2016/04/23/1730 - Язык животных 
http://proza.ru/2015/07/18/1090 - Моя борьба с грызунами

Петух и лиса. (Рассказ дедушки Васи.)
Юрий Солей
22.05.2017